Содержание
Введение3
Глава 1. Общие положения избирательного права Российской Федерации4
Глава 2. Выборы. Плюсы и минусы закона7
Глава 3. Некоторые вопросы прав граждан на участие в управлении государством. Судебная практика17
Заключение29
Список источников и литературы30
Выдержка из текста работы
Исторически российская государственность не может похвастаться особыми демократическими традициями. Политическая жизнь в России всегда тяготела к авторитарности. Отдельные демократические институты существовали в российском политическом процессе, но их развитие сопровождалось большими сложностями.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что выборы, обеспечивающие одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства, являются институтом демократии как политической формы организации государственной власти. Особо важны для понимания природы демократии и правового peгулирования избирательного процесса положение ст. 3 и 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Выборы, избирательное право, ответственность за его нарушения являются сущностными элементами конституционного строя.
Признание этого обстоятельства означает, что избирательные законы должны быть признаны конституционными законами и, соответственно, приниматься квалифицированным большинством голосов: на федеральном уровне – квалифицированным большинством Государственной Думы РФ, на региональном уровне – квалифицированным большинством высшего законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что к каждым новым выборам Государственной Думы принимается абсолютно новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также новый ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации».
К каждым новым выборам Госдумы РФ совершается очередное «подстраивание закона под себя» с помощью изменения избирательного законодательства простым большинством парламента. Но ведь с точки зрения принципов конституционализма это абсурд, искажение народовластия.
В режиме обычного законодательства и порою в кратчайшие сроки нормы рамочного ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменяются весьма кардинально. Получается, что в режиме конституционной легитимности кардинально меняется избирательная система как ядро конституционного строя.
Целью данной работы является комплексное изучение выборов как политической ценности и правового института.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие исследовательские задачи:
проанализировать понятие выборов и их значение в механизме народовластия;
рассмотреть историю развития российского законодательства о выборах;
характеризовать правовое регулирование выборов на современном историческом этапе;
выявить проблемы реализации функций выборов и предложить возможные пути реформирования законодательства.
Объектом исследования в данной работе является отношения, возникающие в процессе конституционно-правового закрепления института выборов.
Предметом исследования выступает международно-правовые акты и российское национальное законодательство, регулирующее институт выборов.
Методологической основой курсовой работы явились диалектический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, социологический, сравнительно-правовой, исторический и программно-целевой методы, а также общенаучные и частно-научные методы, такие как: анализ, обобщение, толкование, классификация, индукция и дедукция
Степень научной разработанности темы. В науке отечественного конституционного права исследованию различных вопросов теории избирательного права и практики применения законодательства о выборах в последние годы посвящено множество работ.
Проблемы развития избирательного законодательства исследовались в трудах таких российских ученых, как П. А. Астафичев, М.В. Баглай, И.Б. Борисов, Ю.А. Веденеев, B.C. Елистратова, Е.И. Колюшин, С.Д. Князев, В.Т. Кабышев, А.Е. Любарев, М.С. Матейкович, Л.А. Нудненко, А.Е. Постников, О.Г. Румянцев, Е.Е. Скосаренко, P.P. Сеченова и др.
Теоретическую базу курсовой работы составили научные труды, учебная и периодическая литература по конституционному и избирательному праву России.
Нормативную базу работы составили Конституция РФ, международно-правовые акты, федеральные законы и иные нормативные акты.
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ
1.1 Понятие выборов, их значение в механизме народовластия
Для уяснения сути выборов необходимо прежде всего отметить, что выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами. При этом принципиальное отличие выборов от прямого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти состоит в том, что выборы должны проводиться публично и открыто, без какого-либо принуждения и административного давления на избирателей со стороны государственных органов. То есть выборы должны быть свободными прежде всего от вмешательства собственного государства. На этом строится демократия.
Во всех демократических государствах принцип свободных выборов является ключевым. В политической системе таких стран важнейшая роль отводится избирательным органам, выполняющим фактически функции четвертой независимой ветви власти. Они призваны пресекать незаконное использование административного и медийного ресурса в первую очередь правящими партиями и государственными служащими.
Так, к примеру, избирательные органы имеют право отстранять руководителей СМИ за нарушение принципов равенства при освещении выборов, выносить предупреждения высшим государственным чиновникам, налагать крупные денежные штрафы на политические партии.
Выборы легитимируют властные органы, т. е. создают законные основания для их деятельности. Замещение должности путем всеобщих выборов — это, образно говоря, легитимность самой высокой пробы, особенно когда кандидат одерживает убедительную победу, получает большое число голосов избирателей.
Выборы и народное представительство высоко оценивали и дореволюционные ученые и политики. Так, русский государствовед Н. И. Лазаревский еще на заре становления российского пар……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Всеобщая декларация прав человека // Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета —1993 — 25 декабря—№ 237.
3 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 2002 — № 24, ст. 2253.
4 Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 2003 — № 2, ст. 171
5 Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ — 2005 — №21, ст. 1919
6 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ — 2003 — № 40, ст. 3822.
7 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 1999 — № 42, ст. 5005
8 Бархатова Е.Ю Комментарий к Конституции Российской Федерации.. – М.: Проспект, 2011 – 256 с.
9 Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 858 с;
10 Веняминова А.А. Правовые основы формирования представительных органов власти в годы становления Советского государства // Проблемы и перспективы реализации национальных проектов развития экономики России. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Сочи, 2008. С. 182
11 Волченко В.Н. Современные тенденции реформы избирательного законодательства в Российской Федерации // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: материалы I международной заочной научно-практической конференции (16 мая 2012 г.). — М.: Изд-во «Междунар. центр науки и образования», 2012. — С. 86-90
12 Гришин Н.В.. Институт выборов и российская государственность // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. — №3. — С.405-410.
13 Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. — М.: Юстицинформ, 2008. – С. 163—166
14 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Большаков С.В., Веденеев Ю.А., Вешняков А.А., Волкова О.Н., и др.; Отв. ред.: Вешняков А.А.; Науч. ред.: Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. — М.: Норма, 2003. — 816 c.
15 Институт выборов представительных органов власти в России XX — начала XXI вв. (Историко-правовой аспект). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Воробьева В.Ю. — С.-Пб., 2004. — 164 c.
16 Карпычева Е.В. Лишение избирательных прав за занятие частной торговлей по Тверскому региону: источниковед-ческое исследование (1918−1936 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009. – 25 с.
17 Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лайбо, Л. М. Энтина. — М: Норма, 2010. — 832 с.
18 Красинский В.В. Теоретические основы нормативного правового регулирования организации и проведения выборов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — М.: Юрист, 2003, № 1. — С. 13-16
19 Лазаревский Н. И. Народное представительство и его место в системе других государственных установлений // Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX—XX вв.: хрестоматия. — М.: Весь мир, 2003. — С. 345
20 Линейцева К.С Развитие избирательного законодательства как основа изменения уровня правовой культуры электората России // Теория и практика общественного развития — № 3 – 2013 – С. 303-308
21 Минникес И.В. Принцип обязательности выборов: историко-правовой анализ //Пролог — № 1 – 2013 – С. 6-13
22 Новиков М.С. Понятие выборов, их значение в механизме народовластия // Пробелы в российском законодательстве . Юридический журнал. — М., 2009, № 1. — С. 33-36
23 Организационно-правовые основы информационного обеспечения выборов в Российском государстве (теоретический и историко-правовой аспекты). Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Собалирова З.Х. — Краснодар, 2011. — 26 c
24 Правовое регулирование выборов в Российской Федерации [Текст] / А. П. Мясников // Юристъ — правоведъ. — 2011. — № 2. — С. 84-89.
25 Синяева, Н. А. Правовые основы и практика выборов в Государственную Думу Российской империи на региональном уровне :на примере Нижегородской губернии : Автореф. дис. … канд. юрид. наук — Мытищи, 2010. — 30 с.
26 Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько, — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011, — 528 с.
27 Торшенко, А. А., Трегубенков, В. А., Понятие выборов в Российской Федерации //Российский юридический журнал. -2001. — № 2 (30). — С. 40 — 48
28 Эволюция законодательства о выборах в органы городского самоуправления и его влияние на развитие системы управления городами в Российской империи (на примере губернских и уездных городов Центрального Черноземья). Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бочаров А.В. — Белгород, 2011. — 22 c.
29 Юридический энциклопедический словарь.– М.:НОРМА, 2010.– 899 с.