Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика начального этапа обучения
иностранного языка
1.1. Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранного языка
Глава 2. Обучение новому материалу по английскому языку в начальной школе
2.1 Обучение фонетике
2.2 Введение новой лексики
2.3 Введение новой грамматики
2.4 Обучение чтению
Заключение
Библиография
Выдержка из текста работы
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников данное умение, т.е. формировать универсальные учебные действия (Кондакова, 2008).
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. УУД – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. А Асмолов А.Г. дает такое определение УУД – « инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса», и выделяет основные виды действий: «личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные» (Асмолов, 2010, 3).
Начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. Основы познавательных УУД надо закладывать в начальной школе на всех уроках, но мы остановимся на предмете «Русский язык», как на одном из фундаментальных предметов начальной школы, а текст, в свою очередь, является важной единицей обучения. Данный учебный предмет обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, а работа с текстом, на нем, открывает возможности для формирования извлечения нужной информации при чтении и прослушивании, логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника и по другим предметам.
Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А познавательные УУД – важной составляющей содержания образования в начальной школе. И мы в своей работе остановимся только на них, так как именно они дают хорошую возможность для формирования у детей системы познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщения и использования полученной информации.
Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий, по мнению В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконина, и от их качества (познавательных задач) зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
Существующая потребность, а также недостаточная разработанность в формировании познавательных универсальных учебных действий посредством работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе и определяет тему нашего исследования «Методы и приемы формирования познавательных УУД при работе с текстом на уроках русского языка в начальной школе» и обусловливают ее актуальность.
Проблема исследования: каковы эффективные методы и приемы формирования познавательных УУД при работе с текстом на уроках русского языка в начальной школе. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Предметом исследования являются методы и приемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование познавательных универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках русского языка в начальной школе будет успешным, если:
1) учитель будет систематически и целенаправленно подбирать текстовый материал и использовать его на различных этапах урока;
2) будут использованы различные методы и приемы формирования познавательных универсальных учебных действий при работе с текстом.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить методическую и педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень её теоретической разработанности.
2. Определить сущность работы с текстом как средством формирования познавательных универсальных учебных действий.
3. Разработать систему упражнений работы с текстом, для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Методологическую основу исследования составили:
? системный и личностный подход к процессу обучения младших школьников в рамках методики преподавания русского языка (Е.В. Архипова, Н.И. Демидова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Пленкин, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.);
? принцип системности в описании языковых единиц (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Ф.П. Филин, Д.Н. Шмелев, Г.С. Щур и др.).
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях совершенствования работы по формированию познавательных универсальных учебных действий.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, таблицы, заключения, списка использованной литературы.
………….
Список использованной литературы
1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 104 с.
2. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы [Текст] / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
4. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010. – 151 с.
5. Волков, А. Е. Модель «Российское образование — 2020» [Текст] / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. – 2008. № 1. – С. 32-64.
6. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] / Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. – Режим доступа : www.standart.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
7. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте [Текст] / И. Ю. Гутник. – СПб.: Книжный Дом, 2008. – 248 с.
8. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002. – №3. – с. 105.
9. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И.И. Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2011. Пилотный выпуск. – С. 4-6
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 309 с.
11. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2. – С. 3-6.
12. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования Текст. / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2007. № 4. – С. 16-24.
13. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. – 2002. – № 1. – С.14.
14. Львов, М. Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с.
16. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., 2009. – 120 с.
17. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // РЯШ. – 2004. – №4. – С.8-16.
18. Педагогические технологии [Текст] / авт. сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
19. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., 2009. – 120 с.
20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
21. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М., 2009. – 120 с.
22. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения [Текст] / учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993. – 383 с.
23. Текнеджян, Т.В. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. ? М., 2008. – 247 с.
24. Технология группового взаимодействия: из опыта работы учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. – СПб., 2004. – 112 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов