Содержание
Содержание
Введение3
1. История нормативно правового регулирования авторского права..5
2. Общая характеристика Всемирной конвенции об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.)..17
2.1. Характеристика преамбулы Женевской конвенции 1952 года..17
2.2. Сфера действия Всемирной конвенции 1952 года..18
4. Защита авторских прав..24
Заключение.33
Литература..36
Выдержка из текста работы
Актуальность темы не вызывает сомнений, т.к. с наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность. Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. «Интеллектуальная собственность охраняется законом».
«Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции».
Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав.
Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. В условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.
В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» «Российская газета», №289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.
С принятием четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права.
Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторское право в том числе. Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем.
Объектом изучения данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с творческой деятельностью, а также правовые нормы, регулирующие авторское право.
Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.
Цель работы — исследование современной правовой базы в области авторского права. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1) рассмотрение истории становления и развития авторского права; 2) изучение понятия и структуры авторского правоотношения; 3) изучение понятия и видов объектов авторского права; 4) анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение исключительных прав автора и личных неимущественных авторских прав; 5) изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.
Теоретической основой курсовой работы послужили исследования отечественных правоведов, которые проводились Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, Е.А. Флейшиц, и другими.
Несмотря на множество научных трудов, посвященных анализу правового регулирования авторских прав, в настоящее время, с учетом происходящих изменений, как в нормативном правовом регулировании, так и правоприменительной деятельности появилась необходимость в исследовании ряда новых аспектов.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение, Так же использована судебная практика Верховного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемых источников.
1. Общие положения об авторском праве
.1 История возникновения и становления авторского права в России
Объективные основания возникновения авторского права неразрывно связаны с творческой деятельностью человека.
Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции.
Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.
Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.
Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.