Содержание
ПЛАН:
1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………3
2.ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………….…………8
2.1.Физическое развитие школьников………….……………………….12
3.ПЬЯНСТВО…………………………………………………….……..……….17
3.1.Причины употребления алкоголя…………….………………………17
3.2.Влияние на здоровье и потомство, последствия…………….……..25
4.ТАБАКОКУРЕНИЕ……………………………………………..……………29
4.1.Воздействие табакокурения на основные органы и системы…..29
5.НАРКОМАНИЯ…………………………………………………….…………36
5.1.Причины употребления наркотиков……………..………………….36
5.2.Социальные факторы наркотизма………………..………………….41
5.3.Семья……………………………………………………………………..41
5.4.Сверстники и мода………………………………….…………………..43
5.5.Психологические факторы……………………………………………….44
5.6.Биологические факторы…………………………….…………………46
6.ВЫВОДЫ………………………………………………………………………56
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..67
Выдержка из текста работы
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, не искоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.
Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее — несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.
Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним — это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.
Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: «Не вертись», «Вынь палец изо рта», «Не грызи ногти» и т. п.
Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое «неправильное» поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна — малыш просто «подсмотрел» такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.
Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.
Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Однако проблема много шире. Вредная привычка — отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, привычка нередко превращается в черту характера. Русская пословица гласит: посеешь привычку — пожнешь характер. В таком аспекте к вредным привычкам правомерно отнести и обыкновение теребить волосы, мочку уха, сидеть и ходить сутулясь, елозить на стуле и шаркать ногами при ходьбе, поминутно отплевываться и употреблять слова-паразиты «вот», «значит», громко говорить и чрезмерно жестикулировать, хватать другого за рукав, ворот куртки или за пуговицу при разговоре, не смотреть в глаза собеседнику и т.п.
За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.
Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это — причины возникновения вредных привычек.
В настоящее время все большее значение приобретает профилактическая работа в ДОУ. Но до сих пор профилактика вредных привычек у старших дошкольников — малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности сотрудников ДОУ. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического и физического здоровья детей на этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности у нас в стране плохо развита. Но от этого ее роль не уменьшается.
Профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях, влекущих за собой появление вредных привычек.
Профилактическая работа должна прогнозировать возможность появления вредных привычек и проводить работу в направлении их предупреждения.
Профилактические мероприятия разрабатываются с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение вредных привычек.
Таким образом, проблема профилактики вредных привычек у старших дошкольников является актуальной.
Необходимость профилактики вредных привычек у дошкольников продиктована законом РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 «Об образовании» (подпункт 3 пункта 3 статьи 32), где говорится, что администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
Следовательно, существует противоречие недостаточной разработанности мер по профилактике вредных привычек у старших дошкольников и необходимостью проведения данной работы. Из данного противоречия возникает проблема необходимости разработки профилактики вредных привычек у старших дошкольников.
Теоретической основой нашего исследования стали работы исследователей в области возрастных особенностей дошкольного возраста (Е.О. Смирновой, А.Г. Хрипковой, Г.А. Урунтаевой), педагогических особенностей дошкольного возраста (С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Е.А. Лобановой) и особенностей профилактической работы педагогов ДОУ с дошкольниками (Т.Н. Воробцовой, Н.И. Еременко).
Цель исследования: изучить профилактику вредных привычек у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: профилактика позволяет предотвратить появление и развитие вредных привычек у старших дошкольников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий выявить наличие вредных привычек у старших дошкольников.
3. Разработать и реализовать мероприятия профилактики вредных привычек у старших дошкольников.
4. Провести эмпирическое исследование профилактики вредных привычек у старших дошкольников.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа); аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Объект исследования: вредные привычки у старших дошкольников.
Предмет исследования: профилактика вредных привычек у старших дошкольников.
Данная курсовая работа имеет следующую структуру:
— введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования;
— глава 1;
— глава 2;
— заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;
— список литературы, который включает в себя 20 изданий.
База исследования: МДОУ ЦРР детский сад № 350.
Глава І
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЕЛМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Виды вредных привычек у старших дошкольников
У старших дошкольников очень часто отмечаются следующие привычки.
А.И. Баркан считает, что для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является сосание пальца [1]. Есть дети, которые требуют для засыпания соску или берут в рот палец. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому, прежде всего, родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.
Для отучения ребенка от этой привычки часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.
Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных «беспроблемных» детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.
Роль «успокоителя» может сыграть мягкая игрушка, например, плюшевый медвежонок, которого ребенок постоянно берет с собой в постель на ночь. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей.
Некоторые родители бывают испуганы, когда наблюдают у маленького ребенка отвердение полового члена. Однако это совершенно нормальное явление. Оно вызывается, как правило, непроизвольным механическим раздражением, например под напором мочи или при эпизодических играх с гениталиями.
Для детей характерно изучать свое тело, в том числе и гениталии. К тому же, при мочеиспускании и гигиенических процедурах внимание малыша концентрируется на этой области. Иногда дети, находясь в кроватке, возбуждают ритмичными движениями свои гениталии. Они явно испытывают при этом приятные ощущения, сходные с теми, когда родители их поглаживают.
Все это совершенно естественные вещи, которые не должны быть поводом для беспокойства. Родители не должны принимать каких-то мер, чтобы отучить детей от таких «игр». Не следует все время отнимать руки ребенка от гениталий, ругать или тем более наказывать его. При хорошем контакте с ребенком, когда ему комфортно в семье и он получает достаточное количество духовных импульсов, соответствующих его возрасту, это явление проходит само по себе.
С. зайцев указывает, что при неблагоприятных условиях для развития ребенка и в случаях, когда его внимание постоянно фиксируется на вредной привычке, приятные ощущения, получаемые ребенком при игре с гениталиями, могут стать для него своеобразным заменителем отсутствующего домашнего тепла или недостаточной родительской заботы [8]. Однако упорное самоудовлетворение, ставшее основным занятием для ребенка, должно насторожить родителей, так как это свидетельство серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром. В таких случаях необходимо обследование ребенка у психолога.
Относительно других вредных привычек у детей дошкольного возраста необходимо заметить, что успешно бороться с ними можно, уделяя ребенку больше нежного внимания и одновременно развивая его самостоятельность так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Если родители видят, что ребенок не может расстаться с вредной привычкой, например, продолжает сосать палец, необходимо обратить внимание на общение с ребенком и заново посмотреть на его положение в семье.
Согласно Н. И. Еременко чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки [5]. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе поведения ребенка в группе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.
Одни дети склонны к тому, чтобы срывать свои чувства на собственном теле, причиняя себе боль: они рвут на себе волосы, обгрызают ногти. Другие ведут себя агрессивно по отношению к остальным детям, а есть и такие, которые испытывают ночные страхи. Они вскрикивают во сне или просто плохо спят ночью, не могут заснуть или снова мочатся в постель.
Таким образом, основные виды вредных привычек у старших дошкольников поддаются коррекции.
1.2 Причины появления вредных привычек у старших дошкольников
А.Г. Хрипкова указывает, что нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием [14].
Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.
Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его р…
**************************************************************