Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Некоторые особенности цветов……………………………………………….5
1.1. Основные свойства цветов……………………………………………….5
1.2. Смешение цветов………………………………………………………….7
1.3. Собственные и несобственные качества цвета………………………….9
2. Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека……………………………………………………………………….11
2.1. Воздействие цвета на вегетативную нервную систему……………….11
2.2. Воздействие цвета на центральную нервную систему и психическую деятельность человека………………………………….15
2.3. Цветовые предпочтения людей…………………………………………17
2.4. Цвет и эмоции человека…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………28
Выдержка из текста работы
Семья в целом в настоящее время испытывает кризис, а ведь ценностные нормы и правила, любовь, забота, сочувствие, ответственность взращиваются именно в семье. Работа с проблемной семьей — одно из приоритетных направлений в деятельности социального педагога.
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей, в том числе и их эмоционального состояния. Эмоциональная сторона человеческого общения всегда была и остается одной из самых трудных областей психологии, сдерживаемых в своем развитии отсутствием соответствующих методов исследования [010]. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется такая технология творчества как арттерапия, т. е. метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций.
Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения [029, 031]. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций — это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека [027].
В социальной психологии используется ряд понятий, близких понятию эмоциональное состояние группы по смыслу: «дух группы» [017], «эмоциональное единство группы» [024], «эмоциональный климат группы» [04], «социально-психологический климат группы», «групповая сплоченность» [015], «эмоциональная коммуникативность» [027], «эмоциональное самочувствие» [07].
Исследованию эмоционального состояния посвящены работы психологов А. С. Чернышева, С. В. Сарычева [024]. Также широко известны опыт и книги таких педагогов, как М. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинын [010].
В современной литературе существует довольно много понятий, близких понятию «неблагополучная семья» по смыслу: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья».
Среди современных отечественных специалистов, исследующих специфику неблагополучных семей, деструктивных семейных отношений при наличии в ней химически зависимого, следует назвать Битенского B.C., Братуся Б.С., Валентика Ю.В., Гоголеву А.В., Горьковую И.А., Е.М., Зыкова О.В., Короленко Ц.П., Кулакова С.А., Менделевича В.Д., Павлова И.С., Проценко Е.Н., Сельченка К.В., Саликова Е.Т., Сегала Б.М., Сироту Н.А., Терентьеву А.В., Ялтонского В.М., Христофорову М.И., Шипицину Л.М. и др.
Проблемами арттерапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольникова, Т. С. Комарова, Л. Д. Лебедева. Среди зарубежных специалистов, применяющих в своей работе арттерапию — К. Г. Юнг, А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия «эмоциональное состояние группы», нет четкого определения в научной литературе понятия «неблагополучная семья», очень разнообразна характеристика социально-неблагополучных семей. Анализ статей по социально-психологической тематике за последние десять лет свидетельствует об отсутствии публикаций на тему эмоционального состояния группы. Так же не существует систематизированного подхода к изучению влияния технологий творчества на эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей.
В качестве объекта исследования выступают технологии творчества; эмоциональное состояние детей; неблагополучные семьи.
Предметом исследования является — влияние технологий творчества на эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей
Цель данного исследования состоит в изучении влияния технологий творчества на эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. раскрыть понятие технологии творчества, выделить основные технологии творчества;
2. изучить понятие «эмоциональное состояние группы»; раскрыть сущность феномена настроения как эмоционального состояния группы;
3. описать понятие «неблагополучные семьи»;
4. дать теоретическое обоснование возможности влияния технологий творчества на эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей.
Эмпирические задачи:
1. определить эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей до использования технологий творчества;
2. изучить эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей после применения технологий творчества;
3. установить и описать влияние технологий творчества на эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей.
Гипотеза: технологии творчества влияют на эмоциональное состояние детей из неблагополучных семей.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Виды технологий творчества
Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.
Определяет способность человека к творчеству его «бесконечная сложность», дающая ему возможность созидать, приобретать новые знания, умения, навыки, связи, роли, отношения и т. д. Противодействовать внешним силам человек может только потому, что способен стать бесконечно сложным, непредсказуемым в своих проявлениях, особенно в пограничных ситуациях. Например: человек находит в себе силы и начинает вести жизнь без наркотиков и алкоголя; ведет борьбу за жизнь в экстремальных ситуациях и т. д. Благодаря своей бесконечности, сложности, человек может противопоставить себя внешнему давлению и стать законодателем нового, значимого для себя порядка.
Творчество побуждает в человеке мотивацию к активной деятельности, часто для человека важен сам акт творения, а не его плоды. Каждый человек способен к творчеству. Основанием к творчеству является его творческий потенциал (лат. — potential) — это: возможность, мощность, источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения задач, достижения определенной цели; деятельностная сторона бытия человека, его ресурс возможных действий [201].
Большинство исследователей определяют творческий потенциал как: «системное качество интеллектуальных и физических сил человека, ориентированного на созидание новых, положительно значимых социальных ценностей».
Творческий потенциал проявляется: в процессе активного бытия с миром; в системе надприродных отношений, в которой образуется человеческая сущность, бесконечность и сложность мира; если в процессе взаимодействия мира и человека становится возможным его творчество.
В процессе взаимодеятельности образуются предпосылки формирования и развития творческого потенциала, который является выражением качественной характеристики субъекта творчества.
Содержание творческого потенциала человека — это совокупность различных способностей и потенциалов:
— преобразовательно-предметных (навыки, умения, способности);
— познавательных (интеллектуальные способности);
— аксиологических (ценностные ориентации);
— коммуникативных (нравственно-психологические качества);
— художественных (эстетические способности).
Связывают творческий потенциал со способностью человека самостоятельно ставить и решать в том или ином виде деятельности общественно значимые проблемы.
Творческий потенциал личности определяется:
— полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками;
— способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному;
— мерой реализации способностей в той или иной (или нескольких) сфере: труде, общении, социально-организаторской и революционно-критической деятельности».
Творческий потенциал человека — это внутреннее условие его саморазвития и качественная характеристика состояния его способностей и готовности осуществлять социальное функционирование, констатирующие уровень развития человека.
Формы проявления творческого потенциала: взаимодействие с миром, труд, общение, игра.
Творческий потенциал фиксирует источники саморазвития индивидуума, реализующего себя вовне, т. е. актуализирующегося, выражает меру свободного деятельностного отношения человека к миру, фиксирует реально существующие образовательные, информационные, морально-нравственные, коммуникативные ресурсы. Творческий потенциал — это интегрированный признак социальности человека.
Творческий потенциал позволяет человеку:
— успешно адаптироваться к постоянно меняющейся экономической, политической, социальной и культурной ситуации в стране, проявлениям социальных противоречий и социальных рисков;
— активно влиять на их преобразование;
— ощущать потребность в проявлении, самостоятельности и ответственности в деятельности, социальном функционировании и социальном взаимодействии.
Состояние творческого потенциала человека отражает:
— социальные проблемы человека и их характер;
— способность человека к их решению;
— определяет уровень его социальности. Социальность человека определяется:
— способностью к свободному взаимодействию с окружающим миром; творчество эмоциональный неблагополучный семья
— самообеспечением жизнедеятельности;
— включенностью в социальные отношения и выполнением социальных ролей и функций.
Элементы структуры социальности — социальные способности, потребности, интересы и мотивы. Именно они обусловливают степень возможностей и потребности человека осуществлять свободную жизнедеятельность.
Условием развития социальности является вовлечение человека в деятельность, направленную на расширение горизонта его отношения к миру и самому себе.
Существует несколько точек зрения каким образом человек становится обладателем творческих дарований [201].
1. Способности индивида формируются и развиваются в процессе его жизни в конкретных условиях.
2. Человеческая природа стабильна и неизменна.
3. Свойства человека формировались в ходе длительной биологической и социокультурной эволюции.
4. Биологическая эволюция не могла произвести такого переворота в развитии человеческой природы, какой произвела культура.
5. Именно под воздействием культуры атрибутивные свойства человека находят свое социокультурное выражение в способностях человека.
Деятельность может осуществиться только при наличии способности субъекта реализовать ее в действительность. Особенности способностей:
— способности — это не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
— способности не сводятся к знаниям, навыкам или умениям, которые уже имеются у данного человека.
Способности человека можно представить четырьмя основными группами: интеллектуальные; духовно-нравственные; преобразовательные; социальные.
Интеллектуальные способности выражают социально-психологические возможности человека; знания, навыки, умения.
В структуру интеллектуального потенциала входят также: духовные ценности, идеалы, убеждения, ориентации, интересы человека.
Духовно-нравственные ценности человека — это потенциальный источник творческих сил человека формируют готовность включиться в деятельность; они являются нравственным базисом его деятельности; обеспечивают рационализацию жизнедеятельности человека, т. е. постановку, обоснование и принятие целей в соответствии с его нравственными установками, выбор способа, вида и сферы приложения своих сил; обеспечивают соотнесение целей и средств с планируемыми результатами своей деятельности; духовно-нравственные способности лежат в основе регламентации творческой деятельности.
Преобразовательные способности — это способности к деятельности, к преобразованию природы и вещества с целью удовлетворения своих материальных и духовных потребностей; основа для воспроизводства и развития жизни человека и общества. К способностям такого рода относятся способности к труду, потреблению, созданию необходимого и прибавочного продукта, получению дохода.
Социальные способности-это способности к общественной коммуникации. Развитость социальных способностей обеспечивает индивиду успешное взаимодействие с другими людьми, обществом в целом.
Для того чтобы человек включился в преобразовательную деятельность, недостаточно одних способностей. Важно также, иметь внутреннюю потребность их проявить, чтобы он был готов их применить и имел для этого соответствующие возможности.
По характеру и содержанию проблем, которые решает человек, можно измерить результаты жизнедеятельности человека, т. е. определить состояние его творческого потенциала.
Социальные проблемы человека — это: показатель кризиса социального функционирования человека в обществе; показатель состояния творческого потенциала человека, который не позволяет ему гармонично взаимодействовать с окружающим его миром; взаимодействие человека с окружающим миром в условиях макро-, мезо- и микросреды.
Для того чтобы человек мог себя реализовать, необходимо создать условия для его творческого отношения к жизни, сформировать необходимую среду, создающую условия для преодоления человеком кризиса социального функционирования.
Важным средством содействия и помощи человеку в решении его социальных проблем выступает социальная работа как вид деятельности и средство развития способностей и готовности человека к свободному взаимодействию с окружающим его миром.
Развитие или восстановление творческого потенциала в процессе социальной работы — это развитие способностей, потребности и готовности к решению своих проблем.
Главные цели процесса социальной работы с человеком: выявление степени возможностей человека осуществлять деятельностное свободное взаимодействие с миром; разработка и реализация путей практической помощи, содействия для восстановления или развития социальности человека как способности, потребности и готовности к социальному функционированию.
Без активного включения личностного творческого потенциала человека в решение своих проблем невозможно достигнуть должного эффекта в процессе социальной работы. Кроме этого труд социального работника без активного включения своего личностного потенциала, творческого видения способов и форм реализации тех или иных технологий социальной работы будет носить ремесленный, формальный характер, а поэтому будет непродуктивным.
Направления социальной работы для достижения социальности человека: вовлечение в деятельность; развитие; реабилитация; коррекция; воспитание.
Использование технологий творчества в социальной работе позволяет активизировать реабилитационный потенциал человека, сделав его активным субъектом реабилитационного процесса, за счет повышения личностной мотивации к творчеству. Технологии творчества направлены на выявление и развитие креативных способностей индивида и их развитие в различных видах деятельности.
К видам творческой деятельности специалиста социальной работы относятся:
— диагностическое и методическое творчество — поиск и нахождение новых способов изучения особенностей «человека в проблеме», применение и создание новых методов и диагностических приемов;
— коммуникативное творчество, т. е. креативность общения — поиск и нахождение путей решения новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностной взаимодеятельности в процессе социальной работы, создание новых форм общения в групповой работе;
— самореализация специалиста социальной работы на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определения индивидуальных путей своего профессионального роста.
Уровнями творчества в процессе социальной работы являются:
— уровень элементарного взаимодействия с индивидом, группой — специалист социальной работы использует обратную связь, корректирует свое взаимодействие по его результатам;
— уровень оптимизации взаимодействия в процессе социальной работы — творчество здесь состоит в умелом, эффективном выборе и целесообразном сочетании и применении известных технологий решения проблемы индивида;
— эвристический уровень — творчество на этом уровне состоит в конструировании технологий взаимодеятельности в решении проблем конкретного индивида;
— самостоятельность действий индивида как высший уровень творчества специалиста социальной работы.
Технология терапии творчеством. Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряженными с поисками смысла жизни, своего места среди людей и природы.
Терапия творчеством постепенно складывалась из следующих самостоятельных воздействий, соединившихся впоследствии в психологической и терапевтической практике в неразделимое целое: терапевтической увлеченности различными творческими занятиями и терапевтического самораскрытия в творчестве, целебного поиска смысла жизни. Конкретные приемы терапии увлеченностью и творчеством: игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия — возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического изучения воздействия творчества и культуры на человека и постепенно становятся самостоятельными направлениями психологической, социально-медицинской и социально-педагогической деятельности.
Выделяют следующие современные технологии творчества в социальной работе: библиотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, ландшафтотерапия, арт-терапия, куклотерапия, сказкотерапия, изотерапия и т. д.
Технологии творчества — наиболее эффективные технологии комплексной реабилитации, так как это не только позволяет развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияет на предупреждение и решение многих социально-психологических, и социально-педагогических проблем, возникающих у человека в процессе реабилитации и жизнедеятельности.
Технологии творчества как эффективные технологии применяются в комплексной реабилитации инвалидов, наркоманов, алкоголиков, склонных к бродяжничеству, психически больных и т. д. Они формируют активную социальную позицию и способствуют максимальному раскрытию их потенциала.
Понятие арт-терапии (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривается как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества.
Арт-терапия имеет несколько значений:
1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
2) как комплекс арттерапевтических методик;
3) как направление психосоциальной и психокоррекционной практики;
4) как метод.
К целям арт-терапии относятся: гармоничное развитие человека; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства; участие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде; самовыражение; самопознание; личностный рост в своем развитии. Арт-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, социально-педагогическими средствами.
К основным функциям арт-терапии относятся: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Арт-терапия в широком понимании включает: изотерапию (терапевтическое воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.); библиотерапию (терапевтическое воздействие чтением); иммаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетерапия); хореотерапию, коррекционную ритмику (воздействие движениями).
Основными коммуникативными методами объективации творческого потенциала человека технологиями социальной работы являются диалог и дискуссия. Диалог как метод технологий социальной работы является формой коммуникации, которая осуществляется путем взаимодействия в той или иной степени различных, но не соперничающих точек зрения, подходов, взглядов. В диалоге коммуникативный процесс развивается не только за счет принятия мыслей другого, но и за счет идей, стимулированных этими мыслями. Именно поэтому диалог в технологиях социальной работы является эвристическим коммуникативным механизмом. Свою устойчивость коммуникативный механизм приобретает благодаря формированию результата, который содержит и сохраняет общность, развивающуюся благодаря взаимодействию двух субъектов, каждый из которых вносит вклад в развитие этой общности посредством повторных действий друг на друга [201].
1.2 Понятие эмоционального состояния группы
Эмоциональные состояния — это обобщённое понятие, которое объединяет эмоции, эмоциональные переживания вследствие реагирования личности на внешние и внутренние раздражители.
Характер воздействия группы на личность, появление в группе некоего потенциала активности есть результат влияния целостного психического феномена, который называли по-разному: состояние группы, психологическое поле или психологическая атмосфера. Предполагалось, что от свойств этого эмоционально-целостного образования зависит степень проявления поведенческой активности членов группы [010, с. 13].
Эмоциональное состояние — важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: «коллективные эмоции», «коллективные чувства», «эмоциональное единство группы» [024], «эмоциональный климат группы» [04], «социально-психологический климат группы», «групповая сплоченность» [015], «эмоциональная коммуникативность» [027], «эмоциональное самочувствие» [07].
Эмоциональное состояние группы складывается из состояний всех ее членов, но только в случае, если в процедуре оценки самочувствия личности будет органично учтено влияние групповых процессов. Эмоциональные состояния — различного рода настроения, бывающие стеническими и астеническими [014, с. 172].
Что касается классификации эмоциональных состояний, то традиционно они делятся на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности), о чем говорят Л. В. Куликов [08], А. О. Прохоров [016], Е. Ю. Сосникова [020]. Такое подразделение особенно важно с практической, и в первую очередь с психологической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния; вдохновение — состояние, положительно влияющее на деятельность человека.
С. Л. Рубинштейн подчёркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам [018]. По мнению П. К. Анохина, положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведёт к отрицательным эмоциям [01].
Эмоциональное состояние всегда детерминировано внутренними и внешними причинами, определяется условиями ситуации и особенностями восприятия личностью данных условий. В зависимости от степени удовлетворения потребностей индивида и качества влияния на характер деятельности человека эмоциональные состояния делятся на благоприятные и неблагоприятные.
Принято выделять следующие эмоциональные состояния: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, призрение, страх, стыд, чувствам [011].
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удов-летворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.
От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни. Обычно человек хорошо знает свое состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Он ожидает какие-то определенные реакции от окружающих, но почему-то они реагируют иначе, живут иначе, думают иначе. И жизнь других для него становится непонятной. Если у кого-то что-то не складывается в жизни, то он рассуждает: как можно все время улыбаться, если жизнь такая трудная? Следовательно, у него напрашивается вывод: если человек часто улыбается, то его улыбка искусственная. Другой же никак не может понять, как можно все время киснуть и быть в плохом настроении.
Идея о тесной связи настроя, уровня развития коллектива обсуждалась в работах В. Г. Иванова: он рассматривал коллективные эмоции как динамическую характеристику коллектива.
Коллективные эмоции состояния являются условием, от которого зависит сложный процесс воспитания и развития личности [010].
Коллективные чувства — англ. collective feelings; нем. kollektive Gefuhle. По Э. Дюркгейму — чувства, испытываемые членами одного общества и являющиеся составной частью коллективного сознания данного общества [028].
Эмоциональное единство группы проявляется в общегрупповом эмоциональном настрое, во взаимной симпатии и взаимном тяготении членов группы друг к другу, в сопереживании, в наличии, характере и уровне эмоциональных связей, эмоциональной коммуникативности. Эмоциональное единство группы — это оценка ее по критерию эмоциональной совместимости, интегративности чувств, стеничности их проявления. [024]
Другое понятие, близкое к понятию эмоциональное состояние группы — эмоциональный климат группы. «Эмоциональный климат» охватывает лишь эмоциональную сферу жизнедеятельности группы, представленную, по преимуществу, в групповых настроениях. Важным составным элементом эмоционального климата является непосредственно эмоция. Эмоции оказывают влияние как на работу, семью, так и на отдых. Эмоции могут стать причиной душевного кризиса человека и наоборот стать причиной душевного подъема [026]. Эмоции влияют абсолютно на всю деятельность человека: в семье на работе на отдыхе мы испытываем эмоции. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости. Чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания [09].
Микроклимат — определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. Н. Лутошкин и др.) [024].
Социально-психологический климат группы — от греч. klima — наклон] — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. Благоприятный социально-психологический климат в сообществе напрямую связан с уровнем социально-психологического развития последнего [05].
Психологический климат — состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях людей, их отношениях ко всем значимым для коллектива явлениям. Психологический климат коллектива — это его психологическая готовность к действию [010, с.42];
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет психологической атмосферы — также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива [025].
Понятие эмоциональная коммуникативность близко к понятию социально-психологической атмосферы, если ее психологическим ядром считать эмоциональное состояние группы [024].
Эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, динамический процесс преобладающего эмоционального настроя (Б. Д. Парыгин) группы, ее эмоциональные потенциалы (А. Н. Лутошкин). Эмоциональная коммуникативность проявляется в реализации народной мудрости: «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря». Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности (например, «мажор» — «минор» коллектива) [024].
Эмоциональное самочувствие личности в группе представляет собой один из динамических показателей [07] социально-психологической адаптированности (дезадаптированности) к реальным микросредовым и межличностным воздействиям [07], [021], [022], [023]. Этот параметр дает представление о том, как переживает человек успешность или неуспешность своего взаимодействия с ближайшим окружением, а также его способность или неспособность справиться с конкретными требованиями микросреды.
Таким образом, в данной курсовой работе будем придерживаться следующего определения эмоционального состояния группы: эмоциональное состояние группы — межличностные связи эмоционального характера, различного рода настроения; психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения; интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.
К одному из разновидностей эмоционального состояния можно отнести настроение.
Настроение — исключительно сложное, многогранное и, вместе с тем, очень значимое социально-психологическое образование. В самой общей форме, настроением называют такое эмоциональное состояние человека, которое отличается значительной устойчивостью и которое оказывает определенное влияние на все другие переживания личности, на ее отношение к различным сторонам действительности, это наиболее значительная побудительная сила человека, стимулирующая его деятельность и накладывающая определенный отпечаток на его поведение [02].
Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т. п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям [030].
В научной литературе по психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. Например, Н. Н. Данилова пишет, что одно и то же явление одновременно может вызвать как эмоцию, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга [034]. Настроение — преобладающее и устойчивое состояние чувств, которое в крайней или патологической степени может доминировать во внешнем поведении и внутреннем состоянии индивида [06].
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые эмоциональные состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве общего фона психической жизни индивида и обеспечивающие преобладание в ней эмоций определенной модальности (радостное, унылое, насмешливое настроение). Обычно настроения формируются под влиянием отдельных жизненных событий — удач, встреч, принятых решений и т. п., но в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроения представляют собой эмоциональную реакцию не на непосредственные последствия таких событий, а на их значение в контексте более общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека. Поэтому настроения не предметны, а личностны, отличаются отсутствием направленности на конкретные явления, обобщенной адресованностыо ко всей жизни, к другим людям или своей судьбе. Влияя на характер и интенсивность непосредственных эмоциональных реакций по поводу происходящих событий, сформировавшиеся настроения функционально проявляются в качестве механизма фоновой регуляции деятельности, способного изменять восприятие, направление мыслей и поведение человека [03].
Настроение — (англ. mood) — одна из форм эмоциональной жизни человека. Настроением называется более или менее устойчивое, продолжительное, без определенной интенции эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект (настоящий, будущий, прошлый), настроение, будучи часто вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера. Настроение характеризуется эмоциональным тоном (положительным — веселое, жизнерадостное, повышенное или отрицательное — грустное, подавленное, пониженное), а также различной динамикой. Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека [012].
Н. Д. Левитов считает, что настроение не только личностно, но и ситуативно. В одних случаях оно предметно (вызывается конкретными обстоятельствами), в других — беспредметно; в одних случаях оно более личностно, в других — менее личностно. Н. Д. Левитов понимает настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает переживания и деятельность человека [034].
Некоторые авторы предпочитают не говорить о настроении, вместо этого используется термин «эмоциональный фон» (эмоциональное состояние), который отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и себе самому. Настроение нужно считать не особым видом эмоционального реагирования, а эмоциональным фоном в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (полного спокойствия, безразличия, т. е. отсутствия эмоционального реагирования) до максимальной величины эмоционального реагирования (аффекта) [034]. Когда человек радуется, все видят, что у него хорошее настроение, когда огорчен — что у него плохое настроение.
Для настроения как для эмоционального состояния характерны следующие признаки:
1) слабая интенсивность;
2) значительная длительность (настроение может длиться часами, а то и днями);
3) неопределенность происхождения, причин настроения; человек не осознаёт зависимости настроения от конкретных ситуаций (испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями);
4) влияние на активность человека (постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе).
Рассмотрим подробней некоторые из указанных выше характеристик настроения как эмоционального состояния.
Длительность настроения.
А. Г. Маклаков приводит следующее понятие «настроения» — настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Однако хроническим настроение бывает лишь при патологии, например, как патологическое депрессивное состояние. Если же речь идет о норме, то это скорее уже эмоциональная черта личности — оптимизм или пессимизм [011].
Осознание причины настроения: Н. Д. Левитов писал, что причина настроения не всегда осознается, поэтому часто настроение переживается как «безотчетное» (безотчетная грусть, беспричинная радость) [034]. Настроение отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства [011].
Влияние на активность человека. Эта характеристика тоже не является специфичной для настроения. Любое эмоциональное состояние оказывает влияние на поведение и деятельность человека.
Настроение зависит от эмоциональных ситуаций.
Общие черты эмоциональных ситуаций:
— искусство сопереживания, способность понимать и ощущать тончайшие движения души другого человека, эмоциональная чуткость в различных жизненных условиях.
— умение воплощать проявления добрых чувств и состояния, «очеловечивать» их благородными побужденнями по отношению к другим людям.
— сопереживание событий, происходящих в окружающем мире, в благородство эмоционального порыва.
Одним из методов исследования настроения является методика А. Н. Лутошкина «Цветопись». С ее помощью можно получить общую оценку эмоционального состояния. Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования
Общая оценка эмоционального состояния (настроения) предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях испытуемого. К таким отклонениям относятся:
· слишком затянувшееся состояние грусти, тревоги, неудовлетворенности;
· несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;
· чрезмерная хроническая эмоциональная возбужденность (в виде радостно-восторженного настроения);
· резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;
· длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.
В процессе анализа важно учесть, что некоторые хронические заболевания человека: например, гастрит, холецистит, язвенные болезни, болезни сердца и т.п., сильно влияют на эмоциональное состояние личности, изменяя жизненный тонус, активность и характер реакций. К факторам, сильно влияющим на настроение человека, относится эмоционально-психологический климат семьи, учебной группы и взаимоотношения с друзьями и любимыми.
Поиск достаточно надежных путей исследования эмоциональных явлений в группе связям с целым рядом трудностей. Это, во-первых» специфичность предмета — эмоциональна сфера одна из интимнейших областей психики человека, куда проникнуть чрезвычайно сложно, в прежде всего из-за ненадежности «ключей» — конкретных приемов исследования, адекватных изучаемому явлению. Во-вторых, определенные сложности возникают в связи с необхо-димостью познания не только эмоционального самого по себе, но и эмоциональных состояний как включенных во взаимодействия и взаимоотношения людей [010].
1.3 Социальная сущность понятия «неблагополучная семья»
В семье происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости [116]. Существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи [111].
Проблемы, с которыми сталкивается неблагополучная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).
Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:
— родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
— родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие);
— родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица — попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).
Неблагополучная семья — это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания [70].
Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучная семья — это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов [72].
Неблагополучные семья — это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога [71], [120].
В современной литературе существует довольно много понятий, близких понятию «неблагополучная семья» по смыслу: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья», «асоциальная семья».
Деструктивная семья — это, прежде всего, специфическая форма отношений между субъектами по поводу разрешения тех или иных проблем, возникающих в процессе их взаимодействия; это специфический способ отражения собственного «Я» путем компенсации его за счет другого члена семьи; это зависимые отношения при которых внутреннее напряжение, раздражение, физические недомогания и болезни дезорганизуют всю семейную систему. В результате семья часто утрачивает свой социальный статус и оказывается в оппозиции обществу в целом. Это изменяет ее социальную роль и затрагивает глубинные структуры психики всех ее членов. Деструктивная семья способствует формированию личностных отклонений и всякого рода зависимостей [119].
Другое понятие, близкое к понятию неблагополучная семья — дисфункциональная семья. Дисфункциональная семья — это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. В дисфункциональных семьях чаще всего можно встретить различные формы химических зависимостей отдельных ее членов, а также детские кражи, насилие и др.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь [120].
Негармоничная семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение («семейный перекос»). Интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.
Асоциальные семьи — семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия [120].
Группа неблагополучных семей очень неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Ниже приведен пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи. Так, например, проблемные семьи — это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.). Признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе). Аморальная семья — это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома. Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.
Что касается классификации, то неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [91]:
1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: · конфликтные семьи,· проблемные семьи, асоциальные семьи, · аморально-криминальные семьи, · семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)
2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Семьи с открытой формой семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер. К ним относятся семьи с алкогольной зависимостью; конфликтные семьи.
1. Семьи с алкогольной зависимостью. Признаками такой семьи являются: размытость, нечеткость границ своего Я (жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие — нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка); отрицание (многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг); непостоянство (потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения); низкая самооценка (ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых); недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости:
Дети в алкогольной семье:
— оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»);
— живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);
— ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);
— испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий — в пьяном);
— наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей — это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям;
— испытывают страхи и тревожные предчувствия — страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дома;
— испытывают разочарования — родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им
— слишком быстро взрослеют — старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;
— испытывают оскорбления и унижения, насилие — пьющие родители теряют контроль над своим поведением;
— заброшенность — дети предоставлены сами себе — что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка;
— пониженная самооценка, недостаток самоуважения;
— жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить — («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») — вплоть до мыслей о смерти родителей
2. Конфликтные семьи. Признаками такой семьи являются: в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи; конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность — норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия; конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
К внутренне неблагополучным семьям. (с скрытой формой) относятся: недоверчивая семья; легкомысленная семья; хитрая семья; семьи, ориентированные на успех ребенка; псевдовзаимные семьи; псевдовраждебные семьи; семьи известных людей; семьи состоятельных людей;
1. Недоверчивая семья. Признаками такой семьи являются: повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности; слабые контакты с окружающими; нередки длительные конфликты с родственниками; в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.
У детей в недоверчивой семье формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям; подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками; конфликты с учителями и воспитателями; непризнание детьми ошибок и собственной вины; трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
2. Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем; склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны; семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий); семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.
Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами
3. Хитрая семья ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех; часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам; стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых; к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.
Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых; у них формируется установка — нарушай, но главное — не попадайся!
4. В семьях, ориентированные на успех ребенка: ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); постоянные упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов; у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи; срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
5. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют
6. Псевдовраждебные семьи наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье: ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным; проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.
7. Семьи известных людей постоянно находится в поле зрения общественности; в такой семье недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям
8. Семьи состоятельных людей: семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса; тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников; родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
К неблагополучным семьям можно отнести пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.
1. Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.
2. Семьи с детьми-инвалидами: типичная первоначальная реакция — отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза; вторичная реакция — чувство гнева, беспомощности, безысходности; в подобных семьях часто бывают разводы.
3. Семьи с нарушением структуры семейных ролей: семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи — соратники в борьбе), семья-театр семья-санаторий, семья с антисексуальной идеологией.
К неблагополучным семьям относятся неполные семьи. Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей — профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. К разновидностям неполных семей относятся: разведенная семья; осиротевшая семья; мать-одиночка с ребенком [91].
Выводы по теоретической части
1. Технологии творчества — наиболее эффективные технологии комплексной реабилитации, так как это не только позволяет развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияет на предупреждение и решение многих социально-психологических, и социально-педагогических проблем, возникающих у человека в процессе реабилитации и жизнедеятельности. Технологии творчества направлены на выявление и развитие креативных способностей индивида и их развитие в различных видах деятельности.
2. Современные технологии творчества в социальной работе: библиотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, ландшафтотерапия, арт-терапия, куклотерапия, сказкотерапия, изотерапия и т. д.
3. Эмоциональное состояние группы — межличностные связи эмоционального характера, различного рода настроения; психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения; интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.
4. Настроение — наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность Зависимость группового настроения от индивидуального может быть доказана в результате исследования настроения.
5. Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно поставленным задачам, раскрыто понятие технологии творчества, таким образом, технологии творчества — наиболее эффективные технологии комплексной реабилитации, так как это не только позволяет развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияет на предупреждение и решение многих социально-психологических, и социально-педагогических проблем, возникающих у человека в процессе реабилитации и жизнедеятельности. Технологии творчества направлены на выявление и развитие креативных способностей индивида и их развитие в различных видах деятельности.
Выделены следующие современные технологии творчества в социальной работе: библиотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, ландшафтотерапия, арт-терапия, куклотерапия, сказкотерапия, изотерапия и т. д.
Изучены такие понятия как «эмоциональное состояние группы» и «настроение», и описано понятие «неблагополучная семья».
Эмоциональное состояние группы — межличностные связи эмоционального характера, различного рода настроения; психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения; интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.
Настроение — наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Понятие «общественное настроение» следует употреблять для обозначения как эмоционального состояния, так и общего настроя, направленности, ориентации всех проявлений психики социальной группы Настроение зависит от эмоциональных ситуаций.
Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Технологии творчества можно применять на профилактическом уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 01 Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Состав.: Ю. Б. Гиппенрейтер и В. К. Вилюнас — Москва : Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
2 02 Завьялов В.Ю. Элементарный учебник дианализа / Ю. В. Завьялов. — Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004. — 416 с.
3 03 Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону : «ФЕНИКС», 1998. — 431 c.
4 04 Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива / Я. Л. Коломинский. — Минск : «Народна асвета», 1984. — 240 с.
5 05 Кондратьев М. Ю., Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. — Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
6 06 Краткий толковый психолого-психиатрический словарь / Под ред. Игишева, 2008.
7 07 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. -Л., 1967, — 174 с.
8 08 Куликов Л.В. Эмоциональные характеристики видов настроения / Л. В. Куликов [Ред. А.О.Прохоров. Психология психических состояний. Хрестоматия]. — СПб : Речь, 2004. — 480 с.
9 09 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 40 с.
10 010 Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. — Москва : Педагогика, 1981. — 128 с.
11 011Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. — 592 с
12 012 Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК.2003. — 639 с.
13 013 Пашукова Т. И. Психологические исследования / Т. И. Пашукова, А. И. Долира, Г. В. Дьяконов. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. пособие. — Москва : Издательство «Институт практической психологии», 1996.
14 014 Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Уч. Пособие / К. К.Платонов. — Москва : Высш. Школа, 1981. — 175 с.
15 015 Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Под ред. А. Ю.Гордина, Л.И.Новиковой. Москва : “Педагогика”, 1973.- 319 с.
16 016 Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. Казань : Изд-во Казанск. Ун-та, 1991. — 167с.
17 017 Психологический словарь / [Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского]. М : Политиздат, 1990. — 119 c.
18 018 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Текст. / C.JI. Рубинштейн. — Т.1. -М.: Педагогика, 1989. -488 с.
19 019 Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах: учебн. Пособие / Д. А. Симонов. — Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 224 с.
20 020 Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю. Е. Сосновикова. Горький : ГГПИ им.А.М.Горького, 1975. -118 с.
21 021 Ханин Ю. Л. Эмоциональное состояние личности в коллективе. / Ю. Л. Харин В сб.: Проблемы детской и педагогической психологии. — Москва, 1976, с. 20-22с.
22 022 Ханин Ю. Л. О срочной диагностике состояния личности в группе / Ю. Л. Харин //Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 8. — с. 8—11с.
23 023 Ханин Ю. Л., Буланова Г. В. Эмоциональное самочувствие студентов в спортивных и учебных группах группе / Ю. Л. Харин, Г. В. Буланова // Теория и практика физической культуры. — 1979. — № 4. — с. 45—47.
24 024 Чернышев А. С., Сарычев С. В. Исследование эмоционального состояния группы: метод взаимного цветового оценивания // «Вопросы психологии». — 2000. — № 3. — с. 128-138.
25 025 Определение психологического климата группы [Электронный ресурс]: А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов. — Сайт. — Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_climat.html (дата обращения: 04.03.2014).
26 026 Кочеткова Виктория Александровна, Изучение состояния эмоционального климата в экологических туристских группах [Электронный ресурс] : [период. изд. / В. А Качеткова] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — Режим доступа к журн.: http://www.jurnal.org/articles/2008/psih10.html (дата обращения: 04.03.2014).
27 027 Словарь эмоций [Электронный ресурс] : Мегаполис. Портал практической психологии. Эмоциональные состояния человека. — Сайт. — Режим доступа: http://www.cst-m.ru/stati/6769-yemocionalnye-sostoyaniya-cheloveka.-slovar.html (дата обращения: 04.03.2014).
28 028 Социологический словарь [Электронный ресурс] : Мир словарей. — Сайт. — Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_soc/KOLLEKTIVNYE-CHUVSTVA-771.html (дата обращения: 04.03.2014).
29 029 Ппсихологический толковый словарь [Электронный ресурс] : Московский психологический журнал. — Сайт. — Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=224 (дата обращения: 04.03.2014).
30 030 Эмоциональные состояния [Электронный ресурс] : Психологический образовательный сайт. — Сайт. — Режим доступа: http://psylist.net/obh/00036.htm (дата обращения: 04.03.2014).
31 031 Эмоциональные состояния [Электронный ресурс] : Психология. Словарь психолога. — Сайт. — Режим доступа: http://psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl?page=1&literal=%DD (дата обращения: 04.03.2014).
32 032 Настроение общественное [Электронный ресурс]: Социальная психология. Словарь. Раздел « Психология групп, лидерства и руководства». — Сайт. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 04.03.2014).
33 033 Условия развития эмоций и чувств у детей [Электронный ресурс] : Детское здоровье. — Сайт. — Режим доступа: http://www.detzdrav.com/11089.html (дата обращения: 04.03.2014).
34 034 Настроение (эмоциональный фон в данный момент) [Электронный ресурс] : Эмоции и чувства в нашей жизни. — Сайт. — Режим доступа: http://www.emotionlabs.ru/ (дата обращения: 04.03.2014).
Размещено на