Выдержка из текста работы
Главным элементом содержания исторического образования являются знания, включающие в себя исторические сведения и создающие научную картину развития общества. Они дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями как факт, явление, событие, процесс. Таким образом, весь учебный исторический материал можно разделить на факты и теорию.
В данной работе мы рассмотрим методику изучения фактического и теоретического материала по теме «Война за независимость в США 1775-1783 гг.». Указанная тема изучается как во втором концентре, так и в третьем. В нашей исследовательской работе рассматриваются приемы изучения фактического и теоретического материала по этой теме в 7 классе.
Тема «Война за независимость США 1775-1783 гг.» является одной из важных в рамках школьного курса Всемирной истории и относится к разделу «Первые буржуазные революции». Американская революция обладает некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции. Во-первых, она произошла на территории, которая фактически не знала наследственной аристократии, помещиков и крепостных, государственной бюрократии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов, гильдий, привилегированного духовенства. Это общество было в массе своей демократично по своему духу, по своим настроениям и убеждениям. Социальные противоречия в нем были менее остры, чем в континентальной Европе. Во-вторых, она преследовала национально-освободительные цели.
В ходе анализа рабочих программ по истории и учебников за 7 класс мы выявили следующие особенности: материал по указанной теме очень объемный, насыщен многочисленными фактами, понятиями, терминами. Поэтому для успешного усвоения школьниками изучаемой темы учителю необходимо выбрать соответствующие приемы и методы, помогающие вызвать интерес детей к данной проблеме.
Цель исследования — рассмотреть особенности изучения фактического и теоретического материала на уроке истории по теме «Война за независимость США 1775-1783гг.».
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть проблему изучения фактического и теоретического материала на уроках истории;
2) дать определение таким историческим категориям как факт, явление, событие, процесс, понятие;
3) выявить основные сложности при изучении темы «Война за независимость США 1775-1783гг.»;
4) рассмотреть значение и место темы «Война за независимость США 1775-1783 гг.» в контексте изучения истории в школе.
5) изучить приемы и методы изучение теоретических сведений и исторических фактов по теме «Война за независимость США 1775-1783 гг.»
6) ознакомиться с методическими приемами и методами изучения исторических персоналий на уроках истории темы «Война за независимость США 1775-1783 гг.»
7) разработать урок по теме «Война за независимость США 1775-1783 гг.»
Предмет исследования — фактический и теоретический материал по теме «Война за независимость США 1775-1783 гг.»
Объект исследования — приемы и методы изучения фактического и теоретического материала на уроке истории по теме «Война за независимость США 1775-1783гг.»
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, рабочих программ по истории, школьных учебников.
В ходе изучения данной темы были рассмотрены работы известных методистов: Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стреловой, М. Т. Студеникина, М. В. Коротковой, а также проанализированы методические разработки уроков на педагогических сайтах «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества».
Глава 1. Проблемы изучения фактического и теоретического материала на уроках истории
1.1. Изучение фактического материала на уроках
Главным элементом содержания исторического образования являются знания, включающие в себя исторические сведения и создающие научную картину развития общества. Они дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями как факт, явление, событие, процесс. Таким образом, весь учебный исторический материал можно разделить на факты и теорию.
В данной главе мы рассмотрим, что же означают перечисленные выше категории?
Слово «факт» в переводе с латинского языка означает сделанное, совершившееся. К. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова приводят следующие определения факта:
1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющегося проверкой какого-либо предположения;
2) действительность, реальность, то, что объективно существует;
3) нечто реальное в противоположность вымышленному. [1, с. 129]
Например, в рамках изучения темы «Война за независимость США 1775-1783гг.» фактом является принятие Декларации независимости 4 июля 1776 г.
Спецификой факта является то, что он неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. М. Т. Студеникин считает, что в «процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе». [5, с. 52]
Конкретными фактами достигается образность изложения исторического материала. Рассказывая о создании регулярной армии колонистов, учитель приводит данные о трудностях в этом процессе. Так, солдаты были плохо обучены, так как американская армия состояла из фермеров, наемных рабочих, предпринимателей, купцов, которые не были знакомы с военной тактикой ведения боя. Руководил армией Джордж Вашингтон. [6]
По составу исторические факты неоднородны. Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова выделяют элементарные, простые и сложные факты, рассматривая их как совокупность взаимосвязанных фактов, каждый из которых можно разложить на более мелкие и самостоятельные элементы. [1, с.129]
М. Т. Студеникин выделяет факты первого и второго порядка. Факты первого порядка являются более сложными и раскрываются через менее сложные, т.е. факты второго порядка. [5, с. 52] Например, к фактам первого порядка относится Война за независимость США 1775-1783 гг., к фактам второго порядка — принятие Декларации независимости 1774 г. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — например, провозглашение принципа народного суверенитета.
Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова выделяют исторические факты по характеру действия: динамичные и относительно статичные. К первой группе исследователи относят фрагменты реальности, быстро развивающиеся и существенно изменяющиеся за короткий промежуток времени. Их движение уподобляется кинематографической пленке и выражается в словесной формуле «было ® стало». Например, война за независимость английских колоний в 1775-1783 гг. привела к образованию нового государства — Соединенных Штатов Америки. Ко второй относятся фрагменты реальности, относительно постоянные в пространстве и времени на протяжении довольно существенного отрезка времени (десятилетий, веков). Эти факты как бы застыли на фотографических снимках и их состояние можно выразить глаголом «есть». [1, с. 130] К таким фактам можно отнести принятие Конституции США 1787 г., действующую с незначительными изменениями и сегодня.
Исторические факты можно разделить на главные и неглавные. Главными считаются те, которые оказали значительное влияние на развитие общества, оставили заметный след в общественной жизни. Они имеют большое объективное историческое значение, передают основные фактологические содержание исторической эпохи, периода. В своем содержании и связях главные исторические факты заключают важные теоретические сведения, необходимые для формирования у школьников исторических понятий, мировоззренческих идей, собственного мнения по поводу прошлог. Главные исторические факты отличаются яркостью, образностью, эмоциональностью. Они способны оставить в душах учащихся глубокий нравственных след, вызвать личное сопереживание, прочно запечатлеться в памяти.
Главные исторические факты имеют сложную, многоплановую структуру и состоят из типичных, повторяющихся деталей: места действия и окружающей природы, материальных предметов, участников изучаемых событий и явлений — как известных деятелей, так и безымянных представителей социальных групп.
Неглавные исторические факты не обладают оригинальностью, яркостью или большим теоретическим материалом, свойственным главным. Но они необходимы в содержании учебного исторического материала для локализации главных фактов в пространстве и времени, их колическтвенной характеристики, для установления хронологических связей между основными событиями и их толкования. К неглавным историческим фактам относятся историко-статистические, хронологические, картографические сведения. [1, с. 131]
Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые учащиеся должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания темы «Война за независимость США 1775-1783 гг.», следует раскрывать более полно и подробно. Неосновные факты излагаются конспективно. Они нужны для связи и для прочного запоминания важнейших событий. Таким образом, от значимости фактов зависит степень их освещения. Каждый приведенный на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяснению основных теоретических положений.
При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность, конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. В большей степени у семиклассников при изложении содержания вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, а не их причины.
На этапе объясн……..
ость и образование США\\
14. Иванова О. И. Анализ урока по теме «Война за независимость США»\\
15. Филиппова Н. Н. Английские колонии в Северной Америке. Урок истории в 7-м классе\\