Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения воспитательного значения истории как учебного предмета7
1.1. Воспитательное значение обучения7
1.2 Общие требования к современному уроку истории. Особенности урока истории14
1.3. Использование современных методик преподавания истории в школе23
Глава 2. Практическое применение воспитательной значимости истории как учебного предмета29
2.1. Организация иследования ситуации успеха как средства формирования коммуникативной компетенции на уроках истории29
2.2. Анализ полученных результатов30
Заключение37
Список литературы39
Приложения42
Выдержка из текста работы
Современная коммуникативная ситуация в России отличается рядом противоречий. Речь идет прежде всего о стремлении Homo Loquens превратиться из фактора коммуникативно-речевого пространства в его центр и неспособности достичь этого; резком повышении коммуникативной активности россиян и размывании речекоммуникативных норм; постепенной замене господствовавшей многие десятилетия коммуникативной парадигмы монологического типа на коммуникативную парадигму диалогического типа; нарушении баланса в отношениях тенденции к речевой гармонии и тенденции к речевой агрессии в пользу последней; выступлении части т.н. общественности за запреты новых явлений и процессов в речевой практике и попытках признать избыточным отечественное филологическое образование, подменить его изучением языка — но не родного, а иностранного…
В этих условиях общество предъявляет к специалисту-филологу ряд новых и-или активизирует ряд традиционных требований. В их числе требования соответствия между уровнем профессиональных знаний, умений и навыков специалиста и уровнем его подготовленности в организационно-управленческой области; умения выпускника обобщать и осмыслять явления социальной и индивидуальной практики и развивать знание, в том числе путем сочленения "полей знания" (исторического и культурологического, философского и лингвистического и др.); владения выпускником автокоммуникацией и умения работать с текстом и др.
Из сказанного становятся достаточно ясными те мотивы, которые предопределили введение в содержание и структуру университетского филологического образования риторической составляющей. Последняя обеспечивается прежде всего за счет обязательных или элективных дисциплин, а также за счет дисциплин специализации. В данной статье представляется опыт осуществления специализации по риторике на филологическом факультете Алтайского государственного университета. Эта специализация предлагается студентам русского отделения на 5-10 семестрах.
Цель специализации видится в подготовке специалистов, владеющих знаниями в области теоретической и прикладной риторики и умениями в сфере риторической коммуникации.
Выпускники-филологи, прошедшие данную специализацию, будут подготовлены к практической деятельности в качестве преподавателей и учителей риторики, а также спичрайтеров, референтов и других специалистов, способных создавать, оценивать, редактировать и интерпретировать тексты различных коммуникативных сфер.
В связи с этим дисциплины специализации тесно связаны и с дисциплинами, составляющими фундамент филологического образования (история и теория русского языка, история русской и зарубежной литературы, теория языка и теория литературы; классические языки), и с другими филологическими, из которых обратим внимание на филологические теории текста (общую, художественного, массовой коммуникации и др.), общую и педагогическую риторику, герменевтику, теорию интерпретации, а также с общими гуманитарными и социально-экономическими (в первую очередь философией и логикой, психологией и педагогикой, историей и культурологией).
При изучении дисциплин, входящих в совокупность филологической теории коммуникации, где свое место занимает и риторика, студентам специализации предлагается исходить из того, что риторика как наука имеет свой предмет и методы исследования. Она отличается своим взглядом на речевую коммуникацию, сущность которого теоретиками связывается с действенностью, эффективностью, целенаправленностью, оптимальностью, персуазивностью и др. признаками или с наборами их. Думается, что риторический взгляд отличается комплексностью (интегративностью)[1] . Соответственно и методы, которые используются в риторическом исследовании, характеризуются этим же качеством. При решении тех или иных задач исследователь обращается к методам гуманитарных наук, изучающих речевую коммуникацию (теории коммуникации, лингвистики, литературоведения, теории публицистики, логики, психологии и др.), но корректирует их с позиций избранного (выработанного) им риторического подхода к коммуникации. С тех же позиций интерпретируются и результаты, полученные на каждом этапе исследования и в процессе исследования в целом.
Образовательно-профессиональная программа специализации предусматривает цикл специальных курсов по риторике, специальные семинары, курсовые и дипломную работы, производственную практику по специализации.
В специальных курсах рассматривается специфика риторической коммуникации, предмет риторики и его развитие, основные этапы коммуникативно-риторической деятельности (изобретение, композиция, словесное оформление), а также особенности риторического искусства и обучения риторике. В последние годы сложилась следующая система спецкурсов: введение в риторику; теория аргументации; композиция риторического текста; экспрессивные средства современного русского языка; технология спичрайтерства. В рамках спецкурсов студенты слушают лекции, изучают научную литературу, выполняют реферативные работы, анализируют фактический материал. Курсы, как правило, заканчиваются зачетом.
В иллюстративных целях приведем изложение программы по специальному курсу «Введение в риторику», открывающему цикл спецкурсов. Его цель состоит в том, чтобы осветить возникновение и этапы развития риторики: традиционный и современный, рассмотреть объект, предмет и основные понятия риторики; кратко охарактеризовать национальные модели неориторики; описать ее коммуникативная модель.
Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении введения в языкознание и введения в литературоведение, классических языков, современного русского языка, истории русской и зарубежной литературы, лингвистики текста, ортологии.
Структуру курса составляют лекции (18 час.) и семинарские занятия (6 час).
В содержание лекционного курса входят следующие основные проблемы.
· Возникновение риторики (середина 1 тысячелетия до н.э.). Риторика как искусство, технология и наука. Эволюция объекта и предмета риторики.
· Риторика в классический период своего развития. Риторика и ораторское искусство. Риторические сочинения Платона. Аристотель и Квинтилиан, их значение в складывании основных направлений риторики. М.В. Ломоносов и русская риторика. Развитие русского красноречия в сер.18 – сер.19 вв. Упадок риторики (сер. 18-19 вв.) и попытки ее реанимации в первой половине 20 в. (В.В. Виноградов, М.М Бахтин и др.).
· Возникновение современной риторики (новой риторики, или неориторики) в середине 20 века. Условия и факторы возрождения риторики и превращения ее в научную дисциплину. Коммуникативная практика в Европе, Северной Америке и России как важнейшая предпосылка возрождения риторики. Роль культурологии и гуманитарной семиотики в формировании и развитии современной риторики. Современная филология и неориторика. Учение о функциях языка (Р. Якобсон), лингвистическая прагматика и теория речевых актов (Г.П. Грайс, Дж. Остин, Дж. Серль, Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов и др.), трансформационные модели языка (Н. Хомский, З. Харрис, И. Мельчук, Е.В. Падучева и др.), исследования в области теории текста (лингвистические, коммуникативные и др. модели текста), филологическая герменевтика (Г.П. Гадамер, П. Рикер, Г.И. Богин и др.), их вклад в современную риторику.
· Проблема объекта и предмета современной риторики. Речь как объект исследования риторики. Способы предметизации объекта риторики как науки: одноаспектный (на основе теории речевого воздействия, представлений об эффективной и оптимальной коммуникации), и интегральный. Основные направления их разработки. Соответствие интегральных представлений о предмете риторики логике ее внутреннего развития и тенденциям развития гуманитарного знания во второй половине 20 — начале 21 вв. Теоретическая и прикладная риторика. Общая и частная риторика. Виды красноречия (коммуникативно-риторической практики) и их изучение в частных риториках.
· Статус риторики в современном гуманитарном знании. Риторика как филологическая наука. Ее место в системе филологических дисциплин, изучающих коммуникацию, и филологии в целом. Риторика и другие гуманитарные науки.
· Проблема метода в риторике. Метод как способ риторической практики, содержанием которой является деятельность по созданию и пониманию риторического высказывания (текста). Метод как способ исследования. Комплексность научного метода в риторике. Риторическая интерпретация частичных результатов, получаемых на разных этапах исследования. Интерпретация целостного результата с позиций риторики. Виды интерпретации и их соотношение с различными истолкованиями предмета риторики. Основополагающие принципы научного объяснения в риторике (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Е.А. Яковлева и др.). Риторическая критика (Г.Ф. Плетт, Т.А. ван Дейк, Х. Блум, П. де Ман и др.).
· Некоторые направления риторики 20 — начала 21 вв. Американская научная риторика и контент-анализ, речеведение. Японская теория "языкового существования". Риторика как теория аргументации (Х. Перельман). «Общая риторика» (Ж. Дюбуа и др.). Риторика как теория коммуникации (Германия, США, Россия и др.). Мета- и парариторические исследования.
· Коммуникативно-риторические процессы в современной России, их специфика и значение для развития коммуникативных подходов в риторике. Коммуникативная модель риторики, ее основания. Риторическая коммуникация как объект моделирования. Ее элементы:
— ритор. Ритор, образ ритора; понятие риторической маски. Учение об этосе, пафосе, логосе. Требование к ритору о всестороннем знании предмета речи (Платон, Аристотель);
— аудитория как «конечная цель всего» (Аристотель). Аудитория и образ аудитории. Параметры оценки аудитории, принятые в современной риторике;
— язык. Естественный человеческий язык и другие языки (параязык, др. семиотические системы) как средство риторической коммуникации;
— вербализация/понимание в риторике. Вербализация как движение от мысли к слову; риторический канон. Понимание как герменевтическая процедура; интерпретация. Риторическое понимание;
— риторический текст. Коммуникативно-риторическая программа текста. Коммуникативно-риторические коды текста. М.Ю. Лотман об «ученом», сознательном характере риторического текста;
— обстоятельства как деятельностный контекст коммуникативно-риторического акта. Человек как центр обстоятельств; человек классического мира и современный человек. Национальный риторический идеал;
— коммуникативные и прагматические цели, их риторическая интерпретация. Взаимоотношения между ними; их отношение к предмету риторической коммуникации.
Разрешающие возможности модели. Перспективы ее развития.
Семинарские занятия выступают формой коллективного рассмотрения проблемы риторики в аспекте истории, теории и метода. На занятиях идет обсуждение работ (фрагментов работ) ряда авторов, в том числе Платона, Аристотеля и М.В. Ломоносова, М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана, Ж. Дюбуа и Х. Перельмана, Ю.В. Рождественского и А.К. Михальской.
Начиная с пятого семестра (после прохождения просеминариев) студенты начинают работать в специальных семинарах. Семинары по риторике имеют две составляющие:
1) научно-исследовательскую: предполагает постановку и решение определенной исследовательской задачи (сбор и осмысление научной информации по теме исследования, нахождение или разработка метода исследования, сбор и анализ риторического материала с интерпретацией полученных результатов, выступление, как правило, с двумя научными сообщениями и докладом, участие в обсуждении докладов коллег по семинару);
2) прикладную: включает в себя аналитико-синтетическую работу над риторическим текстом — его создание, понимание (и интерпретация), оценка с позиций риторической критики , а также редактирование (каждый студент выполняет в течение учебного года по две такого рода работы). Годовая работа в семинаре завершается зачетом.
На основе научной работы, осуществленной в семинаре, студентом выполняется курсовая работа. Курсовые работы представляют собой исследование, как правило, образцовых в риторическом отношении текстов или коммуникативно-риторической деятельности по их созданию/пониманию. Однако работы в области риторической критики и редактирования предполагают обращение к текстам необразцовым. Объектом исследования может стать и текст (первичный, текст-интерпретация, текст-критика), составленный автором научного сочинения по риторике. Курсовая работа оценивается дифференцированным зачетом.
Написанию дипломной работы предшествует производственная практика. В период практики студенты специализации "Риторика" посещают и проводят по 1-2 урока и-или внеклассных мероприятия по риторике, разрабатывают и критически оценивают риторический текст, предназначенный для использования вне сферы обучения риторике (журналистский, деловой, научный и др.).
Дипломная работа — это законченное самостоятельное исследование в области теоретической, прикладной или исторической риторики. В работе решается конкретная задача, актуальная для современной риторики или коммуникативно-риторической деятельности человека. Дипломная работа может включать в себя дидактически ориентированный компонент. Не исключено, что предметом исследования в дипломной работе могут быть и проблемы методики обучения риторике. Дипломная работа защищается в Государственной аттестационной комиссии.
Приведем – в иллюстративных целях – темы нескольких дипломных работ, выполненных и защищенных в 1996 – 2002 гг: Аргументативные стратегии как способ моделирования пространства художественного текста (на материале повести М. Булгакова «Багровый остров»); Композиция текста рекламной статьи: лингвориторический аспект (по региональным материалам); Коммуникативный фрагмент в риторической коммуникации (на материале русских деловых переговоров); Образ оратора в судебной защитительной речи (на материале речей Ф.Плевако); Политическая листовка: от мысли к слову; Политический плакат как текст: лингвориторический аспект (обе работы – по материалам Сибирского федерального округа); Рационально-логические и эмоционально-психологические способы убеждения в предвыборном тексте; Семейный диалог: пути оптимизации.
…»Язык чудовищно богат, и мы едва начали отчетливо понимать систематическим образом огромное разнообразие того, чем имплицитно владеем»2 . Убежден, что филолог, образованный риторически , сможет профессионально – осознанно и, главное, ответственно – распоряжаться этим богатством во благо человеку.
[1] Более подробно см.: Основы общей риторики: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Чувакина. Барнаул, 2000.
2 Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика // Аналитическая философия: Избр. Тексты. М., 1993. С. 168.
Опубликовано в: ΤéΧνη γραμματική (Искусство грамматики). Вып.1. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; православная академия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2004.С. 552-559.