Содержание
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности…..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста….5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности….18
2.1.Феномен лидерства….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.19
Заключение.24
Список литературы26
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Проблема, которая рассматривается в данной курсовой работе, актуальна и на сегодняшний день. Это воспитание трудолюбия у младших школьников.
Воспитание трудолюбия детей — непреходящая ценность. Она, становится наиболее актуальна в связи с социально-экономическим изменением в обществе. Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня.
Новые социальные ориентиры вызвали к жизни, и требуют развития таких качеств, как деловитость, самостоятельность, само дисциплинированность, предприимчивость личности, при этом каждый должен быть решительным, требовательным, честным, трудолюбивым. Творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Трудолюбие дает возможность реализовать себя и претендовать на успех.
Таким образом, воспитание трудолюбия диктуется объективной необходимостью, потребностью общества в людях, обладающих этим качеством, так как оно является стержневым, определяющим качеством личности. Именно в школьные годы интенсивно развивается и практически завершается формирование индивидуальности и самоопределения.
Исследования А.Г. Глущенко, В.А. Крутецкого, П.И. Пидкасистого, В.А. Сухомлинского показали, что трудолюбие является основой и средством воспитания таких качеств личности как ответственность, деловитость, настойчивость, целеустремленность и предприимчивость, требовательность, честность, а также ускоряет социальное созревание личности [3,14,20].
Следует отметить важность семейного аспекта воспитания трудолюбия, так как основы воспитания трудолюбия у детей закладываются с раннего детства в семье. Семья имеет свои специфические возможности для воспитания детей. Семья призвана с детства, преобразовывать естественную активность человека в мотивационно обусловленную готовность к трудовой деятельности. Семейное воспитание всегда основывалось на совместной трудовой деятельности родителей и детей, их повседневном общении.
Основы трудолюбия закладываются с раннего детства в семье. При поступлении ребенка в школу воспитание этого качества принимает более целенаправленный характер.
Поэтому сегодня актуальна разработка путей и средств формирования трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи при творческом характере взаимодействия учителя, родителей и детей.
Цель исследования: изучить формы и методы формирования трудолюбия у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.
2. Раскрыть сущность понятий «трудовое воспитание», «трудолюбие».
3. Осуществить экспериментальную работу по формированию трудолюбия у младших школьников.
Объект исследования: трудовое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы воспитания трудолюбия младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование с младшими школьниками.
4. Педагогический эксперимент.
База исследования: Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 85 г. Минска» 1 «А» и 1 «Б» класс.
Практическая значимость результатов исследования: полученные результаты помогут учителю, а также администрации школы перейти на новый уровень в деятельности по формированию трудолюбия у младших школьников. Также практическая значимость исследования заключается:
1. в разработке научно-методических рекомендаций для учителей начальных классов по совершенствованию воспитания трудолюбия у младших школьников;
2. в создании путей и средств формирования трудолюбия,
3. в разработке системы деятельности учителя с родителями по воспитанию трудолюбия у детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку……….
……умений; педагогически целесообразное стимулирование трудовой деятельности младших школьников с учетом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей; сочетание в процессе трудового воспитания различных видов труда.
В ходе исследования были решены задачи, связанные с теоретическим построением и экспериментальной проверкой путей и средств формирования трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
2. Бардовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бардовская, А.А. Реан. — Издательство “ Питер”, 2004. — 300 с.
3. Глущенко, А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе / А.Г. Глущенко. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
4. Иванова, В.А., Педагогика / В.А. Иванова, Т. В. Левина // Электронный учебно-методический комплекс [электронный ресурс]. Режим доступа: .
5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / — Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448с.
6. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. — Минск: Современное слово, 2005. — 543 с.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий . — М.: ООО «ТЦ Сфера»: Юрайт, 2003. — 464 с.
8. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров / Б.Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001. — 608 с.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
10. Немов, Р.С. Психология: учеб.для вузов: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 632 с.
11. Николаев, В.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях / В.А. Николаев, М.А. Шошин // Адукацыя і выхаванне. — 2011. — №12. — С. 18-24.
12. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под редакцией М. П. Осиповой. — Минск : ИВЦ Минфина, 2008. — 359 с.
13. Петрунек, В.П. Младший школьник / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. — М.: Издательский центр «Знание», 1981. — 94с.
14. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов М.: Изд-во «Рос.пед. агентство», 1999. — 212 с.
15. Ракова, Н.А.Педагогика современной школы :пособ. для студ. высших учебных заведений, обуч. по пед. специальностям / Н. А. Ракова, И. Е. Керножицкая. — Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. — 219 с.
16. Салтанов, Е.Н. Педагогика: Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского / Е.Н. Салтанов. — 2004. — №4. — 61с.
17. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
18. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов / A.M. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.
19. Сухомлинский, В.А. Антология педагогической мысли /
В.А. Сухомлинский. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.
20. Сухомлинский В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский, [Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик]. — М.: Политиздат, 1979. -270 с.
21. Ушинский, К.Д.Избранные педагогические сочинения, т. 2. / К. Д. Ушинский; под редакцией В. Я. Струминского. — М.: Учпедгиз, 1986. — 734 с.
22. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — 6-е изд. — Мн.: універсітэцкае, 2000. — 560 с.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.