Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРВСТА.5
1.1 Проблема воспитания самостоятельности в психолого-педагогической литературе..5
1.2 Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного
Возраста..7
1.3 Особенности воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста..15
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.24
2.1 Анализ сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста..24
2.2 Выявление уровня развития самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста..26
2.3 Анализ сформированности самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….30
Выдержка из текста работы
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.
Актуальность этой проблемы бесспорна и главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).
Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать работу педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание самостоятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования: работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Определить особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Проанализировать работу педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Исследовать работу педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Разработать программу воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.
Оценить эффективность программы воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования: воспитанию самостоятельности у старших дошкольников способствует целенаправленная работа педагога.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент.
База и этапы исследования: МДОУ ЦРР №456 г. Челябинска.
В исследовании принимали участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап — анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап — проведение экспериментального исследования по определению эффективности программы воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.
Третий этап — обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы, подготовка ее к защите.
Практическая значимость работы: предложенная программа может быть использована в методической работе типового ДОУ, в деятельности педагогов по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе