Содержание
Введение3
Глава 1. Основные положения обучения и воспитания детей с нарушением зрения5
1.1. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения5
1.2 Проблемы интеграции слепых и слабовидящих7
Глава 2. Специфические особенности воспитания рознавательного интереса у слабовидящихдетей10
2.1. Индивидуально — дифференцированный подход к детям с нарушением зрения10
2.2 Обучение общению ребенка с зрительной патологией14
2.3 Роль игры в воспитании детей с нарушением зрения18
Заключение22
Список литературы23
Выдержка из текста работы
1.4 Познавательные процессы у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой . . . . . . . 17
2.1 Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Организация воспитания познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста группы «Птенчики» . . . . . . . . . 24
2.3 Организация воспитания познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста группы «Птенчики» на примере экспериментирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение 1 35
Приложение 2 37
ВВЕДЕНИЕ
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат обучения. Многие авторы отмечают, что отношение к учебным предметам дифференцируется к моменту перехода детей в школу или в первые годы учебы. Практика школ и психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости — слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие. Экспериментальные данные л.и. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Работы Л. С. Славиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учеников младших классов выявляют следующее: большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально-пассивные дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина, с точки зрения Л.С. Славиной, — несформированные своевременно познавательные интересы. Вот почему определение и создание условий, способствующих развитию и воспитанию познавательных интересов в дошкольном возрасте представляется весьма важным: дальнейшее интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов зависит от их наличия и активности.
Кроме того, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве одной из составляющих содержания образовательной области «Познание» указывается развитие у детей познавательных интересов. Поэтому формирование их и их предпосылок, начиная с дошкольного возраста, — важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательно интереса
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности — познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека.
Представители интеллектуального направления исследований связывают суть интереса с умственной деятельностью, познавательными процессами индивида; сторонники эмоционального направления — с чувством удовольствия и радости; представители волюнтаристского направления — с волевыми аспектами личности, обусловливающими преодоление трудностей. Особое внимание, с точки зрения раскрытия сущности феномена интереса, привлекают исследования, посвященные связи с чертами характера личности (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); исследованиям, выявляющим соотношение между понятиями «потребность», «интерес» и «мотив» (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Н.В. Елфимова, Ю.Г. Гуревич, С.В. Кошелева и др.); научные работы, устанавливающие закономерности развития познавательного интереса (Н.Г. Морозова, Морозов Н.Ф., Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер); исследования, рассматривающие интерес как эмоцию личности (К. Изард и др.). Однако недостаточно изучены предпосылки и источники развития познавательного интереса, его фундаментальные основы. Точки зрения ученых на предмет психолого-педагогической сущности познавательного интереса разноплановы и противоречивы.
Интерес — это психическое явление, которое характеризуется побуждением, тяготением к объекту, которое надо развивать в процессе обучения. Для названия познавательного интереса используются такие понятия как «духовная жажда», «позыв», «ярость к объекту», «непреодолимое бескорыстное стремление». Другой важной характеристикой познавательного интереса является то, что побуждение к деятельности, каковым является интерес, ярко насыщено эмоциональностью. Что это значит? Это означает, что процесс познания окрашен эмоциями, которые могут быть вызваны самим процессом умственного труда, либо предметом познания, либо перспективой, которая увлекает за собой. Третьей важной особенностью интереса является его, так называемая «свободность», отсутствие принудительных влияний со стороны для его возникновения. Интересу свойственна «самоактивность». Важной характеристикой интереса в педагогическом процессе является наличие его двух видов:
пассивного интереса, характеризующегося «занимательностью» (когда человек находится в плену впечатлений);
активного интереса, проявляющегося в самостоятельном упорном труде, когда человек с наслаждением отыскивает истину.
К.Д. Ушинский отмечал, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием, которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость.
Л.С. Рубинштейн отмечал, что интерес — это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения». К характеристикам интереса относятся: эмоциональная привлекательность предмета и осознанность значимости предмета. Интерес выражает общую направленность личности, охватывает все психические процессы. В интересе синтезируется познавательная потребность и потребность в деятельности.
Под познавательным интересом, рассматривается мотив поведения человека, который обуславливает его поступки и действия «в известных обстоятельствах жизни постольку, поскольку в поведении применяются накопленные знания и умственные способности, необходимые для решения жизненно важных задач».
Под сутью познавательного интереса понимается избирательная направленность личности на процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого». Интерес является личностным образованием, психологическую природу которого составляют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, и мотивом познания — внутренним побуждением к деятельности. Особенностями, характеризующими интерес, являются: связь с потребностями человека (а именно, с потребностью в познании, в ориентировке в окружающей действительности); начало развития интереса к познанию приходится на раннее детство; познавательный интерес представляет собой единство объективного (свойств явлений действительности, на который направлен) и субъективного (значимости познавательной деятельности для субъекта); интерес связан с положительным отношением к предмету познания. Различают уровни развития познавательного интереса и параметры его развития.
Под познавательным интересом, понимается «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности».
1.2 Понятие «познавательный интерес»
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
· избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
· проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
· активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
· активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
· специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности дошкольника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен н……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.
Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя) (8).
Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. — М.,1994.
Гуревич Ю.Г., Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 1988.
Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.
Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М., 1936.
Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М., 2004.
Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. — 2003. -№3
Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 3. М., 1979.
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. — 2006. — №8.
Маневцова Л.О развитии познавательных интересов детей./Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1973.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2002.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2002.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.
Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М., 1996.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М.., Минск, 2001. 705с.
Рыбалко И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: изд. дом «Карапуз», 2001.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. — М.: «Просвещение», 1998.
Фрейдкин И.А. Как знакомить детей с явлениями неживой природы./ Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1976.
Циванюк Н.А Значение наблюдений для умственного развития детей дошкольного возраста./ Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 1974.
Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983. 335с.
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2007. — №6. — С.13-16.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.