Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ7
1.1. История развития учения о здоровье7
1.2 Проблемы структуризации валеологических знаний17
1.3 Программы по воспитанию культуры здоровья с позиции их направления на формирование валеологических знаний у старших дошкольников22
РАЗДЕЛ ІІ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ25
2.1. Задача, методы, и организация исследования25
2.2 Диагностика физкультурно-оздоровительной работы30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ42
ПРИЛОЖЕНИЯ46
Выдержка из текста работы
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Сегодня актуальным является вопрос о подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, что является важнейшей задачей детского сада и родителей. Готовность ребенка к школьному обучению определяется не только на основе личностных и интеллектуальных составляющих, но и физической. Оздоровление детей и своевременная диагностика их развития — обязательная часть работы дошкольного образовательного учреждения.
Нужно отметить, что возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными. Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.
Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому.
Многие проблемы, связанные с адаптацией ребенка к школе, могут быть устранены в процессе занятий физическими упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал П.Ф. Лесгафт. Однако, несмотря на традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется недостаточное внимание.
Цель курсовой работы — рассмотреть роль физического воспитания в процессе подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
üПроанализировать научную и методическую литературу по выбранной теме;
üИзучить особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста;
üРассмотреть особенности работы ДОУ по подготовке детей к школьному обучению в процессе физического воспитания.
Объект исследования — готовность детей к школьному обучению.
Предмет исследования — формирование готовности детей к школьному обучению в процессе физического воспитания.
При написании курсовой работы использовались методы: анализа научной и методологической литературы по теме, а также государственных образовательных программ; сравнения; обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
.1 Понятия: готовность к школе, школьная зрелость, зрелые и незрелые дети, здоровый дошкольник, школьные трудности
Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учится? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?
Эти вопросы беспокоят родителей, воспитателей будущих первоклассников. И эта озабоченность понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни [1].
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые "неорганизованные" дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад [2].
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы [3].
Что же такое «готовность к обучению в школе»?
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. Гигиенистами был введен специальный термин школьная зрелость как готовность организма ребенка к систематическому обучению. Принято следующим образом классифицировать признаки школьной зрелости:
в интеллектуальной сфере — дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), направленная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность достижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизводства образца), рациональный подход к действительности (относительное ослабление роли фантазии), логическое запоминание, интерес к занятиям, где результат может быть достигнут только ценой усилия, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и применения символов вообще, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации;
в эмоциональной сфере — достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и развитие учебной мотивации;
в сфере социальных отношений — потребность ребенка общаться с другими и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль ученика в ситуации школьного обучения.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности [4].
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Показателями морфофункционального развития (физиологическая готовность) являются:
. Уровень физического развития, которое определяется по параметрам длины тела, массы и окружности груди в сопоставлении с возрастными показателями;
1.Уровень биологического развития. В качестве критериев служат количество прорезавших постоянных зубов, достижение определенных пропорций — отношение окружности головы к длине тела.
2.Состояние здоровья.
В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.
Первая группа- дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.
Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.
В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.
Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу.
У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе [5].
Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.
В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка, при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами [1].
С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. По результатам психодиагностического обследования эти дети могут иметь нормальный (средний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются специфические трудности, «сбои» в учебной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у одноклассников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.
Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье [6].
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника
Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление — состояние, характеризующееся снижением работоспособности.
Работоспособность — обладание способностью к работе — зависит от многих факторов. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие, а также участие внимания, мышления, памяти.
Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка, если у него нет интереса к деятельности. Воля шестилетнего малыша еще недостаточно развита. Поэтому он не может долго с помощью только волевых усилий организовывать себя на выполнение задания учителя. Отсюда быстрая утомляемость психическая.
Психическое утомление, необходимость тихо сидеть в соответствии со школьными правилами, которые лишают ребенка подвижности, приводит к физическому утомлению.
При выполнении такой трудной, кропотливой работы как письмо, начинающий школьник не может соблюдать одновременно все требования и прежде всего нарушает позу. В связи с этим в организме не подготовленного к графической деятельности ученика происходит ряд неблагоприятных процессов: у него легко деформируется неокрепший скелет, сжимается грудная клетка, задерживается дыхание, кровообращение, нарушается работа сердца и других органов. Воздействие длительной статической позы при письме может служить причиной нарушения осанки. При стойких нарушениях осанки появляются морфологические изменения в позвоночном столбе. В дальнейшем это приводит к патологическим явлениям [7].
Итак, поступление в школу — закономерный этап в жизни каждого ребенка, который связан со многими трудностями. Большое значение здесь имеют физическая и психическая готовность ребенка к школьному обучению. В старшем дошкольном возрасте существуют свои особенности психофизического развития детей, этот вопрос будет подробно рассмотрен в следующем разделе.
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье [2].
.2Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно забла говременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культурыи культуры здоровья.
Старший дошкольный возраст относится к психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого малыша. Потребность двигательной активности детей 5 -7 лет настолько велика, что врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст — «возрастом двигательной расточительности» [8].
Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством — чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь.
В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях. Дети активно усваивают навыки самообслуживания. Ограничение активности малыша в этот период, стремление взрослых обуть, одеть, застегнуть и накормить его могут привести к задержке развития речи, пассивности, капризам и упрямству, неприспособленности при решении простейших жизненных задач.
Второе название этого периода — период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7 — 10 см. средний рост ребёнка 5 лет — 106 — 107 см, масса тела 17 — 18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200 г, роста — 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см, масса тела 21,5 кг.
Характерным клиническим симптомом этого возрастного периода являются «боли роста», периодически возникающие в икроножных мышцах ребят. При чём боль может быть настолько интенсивна, что иногда дети кричат не в силах её перенести. Известный детский хирург С.Я.Долецкий, изучив подобные жалобы у большего числа детей, пришёл к выводу: это болят мышцы, не успевающие за бурным ростом костей и не получающие достаточного количества питательных веществ. Как правило, это явление в наибольшей степени характерно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [9].
К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений.
На пятом — шестом году жизни у дошкольников начинают постепенно шататься и выпадать молочные зубы, а на шестом — седьмом прорезаются постоянные зубы.
В этот период защитные силы организма детей активно функционируют, и защиту от инфекционных агентов иммунная система обеспечивает достаточно. Но в это же время происходит чрезмерное развитие лимфатической ткани, что в свою очередь нередко приводит к склонности детей к аллергическим реакциям [10].
Развитие движений у детей 5 — 7 лет
Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела.
Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата.
В этом возрасте нужно обратить особое внимание прыжкам и спрыгиванию на твёрдую поверхность. Так как амортизационные свойства позвоночника и стопы несовершенны, то возможно травмирование организма. физиологичным для ребёнка является спрыгивание в мягкую или сыпучую среду (песок, поролон, сухой бассейн с шарами и др.) либо подпрыгивание или перепрыгивание [11].
Слабость связочно-мышечного аппарата локтевого сустава обуславливает нередкие подвывихи из-за резкого рывка ребёнка за руку. Также в этом возрасте нежелательны висы и упражнения по преодолению тяжести своего тела на вытянутых руках.
Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму [7].
У детей семи летнего возраста наблюдается незначительное увеличение массы тела и силы мускулатуры; окончание формирования изгибов шейно-грудного отдела позвоночника и свода стопы; интенсивное окостенение мелкий костей кисти и пальцев рук; высокая подвижность суставов за счёт эластичности мышц, связок; совершенствование координации, устранение «лишних» движений; выработка характерной осанки; качественное изменение двигательной деятельности.
В этом возрасте следует особое внимание уделить выработке правильной осанке. Формирование осознанного самоконтроля ребёнка за положением своего тела. При его отсутствии велика вероятность деформации позвоночника [4].
Следует обратить внимание на состояние ротовой полости. В этом возрасте происходит постепенная замена временных зубов постоянными. Очень важно следить за формированием правильного прикуса.
У детей формируется способность к самоконтролю и правильной оценке процесса и результата собственных движений. Выполнение движений становиться осмысленным и планируемым. Велик интерес детей к соревновательным компонентам совместных действий.
Для развития и совершенствования двигательных возможностей детей мы в группах используем здоровье сберегающие технологии, которые включают в себя:
·Динамические паузы,
·Пальчиковую гимнастику,
·Релаксацию,
·Игры малой подвижности,
·Сказкотерапию,
·Сухой аквариум.
1.Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. И выполняют следующие функции:
Развлекательную — создают благоприятную атмосферу;
Релаксационную — снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
Коммуникативную — объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
Воспитательную — формирует моральные и нравственные качества
Обучающую — давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
Развивающую — развивает речь, внимание, память, мышление — возникшие психологические процессы
Коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
Профилактическую — предупреждают появления психологических заболеваний
Лечебную — способствовать выздоровлению.
Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, проверка осанки, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.) [12].
2.Пальчиковая гимнастика
Проводится индивидуально либо с подгруппой. Рекомендуется всем детям.
Проводится в любое удобное время.
Функции пальчиковой гимнастики:
1.стимулирует развитие речи.
2.развивает умение подражать взрослому
.помогает концентрировать внимание и правильно его распределять
.речь становится более яркой, ритмичной, чёткой
.развивается память
.развивается воображение и фантазия.
.пальцы и кисти рук приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладеть навыками письма.
Все упражнения делятся на 3 группы:
1.Упражнения для кистей рук.
2.упражнения для пальцев условно статические
.упражнения для пальцев динамические [13].
3.Релаксация- это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
В старшем дошкольном возрасте релаксация проводится в конце занятия с целью расслабления и интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. Релаксация позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятия [12].
4.Игры малой подвижности.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место занимают малоподвижные игры. Они проводятся с целью развития речи детей, пополнения активного словаря, а также развития коммуникативных навыков [11].
5.Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Используя различные методы, сказкотерапия позволяет выполнить определённые цели и решить неодходимые задачи. Она используется:
·Как способ воспитания у детей особенного восприятия окружающего мира, в соответствии с данным обществом,
·Как инструмент для передачи моральных правил и норм,
·Как способ плодотворного развития творческого потенциала в решении жизненных задач,
·Как направление психологии, использующее развитие самосознания, строящееся на построении доверительных отношений с окружающими.
6.«Сухой» аквариум — это набор цветных крышек или футляров от киндер-сюрпризов (шариков), собранных в специальной коробке или тазике.
Игры в сухом аквариуме научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
Сухой аквариум — это уникальная игра по своим дидактическим возможностям, со своим уникальным материалом — футляров от киндер-сюрпризов (шариков). Как известно, когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.
Шарики удобно брать руками. Они удобны в работе как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Играть с шариками можно как за столом, так на ковре [14].
Игра — это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка различать цвета, считать, а главное — думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра — это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для детей счастье — когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее.
С помощью игр в сухом аквариуме можно формировать математические представления, развивать сенсорное восприятие, закреплять сведения о предметном и природном мирах.
С маленькими детьми уместно начать изучать цвет: разбрасывать и собирать шарики, находить заданные педагогом шарики по величине, цвету, фактуре. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.
Развитие логики у дошкольника — одно из основных условий его успешного обучения в школе! Игры помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать [15].
Таким образом, если поставить вопрос о том, что самое важное в подготовке к учению в школе, то на этот вопрос есть один ответ — укрепление соматического и психического здоровья детей. Это является залогом эффективного не только физического, но и всестороннего развития ре-бенка.
Один из основоположников физического воспитания детей в нашей стране П.Ф.Лесгафт подчеркивал, что оно не ограничивается оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков, а должно быть органически связано с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Только при наличии такой связи можно осуществить реализацию общей цели воспитания, которая, по П. Ф. Лесгафту, заключается в гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма. Этот подход получил развитие в трудах ряда советских педагогов, в том числе специалистов по дошкольному воспитанию — Е. А. Аркина, Е. Г. Леви-Гориневской, М. Ю. Кистяковской и др [10].
2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
физическое воспитание дошкольник обучение
2.1 Организация работы по подготовке дошкольников к школьному обучению в процессе физического воспитания
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М. Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т. Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, М.В. Антропова, М.М. Кольцова, С.О. Филиппова, — отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо разработать и регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада и применять эти упражнения дифференцированно, в соответствии с уровнем физического и умственного развития детей.
Таким образом, ставится вопрос о непосредственном влиянии физкультурных занятий на подготовку к овладению школьным предметом, не имеющим прямого отношения к физической культуре. В системе межпредметных связей такое влияние может быть положительным, если эффект, полученный от предыдущей деятельности (в данном случае двигательной), будет перенесен на последующую (учебную) [16].
Подготовка детей к обучению в школе — одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения. ГОСО РК предъявляет определённые требования к готовности детей к школьному обучению. Физическая подготовка дошкольников к обучению в школе должна осуществляться в комплексе с психологической и интеллектуальной готовностью, так как ребёнок — это целостный организм, в его развитии всё взаимосвязано, и нельзя решать отдельные задачи воспитания и обучения изолированно от остальных. Комплексность обучения и воспитания должна осуществляться и при подготовке детей к школе.
В детском саду согласно требованиям программ должно уделяется большое внимание вопросу подготовки детей к школе. Под руководством воспитателей дети должны приобретать самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда.
Но важнейшей задачей всё же считается создание условий, обеспечивающих укрепление здоровья ребенка — дошкольника, так как здоровье — это наибольшая ценность. Физически здоровый ребенок легко овладевает различными видами умственной деятельности, хорошо усваивает учебный материал и как следствие имеет хорошую успеваемость в процессе обучения в школе [17].
С самого раннего возраста, с момента прихода ребенка в детский сад, воспитатель должен взять под контроль и физическое, и личностное развитие, и состояние здоровья каждого ребенка.
В группах раннего возраста воспитатели совместно с медицинским персоналом, педагогом- психологом, логопедом ведут наблюдения за ребенком во время адаптации и заносят данные наблюдений в индивидуальные листы адаптации.
На основе медицинских показателей, данных диагностического об-следования на уровень физической подготовленности, воспитателем и медицинским работником детского сада даётся оценка уровня физического развития, состояния здоровья, уровня физической подготовленности детей; анализируется динамика продвижений (отрицательную, положительную), выясняются причины и намечаются индивидуально-коррекционная работу с каждым ребенком [18].
Разрабатывая план физкультурно- оздоровительных мероприятий, учитывая физиологические особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка, педагог должен стараться использовать различные виды и средства физического воспитания.
Успешное решение задач физического воспитания достигается при тесном, согласованном сотрудничестве педагогического, медицинского персонала и родителей.
Проведение медико-педагогического контроля дает возможность выявить основные недостатки в постановке физического воспитания и определить меры педагогического воздействия, необходимые для их устранения
Большое внимание должно уделяться активизации двигательной деятельности детей не только на физкультурном занятии, но и в подвижных играх, на прогулках, в свободное время.
В старших группах детского сада можно разработать и подготовить картотеку подвижных игр, тем самым предоставив детям право выбора и поспособствовав развитию творчества дошкольников.
Много внимания нужно уделять обогащению физкультурно — игровой среды и созданию гигиенических и психологических условий комфортного пребывания детей в ДОУ.
Детский сад при возможности может сотрудничать со специалистами ЛФК, которые могут ежегодно проводить обследование детей (осанка, стопа и т.д); проводят наблюдение за проведением физкультурных занятий, осуществляют контроль за физической нагрузкой детей; дают конкретные рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы по укреплению осанки, профилактики плоскостопия и т.д. [19].
В идеале в старшей и подготовительной к школе группах детского сада педагог — психолог проводит психолого-педагогическое обследование детей на предмет готовности их к обучению в школе, в два этапа (на начало и конец года). На основе данных первого этапа педагог-психолог совместно с воспитателями группы разрабатывают план индивидуально-коррекционной помощи нуждающимся детям.
В конце года воспитатель группы, педагог-психолог заполняют Карту развития ребенка 6-7 лет, которая отражает индивидуальный портрет каждого ребенка — выпускника. Эта карта передается психологу школы, с которой сотрудничает детский сад, в которую поступает учиться большая часть выпускников детского сада.
Передача карты развития позволяет не подвергать детей тестированию в школе, а учитель на основании полученных данных, может строить успешную работу с первоклассниками.
В 1-2 -х классах детский сад (уже совместно с учителем) может продолжать наблюдение за выпускниками и отслеживать степень адаптации к школе, а также их уровень успеваемости.
В детском саду также должно большое внимание уделяться подготовке руки ребенка к овладению письмом. Для этого используются различные средства:
проведение занятий по продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование);
использование упражнений и игр с пальчиками;
использование физических упражнений для развития координации движений, пространственных представлений, чувства ритма, «ручной умелости»;
использование специальных графических упражнений [17].
Наряду с различными тестами по определению уровня психического развития детей, педагог-психолог может использовать тест Керна-Йирасекам (см. Приложение А).
Данный тест состоит из трех заданий. Первое — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 -высший, 5 — низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.
Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 — как среднее, от 12 до 15-ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Креме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально [20].
Если недостаточно тестов Керна-Йирасека, можно использовать тест И.И. Озерецкого — вырезание круга.
) Просматривается время и количество перерезанных линий (не более 2). Диаметр круга (среднего 5 см), его и нужно вырезать, оставив ли-нии на 1мм рядом с ним.
) Наматывание нитки на катушку (скорость правой и левой рукой).
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения [16].
Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.
При определении готовности ребенка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности. Диапазон уровня физической подготовленности (разброс между максимальны ми и минимальными показателями) каждого ребенка позволит оценить его функциональные и двигательные возможности.
Для этой цели можно использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной форме. Данные тесты были апробированы в дошкольных образовательных. Эти тесты отличает доступность выполнения. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения. Также они обладают высокой статистической достоверностью. Показатели тестов были получены на основе обследования 696 детей, про веденного в 2005-2007 гг., и могут являться ориентировочными нормативными данными [21].
Двигательная активность — важный показатель физической подготовленности детей.
Обследование двигательной активности детей проводится 3-4 раза в год (осень, зима, весна, лето) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания ребенка в дошкольном учреждении) [1].
Комплексная оценка двигательной активности детей дается с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений.
Предложенные диагностические тесты для определения физической подготовленности детей помогают воспитателю выявить причины отставания или опережения детей в освоении программного материала, создают предпосылки для оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.
Двигательные заданияПоказателиОценка функциональных и двигательных возможностейТесты для определения скоростных качествБег 10м с хода3,0-2,0 сТест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию на сигналБег 30 м с высокого старта6,2-8,5 сОпределяется с максимальной скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся дей ствийТесты для определения скоростно-силовых качествПрыжок в длину с места90-145 смТест позволяет оценить скоростно-силовые качестваПрыжок вверх с места30-50 смТест позволяет оценить скоростную реакцию ребенкаПрыжок в длину с разбега120-200 смТест позволяет оценить скоростно-силовые качества и ловкостьБросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы150-350 смОпределяющим моментом в выполнении этого теста является уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способностиБросок теннисного мяча удобной рукой4-15 мТест позволяет определить скоростную реакцию ребенкаТесты для определения ловкости и координационных способностейЧелночный бег 3 х 10 м12,5-9,5 сОпределяется способность быстро и точно перестраи вать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановкиСохранение статического равновесия12,0-30,0 сТест выявляет и тренирует координационные воз можности детейПодбрасывание и ловля мяча15-20 (кол-во раз)Тест наиболее ярко характеризует качество ловкости детей и их координационные особенностиОтбивание мяча от пола10-25 (кол-во раз)Тестируется ловкость, скорость реакции, устойчи вость позыЗадания на гибкость3-12 смТест характеризует подвижность всех звеньев опор но-двигательного аппарата, эластичность мышц и свя зок, являющихся их функциональной основойТесты для определения выносливостиБег 90 м на выносливость30,2-20,8 сОпределяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную актив ность двигательного аппаратаТесты для определения силовой выносливостиПодъем туловища из по ложения лежа на спине за 30 с9-24 (кол-во раз)Определяется уровень силовой выносливости
Уровень физической подготовленности позволяет определить:
·степень овладения ребенком "азбукой движений": базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;
·умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных условиях;
·развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;
·общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности) [22].
Во все виды физкультурно-оздоровительной работы детского сада следует включать разнообразные физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к школе (см. Приложение Б), а также различные игры на развитие внимания, координации, ловкости, быстрой реакции. (см. Приложение В).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что пребывание детей в старшей и подготовительной группе детского сада и активная подготовка их к систематическому обучению в школе положительно сказываются на приспособлении первоклассников к школе и их успехах в учебной деятельности [3].
.2Использование игровых упражнений и подвижных игр на развитие внимания, памяти, мыслительных операций, тонкой моторики, произвольности движений
Подвижные игры игровые упражнения широко применяются в практике физического воспитания. Однако традиционно этот вид физического воспитания используется для преимущественного формирования двигательной сферы дошкольников: совершенствования основных видов движений, развития физических качеств и общих координационных способностей.
Значительно реже подвижные игры применяют для оптимизации психических функций детей. Между тем, именно в подвижных играх, в условиях активной двигательной деятельности, в полной мере проявляются психические возможности ребенка, создаются предпосылки для развития произвольного поведения, формирования познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, воображения [23].
Сензитивные периоды — периоды оптимальных сроков развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды.
Подбор подвижных игр осуществляется с учетом сензитивных периодов развития познавательных процессов у дошкольников. В часности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний — памяти и внимания, старший дошкольный возраст — мышления [24].
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. В начале обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.
Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале в различных жизненных ситуациях [25].
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
Шкафчики
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
Что исчезло?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Что изменилось?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Художник.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Запомни и воспроизведи.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Вспомни и покажи.
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
Цепочка действий.
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
Приёмы, помогающие запоминанию.
Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называются семь фраз.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз — очень хорошо.
Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным [26].
Игры на развитие мышления.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Кто что любит?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -…, птицы -…
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнюю картинку
(развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков)
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним" [12].
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Отвечай быстро.
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Говори наоборот.
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.
Бывает — не бывает.
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
Сравнение предметов (понятий).
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" [27].
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Угадай по описанию.
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Отгадывание небылиц.
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла [25].
Игры на развитие внимания.
ВНИМАНИЕ — сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Развитие зрительного внимания
Лото, домино
Найди два одинаковых предмета.
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
Исключение лишнего.
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Найди отличия.
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
Выкладывание узора из мозаики.
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
Нанизывание бусинок.
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы [28].
Срисовывание по клеточкам.
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
Назови предмет.
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать [29].
Сколько чего?
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
Дорисуй.
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
Зачеркни.
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Корректор.
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
Разведчики.
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
Игры на развитие слухового внимания.
Что звучало?
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
Четыре стихии
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" — руки вниз, "вода" — вытянуть руки вперед, "воздух" — поднять руки вверх, "огонь" — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим [22].
Послушай и воспроизведи
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
Игры на развитие моторно-двигательного внимания.
Кто летает?
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
Съедобное-несъедобное.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Ухо-нос.
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" — дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться [30].
Запрещенное движение.
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
В дошкольном возрасте игровая деятельность направлена непосредственно на результат, поэтому перед детьми ставятся более сложные задачи, игровая деятельность начинает восприниматься серьезнее. Дидактические игры развивают самые разные способности ребенка: его речевые способности, внимание.
Главным достоинством дидактической игры является то, что она не только является способом запоминания и усвоения каких-то навыков и знаний, но и помогает развитию различных способностей ребенка [19].
Таким образом, дидактические игры усиливают восприятие, учат детей мыслить экономно и рационально, помогают найти решение практических задач.
Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом [31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоциональноволевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств — важная сторона повышения эффективности физического воспитания. Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.
Можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всесторонне развивает личность ребенка.
В ДОУ проводится последовательная и планомерная подготовка детей к школьному обучению. Неотъемлемой частью этой подготовки является физическое воспитание. Физическое воспитание дошкольников осуществляется в соответствии с требованиями ГОСО РК и программ обучения и воспитания для разных возрастов.
Физическая готовность ребенка к школе очень важно, так как многочасовое сидение за партой с непродолжительными переменами для отдыха отнюдь не является благоприятным для растущего организма. Нагрузка на позвоночник (выражающаяся в весьма тяжелом «багаже знаний» — портфеле — и неправильном положении малыша за партой) приводит не только к его искривлению, но и к недостаточному снабжению кровью и кислородом зажатых внутренних органов (позднее отражаясь на работе мозга). Кроме того, общение с массой детей и взрослых, часть которых периодически становится носителями разнообразных вирусных инфекций, приводит к заболеванию ребенка с ослабленным иммунитетом (а затем — к его отставанию от школьной программы и к еще более увеличивающейся умственной нагрузке).
Именно поэтому столь важно, чтобы ребенок пошел в школу в максимально здоровом состоянии, с хорошим иммунитетом, физически развитым и не пренебрегающим физическими упражнениями. Наилучший вариант — это дополнительное посещение спортивных секций. При этом нет необходимости делать из ребенка будущего чемпиона по какому-либо виду спорта. Тем более что сегодня детские врачи рекомендуют периодически «менять» спортивные секции, чтобы растущий организм ребенка не получал «однобокое» развитие за счет постоянной нагрузки одних и тех же мышц.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Чтобы этот период был для ребенка менее болезненным, главной целью нашего ДОУ заблаговременно подготовить его к школе.
Предшкольный возраст является важнейшим периодом формирования психофизического развития ребенка. Именно в этом возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые необходимы для обучения в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / — М.: «Академия», 2003. — 480 с.
.Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей / М., 2001.
.Энциклопедический словарь / Глав.редактор Ж.К.Туймебаев; редкол. А.Е.Абылкасымова, И.Б.Бекбаев и др. — Алматы: Ата-мұра, 2008. — 327 с.
.Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. / — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 240 с.
.Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал. №10, 2005. С.26.
.Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования / — М.: наука, 2008, с. 4-19.
.Э.Я. Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / — М., 2001
.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / -М, 1991
.Государственный Общеобязательный Стандарт Образования Республики Казахстан дошкольное обучение и воспитание / Астана 2008 года. — С. 23-46.
.Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания / — М., 1982
.Программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет «Алғашқы қадам» / Астана 2009г. — С. 15-91.
.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / — М., 1985
.Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» / Астана 2009 г. — С. 19-29.
.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд., переработанное и дополненное / — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с.
.Программа воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет «Зерек бала» / Астана 2009 г. — С. 19-48
.Программа «Болбөбек» / Алматы — 2005г. — С. 21-34
.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 6, июнь / 2008.. Подготовка ребенка к школе. — Томск, Пеленг, 1994.
.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / Под ред. И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / — М. — 1998.
.Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры / М., 1996
.Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, №8.
.Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой. — М., 2011.
.Они пойдут в школу / ред. Брагина В.Д., Языкова Т.А. Под ред. В.Г. Маралова. — М., 2009
.Галешникова, Т. В содружестве с семьёй // Дошкольное воспитание. -2005.- № 2. — С.23-25
.Афанасьева Н.В. Дубиненкова Е.Н. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / — М.: Вологда, 2013. — 39 с.
.Рахимов А. 3. Роль нравственного воспитания в формировании личности // А.3. Рахимов. Классный руководитель — 2008. — № 2. — С.107
.Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — 215 с.
.Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие детей / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк — М.: 2005 — 110 с.
.Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации и обучения в детском саду / — М.: Просвещение, 2002. — 138 с.
.Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. — М.: 2005. — 89 с
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест Кёрна-Йирасека
Все три задания графического теста Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Креме того, данный детский тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Тест состоит из трех заданий. Первое — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший, 5 — низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 — как среднее, от 12 до 15 — ниже нормы.
Методика Керна-Йирасека на школьную зрелость может применяться как в группе, так и индивидуально.
Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе:
Инструкция, стимульный материал.
Перед выполнением первого задания ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (напр., сказав: «Рисуй, у тебя все получится»). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.
По окончании рисования ребенка просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагают ему скопировать два слова («Это шарик»), написанных письменными буквами (второе задание). Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.
В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентрации внимания. Ниже приводится образец, предлагаемый для воспроизведения:
Ключ к тесту на школьную зрелость
Задание 1
балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из отдельных законченных частей), при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.
балла. Все требования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
балла. Фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.
балла. Упрощенный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание 2
балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.
балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
баллов. Каракули.
Задание 3
балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.
балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот — даже на 180°.
балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.
баллов. Каракули.
Интерпретация, расшифровка.
Если испытуемый по всем заданиям теста Керна-Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с нет необходимости. Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают средним уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки (напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3 — за второе и 4 — за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представлять себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10-15 баллов (10-11 баллов — нижняя граница среднего развития, 12-15 баллов — развитие ниже нормы).
Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи детей в школу.
Тест Керна-Йирасека предназначен для исследования интеллектуальной сферы, но на основе его первого задания (рисование мужской фигуры по памяти) можно получить некоторую косвенную информацию о личностных особенностях ребенка. При интерпретации этого теста учитываются место расположения человеческой фигуры на листе и ее размер, качество линий рисунка (жирные, вдавленные, тонкие, многоразовое обведение одной линии), размер различных частей тела, его диспропорция, отсутствие каких-либо частей тела или каких-либо черт лица, прорисовка глаз. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждой из основных частей тела, например, голове, чертам лица, волосам, шее, плечам, груди, торсу, бедрам и конечностям.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Специальные физические упражнения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Утренняя гимнастика — упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические композиции.
Физкультминутка — музыкально-ритмические композиции, упражнения на развитие «ручной умелости».
Подвижные игры в перерывах между занятиями — игры с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами; игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера.
Подвижные игры на прогулке — игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действия с предметами).
Физкультурные занятия в зале — упражнения на координацию движений (прыжки в глубину, броски, ловля, лазание по канату, метание в цель), упражнения на развитие пространственных представлений (игры с перемещением без зрительного контроля, эстафеты на расстановку предметов, упражнения на развитие глазомера), упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика, прыжки через скакалку), упражнения на развитие «ручной умелости» (упражнения для пальчиков, совмещенные с упражнениями на осанку, эстафеты с мелкими предметами, игры с потешками).
Физкультурные занятия на улице — спортивные развлечения, включающие сложнокоординационные движения (езда на велосипеде, катание на коньках, ходьба на лыжах).
Физкультурный досуг — элементы музыкально-ритмических композиций, игры и эстафеты с предметами, игровые композиции с упражнениями для пальчиков и речитативами.
Физкультурные праздники — упражнения на развитие пространственных представлений (построения, перестроения, эстафеты с предметами), упражнения на развитие координации движений (командные игры, эстафеты с преодолением препятствий), упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика на показательных выступлениях).
Самостоятельная двигательная деятельность детей — упражнения на спортивных комплексах, упражнения с предметами: броски, ловля, прыжки через скакалку, ритмическая гимнастика.
Физические упражнения, игры и эстафеты могут включаться также и в занятия по математике, развитию речи и другие как средство закрепления полученных детьми знаний (например, эстафеты «Найди цифре место», «Составь слово»).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Игры на внимание
Уроки в школе длятся 45 минут. Всем известно, что (во всяком случае, в младших классах) это слишком много. Дети просто не могут спокойно высидеть столько времени. Они начинают вертеться, рисовать, кидаться бумажками.., Самые непоседливые получают нагоняй. А, спрашивается, за что? За то, что мы, взрослые, не слишком хорошо знаем
законы детской психологии?
Известно, что подвижные дети, если их активность не заходит за какой-то предел, на самом деле нормальные, хорошие, умные и часто послушные. Просто им требуется движение, вольный воздух, которого их лишают.
Так что же делать нам, взрослым? Понемножку тренировать их с помощью всё тех же игр. Каких? А вот, например…
Игра тренирует реакцию. Она также может служить способом выбора водящего.
Дети кладут свои указательные пальчики на ладонь взрослому.
Неожиданно взрослый сжимает пальцы в кулак. Кто не успел убрать своих пальчиков, проигрывает.
А если проигравших несколько, то игра повторяется, но только с теми, кто не успел убрать пальцы.
Собаки кукарекают.
Игра развивает внимание. Обычно ребёнку трудно сосредоточиться на уроке и быть внимательным всё время до звонка. Если он будет играть в эту игру, проблема решится сама собой.
Игроки садятся в круг и выбирают ведущего. Всем играющим даётся какое-нибудь название города.
Ведущий говорит: «Я слышал, что в городе N собаки кукарекают, а петухи лают». Тот, чей город назван, отвечает: «Нет, сударь, в городе N собаки не кукарекают, а петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется М». Играющий, чей город назван, отвечает так же.
Отвечать надо сразу и говорить в быстром темпе. Проигрывает тот, кто зазевался.
Нос, нос, рот…
Эта забавная игра учит ребёнка быть внимательным и е слишком-то доверять словам.
Играющие сидят кружком, посередине водящий. Он говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот…»
При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы.
Сидящие кружком дети должны делать всё не как говорят, но так, как они видят, то есть как делает водящий.
Прижми палец.
Игра развивает силу и ловкость большого пальца руки (что в конечном счете способствует улучшению почерка, общему развитию).
Играют двое. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх.
По сигналу большой палец игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху.
За пойманный и прижатый палец соперника даётся очко. Игра идёт обычно до десяти очков.
Фантики-1.
Игра тренирует координацию движений пальцев и меткость.
На столе рисуют мишень в виде нескольких концентрических кругов с указанием очков.
Нужно несколько фантиков от конфет сложить в виде квадратиков.
Этими фантиками игроки по очереди стреляют по мишени одним из следующих способов:
·фантик кладётся на ноготь большого пальца и «отправляется в полёт» щелчком об указательный,
·фантик кладут на ноготь указательного пальца и щёлкают им о большой,
·то же, но фантик кладут на средний палец,
·то же — безымянный,
·то же — мизинец,
·фантик кладут на ладонь и подталкивают другой ладонью снизу,
·фантик кладут на ладонь и делают ею движение ко второй ладони.
У каждого игрока 7 фантиков. Он совершает 7 выстрелов последовательно всеми 7-ю способами. Затем подсчитываются очки.
Кто набрал больше очков, тот и выиграл.
Фантики-2.
В этом варианте мишень на стол не кладётся. Стол перед началом игры пустой.
Стрелять в игре можно любым способом (или же заранее договориться, что стрельба ведётся каким-то одним способом).
Первый игрок стреляет по пустому столу. Второй пытается своим фантиком накрыть фантик, лежащий на столе. Если это ему удаётся, он забирает оба фантика и продолжает стрелять. Если же ему не удаётся накрыть какой-нибудь фантик, он передаёт ход противнику.
Игра заканчивается, когда у кого-то из играющих не осталось фантиков.