Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …… 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1Понятие культуры поведения и её компоненты . 5
1.2Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения 7
1.3 Культура общения детей с взрослыми и сверстниками — составляющая основа культуры поведения .. 10
1.4 Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе — важный компонент культуры поведения … 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Возрастные особенности детей 5-6 лет . 16
2.2 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета …. 21
2.3 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в старшей группе дошкольного возраста .. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 27
ЛИТЕРАТУРА … 30
Выдержка из текста работы
Культура общения – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта, деятельность детских дошкольных учреждений, должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одной из ключевых задач стоящих перед дошкольными учреждениями, ФГОС определил социально-комм…………………………………………………………..
Цель исследования – раскрыть процесс воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования – культура общения.
Предмет исследования – процесс воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого……………………………………….
В основу исследования положена гипотеза: ………………………………….
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы ……………………………………………………
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих педагогов: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий. Общение детей дошкольного возраста исследовалось в ………………………………………………
База исследования: МАДОУ «Детский сад ……………………………………….
Практическая значимость заключается в возможности …………………………………….
Работа состоит из ………………………..
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Культура общения как психолого-педагогическая проблема
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: В.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.Ф. Ломова, М.И. Лисина, В.Н. Мясищева, А.В Петровского и др.
C точки зрения педагогики (например, А.Н. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение).
По определению Л. А. Венгера, общение есть взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно оценочного характера. Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. Здесь общение выступает как органическая часть деятельности.
Н.В. Клюева определяет общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
В.И. Смирнов под общением понимает порождаемую потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией, форму активности личности, проявляющуюся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений [23,67].
Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывает на его отзыв. На этом основании …………………………………………………………..
1.2 Особенности культуры общения детей со взрослыми и сверстниками
Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах М. Лисиной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др.
Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Развитие и социализация личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Отечественные психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.
Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в детском саду. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как ……………………………………………………….
1.3 Роль игры в воспитании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В процессе игры между детьми происходит свободное общение, которое занимает настолько большое место, что сама игра становится, зачастую, не более чем поводом удовлетворения потребности в общении.
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.
Игровое общение обладает некоторыми специфическими и даже уникальными чертами. Прежде всего, ему свойственны особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных контактов. Ребенок, включившись в игру, быстро обретает столь необходимые для полноценного общения раскованность………………………………………………..
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДОШ
2.1 Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Обобщив теоретический материал мы пришли к выводу о значимости воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.
С целью изучения уровня развития культуры общения мы отобрали наиболее эффективные методики:
1) Методика Г.А. Цукермана «Кто прав?»
2) Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Раскрась рукавички»
3) Методика М.И. Лисиной «Диагностика фо¬рм общения»
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад …………………………….
Для изучения культуры общения и коммуникативных навыков, направленных на учет позиции со¬беседника, эмоционального отношения к ок¬ружающим и нравственным нормам была применена методика «Кто прав» [Приложение 1, 44]
Детям предлагались н¬ебольшие рассказы, фикси¬ровались поведенческие реакции ребенка и его¬ объяснения.
На основе проведенной методики представим полученные результаты в таблице 2.1
……………………………………………………………
Анализ результатов исследования показал, что по первой методике «Кто прав?» двое детей (20%) имеют низкий уровень развития культуры общения, шестеро детей (60%) средний и двое детей (20%) высокий уровень развития культуры общения.
С целью выявления степени сформир¬ованности культуры общения и спос¬обностей осуществления сотрудничества (р¬абота в парах) мы применили методику «Раскрась рукавички» [Приложение 2, 47]
Детям предлагалось украсить нарисованные рукавички так, чтобы получилась одинаковая пара.
Представим полученные результаты в таблице 2.2
……………………………………………….
Методика «Диагностика фо¬рм общения» [Приложение 3, 49] позволила нам определить ведущую форму общения и коммуникативные навыки.
На основе проведенной методики представим полученные результаты в таблице 2.3
……………………………………………………………………………..
2.2 Развитие культуры общения детей в процессе игровой деятельности
Во время прохождения преддипломной практики большое внимание уделялось воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Изучив примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, мы определили содержание работы по развитию культуры общения в старшем дошкольном возрасте. Исходя из теоретических основ и разделов программы в направлении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В данную область внесена необходимая для развития культуры общения такая воспитательно-образовательная деятельность, как «Социализация», «Развитие общения», «Ребёнок в семье и сообществе» и «Нравственное воспитание».
В содержании работы по развитию культуры общения в старшем дошкольном возрасте необходимо включать: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; формирование стремления радовать старших хорошими поступками и умения самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. …………………………
Вся система работы состояло из игр, упражнений, которые проводились в течении месяца. Продолжительность одного занятия 20–25 минут. Проводимая работа включала 3 этапа с постепенным усложнением игр от этапа к этапу.
На первом этапе основное внимание уделялось выработке у детей навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.
С этой целью нами были проведены такие игры как: …………………………………….
Для оценки результатов проведенной работы была проведена повторная диагностика, с применением тех же методик, что были и на констатирующем этапе исследования.
Результаты исследования по методике «Кто прав?» представим в таблице 2.4
………………………………………………………………………….
Контрольный этап исследования показал, что по первой методике «Кто прав?» один ребёнок (10%) имеет низкий уровень развития культуры общения, пятеро детей (50%) средний и четверо детей (40%) высокий уровень развития культуры общения.
На основе проведенной методики «Раскрась рукавички», представим полученные результаты в таблице 2.5………………………………………..
Результаты исследования по методике «Диагностика фо¬рм общения» представим в таблице 2.6……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрывая проблему воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались многие известные педагоги и методисты прошлого и настоящего времени. В работе мы рассмотрели процесс воспитания навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Для достижения поставленной цели в работе, мы решили ряд задач.
Цель исследования – показать воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Первая задача нашего исследования заключалось в изучении психолого-педагогической литературы по теме. В процессе её решения мы проанализировали работы В.В. Соколовой, С.В. Петерина, В.А. Сухомлинского …. и пришли к выводу………………………………………………….
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конс?титуция Р¬ос?с?ийс?кой Федер¬ации [Текст] : пр¬инята вс?енар¬. голос?ованием 12 дек. 1993 г. (с? учетом попр¬авок, внес?енных Законами Р¬Ф о попр¬авках к Конс?титуции Р¬Ф от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // С?обр¬ание законодательс?тва Р¬Ф. – 2014. – №31. – С?т. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // С?обрание законодательс?тва РФ. — 2014. — №53. -С?т. 7598.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013. –№ 265.
4. Агапова, И. А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. М.: ТЦ Сфера, 2013. –192 с.
5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. — М.: Аркти, 2016. – 96с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии [Текст] / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2070. – 420 с.
7. Дмитриевских, Л. С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников [Текст] / Л. С. Дмитриевских // Педагогическое образование в России. 2013. – № 1. С.168–174.
8. Дубина, Л. С. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. С. Дубина // Дошкольное воспитание…………………………………………………………………………………………