Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ5
1.1 Понятие культуры поведения и её компоненты5
1.2 Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения7
1.3 Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения10
1.4 Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения12
2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА18
2.1 Методические рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста18
2.2 Этапы формирования культуры поведения дошкольника22
2.3 Необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
ЛИТЕРАТУРА37
Выдержка из текста работы
Одной из самых актуальных проблем нашего времени стало неуклонное увеличение числа детей с нарушениями в развитии. Исследования, проведенные в различных странах мира, показали, что примерно 4-6% населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей общение с окружающими, что влияет на процесс социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями слуха.
В настоящее время включение ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых, подготовка его к более самостоятельной и независимой жизни в обществе решается сетью специализированных, в том числе реабилитационных учреждений. В данных учреждениях в системе комплексной работы, которая проводится с детьми с нарушением слуха, важное место отводится семье, так как именно семья является основным исполнителем реабилитационных мероприятий.
Традиции в изучении роли семьи в воспитании ребенка берут свое начало от таких крупных ученых, как П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др. Анализируя важность воспитания ребенка в семье, они подчеркивали, что семейное воспитание является неотъемлемой частью общественных отношений и общественного воспитания.
Впервые мысли о необходимости воспитания глухого ребенка в семье были высказаны в 1835 году В. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к их способам образования, самым свойственным их природе».
Необходимость ранней педагогической работы, когда имеются наибольшие потенциальные возможности успешной реабилитации, а также идеи раннего воспитания и обучения глухих детей в семье в различные годы освещались в работах Л.С. Выготского, Н.М. Лаговского, Н.К. Патканова, Ф.А. Pay, H.A. Pay и др.
Огромный вклад в коррекционную педагогику, в обучение глухих детей вносит Б.Д. Корсунская. В своих работах она рассматривает проблемы воспитания глухого ребенка в семье, подготовки его к обучению, организации занятий с ним.
Научно-психологическим изучением поведения родителей, а также раскрытием родительско-детских отношений занимались А.Я. Варго, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Осипенко, И.А. Скворцова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э. Шефер и др.
В. Пештак в своей работе рассмотрел эмоциональное отношение глухих школьников к членам своей семьи.
Типы внутрисемейных отношений и стили семейного воспитания, а также влияние внутрисемейных отношений на личности детей, в том числе и детей с нарушением слуха рассматривали Л.И. Аксенова, А.С. Белкин, Т.Г. Богданова, В.А. Вишневский, Л.И. Ковалева, А. Леве, Н.В. Мазурова, И.В. Цукерман, П.А. Янн и др.
Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
Семья играет важную роль в воспитании глухих детей, в их развитии, в том числе и в формировании эмоциональной сферы.
В специальной литературе, несмотря на многочисленные указания на важность работы с семьей, существует недостаток исследований, которые бы раскрывали вопросы семейного воспитания глухих детей и развития их эмоциональной сферы.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между: признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах семейного воспитания глухих детей дошкольного возраста.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования — выявление и анализ возможностей семьи, имеющей ребенка с нарушением слуха, в развитии его эмоциональной сферы. Учет данных противоречий, а также поиск решения данной проблемы позволил определить тему исследования: «Значение семейного воспитания для развития эмоциональной сферы детей глухих детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – составить рекомендации по развитию эмоциональной сферы глухих детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Объект исследования – особенности эмоционального развития глухих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства развития эмоциональной сферы глухих детей старшего дошкольного возраста в семье.
В соответствии с целью исследования определены задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоциональной сферы глухих детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности семейного воспитания глухих детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития эмоциональной сферы глухих детей старшего дошкольного возраста и особенности семейного воспитания.
4. Разработать рекомендации по развитию эмоциональной сферы глухих детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные положения в педагогике, психологии, дефектологии о сущности воспитания ребенка с нарушением развития (Л.С. Выготский, Дж. Кордано, Х.С. Замский, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, М. Монтень, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.И. Флери, Э. Роттердамский и др.); исследования особенностей семьи, имеющей ребенка с нарушением развития (Д.В. Зайцев, Б.Н. Попов, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, А.И. Раку, М.М. Семаго и др.).
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы и консультации, практические занятия); эксперимент.
База исследования: МСКОУ школа-интернат I вида №10 г. Челябинска, ул. Жукова, 27. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение
Задачи, поставленные в начале исследования, решены.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмоциональной сферы глухих детей старшего дошкольного возраста показал, что развитие эмоциональной сферы у глухих детей имеет особенности. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие их ограничений различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени.
Важную роль в развитии эмоциональной сферы глухих детей играет семейное воспитание. О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи передовые сурдопедагоги говорили задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Семейное воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциальные возможности ребенка. Такое воспитание предотвращает социальную изоляцию ребенка, обеспечивает его средствами коммуникации и помогает его интеграции в общество.
Для выявления уровня эмоционального развития глухих детей старшего дошкольного возраста и типа воспитания в семье была проведена диагностика. По результатам диагностического этапа исследования были сделаны следующие выводы. Родители пользуются различными типами воспитания, имеют низкий уровень родительского контроля (контролирующие требования больше направлены на модификацию проявлений зависимости детей от родителей); родительских требований, побуждающих к развитию у детей зрелости; способов общения в ходе воспитательных воздействий, эмоциональной поддержки.
Родители не могут дать полной объективной оценки эмоционального развития своих детей. Три четверти родителей не осознают важности развития эмоционально-волевой сферы своего ребенка. Большинство родителей не знают индивидуальных особенностей своего ребенка, не заинтересованы в его делах и занятиях, не уверенны в его достижениях; вместе с тем — требовательны в воспитательных воздействиях или наоборот.
Для коррекции и развития эмоциональной сферы личности ребенка-дошкольника была разработана программа коррекции и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье. Целями программы являлись коррекция негативных тенденций эмоционального развития детей и развитие эмоционального благополучия ребенка с нарушениями слуха в условиях семейного воспитания.
Работа проводится в двух направлениях: работа с родителями и работа с детьми. Работа с родителями включает задачи по повышению педагогической грамотности в вопросах воспитания детей с нарушениями слуха, развития эмоциональной сферы глухих детей, коррекции негативных эмоциональных состояний; работа с детьми включает ознакомление с основными эмоциями; развитие открытого проявления эмоций и чувств.
Список литературы
1. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1993. — №6. – С.3-7.
2. Богданова Т.Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. – 1998. — №3. – С.40-44.
3. Богданова Т.Г. Эмоциональная сфера // Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002. – С. 71-77.
4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Наука, 1987. – 238 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990. — 140 с.
6. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. — 2000. — №5. — С. 38-48.
7. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. – 143 с.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоций. — СПб, 2004. — 496 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996. — 414с.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 656с.
11. Гоголева А.В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. — 1981. — № 3. – С.11-17.
12. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. Acfdemia, 1999. — 280с.
13. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций // Вопросы психологии. — 1995. — №2. — С.137-149.
14. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М.: НИИ семьи, 1992. — 128с.
15. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. — СПб., 2002. — 176 с.
16. Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 224 с.
17. Ермакович В.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении // Дефектология. – 2000. — №2. – С.28-37.
18. Зайцева Г.Л. Дактильная и жестовая речь. — М.: Сфера, 2000. — 583с.
19. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
20. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 8-28.
21. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986. — С. 7-32.
22. Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей) // Избр. психол. труды. — М., 1986. — Т.1.
23. Изард К. Психология эмоций. — СПб., 2003. — 464 с.
24. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха / Под ред. М.И. Никитина. — СПб., 1997. — 145с.
25. Исенина Е.И. Родителям о психологическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: Прогресс, 1999. — 80с.
26. Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М.: Наука, 1981. – 219 с.
27. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практ. занятий/ Сост. К. Грюневальд и др.; Пер. с англ. Е.М. Видре; Ред. Е.В. Кожевникова и др. – СПб.: ИРАВ, 2000. – 136 с.
28. Канккунен А. Научитесь понимать меня: Руководство для родителей и педагогов / Пер. с англ. Л.А. Чистович. – СПб.: ИРАВ, КАРО, 2005. – 64 с.
29. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984. – С.74-90.
30. Козлова А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. – 409 с.
31. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. — М.: Педагогика, 1970. – 192 с.
32. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. — М.: Просвещение, 1991. — 244с.
33. Кукушкина О. И. Развитие пространственных представлений у глухих школьников. — Л.: ЛВУ ВОГ, 1989. — 42с.
34. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999. — 227с.
35. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М.: Просвещение, 1991. – 319 с.
36. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухих школьников: Дисс… канд. пед. наук. М., 1997. – 139 с.
37. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 303 с.
38. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
39. Матейчик З. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992. – 318 с.
40. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. — М., 2001. — 44 с.
41. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. Методические рекомендации // Дефектология. — 2001. — №1. – С.60-64.
42. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М., 1998. – 416 с.
43. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 3. – С.63-66.
44. Нудельман М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.
45. Олерон П. Психологическая оценка глухого ребенка //Дефектология. — 1977. — № 1. – С.23-30.
46. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Нереслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480с.
47. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 4. – С.10-13.
48. Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. — 1981. — № 4. – С.37-42.
49. Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М.: Советский спорт, 2006. – с. 49-53.
50. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. — М.: Педагогика, 1991. – 174 с.
51. Рау М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности // Дефектология. — 1984. — № 5. — С.39-46.
52. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей // Дефектология. — 1991. — № 1. – С.81-88.
53. Речицкая Е.Г., Сомина Е..А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 128 с.
54. Розанова Т.В. Познавательная деятельность глухих младших школьников // Сб. науч. тр.; под ред. Т. В. Розановой.- М., 1977. – С. 9-11.
55. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М.:Педагогика, 1978. — 231с.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1997. — С. 458-506.
57. Сараев Я. Клинико-психологическое изучение детей с врожденной глухотой. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук. — СПб, 1999. — 26с.
58. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха / Сост. Л.И. Руленкова. — М., 2000. – 220 с.
59. Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. — 464с.
60. Ступникова Л.С. Воспитание глухого ребенка в семье. — Киев, 1976. – С.23-25.
61. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1999. — №23. – С.30-36.
62. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — №4. – С.3-9.
63. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1999. – №2. – С. 4.
64. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. — М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999. — 64с.
65. Трофимова М.Н. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
66. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада — М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», 1995. – 291 с.
67. Шеврыгин Б.В. Комплексная реабилитация детей с нарушением слуха. Методические рекомендации. — М., 2001. — 341с.
68. Шипицына Л.М. «Необучаемый» в семье и обществе. – СПб.: Дидактика Плюс, М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 495 с.
69. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М.: Просвещение, 1968. — 316с.
70. Шматко П.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Кн. для воспитателей и родителей. — М.: Просвещение, 2003. – 204 с.
71. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 248с.
72. Яшкова Н. В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988. – 60 с.
Приложение
Фундаментальные эмоции человека (К.Е.Изард)…