Содержание
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео¬рии и практики является проблема личности и ее развития в спе¬циально организо-ванных условиях. Она имеет различные аспек¬ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи¬зиологией и анатомией, социологией, дет-ской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф¬фективные условия для гармоничного развития личности в про¬цессе обучения и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви¬тия имели место три основных направления: биологическое, со¬циологическое и биосо-циальное.
Выдержка из текста работы
Влияние патриотического воспитания на формирование всесторонне развитой личности на уроках истории, кубановедения и во внеурочное время» Автор: Кушнарёва Татьяна Анатольевна учитель истории и кубановедения МОУСОШ № 4 г.Апшеронск 2008г. Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.Тема моей статьи «Влияние патриотического воспитания на формирование всесторонне развитой личности на уроках кубановедения и во внеурочное время». Именно патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей семье, дому, городу, краю, Родине, постоянной готовности к её защите.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.Е.Е.Вяземский (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ) и О.Ю.Стрелова (Хабаровский педагогический университет) важнейшей целью регионального компанента образования считают: «Воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации». Для продуктивной работы в этом направлении воспитания рекомендуется использование методического пособия Агапова И.А Давыдова М.А. Мы – патриоты ! Классные часы и мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. Учитывая философию и миссию МОУСОШ №4 составлена технология патриотического воспитания на уроках кубановедения и во внеурочное время. Пути реализации данной технологии.
В школе разработана и успешно реализуется программа патриотического воспитания учащихся на 2007-2010 год « Да не прервется память наша…» Цель и задачи программы: Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, способствующей формированию у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Основные направления реализации Программы Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех учащихся школы – с 1 по 11-е классы.
Данные направления реализуются на различных уровнях: В соответствии с поставленной целью и для выполнения задач осуществляется отбор форм, методов и средств учебно-воспитательной работы По реализации данного направления работы сложился определённый опыт, который мажет быть предложен к использованию: -Авторские факультативные программы — Тематическое планирование — Видеоматериалы (фотоматериалы и компьютерные презентации) — Компьютерное обеспечение и компьютерные презентации уроков, вечеров и различных мероприятий. – Сценарии вечеров, праздников. – Тексты выступлений докладов, рефератов и т. – Научно-исследовательские работы, которые принимали участие в международных, российских, краевых, районных и школьных конкурсах и конференциях.
Независимо от типа, формы, вида занатия несут в себе четыре основные функции: образовательную, воспитательную, практическую и методическую.
Реализация образовательной функции зависит от правильно выбранной цели и задачи образования. • формирование целостного представления о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации; • воспитание любви к малой родине, бережного отношения к её природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов её литературы, музыки и других видов искусства; • развитие исторического мышления школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях; • формирование у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития Кубани, России и мира; • восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; • формирование исторической грамотности на современном историческом уровне; • развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Работа по патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочное время даёт заметные результаты.
Данный опыт можно рекомендовать к применению.
Чего хотя бы стоит пение гимнов России и Кубани во время школьных линеек и различных мероприятий, которые сопровождаются поднятием флагов под гимны.Повышается качественная успеваемость по кубановедению во всех классах, где я работаю по данной технологии.
Повышается интерес к истории Отечества, малой родины. Это отражается на оценках. Обученность 100% -касество 75-85%. Реализуя краевую программу «Одаренные дети», учащиеся школы показывают высокие результаты на районных зональных и краевых олимпиадах по кубановедению.Учащиеся регулярно участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ по кубановдению и различным обществоведческим наукам. Работы отмечаются на районном уровне и участвуют в краевых конкурса.