Содержание
1 ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА5
1. 1 Экономическая функция государства6
1.2 Социальная функция государства7
1.3 Функция развития научно — технического прогресса и культуры8
1. 4 Функция охраны и правопорядка10
1.5 Экологическая функция13
1.6 Функция финансового контроля государства15
ГЛАВА 2. ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА20
2.1 Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами20
2.2 Международная охрана окружающей среды22
2.3 Функция обороны страны23
2.3 Функции по решению глобальных проблем27
Выдержка из текста работы
3.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 29
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..31
Введение
В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого — либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под последним обычно подразумеваются основные направления, стороны или виды деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения. Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы,
происходящие в нем.
Функции государства — это направления деятельности, но не сама деятельность.
В функциях государства выражаются его сущность, цели и задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его
организованности и эффективности.
Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема, приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль.
Я считаю этот вопрос очень важным и актуальным, т.к. если до конца не разобраться в “том, что и как государство делает”, что оно должно делать, наша страна не сможет найти пути для дальнейшего динамичного развития. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру.
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1.1. Понятие “функция государства”
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства — характеристики именно того, что и как государство «делает».
Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико — правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.
Следовательно, функция государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы.
1.2. Классификация функций
В познании государственно — правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно — правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например:
— объекты и сферы государственной деятельности;
— территориальный масштаб;
— способ государственного воздействия на общественные отношения;
— взаимоотношения государств;
— содержание функций.
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.
По времени действия функции делятся на:
— постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);
— временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение — их исчезновения).
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:
— внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);
— внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
— экономические;
— политические;
— социальные;
— осуществляемые в духовной сфере.
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
— законодательные (правотворческие);
— управленческие;
— правоохранительные (в том числе судебные);
— информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти — законодательной ……..
Список литературы
1. Су
2. Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. от 07.08.2000)
3. Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 07.08.2000)
4. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
5. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20.06.1984
(в ред. от 02.01.2000)
7. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»
8. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в ред. от 05.08.2000)
9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ
10. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»
Юридическая литература.
1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова — М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических вузов — М.: Юриспруденция, 1999.
3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно ? методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко — М.: Проспект, 1999.
5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко.-М.: Зерцало, 1998.
6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права — М.: Теис,2002
7. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993 № 6.
8. Кольев А.Н. Политическая мифология: Реализация социального опыта. — М: Логос, 2003.- С. 49.
9. Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. — М., 2002. — С. 253.
10. Буховец А.Н. Идеологическая функция государства — М., 2002. — С.11.
11. А. И. Клименко Закон и право 5 . 2004. — С. 11 — 13.
12. Власов В. И. Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов.- Ростов Н/ Д 2002.- С. 512.