Содержание
Введение3
Глава 1. Византийское государство в эпоху Юстиниана5
1.1. Восшествие на престол Императора Юстиниана5
1.2. Расцвет Византии8
Глава 2. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана15
2.1. Внутренняя политика Юстиниана15
2.2. Внешняя политика21
Глава 3. Византия после смерти Юстиниана27
Заключение31
Список литературы33
Выдержка из текста работы
Как известно, власть византийских императоров (василевсов) не была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. Наиболее прославленные византийские императоры не отличались высоким происхождением.
Юстиниан I Великий (482 или 483=565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии. Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I, правил в 518=527).
Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер. Юстиниан взошел на трон.
Юстиниан » считал своей первоочередной задачей усиление военной и политической мощи Византии. Он поставил перед собой честолюбивую цель — восстановить Римскую империю в ее прежних границах — и, надо сказать, довольно успешно эту цель осуществил. В то время основная угроза империи исходила с востока, от могущественного сасанидского Ирана, войны с которым составляли стержень восточной политики Юстиниана вплоть до заключения «вечного мира» в 532 г. По мирному договору границы между Византией и Ираном оставались прежними, но империя добилась включения в сферу своего влияния Лазики, Армении, Крыма и Аравии, где утверждалось господство христианства. В ходе завоевательных походов Юстиниан — покорил вандалов в Северной Африке (533-534).
Целью данной работы является рассмотрение и изучение внешней политики Юстиниана.
Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.
Для Византийской империи VI в. стал одним из наиболее ярких периодов ее истории. Расцвет ее величия был связан в первую очередь с именем императора Юстиниана. В его время было кодифицировано римское законодательство и составлен Свод гражданского права (Corpus Juris Civilis), построен храм Софии Константинопольской, а границы государства на какое-то время стали напоминать границы былой Римской империи. Официальным языком государства и родным языком Юстиниана была все еще латынь, страна возрождалась в качестве христианской Римской империи, но все же именно в этот период стало ясно, что это уже не Рим, а именно Византия.
Глава 1. Византийское государство в эпоху Юстиниана
1.1. Восшествие на престол Императора Юстиниана
В 518 г. умер император Анастасий. Ему наследовал Юстин I, чье правление не было особенно выдающимся, но возможно, он просто оказался в тени своего великого племянника Юстиниана. Биография Юстина один из лучших примеров византийской «вертикальной мобильности», поскольку будущий император происходил из простых иллирийских крестьян. С его полуварварским балканским происхождением связана легенда о славянских корнях Юстина и Юстиниана, хотя в действительности они скорее могли быть представителями латинизированных албанских племен. Ученостью император похвалиться не мог, и даже поставить собственную подпись было, по свидетельству современников, выше его сил. Императорского трона Юстин достиг благодаря профессиональной военной карьере. Таким образом, византийская концепция «вертикальной мобильности» была реализацией для того времени слов Александра Македонского о том, что власть в государстве должна доставаться сильнейшему.
Пожалуй, самое яркое событие времени правления Юстина лежало в религиозной сфере, однако церковные дела выходили по своей значимости далеко за стены храмов и оказывали серьезное влияние на всю общественную жизнь. О византийском христианстве подробнее будет сказано ниже, но главное стоит отметить здесь: в то время был прекращен раскол, впервые разделивший восточную и западную часть христианской Церкви — Римский и Константинопольские патриархаты. В Великий Четверг 28 марта 519 г. представители Константинопольского престола и легаты Римского папы Гормизды осудили «Энотикон», то есть акт единения с монофизитами, принятый в 482 г. императором Зеноном и патриархом Акакием. Это означало возвращение к решениям IV Вселенского Собора (451) и восстановление общения с Римской церковью. Кончилась так называемая «акакианская схизма», впервые в церковной истории разделившая два центра христианского мира с 482 по 519 гг. В общественном плане это означало единство с Римом и Западом Империи и конфликт с ее восточными провинциями. Некоторые исследователи (например, русский византинист А.А. Васильев, 1867—1953) видели в этом политическую недальновидность Юстина, а потом и Юстиниана, так как антимонофизитская политика весьма способствовала утере Византией своих владений на Ближнем Востоке, в то время, как Запад все равно оказался для империи неперспективен. Но при этом Византия осталась верна христианской ортодоксии и не ушла из Европы. Итак, в годы правления Юстина свершился отказ от монофизитской политики его предшественников и возвращение к халкидонским решениям.
Интересно письмо, написанное молодым Юстинианом папе Гормизде вскоре после примирения Константинополя и Рима. Это послание касалось приведения к согласию монофизитов: «Вы сможете, — писал в 520 г. будущий император, — привести к миру народ Господа нашего не преследованиями и кровопролитиями, но терпением, чтобы, желая завоевать души, мы не потеряли бы тела многих людей, как и души. Подобает исправлять длительные ошибки с мягкостью и снисхождением. Тот доктор справедливо восхваляется, кто страстно стремится вылечить старые болезни таким образом, чтобы от них не произошли бы новые раны». Надо сказать, что православные императоры (включая самого Юстиниана), к сожалению, далеко не всегда следовали такой политике. Не это ли было одной из причин столь легкого отложения от Империи ее восточных провинций в начале VII в. и до сих пор непрекращающегося церковного разделения?
Одновременно с борьбой против ересей в самой империи Юстин все же стремился поддерживать всех христиан за ее пределами. С именем этого императора связана помошь, которую Византия оказала монофизитскому царю эфиопского княжества Аксум против Йемена, власти которого придерживались иудаизма. Для Византии это было как укреплением собственного влияния за границей, так и борьбой за поддержку христианства на юго-западе Аравии. Похоже, что в христианской Эфиопии эта поддержка оставила глубокий след: в произведении XIV в. Кебра Нагаст (Слава Царей) сообщается о встрече в Иерусалиме императора Юстина и эфиопского царя Калеба, во время которой они разделили между собой землю. В действительности такой встречи не было, однако наличие подобного предания говорит о значимости византийской поддержки для эфиопских христиан.
В начале 527 г. соправителем императора Юстина стал Юстиниан. Обычай выбирать себе преемника был распространен еще в Римской империи. Поскольку династического принципа еще не существовало, то подобное избрание соправителя являлось некоторой гарантией преемства власти и избавляло преемника от неизбежной в ином случае борьбы за власть. Влияние Юстиниана было значительным и до того, как он официально стал соправителем. В первую очередь это было связано с тем, что он был куда более образован, чем его дядя, так что Юстин объективно нуждался в поддержке своего младшего родственника.
В августе 527 г. весьма уже старый император Юстин умер, и началось яркое и длительное правление Юстиниана, продолжавшееся почти сорок лет.
1.2. Расцвет Византии
При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. В его время Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств», за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. При Юстиниане » были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней — Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне.
Созданный при Юстиниане «Свод гражданского права» — вершина византийской юридической мысли. Он состоял из четырех частей (Кодекс Юстиниана , Дигесты, Институции, Новеллы). В «Своде» нашли отражение те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, в т.ч. улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. Благодаря тщательнейшей разработке таких институтов римско-византийского законодательства, как принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций, «СводЮстиниана » не утратил своего значения даже для юристов нового времени.
Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает «содержащий в себе все».
По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест (позднее они стали называться компиляторами) были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов («древних юристов»), по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций.
В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие констит…
**************************************************************