Содержание
Введение стр. 3
1. Новая команда нового президента стр. 5
2. Изменение методов внешней политики стр.13
3. Военное присутствие в Ираке и Афганистане стр. 19
Заключение стр. 27
Использованная литература стр. 29
Выдержка из текста работы
Одним из основных центров силы в настоящее время выступают Соединенные Штаты Америки. Их позиции серьезно укрепились в последние полтора десятилетия. Распад Советского Союза разрушил биполярную геополитическую систему в мире и образовавшийся вакуум заполнили США, как наиболее мощная в экономическом и военно-политическом отношении держава.
В доктрине «американского мирового лидерства» формулируется сверхзадача, которая стоит перед США на современном этапе внешнеполитической деятельности — установление американской «гегемонии» в мире /4, с.69/. Она нужна для подтверждения мировой идентичности США как «империалистической» сверхдержавы, способной руководить всеми другими участниками международных отношений в интересах «триумфа демократии» американского образца — своего рода «Пакс-американа» в мировом масштабе.
Эта сверхзадача установления «американского мирового лидерства» представляется современным вашингтонским политикам осуществимой на практике впервые с момента формулирования самой идеи в 1867 г. государственным секретарём США в администрациях Линкольна и Джонсона У. Сьюардом после окончания Гражданской войны в США. Госсекретарь в администрации Буша-старшего Дж. Бейкер заявил в 1990 г., что на смену двухполярной модели мира должен прийти «новый мировой порядок», учитывающий объективную реальность — превращение США в единственную самую могущественную державу на планете.
Американская правящая элита постепенно приняла сторону откровенной, или «жёсткой» гегемонии США в мире. Доктрина «американского мирового лидерства» предусматривает реализацию целого комплекса задач.
В июне 2002 г., выступая в Чикагском совете по международным отношениям, директор управления планирования Государственного департамента Р. Хаас конкретизировал причины появления и содержание доктрины «американского мирового лидерства». По его мнению, после распада СССР и окончания «холодной войны» в международных отношениях образовался «вакуум силы», который США следует заполнить своей мощью, а также сплотить вокруг себя другие страны на основе «общности интересов». При этом «интеграция» и «сотрудничество» с другими распространяются намного дальше, чем просто взаимодействие в войне, и включают в себя «разделение труда» в мировом масштабе между всеми участниками этого процесса. По сути дела, высказывание Р. Хааса относительно «общности интересов» всех других стран мира и США является попыткой обосновать американское понимание мироустройства. При этом точка зрения остальных субъектов международного права должна восприниматься как мнение «младшего партнёра» или «младшего брата», с которым можно соглашаться или пренебречь им /18, с.6/.
В этой связи вполне закономерно возникает вопрос, насколько сама идея лидерства США в мире соответствует нормам современного международного права, духу и букве Устава ООН. Не может не вызывать сомнений с точки зрения международной законности и стремление администрации США распространить на другие страны и народы своё понимание экономических интересов, ценностей и институтов, а также национальной безопасности.
Целью курсовой работы является изучение внешней политики США в начале XXI в.
Задачи курсовой работы:
— определить цели, задачи и инструменты внешней политики США;
— охарактеризовать политику США в отношении зарубежных стран.
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США
1.1 Стратегия «программирующего лидерства»
Центральное положение США как единственной глобальной силы объясняется не только их экономической, финансовой, научно-технической, военной мощью, преобладанием в информационной и культурно-развлекательной сферах, но и явным доминированием Вашингтона в международных институтах (МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.), коалициях, союзах (НАТО и пр.). В процессе глобализации вокруг Америки и под ее влиянием формируется ядро новой мировой системы — международное сообщество, разделяющее единые базовые ценности и обладающее высокой степенью общности интересов……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, доктрина «американского мирового лидерства» представляет собой уже сформировавшуюся систему ценностей и представлений, основанных на приоритете национальных интересов США над нормами международного права и общечеловеческой морали. Она опирается на поддержку американской правящей элиты и будет действовать на протяжении длительного исторического периода независимо от того, кто находится у власти.
В основе геополитических установок США лежит защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности. К этому следует добавить, что национальные интересы согласно американской традиции включают в себя развитие внешней торговли и рост инвестиций, защиту интересов частного капитала за границей. Эти интересы являются неизменными и независящими от политической принадлежности администрации. К меняющимся интересам относится поддержание определенного международного порядка, с которым связан выбор внешнеполитического курса, нахождение и поддержание отношений с союзниками.
Промежуточные интересы связаны с предотвращением угрозы существования государства и снижением потенциала опасности нанесения какого-либо ущерба благосостоянию всей нации. Меняющиеся и промежуточные интересы находятся в прямой зависимости от конкретной ситуации. Обеспечение интересов, считают в Соединенных Штатах, возможно только в опоре на «национальную силу», под которой подразумеваются прежде всего ресурсы, которые государство может задействовать для достижения своих внешнеполитических целей.
При всех существующих противоречиях у США со странами ЕС сохраняются особые отношения. У США и Западной Европы имеются общие интересы, связанные с осуществлением программ противоракетной обороны, выработкой совместных походов в условиях кризисного регулирования, противодействие международному терроризму.
Существенным фактором, разделяющим позиции европейцев и американцев, является различный подход к способам решения сложнейших мировых проблем. Пути Америки и Европы расходятся по самому важному вопросу — о силе, о ее эффективности, моральных основаниях и желательности ее применения. Соединенные Штаты напротив полагают, что в современном мире нельзя полагаться на нормы международного права. Действенную безопасность и оборону, как и распространение в мире западных ценностей может обеспечить лишь обладание и применение военной мощи.
В международных делах американцы ищут окончательных решений: они хотят, чтобы все проблемы были решены, а угрозы — устранены. Они все меньше действуют через такие международные организации, как ООН, все реже сотрудничают с другими странами в достижении общих целей, все более скептически относятся к международному праву и все охотнее выходят за его рамки, когда это представляется им необходимым или попросту удобными.
В отношениях с КНР Соединенные Штаты ориентируются на обеспечении экономической взаимозависимости, которая позволила бы им контролировать процессы в этой области и при необходимости использовать рычаги давления. Соединенные Штаты стремятся сдерживать модернизацию вооруженных сил Китая и поэтому осуществляют жесткий контроль над экспортом в эту страну технологий, имеющих оборонное значение.
Исходя из своей роли глобального лидера, США усматривают угрозу своей национальной безопасности и в фактах сотрудничества Китая с Ираном и Пакистаном в распространении ракетных технологий. Отсюда формулируются и основные геополитические действия:
— сохранение полномасштабное военного присутствия в регионе;
— углубление сотрудничества с Японией и Южной Корее;
— пересмотр роли, которую в региональном балансе сил играет Индия;
— обеспечение безопасности Тайваня;
— оказание давления на Китай с тем, чтобы тот принципиально отказался от применения силы в отношении Тайваня.
Политика США по отношению к «странам-изгоям» заключается в применении санкций, силового давления и военной силы.
Хотя в отношениях между Соединенными Штатами и Россией и исчезла конфронтационность, но соперничество между ними сохранилось. Свидетельством тому является формулирование США угроз, исходящих из России. Речь идет о том, что российское руководство якобы все больше полагается на ядерное оружие в условиях снижения уровня ядерной угрозы. При этом высказываются опасения по поводу обеспечения безопасности ядерного потенциала России.
Геополитика США, строящаяся на основе заявлений о мировом лидерстве, ориентирована на ослабление роли России, как на европейском континенте, так и в Азии. В Европе этой цели подчинено расширение НАТО за счет бывших советских республик. В Азии деятельность России, направленная на укрепление отношений с Японией, Китаем и Индией, рассматривают в США как политику «геополитических сдержек и противовесов», имеющую антиамериканскую направленность.
У США и России в отношении друг друга реализуются различные интересы. Для США главная сфера отношений с Россией — вопросы безопасности, то для России это, безусловно, экономика, США ориентированы на создание национальной системы противоракетной обороны, и одновременно пытаются осуществлять контроль за соблюдением прав человека. В сфере их интересов также проблемы экспорта российских вооружений и технологий в третьи страны.
При всей взаимной заинтересованности у США и России сохраняются различные подходы к геополитическому видению мира. США видят его с позиций монополярности, то есть США воспринимают себя как сверхдержаву, распространяющую свои ценности во всем мире своего и являющуюся лидером в процессе глобализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Современная геополитика: Учеб. пособие. — М.: Академический Проспект, 2005. — 208 с.
2 Брагин М.Ю. США. Под знаком Ирака // Международная жизнь. — 2007. — № 1-2. — С. 18-31.
3 Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. — М.: Логос, 2003. — 204 с.
4 Вишневский М.Л. О доктрине «Американского мирового лидерства» // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2005. — № 9. — С. 68-82.
5 Володин Д. США, Китай и новое военно-стратегическое уравнение в АТР // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — № 2. — С. 74-81.
6 История международных отношений: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова, Э.Г. Соловьева. — М.: Логос, 2007. — 712 с.
7 Кулина Е.Л. Китайский фактор во внешней политике Вашингтона // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2006. — № 11. — 31-43.
8 Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
9 Печатнов В.О. США: путь к имперству // Новая и новейшая история. — 2006. — № 2. — 85-88.
10 Рогов С.М. Вторая администрация Джорджа Буша-младшего // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2006. — № 2. — 3-30.
11 Саймс Д. Теряя Россию. Плата за возобновление конфронтации // Россия в глобальной политике. — 2007. — Т. 5. — № 6. — С. 21-36.
12 Самуйлов С.М. Неоконсерваторы и внешняя политика Вашингтона // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2006. — № 5. — 31-50.
13 Системная история международных отношений в двух томах. Том второй. События 1945 — 2003 гг. / Под ред. А.Д. Богатурова. — М.: Культурная революция, 2006. — 720 с.
14 Современные международные отношения и мировая политика: Учеб. / Отв. Ред. А.В. Торкунов. — М.: Просвещение, 2005. — 990 с.
15 Современный мир и Россия // Международная жизнь. — 2007. — № 1-2. — С. 50-94.
16 Филимонов Г.Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой силы» США // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2007. — № 4. — С. 69-81.
17 Фоменко А.В. Русско-американское противостояние в присутствии Китая // Международная жизнь. — № 11. — С. 38-55.
18 Шаклеина Т.А. Стратегия прогресса или стратегия войны (размышления о состоянии американской внешнеполитической мысли) // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2006. — № 1. — С. 3-14.
19 Широков А. 11 сентября, пять лет спустя // Эхо планеты. — 2006. — № 38-39. — С. 14-15.
20 Юрин А. США: «Все равно Россия виновата»? // Международная жизнь. — 2006. — № 4. — С. 42-52.