Выдержка из текста работы
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Некая группа людей может считаться организацией при следующих условиях и компонентах.
1 Наличие по крайней мере двух людей, считающих себя частью этой группы. Компонент – люди.
2 Наличие по крайней мере одной цели (т. е. желаемого конечного состояния или результата. Компонент – цели.
3 Наличие членов группы, обеспечивающих сознательную координацию совместной деятельности людей. Компонент – управление.
Организации могут носить формальный и неформальный характер.
Формальная – официально учреждена, цели закреплены в учредительных документах, функционирование регулируется нормативными актами, права и обязанности участников организации регламентируются нормативными документами.
Неформальная – спонтанно (самопроизвольно) возникающая группа людей, попадающая под определение организации (сознательная координация деятельности по достижению цели). Может быть легальной и нелегальной, т.е. не запрещенная или запрещенная законом.
Формальная организация может быть коммерческой и некоммерческой.
Коммерческая – основной целью деятельности имеет извлечение прибыли; распределяет прибыль между участниками в соответствии с уставом.
Некоммерческая — извлечение прибыли не является уставной целью; полученная прибыль идет на уставные цели и не распределяется между участниками организации.
Организационно-правовые формы организаций (юридических лиц) нормативно определены Гражданским Кодексом РФ.
Коммерческие организации
1 Хозяйственные товарищества и общества (7 видов):
Ø Товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное)
Ø Общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью – ООО и ОДО; акционерные общества открытые и закрытые – ОАО и ЗАО; дочерние хозяйственные; зависимые хозяйственные общества;
2 Производственные кооперативы.
3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления.
Некоммерческие организации:
1 Потребительские кооперативы.
2 Общественные и религиозные организации.
3 Фонды.
4 Учреждения.
5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Ненормативные классификации организаций
Классификация организаций по собственности
Ø Частные.
Ø Государственные.
Ø Муниципальные.
Ø Общественные.
Классификация организаций по характеру конечного продукта
Ø Продукция.
Ø Услуги.
Ø Смешанные (комбинированные).
Классификация по широте производственного профиля
Ø Специализированные.
Ø Диверсифицированные.
Все формальные организации являются социально-экономическими системами.
Ограничения и условия функционирования организаций
Ограничения – императивны,т.е неподвластны менеджменту определенного уровня. Например, норма расхода материала является ограничением и «неподвластна» начальнику цеха, но «подвластна» главному технологу предприятия.
Условия, как правило, диспозитивны, т.е. допускают выбор для менеджера конкретного уровня.
Ограничения могут накладываться как внешней средой организации, так и иметь внутренние источники.
Тема 2.2 Внешняя и внутренняя среда организации
Внешняя среда организации.
Внутренняя среда организации.
Внешняя среда организации.
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух подсистем.
1 Макроокружение как факторы среды косвенного воздействия:
— экономическая среда: темпы инфляции, уровень безработицы, нормы налогообложения, средняя величина заработной платы и др.;
— правовая среда: содержание законов, действенность правовой системы, уровень правовой культуры;
— политическая среда: структура государственной власти, политическая идеология правительства, стабильность государственного устройства;
— социальная среда: отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, уровень образования населения, мобильность и др.;
— технологическая среда: новые технологические и информационные разработки и др.
2 Микроокружение (непосредственное окружение) как факторы среды прямого воздействия:
— потребители: отношение к продукту, демографические характеристики, уровень информированности покупателей, наличие замещающих продуктов и др.;
— поставщики: стоимость поставляемых товаров, гарантии качества, важность для поставщика объема продаж и др.;
— конкуренты: слабые и сильные стороны конкурентов, конкуренты, производящие замещающие продукты и др.;
— рынок рабочей силы: кадры их пол, возраст квалификация, др.;
— регулирующие службы: административные органы, профсоюзы, деловые объединения и др.
Внутренняя среда организации.
Внутренняя среда – совокупность субъектов, объектов, процессов, придающих ей конкретное лицо. Рассмотрим основные составляющие внутренней среды формальной организации.
1 Функциональные области деятельности (объекты менеджмента): производство, маркетинг, финансы, персонал, исследования и разработки.
Производственный процесс:совокупность трудовых и естественных процессов в результате взаимодействия которых сырье, материалы, интеллектуальные ресурсы и способности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги. Элементами производственного процесса являются:
Ø Предметы труда (сырье, комплектующие изделия и услуги). На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе.
Ø Средства труда – материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда; нематериальные средства (приемы, знания, технологии, при помощи которых оказываются услуги). Средства труда подразделяются на орудия труда (производственное оборудование, инструменты и т.д.) и материальные условия труда (производственные помещения, офисы, склады, отопительные устройства и т.п.).
Ø Труд – целенаправленная деятельность персонала организации, связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги.
2 Структура организации (организационная структура) – логические взаимоотношения уровней управления и подразделений. Разделение всей работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда и приводит к образованию подразделений. Отделение работы по координированию действий от самих действий называется вертикальным разделением труда и приводит к образованию уровней управления. Уровень управления – та часть организации, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения.
3 Система управления, включающая структуру и процесс управления. Структура управления организацией представляет собой состав, взаимосвязи и методы взаимодействия подразделений и отдельных специалистов в процессе выполнения функций менеджмента.
4 Внутриорганизационные (связующие) процессы — коммуникации и принятие решений, т.е. условия для обмена информацией при подготовке и реализации управленческих решений.
5 Персонал. Характеристики личностей и поведения: отдельных людей; людей в группах и руководителей.
6 Организационная культура – совокупность устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно поведения людей в данной организации.