Содержание
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния средовых факторов на развитие личности ребенка……………………..5
1.1.Понятие личности………………………………………………………5
1.2.Развитие личности ребенка…………………….………………………9
1.3.Роль среды в развитии личности дошкольника………………………17
Глава 2. Исследование влияния средовых факторов на развитие личности ребенка………………………………………………22
2.1. Организация и методы исследования……………………………………22
2.2. Результаты исследования…………………………………………………25
2.3.Обсуждение результатов………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………….……….32
Список используемой литературы……………………………………….……33
Выдержка из текста работы
В настоящее время внимание психологов, физиологов, морфо¬логов, генетиков и т. д. привлечено к дошкольному возрасту, по¬скольку педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у детей в этом возрасте существуют громадные психофизиологические резервы и что в дошкольные годы при благоприятных условиях жизни и воспитания интенсив¬но развиваются различного рода практические, умственные и ху¬дожественные способности, начинают формироваться первые нрав¬ственные представления, чувства и привычки, вырабатываются черты характера. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко указывали на то, что в дошкольном возрасте закладываются основы буду¬щей личности, и от того, как в этом возрасте осуществляется вос¬питание ребенка, во многом зависит его будущее.
Одной из основных проблем детской психологии является про¬блема движущих сил и причин развития ребенка. В противопо¬ложность широко распространенным в США и Западной Европе биологическим концепциям в советской психологии Л. С. Выгот¬ским, Н. А. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном было выдвинуто положение о решающей роли в психическом развитии ребенка ус¬ловий жизни и воспитания, при которых происходит овладение детьми общественным опытом, приводящее не только к накопле¬нию известной совокупности знаний и умений, но и к формирова¬нию специфически человеческих душевных качеств и способнос¬тей. [11; 300]
В дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретной форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему.
Объект данного исследования: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности дошкольника.
Предметом является личность ребенка.
Цель: Изучить влияния средовых факторов на развитие личности ребенка.
Гипотеза: Среда оказывает большое влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
На основании поставленной задачи и выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:
1. Определить понятие «личности».
2. Изучить развитие личности ребенка
3. Проанализировать роль среды в развитии личности дошкольника.
4. Провести исследование влияния средовых факторов на развитие личности ребенка.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого — педагогической научно — теоретической литературы по данной проблеме.
2. Беседа с воспитателем группы
3. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.
4. Использование рисуночного теста «Несуществующее животное»
5. Социометрическое исследование группы детей
Работа структурно представлена двумя главами и заключением. Список литературы, составляющий библиографию, отражает основные работы, посвященные общим и специальным вопросам избранной темы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния средовых факторов на развитие личности ребенка.
1.1. Понятие личности.
Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож¬но назвать личностью — один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, практически для всех отраслей гуманитарного знания.
В психологии понятие личности является одним из ос-новополагающих. «Личность», — писал С.Л. Рубинштейн, — «образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы состав¬ляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». [9; 618] «С другой стороны», — под¬черкивал он, — «и все психические процессы… протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее». [9; 617]
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че¬ловек» — самое широкое и общее, все остальные включа¬ются в него.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био¬логический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ¬ные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа¬ющим миром.
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори¬мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру¬гих, а также в определенной степени указывает на выра¬женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин¬дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».
Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе¬дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она — сильная личность», «Он — не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, филь¬мов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность чело¬века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.
Если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду¬альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко¬торые особые присущие человеку качества, выражает вы¬сокий уровень его развития.
Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Ле¬онтьев, В.В. Давыдов). «Личность», — подчеркивал А.Н. Леонтьев, — есть относительно поздний продукт общественно — исторического и онтогенетического развития человека». [4; 176]
Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви¬тия, который делает его способным управлять своим пове¬дением и деятельностью… Личность, достигшая полного раз¬вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи¬мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха¬рактеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ¬ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха¬рактерной активная, а не «реактивная» форма поведения». [1; 421]
Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос¬редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.
Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру¬гие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че¬ловека. Личность — «социальный человек», человек в мире других людей.
Черты человека как индивидуальности могут проявлять¬ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтраль¬ной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.
Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка¬честв, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Напри¬мер, доброта — качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитывают¬ся, целенаправленно формируются.
Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он спо¬собен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.
Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент — Экзюпери, можно сказать, что лич¬ность — «человек как узел связей». Связи личности мо¬гут далеко выходить за…
**************************************************************