Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Литературный обзор5
1.1. Общая характеристика тренировочных и соревновательных нагрузок.5
1.2. Особенности физиологии «спортивного сердца»13
1.3. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы спортсменов18
Глава 2. Организация и методики исследования23
2.1 Методы исследования23
2.2. Организация исследования24
Глава 3. Результаты собственных исследований27
Заключение32
Список использованной литературы34
Выдержка из текста работы
"Влияние уровня развития координационных способностей на эффективность использования ведения мяча в соревновательной деятельности баскетболистов 13–15 лет"
Введение
Ведение мяча – один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча – фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
Для меня сложно объясним тот факт что, игроки, не плохо владеющие техникой ведения, некоторыми финтами, на тренировочных занятиях, с трудом водят мяч даже против позиционной защиты и ошибаются на простых элементах ведения, таких как перевод перед собой, не говоря уже об ошибках на ведении против прессинга.
Существует множество факторов влияющих на эффективность ведения мяча в соревновательных условиях, одним из определяющих факторов является степень развития координационных способностей.
Теоретическая значимость работы обуславливается тем, что в литературных источниках не достаточно описано влияние развития координационных способностей на выполнение ведения и эффективность его применения в соревновательной деятельности у юношей 13–14 лет.
Целью работы будет определение степени влияния развития общих координационных способностей на эффективное выполнение ведения в баскетболе. Это поможет в дальнейшей разработке эффективной методики для тренировки ведения мяча для данной возрастной группы. Объектом исследования является соревновательная деятельность юношей 13–14 лет, предметом исследования является методика тренировки.
Выявленные закономерности помогут в разработке конкретных упражнений и методик для тренировки ведения – одного из сложнейших и наиболее важных элементов в баскетболе.
1. Обзор литературы
ведение баскетбол упражнение координационный
Ни одна спортивная игра не видоизменялась в техническом отношении так, как баскетбол. На мой взгляд, это объясняется тем, что в баскетбол играют руками и предела совершенствования поэтому, видимо, нет. Виртуозное владение мячом и своим телом достигается только большим повседневным трудом. Десятки тысяч повторений отшлифовали филигранный дриблинг М. Валдмониса и бросок в прыжке В. Муйжниекса. Только таким образом количество переходит в качество.
Дриблингом должны пользоваться все игроки без исключения. Нельзя считать игрока сильным, если он не владеет ведением мяча. Не умея вести мяч нападать почти не возможно. Если обороняющийся противник приближается к нападающему, владеющему мячом, слишком близко (не далее одного метра), последний может ускользнуть от опеки с помощью ведения. Если ни одному из партнеров нельзя передать мяч, нападающий может опять таки воспользоваться дриблингом. Ведение необходимо и при позиционном нападении на организованную защиту и при быстром прорыве. Здесь оно должно быть максимально быстрым и способствовать созданию численного перевеса над противником.
Из всего сказанного ясно, что ведение – технический приём, без которого нельзя играть в баскетбол. Забегая вперёд, скажу, что мы очень много времени уделяем тренировке ведения мяча и считаем, что поступаем правильно. При ведении ощущаешь настоящее единоборство, чувствуешь руку соперника. Но единоборство не всегда оправдано, так как баскетбол прежде всего игра коллективная и все должны подчинить своё «Я» и свою технику интересам команды.
Как только игрок кончает ведение – его немедленно атакуют, мешая ему передать мяч или бросить в корзину. Необходимо добиваться максимально быстрого ведения при правильном техническом исполнении на полусогнутых ногах. Ведение на прямых ногах недопустимо. При быстром ведении игрок должен смотреть только вперед. (Гомельский А.А., 1964)
Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение позволяет уйти от опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную атаку. Обучая ребят правильной технике ведения мяча, нужно следить за тем, чтобы они управляли мячом с помощью предплечья, кисти и особенно кончиков пальцев, но не касались его ладонью. Не следует хлопать по мячу ладонью, нужно его толкать вниз, причём с такой силой, чтобы мяч отскакивал от площадки примерно до талии игрока. Чтобы быстрее развивать «чувство мяча» при его ведении, можно давать ребятам задание водить мяч в специальных очках, у которых нижняя часть стекла непрозрачная. В таких очках игрок видит партнёров и соперников, но от него скрыт мяч. Юные баскетболисты привыкают, таким образом, к ведению мяча без зрительного контроля.
Во всех случаях ведения мяча необходимо приучить игроков «отрывать» взгляд от мяча и видеть окружающую обстановку.
Ведение мяча – один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча – фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
Ведение различают по основным способам:
– высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях – 135–160).
– низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях – 90–120″).
– комбинированное ведение.
При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами: ударом перед собой, ударом за спиной или между ногами, пивотом (поворотом на 270–360 при соприкосновении с защитником).
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела – чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачу или бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, защитники, судьи. (Тренировка дриблинга от А.Я. Гомельского)
В баскетболе для быстрого и точного выполнения приемов необходим определенный уровень развития физических качеств. Поэтому при обучении юных баскетболистов важно знать возрастную динамику изменения этих качеств, которая связана с особенностями развития двигательного аппарата, и определить благоприятные (сенсетивные) периоды времени для обучения различным движениям и периоды, когда обучение в силу различных факторов затруднено.
Данные о возрастной динамике показателей быстроты, точности, совместного проявления быстроты и точности при выполнении технических приемов, а так же данные о влиянии на эти показатели возраста, занятий баскетболом и спортивной тренировки представляются актуальными для совершенствования методики обучения юных баскетболистов.
Уровень достижения спортивного мастерства в баскетболе непосредственно связан с проявлением быстроты и точности при выполнении различных двигательных действий в постоянно изменяющихся условиях игры. В учебной и методической литературе по баскетболу вопросы обучения техническим приемам, при выполнении которых необходимо проявлять быстроту и точность в сочетании, освещены недостаточно. В связи с выше изложенным и выбрана тема настоящего исследования.
Определена взаимосвязь между способностями проявлять быстроту, точность и сочетание быстроты и точности и результатами выполнения технических приемов, разработана методика контроля, позволяющая оценивать степень этой взаимосвязи.
Учитывая, что быстрота и точность выполнения технических приемов вносят существенный вклад в уровень спортивного мастерства баскетболистов, было выдвинуто предположение о том, что эффективность выполнения заданий, требующих проявления быстроты и точности, зависит от двух факторов: становление двигательного аппарата происходит неравномерно, уровень развития физических качеств и уровень развития способности проявлять точность неодинаково в разном возрасте сказываются на результатах выполнения заданий, когда необходимо проявлять координацию и точность.
Теоретическая значимость. В теории баскетбола нет достаточно четко разработанных методических положений, позволяющих подбирать методы и средства для воспитания умений выполнять технические приемы одновременно быстро и точно, учитывая сенсетивные периоды обучения быстроте и точности движений.
Практическая значимость. На основе исследования предполагается выявить степень влияния развития координационных способностей на степень владения техническим приемам юных баскетболистов в соответствии с развитием двигательного аппарата и учетом сенсетивных возрастных периодов.
Рекомендации по определению периодов времени, наиболее благоприятных для обучения юных баскетболистов быстрому и точному выполнению отдельных технических приемов.
Физиологические аспекты физического развития.
Моторная активность человека постоянно находится под тщательным изучением ученых и практиков различных специальностей. Наиболее ранние исследования проводились на школьниках всех возрастных групп с целью выявления естественных темпов физического развития на основе изучения таких движений, как бег, прыжки, метания и др. Эти работы позволили выяснить, что естественные темпы прироста физических качеств неодинаковы и характеризуются определенными особенностями, зависящими как от возраста, так и от пола испытуемых.
Так В.П. Филин (1974) отмечают что, «Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешным при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков».
Изучение двигательной подготовленности школьников осуществлялось в зависимости от морфофункциональных особенностей с целью создания предпосылок научно-теоретического обоснования их взаимосвязи. Реализация возможностей оптимального периода для развития определенных физических качеств опирается на знания в области физической культуры, которая в свою очередь, использует достижения физиологии, анатомии, спортивной медицины и данные других наук.
Поскольку двигательные функции обусловлены возрастными изменениями морфологического и функционального созревания органов
и систем, то вполне оправданным является накопление фактического материала в исследованиях, раскрывающих характер протекания физической подготовленности в различных видах спорта.
В основе двигательных способностей, по исследованиям А.М. Максименко (1999), лежат физические качества, уровень которых соответствующим образом либо создает предпосылки к более быстрому их развитию, либо препятствует им. Важно не только максимально полно развивать отдельные специальные качества, но и постепенно приводить их в соответствие между собой. Какое-либо качество, имеющее более низкий уровень развития, чем остальные не дает возможности в полной мере использовать и другие качества.
В процессе индивидуальной жизни развитие и инволюции физических качеств протекает неравномерно. Наблюдается, когда периоды ускоренного развития сменяются периодами замедления, остановки и обратного развития. Кроме того имеют разную возрастную динамику. В результате неравномерности развития физических качеств складывается пестрая хронологическая кривая их онтогенеза.
Развитие двигательной активности обусловлено степенью половой зрелости, наследственностью, способностью к обучению и, таким образом, очень индивидуально, поэтому важно обучать школьников многим видам двигательной активности.
В школьном возрасте, примерно к 12–13 годам завершается анатомо-физиологическое созревание двигательного анализатора. С этого возраста подростки могут выполнять движения примерно с той же ловкостью, что и взрослые.
После 15 лет нередко наблюдается отсутствие сдвигов в качестве выполнения сенсомоторных тестов. Некоторые исследователи отмечают даже ухудшение способности к овладению сложными двигательными навыками, что вероятно, связано с интенсивными процессами полового созревания и относительным замедлением темпов развития двигательного анализатора.
Чувствительные системы детей бурно развиваются до 10–11 лет, и к этому возрасту дети способны выполнять точно многие движения, как и взрослые (если само движение не требует значительного развития каких-либо двигательных качеств).
Мышечный аппарат окончательно сформировывается после периода полового созревания (пубертатного) до 20–21 года. Освоение любого двигательного действия требует соответствующего уровня развития чувствительных систем и двигательного аппарата.
Существуют благоприятные периоды времени для обучения различным движениям и периоды когда оно затруднено. Можно выделить три периода, не имеющих достаточно четких границ между собой:
1 – период, когда детей нельзя чему-либо научить и полученные навыки будут им в дальнейшем мешать.
2 – период наиболее благополучный (сенситивный) для обучения, когда дети наилучшим образом осваивают те навыки, которые у них развивают.
3 – период, начинающийся после того, как было упущено благоприятное время для обучения, когда можно научить, но навыки будут освоены плохо или вообще научить им нельзя.
Исследования физической подготовленности школьников 7–17 лет позволило выделить основные периоды ускоренного и замедленного развития различных сторон двигательной функций детей и подростков (Гужаловский А.А., 1988).
Исследования показали, что разносторонняя физическая подготовка с преимущественным воздействием на физические качества, находящиеся в стадии ускоренного роста, приводит к существенным сдвигам в развитии физических качеств.
Физиологическим условием для тренировки определенных двигательных качеств является оптимальный уровень зрелости нервно-мышечной функции. Это требует от учителя (или тренера) тщательного подбора адекватных упражнений при обучении детей. Школьники отличаются разной степенью развития двигательной активности, и поэтому идеальным будет индивидуальное обучение.
Харре Л. (1971) отмечает, что у детей 7–12 лет при тренировке дыхания и кровообращения рекомендуются виды спорта, в которых участвуют большие группы мышц в течении 10–15 с. Затем следует отдых, вновь заменяемой работой.
В среднем школьном возрасте занятия общей физической подготовкой должны быть умеренными. Для учащихся старшего возраста можно проводить тренировку, но с интервалом работы и отдыха 1–2 минуты, причем тренировка должна проводится по принципу интервальной при различном темпе выполнения упражнений и с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Хороший тренировочный эффект может быть достигнут с помощью регулярной тренировки в период роста и развития организма в школьном возрасте.
Дальнейшие научные исследования и поиски педагогов направлены на разработку дифференцированного физического воспитания. Сейчас никого не может удовлетворить методика, рассчитанная на, так называемого среднего ученика. Важно определить типичные для отдельных однородных групп учащихся и индивидуализировать содержание и методические приемы учебно-воспитательной работы в зависимости от типа, возраста, уровней их степени физического развития и физической подготовленности. При этом так же следует иметь в виду, что гетерохронность развития соматических признаков обуславливает и гетерохронность акселерации систем и функций организма.
Наряду с этим технический прогресс, социальные условия жизни значительно снизили объем движений. Снижение общей двигательной активности (гиподинамия) в сочетании с ускоренными темпами жизни может быть причиной патологии, в первую очередь, сердечнососудистой системы. В классе устранения нежелательных последствий гипокинезии физическое воспитание в общеобразовательных школах приобретает исключительно важное значение.
Таким образом, на основании далеко не всех разработанных примеров исследований наибольшая разница возрастной зависимости от пола становится наиболее выраженной к 13 годам. У девочек в 14–15 лет способность к овладению сложными движениями становится хуже, чем в 12–13 лет. Характерно так же, что у девочек после 15 лет почти по всем данным, характеризующим соответствующие виды движений, естественный рост прекращается и даже наблюдается снижение достигнутых результатов.
В качестве итогов рассмотренных материалов можно констатировать необходимость возрастных особенностей развития двигательных качеств, волнообразность темпов прироста и разницу в качественных характеристиках, отсутствие совпадений в периодах бурного и замедленного роста качеств в разных видах движений.
Данными спортивной практики и научных исследований доказана необходимость всесторонней физической подготовки для спортсменов любой специализации. Особенно большое внимание в детском, подростковом и юношеском возрасте должно быть уделано воспитанию быстроты, под которой понимается способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быструю смену сокращения и расслабления мышц, от чего зависит максимальный темп движений спортсмена.
Влияние возраста на общую физическую подготовленность детей и подростков.
Основываясь на идеях оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие двигательных способностей, мы можем формировать интерес к занятиям наиболее популярными видами физических упражнений уже у школьников младших классов, придавать уроку предметную, целевую направленность, применяя средства отдельных видов спорта.
В настоящее время привлечение школьников к активным занятиям спортом с раннего возраста является весьма актуальной. Вместе с тем в литературе имеются данные указывающие, что младший школьный возраст является сенситивным для развития различных способностей – как кондиционных (скоростно-силовые, быстрота, гибкость), так и координационных (ориентирование в пространстве, кинестетическое дифференцирование, способность к реакции). Именно в этом возрасте складываются благоприятные предпосылки для обучения двигательными действиями, что особенно важно для освоения в будущем новых и все более усложненных форм движений.
За период с 6 до 10 лет значительно возрастает скорость движений, хотя точность еще не высока. Дети стремятся быстрее выполнить упражнение зачастую в ущерб его правильности, что связанно с поверхностным и недостаточно критичным воспитанием детей, затруднением точных дифференцировок.
Вместе с тем дети могут выполнять довольно сложные по координации двигательные действия, сочетая в них работу рук и ног. но это выполнение не отличается стабильностью.
Как отмечается в специальной литературе, одним из наиболее эффективных средств физического воспитания, уже в младшем школьном возрасте является игра в баскетбол. Уроки физической культуры с элементами баскетбола весьма положительно воздействуют на развитие кондиционных и координационных способностей.
У детей занимающихся баскетболом, отмечались более высокие и достоверные темпы развития психофизиологических функций, что нашло свое отражение при исследовании быстроты и точности простой и сложной двигательной реакции, точности реакции на движущийся объект, максимальной частоты движений.
Еще в дошкольном возрасте у детей 5–6 лет наблюдается рост таких показателей высшей нервной деятельности, как сила и подвижность нервных процессов. С возрастом более стабильным становится торможение, повышается работоспособность коры больших полушарий, хотя взаимодействия между процессами возбуждения и торможения еще продолжает оставаться несовершенным. Благодаря этим изменениям, дети могут сосредоточить свое внимание на изучении конкретного приема игры уже в течении четверти часа и более. Значительно быстрее вырабатывается дифференцировочные и угасательные торможения, что говорит о большей предрасположенности к обучению новым движениям.
С развитием произвольного внимания существенно повышается продуктивность остальных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
Развивается способность не только помнить программу своих действий, но и предвидеть их результаты, что очень важно для приобретения двигательных навыков. В определенной степени процессы восприятия и переработки информации определяются врожденными свойствами нервной системы, и поэтому детей 8–10 лет можно разделить «медленных и быстрых».
Так, установлено, что мальчики во всех возрастах (за исключением возраста 11–12 лет) бегают быстрее девочек. Наибольшие темпы прироста бега имеют место в 13–14 лет, а после 15 лет они снижаются. В 11–12 лет темпы прироста показателей бега, а равно и скорости у девочек опережают мальчиков, а в последующем отстают.
В результате проведенных исследований получены данные, показывающие на то, что у школьников в возрасте с 10 до 12 лет темпы прироста скорости мышечного сокращения увеличиваются. Рост скорости бега за первые 4–5 сек имеет место на протяжении от 8 до 15 лет и существенно с возрастом не изменяется. Длительность же поддерживания скорости прогрессивно увеличивается только до 13 лет.
Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать ее в максимальном темпе к 15 годам достигает значений, близких к предельным. Общий естественный прирост скорости от 13 до 18 лет у мальчиков равен – 22%.
В ряде работ приводятся данные по изучению скоростно-силовых качеств на основании которых установлено, что прирост темпов и улучшение показателей начинается с 12 до 15 лет. В темпах прироста наблюдаются весьма существенные различия между представителями различного пола. После 15 лет у мальчиков темпы значительно снижаются и рост идет замедленно с незначительными изменениями, а у девочек показатели стабилизируются или ухудшаются.
Следует при этом обратить внимание, что у разных исследователей были получены данные, несколько отличные друг от друга, однако в целом не изменяющие общую картину принципиальных закономерностей.
В результате проведенных работ на большой группе специальных двигательных действий установлено, что сочетание скорости и силы одновременно при целенаправленном воздействии дает положительные результаты как в приросте качества, так и в улучшении техники движений.
Целенаправленная скоростно-силовая подготовка в подростковом и юношеском возрасте позволит создать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой и снизить вероятность проявления у начинающих ошибок, обусловленных недостаточным уровнем физической подготовленности. Исходя из этих соображений, в процессе работы ввели новый термин «скоростно-силовая подготовка», под которым понимается совокупность средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы с целью обеспечения всестороннего гармонического физического развития, необходимого уровня специальной тренированности спортсмена и на этой основе достижения им высоких результатов.
Характер игровых действий в баскетболе требует от участников способности быстро выполнять различные по напряжениям усилия: умения многократно использовать стартовые рывки на короткие отрезки, по первому требованию игровой ситуации изменять направления бега и его скорость, быстро и своевременно включаться в борьбу за мяч, отскакивающий от щита, стараясь овладеть им в наиболее высокой точке прыжка, вести и передавать мяч с максимальной быстротой, силой, точностью и т.п.
Согласно схеме возрастной периодизации онтогенеза человека к среднему школьному возрасту относится подростковый период: мальчики 13–16 лет, к старшему школьному возрасту – юношеский: мальчики 17 – 21. Средний школьный возраст совпадает с периодом начальной фазы полового созревания, когда завершается преобразование морфологических и функциональных особенностей организма детей с некоторым приближением к нормам взрослых. В старшем школьном возрасте у юношей отмечаются ещё большие приближения к функциям взрослых.
В половом созревании выделяют три фазы (в нашем случае для рассмотрения берем одну):
Пубертатная – у мальчиков характеризуется появлением первых признаков полового созревания.
Возраст 13–15 лет отличается наиболее высокой совокупной сенсетивностью к развитию специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, а так же среднесенсетивным к развитию силы и быстроты.
Выявлено, что все двигательные качества одинаково значимы для успешной двигательной деятельности в баскетболе. Наиболее приоритетным с рассматриваемой точки зрения являются высокие уровни развития координационных способностей и специальной выносливости. (Новиков А.Д., 1989).
До настоящего времени научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». На наш взгляд, данное противоречие обусловлено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей. Существуют, по крайней мере, два подхода. Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие, – во-первых, как способность целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во вторых как способность перестраивать координацию при необходимости изменить параметры основного действия или переключения на другое действие в соответствии с требованиями меняющихся условий (Матвеев Л.П. 1991). Другие считают, что координационные способности – одна из составляющих физических способностей, то есть – свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи (Попов Ю.Г. Грузнов Ю.Г. 1986); или совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешностью управления двигательными действиями и их регуляцией (Курамшин Ю.Ф. 1999); или совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешностью управления двигательными действиями и их регуляции в соответствии с уровнем построения движений.
Различное понимание и толкование термина, координационные способности затрудняет как общение специалистов, так и совершенствование данного компонента подготовленности спортсмена, в том числе и со спецификой соревновательной деятельности избранного вида спорта (Двейрина О.А. 2000).
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому, помимо Физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.
Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
Для эффективного Формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к Физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.
Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
– способность к реагированию;
– способность к равновесию;
– ориентационная способность;
– дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
Способность к реагированию это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухомоторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.
Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске.
Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.
Практика воспитания физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств для воспитания на координационные способности.
Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.
Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.
На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:
1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.
2. Развивающие, направленные на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях – ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Координационная способность – определение более емкое, чем ловкость и рассматривается этот вопрос шире.
Ловкость – только часть координационных способностей.
Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач.
Двигательное действие – это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:
– интеллектуальная (когнитивная);
– чувствительная (сенсорная);
– исполнительная (моторная).
Между этими элементами существуют многообразные связи, которые еще более усложняют анализ координационных способностей. Существует много типов координационных способностей:
1 тип. Реагирующая способность (слуховая и зрительная)
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.
Для воспитания способности к реагированию следует применять:
а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);
б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);
в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;
г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).
При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.
2 тип. Способность к равновесию.
Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.
Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.
Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.
Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.
3 тип. Дифференцированная способность.
При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания.
При воспитании точности движений используется метод «контрастных» заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.
В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную.
Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.
Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.
Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.
При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.
Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:
1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.
2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).
3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).
4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро, 8 – медленно) и другие.
4 тип. Ритмическая способность.
Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.
Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.
Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).
Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой.
В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.
5 тип. Способность к переключению
– проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры.
В процессе управления в движении необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях.
Двигательные координационные способности называются способности к согласованию определенных двигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели.
Отсюда следует сделать вывод по координационным способностям.
1. Коррекционные способности – это один из ведущих факторов эффективной двигательной деятельности.
2. Коррекционная способность более широкое понятие, чем ловкость, и включает его в себя.
3. В управлении движениями действиями координационные способности занимают промежуточное положение между координационными способностями (физические качества) и двигательными навыками и умениями.
Возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для педагогического воздействия с целью интенсивного развития двигательных функций у подростков и юношей, получили название сенсетивных или чувствительных. Для оптимизации процесса развития точности выполнения технических приемов в школьном возрасте важно учитывать сенсетивные периоды отличающиеся повышенной чувствительностью к развитию этого качества.
Особенности возрастных возможностей эффективного овладения разными движениями находятся в прямой зависимости от деятельности двигательного анализатора. Изучением характера развития его на детях школьного возраста занимались В.П. Филин (1974), Ж.К. Холодков (2000). Их материалы позволили установить, что двигательный анализатор особенно интенсивно формируется с 7 до 14 лет. Дальнейшая способность к улучшению движений осуществляется за счет совершенствования сложной координации и развития физических качеств.
Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.
Подростковый возраст приходится на 12–16 лет (мальчики 13–16 лет; девочки 12–15 лет). Границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку начало и завершение полового созревания, в зависимости от ряда факторов, могут сдвигаться в сторону более старшего или младшего возраста. Кроме того, было установлено, что по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам, ибо у последних начало полового созревания относится к предшествующему периоду развития (второе детство), тогда как у мальчиков процесс полового созревания только начинается в это время.
Рост и развитие скелета. В среднем школьном возрасте происходит ускорение роста и развития в связи с половым созреванием. Увеличиваются половые различия. Продолжается окостенение скелета. К 14–16 годам в позвоночнике появляются новые точки окостенения. Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают в 15–16 лет. В этом же возрасте происходит срастание нижних отрезков грудины. К 10–13 годам завершается окостенение запястья. Окончание развития скелета руки у подростка женского пола на 2 года раньше, чем у подростка мужского пола. Окостенение сесамовидных костей обычно начинается с 13–14 лет. С 13–14 лет преобладает развитие лицевого скелета во всех направлениях и складываются характерные черты физиономии. С 12 лет и до взрослого состояния ежегодный прирост лицевого черепа составляет 2–3 мм. К 15 годам базилярная часть затылочной кости сливается с основной. С 12 лет окружность черепа увеличивается ежегодно на 4 мм.
В период полового созревания отмечается наибольший прирост головы, у девочек к 13–14 годам, а у мальчиков к 13–15 годам. К 12–13 годам грудная клетка имеет все особенности взрослой, но отмечается меньшими размерами. Окружность груди в 15 лет у мальчиков в среднем 80 см, у девочек – 77,5 см. Темпы нарастания груди меньше темпа роста тела в длину. Отношение окружности груди к весу тела постоянно и равномерно уменьшается. Вес тела нарастает с возрастом быстрее, чем окружность груди. У девочек с 13 лет рост грудной клетки опережает ее рост у мальчиков. С 12 и до 14–15 лет у девочек увеличивается интенсивность роста поперечного размера входа в малый таз.
Рост и развитие нервной системы. К 15 годам вес головного и спинного мозга почти достигает веса взрослого человека. Продолжается рост пирамидных клеток. Мозговой конец двигательного анализатора достигает почти полного развития. Ввиду совершенствования торможения улучшается контроль над эмоциями. Продолжительность сна уменьшается до 9 часов. Время активного внимания, при отсутствии утомления, возрастает до 30 минут. На 1 см. отодвигается ближайшая точка ясного виденья, и на 2 диоптрии уменьшается аккомодация глаза. Острота слуха наивысшая с 14 до 19 лет.
Развитие двигательного аппарата. В 12–15 лет происходит усиленный рост мышц и образование массивных волокон. Вес мышц по отношению к весу тела у подростка 15 лет составляет 32,6%. К 13–15 годам становая сила увеличивается у мальчиков на 60%, а у девочек на 70%. мускулатуру необходимо развивать равномерно, так как чрезмерное развитие одной из мышечных групп задерживает рост костей в длину.
Упражнения типа подскоков и прыжков способствуют удлинению трубчатых костей. Сгибатели и разгибатели мышц рук развиваются в основном одновременно, а разгибатели ног и туловища – быстрее, чем сгибатели. Сила мышц правой и левой сторон туловища и конечностей имеет большое значение для формирования осанки.
Более высокие показатели физического развития у подростков и юношей спортсменов объясняются тем, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ в организме. В восстановительном периоде после значительных энергетических затрат, связанных со спортивной нагрузкой, в тканях откладывается больше веществ, чем их было до начала работы, то есть происходит так называемая суперкомпенсация энергетических затрат.
Изменение крови и системы кровообращения. К 14–15 годам состав крови приближается и взрослому. Количество эритроцитов и лейкоцитов такое же, как у взрослых. Количество нейтрофилов доходит до 60,5%, а лимфоцитов – 28%.
Вес сердца в 14–15 лет доходит у мальчиков до 183 грамм, а у девочек до 184,5 грамм. Следовательно, в периоде полового созревания он больше у девочек. К 13–14 годам объем сердца подростка достигает половины объема сердца взрослого. Частота пульса в покое с 12 до 15 лет уменьшается на 4–5 ударов в 1 минуту. Систолический объем возрастает с 33,5 до 41,5 см3 , а минутный объем – с 2740 см3 до 3250 см3 .
К 15 годам среднее систолическое давление – 117 мм. рт. ст., а диастолическое – 73 мм. рт. ст.
Электрокардиограмма подростка близка и взрослому типу. Так как кровеносные сосуды развиваются медленнее сердца и относительно сужены по сравнению с емкостью сердца, то при физической работе легко повышается кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатической системы значительно учащается сердцебиение и наблюдается аритмия. Поэтому физические упражнения нужно ограничивать, особенно при статическом усилии; например, при стоянии в течение 15–20 минут у здорового подростка иногда нарушается кровообращение.
Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов частота пульса становится несколько реже.
В процессе выполнения мышечной работы объем веществ у подростков увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При этом, усиление кровообращения относительно больше, чем у взрослых, увеличение минутного объема крови достигается в основном за счет учащения сердцебиений.
При мышечной нагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть очень значительным. Подростки старшего возраста способны с высокой интенсивностью выполнять физическую работу при нарастании кислородного долга, в то время как в более младшем возрасте организм менее приспосабливается к работе в анаэробных условиях и не может с прежней интенсивностью ее продолжать.
Дыхательная система. В период полового созревания легкие быстро растут. Их вес к 14–15 годам достигает 513–594 грамма. Частота дыхания снижается. Глубина дыхания в покое к 14–15 годам 300–375 см3 , минутный объем в покое 4900–5400 см3 , легочная вентиляция в покое 6500 см3 , жизненная емкость легких 2700–3000 см3 . Потребность в кислороде возрастает в 1 минуту со 195 до 225 см3 .
При планировании занятий с подростками необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми. Поэтому развитие общей выносливости затруднено и центр тяжести занятий должен быть перенесен на развитие скоростно-силовых качеств, а так же ловкости.
Работоспособность в зонах большой и умеренной мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода, также увеличивается. Это связано в первую очередь с уменьшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе.
Изменения, происходящие в морфофункциональном статусе организма, и прежде всего увеличение массы тела, сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточных потребностей в пище. Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов уменьшаются затраты энергии организма, связанные с выполнением стандартной нагрузки, у них в меньшей степени возрастает потребление тканями кислорода, чем у их сверстников, не занимающихся спортом (при такой же нагрузке).
Следует учесть, что после максимальных напряжений обменные процессы протекают у юных спортсменов гораздо менее экономно и сопровождаются очень значительным усилением кровообращения. Это объясняется тем, что они способны переносить нагрузку большей интенсивности.
Во время игры в баскетбол (в силу ее повышенной эмоциональности) возможны очень значительные сдвиги в функциональном состоянии организма юных игроков, не восстанавливающиеся длительное время. Поэтому при определении нагрузки в баскетболе необходимо учитывать не только функциональное состояние организма, но и степень эмоционального воздействия.
Подводя итоги можно отметить, что развитие координации и ловкости обособленно от конкретных упражнений на совершенствование ведения, может повысить эффективность использования ведения мяча в игре юными баскетболистами.
2. Цель, задачи, методы, и организация исследования
2.1 Цель исследования
Целью исследования является изучение влияния развития координационных способностей на эффективность выполнения ведения в соревновательной деятельности юных баскетболистов.
2.2 Задачи исследования
1. Проанализировать различные литературные источники и изучить факторы, влияющие на эффективность ведения в соревновательных условиях.
2. Выявить количество ошибок совершаемых в соревновательных условиях юными баскетболистами.
3. Оценить и проанализировать исходный уровень развития координационных способностей у группы баскетболистов 13–15 лет.
4. Определить зависимость степени эффективности ведения от уровня развития координационных способностей.
2.3 Методы исследования
1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов.
2. Контрольные испытания.
3. Метод педагогического наблюдения. Протоколирование результатов исследования.
2.4 Организация исследования
Для определения исходного уровня развития координационных способностей юных баскетболистов использовались следующие тесты:
1 Тест: Челночный бег.
2 Тест: Обводка стоек с ведением правой и левой рукой.
3 Тест: Ловля теннисного мяча с одновременным ведением баскетбольного мяча свободной рукой на месте.
Челночный бег
Выполнение. Бег от лицевой линии до линии штрафного броска линии, изменение направления, бег обратно до лицевой линии, изменение направления бег до центральной линии, бег до линии штрафного броска, бег до противоположной линии штрафного броска, бег до центральной линии, бег до лицевой линии, бег до дольней линии штрафного броска – финиш.
Оценка. Время берется по секундомеру с момента стартовой команды и до перехода через линию финиша.
Примечания. Обязательное условие-касание линий рукой, только после этого изменение направления движения.
Обводка стоек с ведением.
Выполнение. Начало движения на лицевой линии баскетбольной площадки справа или слева от щита. Движение по команде, с ведением обводка 8 стоек предварительно расставленных на пути движения. Стойки стоящие справа по ходу движения обводить необходимо дальней от стойки правой рукой, стойки слева, соответственно-левой. Финиш на дальней от начала движения линии штрафного броска.
Оценка. Время берется по секундомеру с момента стартовой команды и до перехода через линию финиша.
Примечания. Упражнение считается правильно выполненным, если ведение мяча осуществлялось по правилам.
Ловля теннисного мяча с одновременным ведением баскетбольного мяча свободной рукой на месте.
Выполнение. Занимающийся ведёт мяч на месте одной рукой в основной стойке баскетболиста (ноги шире плеч, колени согнуты, тело наклонено вперёд), свободной рукой он ловит теннисный мяч, не прекращая ведения, далее передаёт мяч обратно партнеру.
Оценка. Время выполнения 3 минуты, считается количество потерь обоих мячей.
3. Результаты исследования и их обсуждение
Таблица 1. Результаты тестирования в контрольном упражнении челночный бег
№ | И. Фамилия баскетболиста | Время прохождения теста №1 (челночный бег) | Время повторного прохождения теста | Лучший результат из 2-х попыток | Оценка по пятибалльной системе |
1 | Н. Марьинов | 15,1 | 15,2 | 15,1 | 4 |
2 | В. Перминов | 14,1 | 14,0 | 14,0 | 5 |
3 | Н. Суханов | 15,3 | 15,4 | 15,3 | 4 |
4 | К. Соколов | 15,5 | 15,5 | 15,5 | 4 |
5 | Н. Логинов | 16,0 | 16,7 | 16,0 | 4 |
6 | П. Шумов | 16,3 | 16,2 | 16,2 | 3 |
7 | В. Клювов | 17,9 | 17,7 | 17,9 | 3 |
8 | К. Мотылёв | 17,9 | 17,8 | 17,8 | 3 |
9 | А. Касаев | 15,7 | 15,9 | 15,7 | 4 |
10 | К. Зубов | 17,1 | 17,0 | 17,1 | 3 |
11 | А. Сотников | 16,1 | 16,3 | 16,1 | 3 |
12 | В. Румянцев | 18,7 | 18,9 | 18,7 | 2 |
13 | К. Смирнов | 15,7 | 15,8 | 15,7 | 4 |
14 | А. Михайлов | 15,6 | 15,7 | 15,6 | 4 |
15 | А. Фёдоров | 15,9 | 16,0 | 15,9 | 4 |
Тест проводился в спортивном зале, тремя забегами по пять человек в забеге. Время замерялось для каждого юного спортсмена индивидуально. Касание линий являлось обязательным условием правильного выполнения теста. Так же тестируемым на основе их результатов выставлялась оценка по пятибалльной системе.
Подводя итоги первого теста видно, что 1 спортсмен имеет отличную оценку – 5, 8 имеют оценку 4, 5 человек оценку 3, и один имеет неудовлетворительную оценку – 2.
Таблица 2. Результаты тестирования в контрольном упражнении обводка стоек с ведением мяча
№ | И. Фамилия баскетболиста | Время прохождения теста №2 | Время повторного теста №2 | Лучшее время прохождения теста №2 | Оценка по пятибалльной системе |
1 | Н. Марьинов | 11,3 | 11,1 | 11,1 | 4 |
2 | В. Перминов | 10,4 | 10,2 | 10,2 | 5 |
3 | Н. Суханов | 11,5 | 11,4 | 11,4 | 4 |
4 | К. Соколов | 11,7 | 11,3 | 11,3 | 4 |
5 | Н. Логинов | 12,7 | 12,2 | 12,2 | 3 |
6 | П. Шумов | 14,9 | 13,3 | 13,3 | 3 |
7 | В. Клювов | 11,9 | 11,0 | 11,0 | 3 |
8 | К. Мотылёв | 14,9 | 14,0 | 14,0 | 3 |
9 | А. Касаев | 11,9 | 11,0 | 11,0 | 4 |
10 | К. Зубов | 13,3 | 13,0 | 13,0 | 3 |
11 | А. Сотников | 12,5 | 12,8 | 12,2 | 3 |
12 | В. Румянцев | 13,0 | 13,2 | 13,0 | 3 |
13 | К. Смирнов | 11,6 | 11,2 | 11,2 | 4 |
14 | А. Михайлов | 11,5 | 11,1 | 11,1 | 4 |
15 | А. Фёдоров | 11,9 | 11,2 | 11,2 | 4 |
Тест проводился в спортивном зале. Время замерялось для каждого юного спортсмена индивидуально. Сбитая стойка во время упражнения, дает попытку повторного выполнения теста. Подводя итоги второго теста видно, что 1 спортсмен имеет отличную оценку – 5, 7 имеют оценку 4, 7 человек оценку 3.
Таблица 3. Результаты тестирования в контрольном упражнении: ловля теннисного мяча с одновременным ведением баскетбольного мяча свободной рукой на месте
№ | И. Фамилия баскетболиста | Результаты прохождения теста №3 | Результаты повторного прохождения теста №3 | Лучший результат прохождения теста №3 | Оценка по пятибалльной системе |
1 | Н. Марьинов | 9 | 10 | 9 | 4 |
2 | В. Перминов | 7 | 8 | 7 | 5 |
3 | Н. Суханов | 9 | 11 | 9 | 4 |
4 | К. Соколов | 9 | 11 | 9 | 4 |
5 | Н. Логинов | 10 | 12 | 10 | 4 |
6 | П. Шумов | 14 | 15 | 14 | 3 |
7 | В. Клювов | 18 | 19 | 18 | 3 |
8 | К. Мотылёв | 13 | 14 | 13 | 3 |
9 | А. Касаев | 10 | 12 | 10 | 4 |
10 | К. Зубов | 15 | 15 | 15 | 3 |
11 | А. Сотников | 12 | 15 | 12 | 3 |
12 | В. Румянцев | 20 | 22 | 20 | 2 |
13 | К. Смирнов | 10 | 13 | 10 | 4 |
14 | А. Михайлов | 13 | 14 | 13 | 3 |
15 | А. Фёдоров | 9 | 11 | 9 | 4 |
Во время теста спортсмен не должен был выходить из центрального круга. Темп выполнения передач для всех игроков был одинаковый. Оценивался по пятибалльной системе только лучший результат из двух попыток.
Подводя итоги третьего теста видно, что 1 спортсмен имеет отличную оценку – 5, 7 имеют оценку 4, 6 человек оценку 3, и один имеет неудовлетворительную оценку – 2.
Таблица 4. Количество потерь на ведении в соревновательной деятельности
№ | И. Фамилия баскетболиста | Кол-во игр | Общее количество потерь на ведении в играх | Среднее кол-во потерь за 1 игру |
1 | Н. Марьинов | 8 | 11 | 1,38 |
2 | В. Перминов | 8 | 9 | 1,13 |
3 | Н. Суханов | 8 | 13 | 1,63 |
4 | К. Соколов | 8 | 12 | 1,5 |
5 | Н. Логинов | 8 | 11 | 1,38 |
6 | П. Шумов | 8 | 16 | 2 |
7 | В. Клювов | 8 | 19 | 2,38 |
8 | К. Мотылёв | 8 | 17 | 2,13 |
9 | А. Касаев | 8 | 12 | 1,5 |
10 | К. Зубов | 8 | 18 | 2,25 |
11 | А. Сотников | 8 | 14 | 1,75 |
12 | В. Румянцев | 8 | 17 | 2,13 |
13 | К. Смирнов | 7 | 7 | 1 |
14 | А. Михайлов | 7 | 15 | 1,88 |
15 | А. Фёдоров | 7 | 11 | 1,38 |
Стоит отметить, что при данном наблюдении всем баскетболистам давалось в среднем одинаковое игровое время.
Потерями считались выбивания защитником на ведении, удары в ногу, нарушения правил ведения. Из результатов наблюдения указанного в таблице видно количество потерь каждого игрока и среднее количество индивидуальных ошибок на ведении в игровых условиях.
Таблица 5. Оценка уровня развития координационных способностей и его соотнесение с количеством потерь на ведении у баскетболистов в соревновательной деятельности
№ | Оценки первого теста | Оценки второго теста | Оценки третьего теста | Средняя оценка по итогам трёх тестов | Общее количество потерь на ведении в играх | Среднее кол-во потерь за 1 игру |
1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 11 | 1,38 |
2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 9 | 1,13 |
3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 13 | 1,63 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 12 | 1,5 |
5 | 4 | 3 | 4 | 3,67 | 11 | 1,38 |
6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | 2 |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 19 | 2,38 |
8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | 2,13 |
9 | 4 | 4 | 4 | 4 | 12 | 1,5 |
10 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | 2,25 |
11 | 3 | 3 | 3 | 3 | 14 | 1,75 |
12 | 2 | 3 | 2 | 2,33 | 17 | 2,13 |
13 | 4 | 4 | 4 | 4 | 7 | 1 |
14 | 3 | 4 | 3 | 3,33 | 15 | 1,88 |
15 | 4 | 4 | 4 | 4 | 11 | 1,38 |
Следующая таблица приводится для соотнесения количества потерь мяча на ведении с оценками развития координационных способностей по всем трем тестам.
В данной таблице показана зависимость уровня развития координационных способностей и количества потерь мяча на ведении в игровых условиях. По итогам трёх тестов видно, что спортсмены, имеющие удовлетворительную оценку в тесте и ниже, совершают большее количество ошибок и потерь на ведении чем игроки с хорошими показателями в развитии координационных способностей.
Выводы
1. В ходе исследования были использованы 24 источника, изучены факторы влияющие на эффективность ведения мяча в соревновательных условиях. Среди них выделено влияние развития координационных способностей, среди них: способность к реагированию, способность к равновесию, ловкость. Выявлено что координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Они ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Ведение мяча, являясь сложно-координационным действием в большой степени зависит от степени развития общей координации движений.
2. Выявлено количество потерь и ошибок при ведении мяча в игровых условиях. Так, больше половины испытуемых имеют большое количество потерь, что в целом влияет на результат соревновательной деятельности и конкретных матчей в целом. Кроме того отмечено что потери на ведении в большой степени влияют на настрой юных баскетболистов их эмоциональную устойчивость.
3. В ходе работы оценен исходный уровень развития координационных способностей юношей 13–15 лет по ряду тестов. Выявлена не равномерность их развития у испытуемых и большое расхождение оценок по результатам тестов. Определено что уровень развития координационных способностей во многом зависит от индивидуального уровня развития юного спортсмена в целом.
4. По итогам тестов и наблюдения определена зависимость степени эффективности ведения от уровня развития координационных способностей. Испытуемые с лучшей степенью развития координационных способностей имели в игровых условиях меньше ошибок и потерь на ведении.
Список литературы
1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания./ – М.: Физкультура и спорт, 1990 г. – 235 с.
2. Бернштейн Н.А., О ловкости и её развитии. — М. // : Физкультура и спорт, 191. – 288 с.
3. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. – М // .: Физкультура и спорт, 2000 г. – 200 с.
4. Гобик М.А., Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1988 г. – 127 с.
5. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. – М. // : Физкультура и спорт, 2000 г. – 264 с.
6. Гомельский А.А. Будни баскетбола. – М. // : 1964. – 99 с.
7. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. – М. // : Физкультура и спорт, 1988 г. – 186 с.
8. Двейрина О.А., Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие // СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта 200. – 47 с.
9. Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. – М. // : Физкультура и спорт, 1998 г. – 146 с.
10. Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Физкультура и спорт, // 1998 г. – 204 с.
11. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. – М. // : Физкультура и спорт, 1999 г. – 165 с.
12. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. – М. // : Физкультура и спорт, 1991 г. – 211 с.
13. Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5–7 классов. – М. // : Физкультура и спорт, 1997 г. – 235 с.
14. Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. – М. // : Физкультура и спорт, 1976 г. – 354 с.
15. Попов В.П., Грузнов Ю.Г., Основы воспитания физических способностей // Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физической культуры /Под редакцией А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
16. Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М. Академия, 1997 г. – 156 с.
17. Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. – Омск:// СибГАФК, 1999 г. – 128 с.
18. Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. – М. Физкультура и спорт, 1997 г. – 105 с.
19. Филин В.П., Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.:// Физкультура и спорт, 1974.
21. Харре Л., Учение о тренировке. – М. Физкультура и спорт, 1971 г. – 107 с.
22. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. – М. // : Физкультура и спорт, 2000 г. – 348 с.
23. Яхонтов Е.Р., Психологическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие, СПб: // СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 200 – 58 с.
24. http://www.lib.ua-ru.net