Содержание
Введение3
1. Концепция оценки эффективности менеджмента в условиях рыночной экономики5
1.1. Факторы оценки эффективности менеджмента5
1.2. Влияние рыночной экономики на эффективность управления9
2. Экономическая оценка эффективности менеджмента15
2.1. Показатели экономической эффективности менеджмента15
2.2. Повышение экономической эффективности менеджмента19
3. Оценка эффективности деятельности менеджера в условиях современной рыночной экономики20
3.1. Формы оценки деятельности менеджера20
3.2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления21
4. Оценка эффективности использования информационных технологий в менеджменте24
4.1. Факторы, действие которых обеспечивает повышение эффективности24
4.2. Показатели эффективности информационных технологий25
Заключение28
Список использованной литературы29
Выдержка из текста работы
Все мы прекрасно помним дефицит товаров, бесконечные очереди и пустые прилавки на рынке в 80-е гг., страна очень сильно уступала по своему экономическому развитию и отставала от других государств. Единственным правильным выходом из сложившейся ситуации был переход к рыночным отношениям на рубеже 80-х 90-х гг., как к наиболее перспективной и эффективной системе экономического развития страны.
Рыночная экономика имела ряд преимуществ перед командно-административной системой, к которым можно отнести:
— экономическую демократию, которая заключается в свободе выбора потребителей и производителей;
— гибкость, способность перестраиваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям (способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг);
— эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
— невозможность постоянного товарного дефицита и т.д.
Состояние рыночной экономики является отражением благосостояния страны в целом, поэтому данная тема является актуальной во все времена.
Несмотря на сложный понятийный аппарат, изучение сущности отечественной рыночной экономики является очень важным как для страны в целом, так и для каждого из нас, начиная от простых людей, заканчивая людьми, чья деятельность связана непосредственно с управлением государством. Ведь проанализировав и поняв основные черты рыночной экономики сегодня, мы сможем корректировать и регулировать основные рыночные механизмы завтра. Государство же в свою очередь не только корректирует действия рынка, но и обеспечивает социальную направленность развития рыночной экономики.
Под рыночной экономикой понимается экономическая система, в которой рынок выступает главным инструментом экономических отношений. В этой системе одним из рычагов, регулирующих отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции, является рыночный механизм, который в свою очередь соединяет продавцов и покупателей через систему ценообразования и конкуренцию. Через движение потребительских благ и услуг образуется экономический оборот рыночной экономики в целом.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение особенностей современной рыночной экономики, проблем, а также перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели нашей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— изучить сущность рыночной экономики, ее характерные черты, функции и модели;
— изучить особенности современной рыночной экономики нашей страны, ее историю и современное положение;
— проанализировать проблемы и перспективы рыночной экономики.
В качестве теоретических источников при написании курсовой работы использовались издания отечественных и зарубежных авторов, посвященные развитию рыночной экономики.
Так же в работе были использованы программные средства MS Word, официальные статистические данные, справочно-правовые системы «КонсультантПлюс” и др.
1.Сущность рыночной экономики.
1.1.Характерные черты рыночной экономики
Их чего состоит рыночная экономика? Какие основные понятия и черты включает в себя? Какими преимуществами и недостатками характеризуется данная рыночная система? Эти и другие вопросы необходимо рассмотреть для понимания сущности рыночной экономики.
Начнем же с определения основных понятий, которые являются неотъемлемыми элементами всей рыночной системы в целом.
Рынок — это совокупность экономических отношений между поставщиком услуг и товаров и потребителем, т.е. выражаясь житейским языком- это место где продают и покупают.
Основателем теории рынка принято считать Адама Смита, который одним из первых изложил общую теорию экономической науки, указав на причины развития товарного обмена (рынка). А. Смит считал, что при увеличении производственных возможностей человека, за счет общественного разделения труда, происходит формирование рынка.
Производитель — физические, либо юридические лица, чья деятельность направлена на создание определенного экономического продукта/услуги, а также на удовлетворение социальных и культурных запросов потребителей.
Потребитель — исключительно физические лица, имеющие необходимость приобрести продукт либо услугу для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Цена — необходимое количество денег, взамен продаваемого товара или услуги, т.е. коэффициент обмена товара на деньги. Также цену можно определить, как денежное выражение стоимости товара, стоимость же является выражением затрат при производстве и реализации товара или услуги.
По сути цена является одним из главных мотивов покупки, а также важнейшим показателем экономической эффективности предприятия в целом. В зарубежной и отечественной истории экономики существует множество примеров использования ценовых факторов, через которые можно предугадать как положительные, так и отрицательные последствия ценовой политики.
Товар — является основным элементом для функционирования рыночной экономики, в среднем определяется как продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена, т.е. все то что предлагается рынку для использования и потребления. Все товары можно разделить на две большие группы:
1. Материальные товары (физические, имеющие вещественную форму);
2. Нематериальные товары (услуги, информация, консультации).
Отличительной чертой товара является то, что он удовлетворяет потребности людей, к которым он поступил в результате обмена, а не тех которые его произвели.
Спрос — это то количество товара и услуг, которое потребители готовы приобрести при всех возможных ценах за определенный период времени. В условиях рынка всегда работает закон спроса, суть которого заключается в увеличении спроса на товары по низкой цене и наоборот понижение спроса на товары по высокой цене при равных условиях. Закон спроса тесно связан с эффектом дохода и замещения. При эффекте дохода в случае снижения цены потребитель чувствует себя богаче и готов приобрести наибольшее количество товара, при эффекте замещения при снижении цены на товар, потребитель замещает этим товаром другие, цены на которые не изменились.
Предложение — количество товаров, предлагаемое производителями. Закон предложения гласит: чем выше цена на товар или услугу, тем выше количество предлагаемого товара или услуги и соответственно, чем ниже цена на товар/услугу, тем ниже предложение.
Конкуренция — в переводе с латинского «сталкиваюсь», борьба за эффективное использование факторов производства, между субъектами экономики. Конкуренция может существовать как между производителями, так и между потребителями, при ограниченном количестве товаров и производителей на рынке. Основные виды конкуренции представлены на рисунке 1.
Рис.1. Виды конкуренции.
Рыночная инфраструктура — система организаций, фирм и предприятий, которые обеспечивают движение товаров и услуг на рынке, включает в себя большое количество составляющих, таких как: банки, биржи, налоговую систему, службы занятости, брокерские конторы и др., тесно связанные между собой и играющие большую роль в экономике.
Итак, мы рассмотрели основные составляющие рыночной системы, без кото……..
Список использованной литературы:
1.Абалкин Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы // Вопросы экономики, 1996, №12.
2.Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. — 2004. — № 1.
3.Всемирный банк — Макроэкономические факторы послекризисного роста // Вопросы экономики. — 2004. — № 5.
4. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002, С. 270.
5.Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. — 2001. — № 4.
6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. С. 60.
7.Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. — М.: КНОРУС, 2004, С. 168.
8.Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики. — 2001. — № 3.
9.Панорама приватизации, 1995, №7.
10.Переход к рынку. Концепция и программа. — М., 1990. — 194107. Переходная экономика: опыт решения экономических и социальных задач. / Под ред. Е.В. Юферевой. — М., 2000.
11.Экономика и общество в процессе формирования рыночных отношений./ Под ред. Юферевой Е.В. — М., 2010.
12.www.consultant.ru 13.www.gks.ru (Федеральная служба государственной статистики)