Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы психологического сопровождения
школьной готовности
1.1. Сущностная характеристика понятия «готовность детей
к обучению в школе»
1.2.Психодиагностика готовности детей к обучению в школе
1.3.Взаимодействие психолога с родителями и педагогами ДОУ по формированию школьной готовности
1.4.Коррекционная работа с детьми с проблемами в развитии
Выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению психологической готовности старших дошкольников
6-7 лет к школе
2.1.Задачи и организация исследования
2.2.Использование психодиагностики коммуникативной и
интеллектуальной готовности детей к обучению в школе
2.3.Анализ результатов коммуникативной и интеллектуальной
готовности детей к обучению в школе
2.4.Анализ результатов контрольного эксперимента
Заключение
Список изученной литературы……………………………………………..42
Приложения
Выдержка из текста работы
Эмоциональная сфера является одной из важных составляющих внутреннего мира личности, а в дошкольном детстве выступает основным регулятором психического развития. По мнению таких авторов, как В.М. Астапов, М.К. Бардышевская, А. Валлон, Л.С. Выготский, В.В. Ледебинский, сензитивным периодом в отношении развития эмоциональной сферы индивида является дошкольное детство, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, направляют его познавательную активность. К завершению старшего дошкольного возраста у нормально развивающегося ребенка созревают основные механизмы эмоциональной саморегуляции, а часто повторяющиеся эмоциональные состояния закрепляются как устойчивые эмоциональные свойства личности. По данным детских психологов (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров), наиболее распространенным явлением в детском возрасте является тревожность. Изучению особенности и законо-мерностей проявлений тревожности у детей и подростков посвящены труды В.М. Астапова, Дж. Боулби, Д.В. Винникотта, А.И. Захарова, А.М. Прихожан М..Кляйн, М. Маллер, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксона. Эти и другие авторы отмечают, что истоки детской тревожности часто лежат в семье, – в сфере отношений со значимыми взрослыми. При этом ведущая роль в возникновении повышенной детской тревожности принадлежит родительскому отношению и стилю взаимодействия родителей с ребенком. Однако эмпирические исследования, объективирующие вклад стиля взаимодействия родителей с ребенком в формирование тревожности у детей, крайне немногочисленны.
Таким образом, существует противоречие: с одной стороны, многие авторы отмечают значимость дошкольного возраста для всего психического развития и особое влияние родительского отношения в этом возрасте на формирование тревожности у ребенка, с другой стороны, проблема влияния взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно.
Актуальность исследования влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста определяется ее недостаточной изученностью в психолого-педагогической литературе, значимостью данного возрастного этапа в эмоциональном развитии индивида, определяющим влиянием эмоцио-нальных состояний ребенка на развитие его личности и психики в целом и широкой распространенностью тревожных расстройств в детской популяции.
Проблема заключается в том, что недостаточная изученность влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста не позволяют разработать эффективные методы психолого-педагогической коррекции детской тревожности.
Это определило выбор темы исследования: «Влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – стиль взаимодействия родителей с ребенком и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: стиль взаимодействия родителей с ребенком оказывает влияние на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать показатели тревожности у детей дошкольного возраста и стили взаимодействия с ребенком у их родителей.
3. С помощью методов математической статистики провести анализ влияния стилей взаимодействия родителей с ребенком на уровень тревожности ребенка.
4. На основе результатов исследования сформулировать выводы и практические рекомендации для родителей и педагогов.
Теоретико-методологическая основа исследования: общенаучные принципы – принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов), представления психологов о влиянии характера материнско-детского отношения на психическое развитие ребенка (Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, М.И. Лисина, А.В. Спиваковская и др.).
Методы и методики. Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ результатов эмпирического исследования, интерпретация полученных результатов и др.); эмпирические методы (психодиагностические методики: «Тест детской тревожности» Р. Тэммпла, М. Дорки и В. Амена, рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской; методика «Нарисуй клоуна» Е.Е. Кравцовой) и методы математической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни, критерий корреляции ранговой Спирмена).
База исследования – МДОУ «Детский сад № 235 г. Челябинска».
Испытуемые: в исследовании приняли участие 25 воспитанников подготовительной группы в возрасте 5,5-6,5 лет (в том числе 11 мальчиков и 14 девочек) и их матери (25 чел.) в возрасте 23-38 лет.
Этапы исследования:
1. На подготовительно-поисковом этапе были проанализированы диапазон и глубина проработанности темы в психолого-педагогической теории и практике, определена цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
2. На теоретическом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста, сделаны теоретические выводы и обобщения.
3. На эмпирическом этапе был осуществлен сбор эмпирических данных с помощью батареи психодиагностических методик.
4. На аналитико-обобщающем этапе были проведены обработка и анализ результатов исследования, их интерпретация и систематизация данных, сформулированы общие выводы, оформлена текстовая часть исследования.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает ча-стную научную проблему влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста и позволяет получить целостное представления о развитии личности в онтогенезе, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития, психологии семьи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования психолого-педагогических рекомендаций родителями и педагогами для коррекции тревожности дошкольников и стиля взаимодействия родителей с ребенком.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Основ-ное содержание работы изложено на 53 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 47 источников. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 4 рисунками.
Глава 1. Теоретические аспекты влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Взаимодействие родителей с ребенком: понятие, виды
Взаимодействие родителей с ребенком выступает объектом присталь-ного внимания в психологии и педагогике в связи с его важной ролью в психическом развитии ребенка [28, c. 60]. Изучением этой проблемы в психологии в разное время занимались Н.Н. Авдеева [1], О.В. Баженова [4], Д.В. Винникотт [8], И.Ю. Ильина [13], Е.И. Исенина [14], М. Кляйн [15], М.И. Лисина [20], С.Ю. Мещерякова [23], М. Мид [24], Р.Ж. Мухамедрахимов [26], В.И. Перегуда [30], Г.И.Свердлова [34], Г.В. Скобло [36], Е.О. Смирнова [37], А.В. Спиваковская [39], Г.Г. Филиппова [40] и др.
В отечественной психологии роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, положена в основу исследований взаимодействия ребенка с взрослым [10; 19; 20; 27]. При этом взаимодействие родителей с ребенком рассматривается как важный фактор психического развития ребенка [1; 4; 7; 9; 13; 23; 30; 34; 36; 37; 39]. Так, Л.Б. Шнейдер [45] выделяет такую важную функцию родительско-детских отношений, как обеспечение условий для развития ребенка.
Многие зарубежные авторы также неоднократно подчеркивали важ-ность изучения взаимодействия родителей с ребенком для понимания усло-вий психического развития ребенка [22, С. 159]. Клинико-психологические корреляции между нарушением взаимодействия родителей с ребенком и нарушениями психического развития ребенка отражены в работах многих зарубежных [8; 15; 41; 46] и отечественных исследов…….
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия [Текст] / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 39-48.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
4. Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, усло-вий психологического риска для будущего развития ребенка [Текст] / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
5. Барановская, Т. И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование) [Текст] : дисс. канд. психол. наук / Т.И. Барановская. – Шуя, 2002.
6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.
7. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М. : Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.
8. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винникотт. – М. : Класс, 1998. – 256 с.
9. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия [Текст] / В.И. Гарбузов. – СПб. : АО «Сфера», 1994. – 420 с.
10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
11. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 784 с.
13. Ильина, И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем до-школьном возрасте [Текст] : Автореф. канд. дис. / И.Ю. Ильина. – М., 1996. – 24 с.
14. Исенина, Е. И. Понятие «базовые качества матери» [Текст] / Е.И. Исенина // Материнство : психолого-социальные аспекты (норма и девиация). – Иваново, 2002. – С. 20-24.
15. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональ-ной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 176 с.
16. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
17. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
18. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М. : Рос. Пед. Общество, 2005. – 160 с.
19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
21. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М. : Речь, 2001. – 496 с.
22. Махмутова, Р. К. Материнство как психологический феномен [текст] / Р.К. Махмутова // Вестник Удмуртского университета, 2007, № 9. – С. 159-166.
23. Мещерякова, С. Ю. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери [Текст] / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. – М., 1996.
24. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид; сост. и предисл. И.С. Кона. – М. : Наука, 1988. – 429 с.
25. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
26. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец : психологическое взаимодействие [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб., 1999.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология : Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 640 с.
28. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 298 с.
29. Падун, М. А. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме [Текст] / М.А. Падун, Е.В. Калмыкова // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002, № 1.
30. Перегуда, В. И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Канд. дис. / В.И. Перегуда. – М., 1994.
31. Попцова, Е. В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] : дисс. канд. психол. наук. / Е.В. Попцова. – М., 1995.
32. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
33. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб: Речь, 2001. – 416 с.
34. Свердлова, Г. А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст) [Текст] : канд. дис. / Г.А. Свердлова. – М., 1995.
35. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
36. Скобло Г. В. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики [Текст] / Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик // Соц. и клин. психиатрия. – 1992. – № 2. – С. 75-78.
37. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3.
38. Солоед, К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации [Текст]: Канд. дис. / К.В. Солоед. – М., 1998. – 20 с.
39. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов [Текст] / А.С. Спиваковская. – М. : Прогрес, 1988. – 200 с.
40. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. – М. : Академия, 2002. – 512 с.
41. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
42. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах [Текст] : пер. с англ. / К. Хорни. – М. : Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
43. Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение : 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : ПитерКом, 2002. – 608 с.
44. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
45. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : учебное пособие для ву-зов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2011. – 736 с.
46. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон. – СПб. : Ленато АСТ, 1996.
47. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.-В., 1995.