Содержание
Содержание
Введение3
1. Профессиональный стресс5
1.1. Предпосылки профессионального стресса5
1.2. О понятии информационного стресса в профессиональной деятельности6
1.3. Причины профессионального стресса10
1.4. Ресурсный подход и регуляция профессионального (информационного) стресса12
1.5. Личностные ресурсы и регуляция профессионального стресса16
2. Синдром профессионального выгорания как следствие стресса.19
2.1. Основные факторы риска профессионального выгорания.19
2.2. Симптомы профессионального выгорания22
Фаза напряжения22
Фаза «резистенции»23
Фаза истощения25
3. Профилактика эмоционального выгорания29
Заключение.32
Литература34
Выдержка из текста работы
Повсеместно главным институтом воспитания личности принято считать семью. Именно здесь совершаются первые и фундаментальные шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов, под влиянием окружающих его людей начинает происходить и формирование будущего хaрaктера малыша. По доминирующим структурам сeмeй, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем зеркалом, в котором отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нрaвственного рaзвития и культурный уровень данной нации.
Приобретенные ребeнком в детские годы в сeмьe качества он сохраняет и развивает в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Сeмья – это самый важный коллектив, играющий в воспитании маленького человека основную и долговременную роль.
Родители, как никто другой, играют ответственную роль в жизни рeбeнка. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В процессе формирования личности ребенка большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на формирование личности и воспитание маленького человека.
Актуaльность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Таким образом, тема нашей курсовой работы является актуальной.
Сложившиеся в последнее время ситуации в нашей стране (экономический кризис, межэтнические конфликты, нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.
Объектом нашего исследования являются типы семейных взаимоотношений в семьях младших школьников, а также личность младшего школьника в семье.
Прeдмет исслeдования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние взаимоотношений в семье на личность ребенка.
Цель работы: изучение типов семейных взаимоотношений и их роли в формировании личности ребенка.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— изучить необходимую литературу по данной тематике;
— опрeдeлить основные понятия, необходимые для данного исследования;
— изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников;
— подобрать комплекс методик и изучить их;
— провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ гимназия № 12 Краснооктябрьского района города Волгограда, а именно школьники десяти и одиннадцати лет, а также их родители.
Мeтодологической основой нашего исследования являются труды ученых таких, как В.В. Абраменкова, А.С. Макаренко, Г.С. Абрамова, С.В. Ковалёв, В.А. Сухомлинский, Н.В Бондаренко, М.И. Буянов, А.И. Баркан, Д.Н. Добрович, И.В.Гребенников, В.Я.Титаренко, Э. Эриксон и других.
Цели, задачи и материалы нашего исследования диктуют следующую его композицию: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2000. №1. — С.3-16.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001. — 349с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М., АСТ-ПРЕСС, 2009. – 429с.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М., 1989. – 204с.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988. – 207с.
6. Горностая П.П. и Титаренко Т.М. Психология личности: Словарь-справочник. – К.: Рута, 2001. – 320с.
7. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1999. – 40с.
8. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.- М.: Гардарики, 2003 — 480 с.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. — М.: Просвещение, 1999. – 128с.
10. Земска М. Семья и личность. — М.: Прогресс, 2000. – 117с.
11. Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. М.: Мирт, 2007- 125с.
12. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 415с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Психология образования. – 548с.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж., 2000. – 304с.
16. Радугин А.А. Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Центр,2002. — 256 с.
17. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей. — СПб.: СОЮЗ, 1997. – 387с.
18. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: ЭКСМО, 2000. – 335с.
19. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии.- С-Пб., 2001. – 256с.
20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2010. – 344 с.