Содержание
Введение3
1 Профессиональная компетентность социального психолога5
1.1 Проблема профессиональной компетентности в современных исследованиях5
1.2 Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе как совокупность профессиональных и личностных компонентов8
2 Коммуникативные навыки в профессиональной деятельности социального психолога22
2.1 Содержательные характеристики социальной коммуникации22
2.2 Компетентность общения в профессии социального психолога27
2.3 Социально-психологические аспекты коммуникативной компетенции31
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных навыков и деятельности социального психолога38
Заключение49
Список использованных источников52
Выдержка из текста работы
4. Провести эмпирическое исследование престижности профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников и разработать практические рекомендации по его результатам.
Выводы: проведенное исследование позволило установить, что содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор. Для старшеклассников с различными направленностями, склонностями и интересами существуют различия в определении того, какие содержательные характеристики престижности профессии являются приоритетными. Для старшеклассников мужского и женского пола престижность профессии характеризуется различием приоритетности содержательных характеристик. Факторный анализ позволил установить доминирование фактора престижности профессии, возможности достичь социального признания и фактора оплаты труда и низкий вес факторов выбора профессии по интересам и склонностям.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.
Введение
Актуальность изучения проблемы престижности профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников заключается в том, что социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте характеризуется в первую очередь тем, что учащийся стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Выбор профессии необходимо осуществлять в соответствии с учетом множества факторов, как внешних, так и внутренних. Одним из внешних факторов выбора профессии является ее престижность. Адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для старшеклассника, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. особое место отведено совершенствованию системы профессионального самоопределения молодежи на уровень, соответствующий мировым стандартам. Регламентации механизмов обеспечения качества профессионального образования на уровне государства посвящены отдельные статьи Кодекса Республики Беларусь об образовании [1]. Обеспечение качества профессионального образования в современном информационном пространстве необходимо внедрять уже на этапе профессионального выбора учащимися школы. В обществе, в котором распространены феномены текучести кадров, а также повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда, проблема престижности профессии как фактора профессионального самоопределения является значимой для старшеклассников.
Существенный вклад в развитие теоретических основ профессионального самоопределения и профориентации внесли исследования таких ученых, как Е.А. Климов, Ю. Забродин (теоретические и методические основы профконсультации молодежи); Б.А. Федоришин (система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий); В.Д. Шадриков (диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии); К.М. Гуревич, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов (установление взаимосвязи профессиональной пригодности с индивидуальными особенностями основных свойств нервной системы); Н.С. Пряжников (профессиональное и личностное самоопределение) и других. Среди теоретических разработок профориентационной проблематики в Беларуси — психологическая готовность к деятельности (Л.А. Кандыбович); психология трудового обучения и профессионального самоопределения (Ф.И. Иващенко); профессиональная пригодность (А.Г. Ростунов) и др.
Проблеме профессионального самоопределения учащихся посвящено много исследований. Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, профориентационная работа в современных условиях не в полной мере достигает своих главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в профессионально подготовленных кадрах. В связи с этим возникает необходимость в изучении престижности профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: престижность профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель курсовой работы: изучить влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения.
2. Изучить механизмы влияния на профессиональное самоопределение старших школьников.
3. Описать роль престижности профессии в самоопределении старшеклассников.
4. Провести эмпирическое исследование престижности профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников и разработать практические рекомендации по его результатам.
База исследования: исследование было проведено на базе ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Гомеля.
Выборочную совокупность составили 40 учащихся старшего школьного возраста (16 — 17 лет). Из них 20 девушек и 20 юношей.
Для достижения поставленной цели и задач исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» (А.Е.Голомшток).
2. Методика изучения факторов привлекательности профессии. Предложена В.А. Ядовым. В данной работе использовался модифицированный вариант методики И. Кузьминой и А. Реана.
3. Методика «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Е.А. Климов).
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.
1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
1.1 Понятие профессионального самоопределения
Изучением проблемы профессионального самоопределения занимались Г.С. Абрамова, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.Ю.Кулагина, Н.С. Пряжников, И.В. Шаповаленко и др.
В настоящее время выделяют два основных подхода к понятию профессионального самоопределения. С позиции первого под профессиональным самоопределением подразумевается выбор профессии, при этом круг исследовательских задач ограничивается возрастными границами (от этапов, предшествующих выбору, до самого акта выбора) [2]. С позиции второго подхода, под профессиональным самоопределением понимается одна из форм самоопределения личности в целом [3].
Согласно И.С. Кону, «профессиональное самоопределение — это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений» [4, с.33]. Следовательно, содержанием самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
По мнению Н.С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение — это конкретный выбор профессии и непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности» [5, с.87]. При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Всё это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Исследование профессионального самоопределения осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить педагогическое (П.Г. Щедровицкий) [6], психологическое (И.С. Кон [4]), профориентационное (Е.А. Климов [7], Н.С. Пряжников [5]), жизнедеятельностное (Л.И. Божович [8], М.Р. Гинсбург [2]), направление профессионального развития (О.Н. Семеняка [9]). Большое внимание отечественных психологов уделяется анализу структуры профессионального самоопределения (Е.А. Климов [7]). Активно исследуются разнообразные факторы профессионального самоопределения (Л.И. Анциферова [10]).
Педагогический подход обращает основное внимание на процесс самоопределения, на психологические механизмы процесса самоопределения, которые обуславливают вхождение в социальные структуры и сферы жизни и формируют определенное состояние самоопределения личности. П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как «способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность» [6, с.27].
В рамках жизнедеятельностного подхода (Л.И. Божович) профессиональное самоопределение рассматривается как этап жизненного пути личности. Л.И. Божович отмечает, что решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. «На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребёнок, размышляя о будущем, ещё не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша всё больше интересуется условиями реальности, но ещё не уверен в своих способностях — стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопросов с осведомлёнными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира» [8, с.216].
С точки зрения психологического подхода (И.С. Кон) самоопределение рассматривается по отношению к поколению в целом и характеризует его вхождение в определенные социальные структуры и сферы жизни и его стабилизацию в этих социальных структурах и сферах. «Критериями самоопределения являются включения в те или иные сферы жизни, а жизненные события, такие, как поступление в высшее учебное заведение, поступление на работу, вступление в брак и т.д., которые фиксируют эти включения и с социологической точки зрения, являются этапами самоопределения» [4, с.24].
С точки зрения профессионального развития (А. Маслоу, О.Н. Семеняка) процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. О.Н. Семеняка указывает на то, что в понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. «Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим — жизненными целями, планами и ориентациями» [9, с.28].
А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление» [11, с.30].
С точки зрения профориентационного направления, профессиональное самоопределение рассматривалось Е.А. Климовым [7], Н.С. Пряжниковым [5].
Е.А. Климов понимает самоопределение как «важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [7, с.19]. Обобщая рассуждения Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
Профессиональное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова, который существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Подчёркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, Н.С. Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель профессиональное самоопределение личности:
Осознание ценности общественно — полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.
Ориентировка в социально — экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты.
Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [5, с.31].
Таким образом, обобщая проведённый анализ сущности понятия «профессиональное самоопределение», выделим основные научные подходы к его изучению:
1. Педагогический подход (П.Г. Щедровицкий). Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально — психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации.
2. С точки зрения психологического подхода (И.С. Кон) самоопределение рассматривается по отношению к поколению в целом и характеризует его вхождение в определенные социальные структуры и сферы жизни и его стабилизацию в этих социальных структурах и сферах. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально — экономических условий.
3. В рамках жизнедеятельностного подхода (Л.И. Божович) профессиональное самоопределение рассматривается как этап жизненного пути личности. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. С точки зрения профессионального развития (О.Н. Семеняка) процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
5. С точки зрения профориентационного направления (Е.А. Климов, Н.С.Пряжников). Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
На основании обзора и анализа научной литературы мы пришли к выводу, что профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
1.2 Механизмы влияния на профессиональное самоопределение старших школьников
Изучением механизмов влияния на профессиональное самоопределение старших школьников занимались такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, М.С. Ковалевич, Н.С. Пряжников, Н.В. Чурило и др.
Е.А. Климов выделил следующие механизмы влияния на профессиональное самоопределение: личная профессиональная перспектива, потребности рынка, мнение друзей, мнение родителей, информированность, интересы, уровень притязаний, способности [12].
Личная профессиональная перспектива является ментальной проекцией мотивационной сферы человека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным профессиональным будущим. Личная профессиональная перспектива формируется через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоение общекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись таким образом, личная профессиональная перспектива приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в подростковом или даже юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урывками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не просто бесполезной, но и вредной, поскольку приобретает форму пустых, бездейственных фантазий.
Потребности рынка — это потребность рынка труда в тех или иных трудовых ресурсах в конкретный промежуток времени. Например, в настоящее время на рынке труда Республики Беларусь отмечается острая потребность в специалистах рабочих и строительных специальностей, а также специалистах в сфере информационных технологий.
Мнение родителей.
Родители оказывают непосредственное влияние на осуществление ребенком старшего школьного возраста своего профессионального выбора [12, с.166].
Е.А. Климов на основании результатов психодиагностических исследований выявил возможные разновидности взаимоотношений старших и младших членов семьи, в рамках проблемы проектирования профессионального пути последних:
1. Учащемуся старших классов предоставляется полная свобода выбора, в его решение не вмешиваются. Взрослые здесь по существу уходят от вопроса, прервав традицию передачи жизненного и профессионального опыта. Они, таким образом, оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации.
2. Родители, взрослые принимают участие в вопросе о профессиональном будущем, но в данном случае они согласны со сделанным ребенком выбором профессии и содействуют его реализации.
3. Взрослые не согласны со сделанным выбором старшеклассника и занимают следующие позиции:
а) знакомы по своему личному опыту с избранной ребенком профессией, активно противодействуют его стремлению выбрать ее и делают все возможное, чтобы определить старшеклассника на предлагаемую или конкретную специальность;
б) знакомы по своему личному опыту с избранной ребенком профессией и противодействуют этому выбору, предлагая «любую другую», но только «не эту» профессию.
4. Родители дают детям в той или иной степени неверную ориентацию:
а) по различным причинам создают у детей неверное представление о своей или знакомой профессии, культивируя у ребенка отношение к данной профессиональной деятельности;
б) родители, в сущности, не знакомы с предлагаемой ими ребенку профессией, но активно советуют ее выбрать, мотивируя выбор данной профессии ее престижностью в обществе;
в) родители не ограничивают детей в выборе профессии, но подчеркивают важность образования, активно отвергая все другие варианты профессионального образования [12, с.168].
Е.А. Климов отмечает, что ни один из описанных вариантов позиций родителей не способствует правильному выбору профессии их детьми. На основе имеющегося эмпирического опыта, синтезирую различные исследования, выделяют в качестве положительной для формирования личного профессионального плана, следующую позицию родителей: взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно-обоснованных ответов на вопросы «С кем (с какой общностью людей) быть?», «Каким быть?», «Где я больше всего буду полезен людям?», «Что я смогу дать обществу?» — эти вопросы и составляют ядро классического выбора профессии. Для создания названных выше условий, взрослые знакомят детей с разнообразием профессий, обращают внимание старшеклассника на профессиональный самоанализ различных сторон его личности, с точки зрения обсуждаемых профессий, заботятся о воспитании уважения к труду, к обществу, к человеку, создают возможности для пробы сил в разных профессиональных направлениях, обсуждают с детьми их профессиональные планы и дают советы, помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях [12, с.169].
Мнение друзей
Исследования Ф. Райса относительного влияния родителей и сверстников на образовательные планы молодых людей (связанные больше с выбором уровня профессии, чем конкретной специальности) дают несколько противоречивые результаты. Фактически большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет пожелания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей. Обнаружилось, что уровень притязаний молодых людей из рабочего класса зависит от влияния как обоих родителей, так и сверстников. Подростки из рабочего класса стремятся достичь более высокого статуса, если их в этом поддерживают родители и друзья, а при отсутствии такой поддержки их устремления бывают обычно гораздо более скромными [13, с.525].
Информированность
В данном случае под информированностью понимается осведомленность старшеклассника о специфике выбранной профессии, а также о требованиях к данной профессии, условиях деятельности, профессионально важных качествах [12].
Интересы
Интерес к той или иной профессии, увлеченность занятиями, которые непосредственно связаны с профессией [12].
Уровень притязаний
В данном случае значимым оказывается при выборе профессии ее престижность, возможность достичь в выбранной профессии высоких результатов.
В исследованиях Ф. Райса выявлено, что молодые люди из среднего класса стараются выбирать профессию с более высоким статусом, чего нельзя сказать о представителях более низких социальных слоев. Тому есть много объяснений. Одно дело — желать получения определенного места в обществе, и совсем другое — реально на это претендовать. Молодые люди из нижних слоев зачастую мечтают о работе, которую им получить в действительности очень трудно; они способны осознать сложность достижения мечты, что заставляет их «снижать планку» и смотреть на вещи более взвешенно. Конечно, иногда советники по профориентации, учителя, родители или другие люди стараются убедить этих подростков в том, что они не должны ставить перед собой большие цели, хотя при определенном поощрении и помощи они могли бы достичь успеха в избранной сфере. Многие молодые люди из слоев с низким общественно-экономическим статусом обладают незаурядными способностями и могут, если им представится такая возможность, рассчитывать на успех в сферах, традиционно считающихся вотчиной более благополучной части общества. Однако существует и еще один немаловажный фактор — взаимозависимость между интеллектом и общественно-экономическим статусом. Чем выше статус, тем выше успеваемость учащихся, а чем выше успеваемость, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Очевидно, учащиеся рассматривают свои высокие интеллектуальные способности как условие, обеспечивающее доступ к престижным специальностям. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей молодого человека [13, с.537].
Способности
Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет тем более оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями человека. Вопрос о соотношении склонности как направленности на деятельность и способности к этой деятельности имеет первостепенное значение для выбора профессии.
Принципиальное решение некоторых основных сторон данного вопроса содержится в исследованиях В.Н. Мясищева [14], а также Б.М.Теплова [15], посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности. В.Н.Мясищев [14] подчеркивает, что случаи несовпадения склонностей и способностей свидетельствуют о наличии побочных влияний. Совершенно очевидно, что деятельность, вызванная принуждением или стремлением к успеху, к самоутверждению, нельзя рассматривать как действительную склонность. Поэтому, когда говорят о случаях расхождения между способностями и склонностями, имеют в виду именно кажущиеся склонности. Что же касается действительных склонностей, то они подпадают под «естественный закон соответствия склонностей и способностей». Он отражает наиболее общую зависимость, существующую между склонностями и способностями. Наблюдения, однако, указывают на то, что возникновение и первоначальное развитие склонности не всегда связано с потребностью человека в реализации собственных возможностей [14, с.114].
Задатки человека нельзя понимать как определенные психические свойства. Природные возможности являются особенностями анатомо-физиологическими. Каким образом физиологические особенности могут способствовать появлению склонности как явления психологического или тормозить ее появление, как происходит скачок от анатомо-физиологического задатка к способности — остается неясным. Действительно, рассмотрение задатка как понятия анатомо-физиологического имеет для психолога «смысл лишь как ссылка па ту область, которой он не занимается. Это вместе с тем формально-логическое допущение того, что раз есть способности, то нечто должно быть до их появления» [16, с.112].
Элементарные психические особенности, из которых могут сложиться специальные способности к большей части других видов деятельности обычно возникают позднее, так как в значительно большей степени являются производными от условий жизни и деятельности человека. Особый интерес представляет мотивационная сторона деятельности. Склонность к ней пробуждается в связи с такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может полнее и глубже отразить специфическое содержание деятельности. В связи с этим возникшая склонность является потребностью именно в этом основном содержании. Человек увлечен деятельностью ради нее самой, ради того удовлетворения, которое оно приносит. И чем сильнее эта потребность, тем менее удельный вес различных побочных мотивов. Совершенно очевидно, что в подобных случаях склонность находится в гармонии со способностями [17, с.18].
Захваченность деятельностью, соответствующей возможностями человека, обеспечивает ее результативность. Способности человека получают признание у окружающих и начинают осознаваться их носителями. Осознание собственных способностей приводит, при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности. Повышается требовательность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности. Однако при неблагоприятных воспитательных условиях могут сформироваться самоуверенность и легкомысленное отношение к трудностям. Н.В. Чурило [18] рассматривала такие формы взаимосвязи между профессиональной направленностью и способностями, при которой возникновение склонности профессии происходит в связи с данными человека. Несомненно, однако, что в отдельных случаях возникновение склонности еще не свидетельствует о ее соответствии врожденностям человека. Здесь, в свою очередь, встречаются два основных варианта. В процессе пробы сил, а тем более регулярной практической деятельности возможности для ее мастерского выполнения может оказаться недостаточно, и тогда склонность, не подкрепляемая чувством удовлетворения от труда, будет ослабевать. Либо в процессе деятельности произойдет достаточное развитие необходимых для нее способностей. В этом случае создаются психологические предпосылки для сдвига мотивов деятельности. Привлекательным в ней для человека все больше будет становиться не внешние ее особенности, а ее творческие стороны, ее специфическое содержание [18, с.66].
В итоге, можно говорить о том, что существуют две основные модели выбора профессии современными старшеклассниками:
1) обоснованное самоопределение — рациональный выбор на основе индивидуальной, предрасположенности к профессии и ориентации на ее реальную востребованность со стороны общества;
2) «мнимое» самоопределение, при котором собственная активность личности при выборе профессии подменяется некритичным принятием господствующих в общественном мнении ценностей отдельных профессий [18, с.66].
В сознании многих старшеклассников сочетаются ориентация на высокую доходность выбираемой профессии, и мнение о наличии способностей к занятию именно ей.
М.С. Ковалевич, проанализировав состояние самоопределения старшеклассников при выборе профессии, пришла к выводу о том, что данный процесс в настоящее время носит неорганизованный характер, что указывает на низкую заинтересованность социума в выработке соответствующих навыков у молодежи, на отсутствие активности тех субъектов, которые влияют на качество самоопределения учащихся, в поиске более эффективных способов оказания помощи молодым людям в обоснованном выборе соответствующей целому ряду требований (как личности, так и общества) профессиональной деятельности [19, с.21].
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет предположить, что особенности когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и мотивационного компонентов являются механизмами влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников.
1.3 Роль престижности профессии в самоопределении старшеклассников
Престижность является важнейшим критерием профессионального выбора. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному объекту, а также влияние человека, который овладел данным объектом или данной деятельностью. Влияние престижности на выбор профессии проявляется в том, что, в основном, молодой человек выбирает определенную профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия — это лишь одно из средств достижения определенного социального статуса. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами — это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое — «престижный» образ жизни.
У старшеклассника, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов. Всего лишь навести подростков на размышления о будущем — этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании [20, с.67].
Обзор современных исследований по проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте позволяет заключить, что в современном белорусском обществе создалась стихийная система поиска молодежью ценностей, ориентирующих их профессиональный выбор, что приводит к возникновению неудовлетворенности личности уже на этапе получения профессионального образования и далее в процессе работы по специальности, что отражается на результатах труда (Я.Л. Коломинский, Т.Н. Родевич, Н.В. Чурило). Недостаточный социальный опыт, и отсутствие помощи в самоопределении при выборе профессии не позволяет молодым людям чувствовать себя уверенными при вхождении во взрослую жизнь. Они дезориентированы в своих целях, склонны к социальной апатии, им легче следовать внешним декларируемым ценностям и целям. В итоге, при перенасыщенности рынка труда экономистами, менеджерами старшеклассники и абитуриенты, не имея информации о реально востребованных на рынке труда профессиях, продолжают выбирать эти направления высшего образования. Ситуацию также осложняет наличие у молодежи стереотипа, удачно сочетающегося с приоритетом материальных ценностей, о том, что для того, чтобы добиться успехов в карьере направление первого (основного) высшего образования не имеет большого значения. Этот стереотип отчасти связан с тем, что краткие биографические справки, о многих известных топ-менеджерах, бизнесменах озвучиваются в СМИ, в Интернете. Их высшее образование часто не связано с той сферой деятельности, в, которой они добились, карьерных успехов (историки, философы занимаются продажами, маркетингом; инженеры — туристическим бизнесом). Ценность высшего образования как одного из основных элементов профессионального самоопределения, таким образом, нивелируется [21, с.24].
Продолжение образования после школы старшеклассники часто не связывают непосредственно, с получением будущей профессии. Большинство из них ориентированы на получение образования, считающегося престижным, либо на получение любого бесплатного высшего образования, что связано с потребностью многих молодых людей в «универсальном высшем образовании», дающем некие универсальные навыки (менеджмент, коммуникативные навыки, иностранные языки), которые впоследствии позволят выбирать сферу деятельности из целого ряда профессий. Тем самым старшеклассники как бы отодвигают еще на несколько лет момент выбора ими своей будущей профессии, так как на этапе окончания школы и поступления в учреждения профессионального образования у них нет необходимых для этого навыков самоопределения, достаточной информации о рынке труда и мире профессий [22].
В современной школе основной акцент в учебном процессе ставится на подготовку к тестированию и профилизацию образования, которую сами педагоги сводят лишь к углубленному изучению профильных предметов, не учитывая функцию профориентации. Существует противоречие между созданием целостной системы профильного обучения с элементом профориентации и реальным содержанием учебных занятий в профильных классах. Сегодня в системе образования, таким образом, произошли некие функционально-ценностные изменения, когда школьное (общее) образование сделалось профилизированным (в направлении предметов для сдачи тестирования), а высшее образование стремится к универсальности («гибкий специалист»). С этим отчасти связаны падение популярности техникумов, средне-специальных учебных заведений (у них есть конкретная профессиональная направленность) и трудности в выборе профессии молодежью [23].
Родители, осознавая необходимость выбора своими детьми профессии, соответствующей способностям, ориентируют их на освоение высокооплачиваемых профессий. Мотивы старшего поколения связаны с представлением о материальной основе жизни, как необходимой для реализации основных социальных потребностей человека (образование, здравоохранение, досуг и т.п.). Другая причина связана с отсутствием у родителей знаний о способах целенаправленного развития навыков самоопределения у детей при выборе ими профессии. Родители нуждаются в помощи школы, других государственных структур, но таковую не получают, так как в условиях рыночной экономики исчезли те организации, которые прежде целенаправленно занимались профориентацией, а новые не возникли. Бизнес в настоящее время не занимается в систематической форме работой с теми, кто может прийти после окончания школы, учреждения профессионального образования на производство.
Старшеклассники, не ощущая помощи со стороны семьи, школы, общества в самоопределении, выбирают будущую профессию самостоятельно. Не имея соответствующих навыков самоопределения, они ориентируются при данном выборе на ценности, связанные со стремлением к достатку и карьере. При этом многие из них считают, что именно к таким профессиям у них есть способности, не имея четкой информации о требованиях профессии к личности, содержании и условиях труда. Такая «спекуляция» ценностями индивидуальности создает иллюзию самоопределения у молодежи [24].
В самоопределении современных юношей и девушек сочетаются ориентация на стереотипы и инновационные компоненты, которые определяют личностные затраты на поиск оптимального выбора и поддержание поведения субъекта в рамках принятого решения. Этот процесс осуществляется в определенной последовательности: постановка проблемы, анализ проблемной ситуации, определение альтернатив решения проблемы, их анализ и проверка на практике, оценка результатов решения. При этом сложнейшая задача, которую решает для себя человек, в ситуации самоопределения, это поиск критериев генерирования и выбора альтернатив. В качестве таких критериев могут выступать различные явления, условия, особенности ситуации. Например, материальные или временные ресурсы, возможности реализации решения и т.п. Но на личностном уровне в роли таких критериев выступают «индивидуальные когнитивно-мотивационные конструкты личности, в которых выражается прошлый опыт, специфика прогнозирования событий и особенности субъективных требований к себе и окружающему миру. Индивид осуществляет анализ проблемной ситуации, альтернативы ее решения и затем делает личностный выбор, при котором требования внешней среды и возможные способы поведения (устоявшиеся нормы поведения, деятельности и т.п.) соотносятся с его личностными смыслами и ценностями» [25, с.234].
Таким образом, роль престижности профессии в профессиональном самоопределении старшеклассников оказывается довольно значимой. Однако, если старшеклассник руководствуется только одним этим фактором, неизбежны ошибки и разочарования в выбранной профессии. Влияние престижности на выбор профессии проявляется в том, что старшеклассники, как правило, выбирают будущую профессию, ориентируются на ценности, связанные со стремлением к достатку и карьере. При этом многие из них считают, что именно к таким профессиям у них есть способности, не имея четкой информации о требованиях профессии к личности, содержании и условиях труда.
2. Эмпирическое исследование влияния престижности профессии на профессиональное самоопределение старшеклассников
2.1 Характеристика методик исследования
В рамках курсовой работы нами было проведено эмпирическое исследование влияния престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель исследования: выявить влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
— определить профессиональные предпочтения старшеклассников;
— выявить влияние фактора престижности профессии на профессиональный выбор в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор.
База исследования: исследование было проведено на базе ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Гомеля.
Выборочную совокупность составили 40 учащихся старшего школьного возраста (16 — 17 лет). Из них 20 девушек и 20 юношей.
В качестве методов исследования применялись: тестирование, метод беседы с учащимися и педагогами, методы статистической обработки данных (факторный анализ).
Для достижения поставленной цели и задач исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» (А.Е.Голомшток).
Для проведения исследования используются карта интересов — опросник, отражающий направленность интересов в 29 сферах деятельности, и бланк для ответов, представляющий собой матрицу из 6 строк и 29 колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов. Заполнение бланка для ответов может выполняться индивидуально или в группе. За каждый знак «+» в бланке для ответов проставляется +1 балл, за каждый знак «-» проставляется — 1 балл, за нулевой ответ — 0 баллов. В каждом из 29 столбцов подсчитывается количество положительных и отрицательных ответов (баллов). Выводы: чем больше положительных ответов в каком-нибудь столбце, тем больше выражен у школьника интерес к данному роду занятий. Необходимо обратить внимание не только на ведущие интересы, но и на те виды занятий, к которым интерес отсутствует, т. е. где наибольшее количество «минусов». Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: «высшая степень отрицания» — от -12 до -6 баллов, «интерес отрицается» — от -5 до -1, «интерес выражен слабо» — от +1 до +4, «выраженный интерес» — от +5 до +7 и «ярко выраженный интерес» — от +8 до +12 баллов [26, с.64].
2. Методика изучения факторов привлекательности профессии.
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В.А. Ядовым. В данной работе использовался модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который применяется во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях. Методика позволяет выявить 11 факторов привлекательности профессии. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ= ( n — m )/ N , где: N — объем выборки (количество обследуемых), n — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б. Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился. Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность. Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых — не обратили на него внимания. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других — негативно значим (не привлекает в профессии) [27, с.122].
3. Методика «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Е.А. Климов).
Методика была предложена Е.А.Климовым и предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Данная методика была использована с целью определения основных факторов, влияющих на ситуацию самоопределения. Методику можно использовать с учащимися старших классов. Общий порядок работы с методикой при её использовании с классом следующий. Сначала ведущий обращается к классу и спрашивает: «Что нужно учитывать, выбирая профессию?». После того, как учащиеся ответят, ведущий говорит о том, что психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь и их можно представить в виде восьмиугольника. Факторы: личная профессиональная перспектива, потребности рынка, мнение друзей, мнение родителей, информированность, интересы, уровень притязаний, способности. Если схема строится с учётом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остаётся пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учёта (или не учёта) данного фактора, в этом случае факторы соединяются пунктирной линией. Сначала учащиеся строят восьмиугольник по заданной ситуации — примеру. А затем строят, исходя из своей личной ситуации самоопределения. В целом, психолог анализирует удачно построена профессиональная перспектива или нет, какие факторы учитываются, а какие нет [7, с.271].
Выбор именно этих психодиагностических методик обусловлен их высокой валидностью и надежностью, соответствием цели и задачам исследования, возрасту испытуемых, удобством обработки данных, информативностью получаемых результатов.
Описание этапов исследования.
На первом этапе исследования были изучены профессиональные предпочтения в старшем школьном возрасте. Для достижения этой цели применялась методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А. Е. Голомштока.
На втором этапе исследования было изучено влияние фактора престижности профессии на профессиональное самоопределение старшеклассников. Для этого применялась методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова и методика «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» Е. А. Климова.
На третьем этапе исследования были разработаны рекомендации педагогам и старшеклассникам.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
профессиональный самоопределение познавательный школьник
В результате проведения методики «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А.Е. Голомштока были получены следующие данные. Среди многочисленных сфер профессиональных интересов были выделены следующие наиболее популярные виды профессиональных интересов у старшеклассников:
— интерес к техническим наукам выражен у 20 % учащихся (8 человек);
— интерес к работе в сфере «человек-человек» выражен у 15 % учащихся (6 человек);
— интерес к математике и экономическим наукам выражен у 15 % учащихся (6 человек);
— интерес к иностранным языкам выражен у 17,5 % учащихся (7 человек);
— интерес к управленческой деятельности выражен у 32,5% учащихся (13 человек).
Данные представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Наиболее популярные сферы профессиональных интересов среди старшеклассников
Таким образом, наиболее многочисленные группы у старшеклассников составили следующие сферы профессиональных интересов: управленческая деятельность, техника, математика и экономика, иностранные языки, работа с людьми. Причем отмечается выраженное разделение интересов по половому признаку: у юношей преобладают — интерес к управленческой деятельности, техническим наукам, математике и экономике, у девушек — интерес к работе с людьми, иностранным языкам, а также к управленческой деятельности.
На следующем этапе исследования был проведен опрос старшеклассников с целью выяснения их представлений о престижности профессии. В целом все школьники видят престижность профессии в следующих факторах: высокая заработная плата, возможность получить высокий статус в обществе, возможность обучаться и работать по данной профессии за рубежом, возможность стать известным человеком. Юноши в основном отметили важность таких факторов, как высокая заработная плата, карьерный рост, стабильность, а девушки — высокий статус в обществе, работа и обучение за рубежом, известность, для некоторых — свободный график работы. Из этого можно сделать вывод, что юноши стремятся в большей степени к стабильному зарабатыванию денег, а женщины — к самореализации как личности, приобретению определенного статуса.
Далее были проанализированы представления старшеклассников о престижности профессии в зависимости от типа профессии.
Для старшеклассников, ориентированных на сферу управленческой деятельности, определяющими являются следующие факторы — служебные привилегии; престижность и значимость в обществе, высокий социальный статус.
Для ориентированных на сферу «техника»: востребованность на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; служебные привилегии; работа и обучение за рубежом.
Ориентированные на сферу взаимодействия с людьми отмечают важность таких факторов как: возможность карьерного роста; возможность стать известным человеком; возможность получить государственные и прочие награды.
Ориентированные на сферу «математика, экономика»: востребованность профессии на рынке труда; высокооплачиваемость профессии, полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста.
Школьники, ориентированные на сферу «иностранные языки» первые позиции отдали следующим факторам: полезность для общества, возможность работы и обучения за рубежом.
Более кратко описанные характеристики приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Представления старшеклассников о престижности профессии в зависимости от типа профессии
Направленность |
Приоритетные характеристики престижности профессии |
|
Управленческая деятельность |
служебные привилегии; престижность и значимость в обществе, высокий социальный статус |
|
Техника |
востребованность на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; служебные привилегии; работа и обучение зарубежом. |
|
Работа с людьми |
возможность карьерного роста; возможность стать известным человеком; возможность получить государственные и прочие награды; |
|
Математика, экономика |
востребованность профессии на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста. |
|
Иностранные языки |
полезность для общества, возможность работы и обучения за рубежом |
На втором этапе исследования были изучены факторы и мотивы, в наибольшей степени влияющие на профессиональные предпочтения старшеклассников. Для этого применялась методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова и методика «Мотивы выбора профессии» Р.О. Овчаровой. На данном этапе исследования необходимо было выявить влияние фактора престижности профессии на профессиональный выбор старшеклассников.
Обработка данных методики изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова позволила выявить основные причины профессионального выбора в юношеском возрасте. Методика не предполагает анализ индивидуальных ответов испытуемых, а предусматривает подсчет группового индекса. Поэтому индивидуальные данные испытуемых не представлены в приложении. Средние коэффициенты по каждому фактору представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Коэффициенты значимости факторов привлекательности профессии в старшем школьном возрасте
Факторы привлекательности профессии |
Коэффициент значимости профессии в юношеском возрасте |
ранг |
|
1. Престижность профессии |
0,8 |
1 |
|
2. Работа с людьми |
0,5 |
6 |
|
3. Работа требует постоянного творчества |
0,3 |
7 |
|
4. Работа не вызывает переутомления |
0,2 |
9 |
|
5. Большая зарплата |
0,7 |
2,5 |
|
6. Возможность самосовершенствования |
0,6 |
4 |
|
7. Работа соответствует моим способностям |
0,5 |
5 |
|
8. Работа соответствует моему характеру |
0,3 |
8 |
|
9. Небольшой рабочий день |
0,1 |
10 |
|
10. Отсутствие частого контакта с людьми |
0,1 |
11 |
|
11. Возможность достичь социального признания, уважения |
0,7 |
2,5 |
Из таблицы 2.2 видно, что для старшеклассников наиболее значимы следующие факторы выбора профессии:
— престижность профессии,
— большая зарплата,
— возможность достичь социального признания и уважения.
Наименее значимыми для старшеклассников являются следующие факторы выбора профессии:
— небольшой рабочий день,
— отсутствие частого контакта с людьми,
— работа требует постоянного творчества,
— работа соответствует моему характеру.
В соответствии с инструкцией по обработке данных методики были подсчитаны коэффициенты значимости в группах испытуемых (отдельно у юношей и девушек). Коэффициенты значимости по каждому фактору привлекательности профессии в группе юношей и девушек представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Коэффициенты значимости факторов привлекательности профессии у юношей и девушек
Факторы привлекательности профессии |
Юноши (коэффициент значимости) |
Девушки (коэффициент значимости) |
|
1. Престижность профессии |
0,7 |
0,9 |
|
2. Работа с людьми |
0,3 |
0,8 |
|
3. Работа требует постоянного творчества |
0,1 |
0,6 |
|
4. Работа не вызывает переутомления |
0,2 |
0,3 |
|
5. Большая зарплата |
0,9 |
0,6 |
|
6. Возможность самосовершенствования |
0,6 |
0,7 |
|
7. Работа соответствует моим способностям |
0,5 |
0,5 |
|
8. Работа соответствует моему характеру |
0,4 |
0,3 |
|
9. Небольшой рабочий день |
0,05 |
0,2 |
|
10. Отсутствие частого контакта с людьми |
0,2 |
0,02 |
|
11. Возможность достичь социального признания, уважения |
0,9 |
0,6 |
Из таблицы 2.3 видно, что для юношей наиболее значимы следующие факторы выбора профессии:
— большая зарплата,
— возможность достичь социального признания и уважения,
— престижность профессии.
Наименее значимыми для юношей являются следующие факторы выбора профессии:
— небольшой рабочий день,
— работа требует постоянного творчества,
— работа не вызывает переутомления,
— отсутствие частого контакта с людьми.
Для девушек наиболее значимы следующие факторы выбора профессии:
— престижность профессии,
— работа с людьми,
— возможность самосовершенствования.
Наименее значимыми для девушек являются следующие факторы выбора профессии:
— отсутствие частого контакта с людьми,
— небольшой рабочий день,
— работа не вызывает переутомления.
Таким образом, для юношей в большей степени значимы материальные факторы выбора профессии, а для девушек — социальные. Следует отметить, что для юношей и девушек такие важные факторы выбора профессии, как «работа соответствует моим способностям» и «работа соответствует моему характеру» не имеет высокого коэффициента значимости. То есть юноши и девушки в большей степени ориентируются на внешние факторы выбора профессии, а не на внутренние.
С целью определения степени влияния престижности профессии на профессиональное самоопределение старшеклассников был применен факторный анализ. Результаты факторного анализа представлены в приложении Б. Наглядно степень значимости каждого фактора представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 — Значимость факторов при выборе профессии старшеклассниками
Таким образом, факторный анализ позволил установить доминирование фактора престижности профессии, возможности достичь социального признания и фактора оплаты труда и низкий вес факторов выбора профессии по интересам и склонностям. До 85% профессиональных выборов старшеклассников ориентированы на достижение высокого уровня материальной оплаты и построение карьеры. Мотивы личностного развития при этом выражены значительно слабее. Подавляющее большинство учащихся рассчитывают на высокооплачиваемые, руководящие должности.
В результате проведения методики «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» были получены следующие данные:
7-8 факторов при выборе профессии учитывают 10 % учащихся (4 человека);
5-6 факторов при выборе профессии учитывают 65 % учащихся (26 человек);
3-4 фактора при выборе профессии учитывают 25 % учащихся (10 человек).
Престижность профессии является одним из факторов выбора профессии у 90 % учащихся (36 человек).
В результате ранжирования старшеклассниками факторов выбора профессии по степени значимости были получены следующие данные:
— престижность профессии в качестве ведущего фактора выбора профессии выявлен у 70 % учащихся (28 человек);
— престижность профессии в качестве фактора выбора профессии, занимающий 2 либо 3 место в ранге, выявлен у 20 % учащихся (8 человек);
— престижность профессии в качестве фактора выбора профессии, занимающий 4 либо более низкое место в ранге, выявлен у 10 % учащихся (4 человека).
Наглядно данные представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 — Позиция престижности профессии в ранге факторов выбора профессии
Таким образом, престижность профессии входит в структуру основных факторов выбора профессии у большинства старшеклассников, и занимает лидирующее первое место, определяющее главный фактор выбора профессии, более чем у половины учащихся.
Полученные данные согласуются с результатами исследований других авторов. В частности, Л.А. Елфутина установила, что профессиональное самоопределение старших школьников отличается определенной рассогласованностью компонентов: противоречивым сочетанием ценностных ориентаций, завышенными притязаниями к оплате труда, неумением учитывать время и условия обретения профессии. В настоящее время отмечается тенденция к снижению привлекательности для выпускников профессий материальной сферы (промышленных, строительных, транспортных) и соответственно увеличение доли нематериальной — особенно управленческих и финансовых (экономист, юрист, программист), позволяющих реализоваться в рыночной экономике. Большинство привлекательных для выпускников профессий относятся к категории «сквозных» — т.е. позволяют работать в любой отрасли экономики и как следствие лучше адаптироваться к негативным социальным процессам в сфере труда и занятости. Причем, при выборе профессии большинство юношей и девушек ориентируются на высокий заработок, престижность профессии, не учитывая потребности рынка труда, а также свои способности [28, с.21].
Выводы по результатам исследования:
1. Содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор. Для старшеклассников с различными направленностями, склонностями и интересами существуют различия в определении того, какие содержательные характеристики престижности профессии являются приоритетными. Для старшеклассников мужского и женского пола престижность профессии характеризуется различием приоритетности содержательных характеристик.
2. Факторный анализ позволил установить доминирование фактора престижности профессии, возможности достичь социального признания и фактора оплаты труда и низкий вес факторов выбора профессии по интересам и склонностям. До 85% профессиональных выборов старшеклассников ориентированы на достижение высокого уровня материальной оплаты и построение карьеры. Мотивы личностного развития при этом выражены значительно слабее. Подавляющее большинство учащихся рассчитывают на высокооплачиваемые, руководящие должности.
3. Престижность профессии входит в структуру основных факторов выбора профессии у большинства старшеклассников, и занимает лидирующее первое место, определяющее главный фактор выбора профессии, более чем у половины учащихся.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что гипотеза была полностью подтверждена.
Полученные данные могут быть использованы при приведении консультативной и тренинговой работы с учащимися. Полученные данные важны также для обсуждения более далеких профессиональных перспектив юношей и девушек, которым требуется поддержка в принятии профессионально важных решений.
2.3 Рекомендации для учителей и старшеклассников по результатам исследования
Рекомендации учителям:
— основная цель оказания педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;
— сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;
— педагогам необходимо помочь сформировать у старшеклассников положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
— выявить интересы и склонности, способности школьников;
— сформировать способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования;
— повысить уровень психологической компетентности учащихся, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
— сформировать навыки целеполагания, жизненного планирования и личностной ответственности за счет освоения технологий личностного и профессионального самоопределения;
— необходимо воссоздать на новых основаниях систему профориентации в, школе, включающую психологические методики профориентирования, систему информирования о мире профессий и рынке труда;
— создавать специализированные образовательные программы для школьников; включающие методики формирования навыков самоопределения с целью усиления самостоятельности учащихся в обоснованном выборе будущей профессиональной деятельности (проектная, творческая работа учащихся и т.д.),
— пересмотреть концепцию профильного обучения, включив в нее элементы; профориентации, основанные на формировании навыков самоопределения;
— возобновить систему взаимодействия школы и рынка труда (центров занятости, предприятий) с целью повышения уровня информированности учащихся о востребованных в обществе профессиях и активизации заинтересованности будущих работодателей в успешности профессионального выбора молодежи. Периодически проводить для школьников специальные мероприятия — экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий, направленные на помощь учащимся в самоопределении при выборе профессии;
— с целью оказания помощи семье в проблемах самоопределения детей разработать методические пособия для родителей старшеклассников по проблемам профессиональной ориентации подростков, основанные на принципах формирования навыков самоопределения. Включить обсуждение вопросов о профессиональном ориентировании учащихся в регулярные родительские собрания в школах;
— создать специализированные информационные системы в Интернете, доступные для учащихся, содержащие основную информацию об имеющихся профессиях, их требованиях к личности, условиях труда, возможностях самореализации и самоутверждения в них и т.д.
— при государственной поддержке создавать для молодежи телевизионные программы, культурные мероприятия (фестивали, встречи, пиар-акции) с участием популярных личностей, включающие тематику профессиональной ориентации, основанной на ценностях обоснованного самоопределения при выборе профессии;
— педагогам совместно с представителями центров занятости, предприятий, а также с родительскими коллективами, органами ученического самоуправления разработать систему согласованной деятельности семьи, школы, рынка труда, самих учащихся в использовании эффективных способов формирования навыков самоопределения школьников при выборе профессии.
Рекомендации старшеклассникам по профессиональному самоопределению:
— старшеклассникам необходимо ознакомиться с системой профессионального образования в РБ и возможности приобретения профессии в РБ, и в частности в Гомельском районе;
— старшеклассники должны ознакомиться с различными классификациями профессий, научиться составлять профессиограммы;
— старшеклассникам необходимо проконсультироваться с психологом и пройти диагностику своих личностных качеств;
— старшеклассникам необходимо оценить свои возможности в реализации определенных умений своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего при выполнении отдельных видов деятельности, и своего предпочтения или нежелания иметь эти виды деятельности в своей будущей профессии;
— старшеклассникам необходимо провести анализ собственных способностей и соотнести их с требованиями выбранной профессии;
— старшеклассники должны проанализировать ведущие мотивы выбора профессии и свои ценностные ориентации;
— старшеклассникам можно рекомендовать определить степень выраженности интересов к разным группам (типам) профессий — «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климова) и выявить отношение к различным видам деятельности — «Опросник профессиональных предпочтений».
Заключение
В заключении необходимо отметить, что поставленная цель и задачи курсовой работы были выполнены в полном объеме. На основании полученных данных можно сформулировать следующие выводы, согласно поставленным задачам:
1. В данной курсовой работе мы придерживались следующего подхода к проблеме профессионального самоопределения, согласно которому профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте — сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). В процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. В юношеском возрасте происходит пробный выбор будущей профессии, когда из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать. Отечественные авторы сходятся во мнении о том, что обычно в юношеском возрасте учащиеся самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.
2. В курсовой работе мы придерживались следующего подхода к проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте, согласно которому профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При изучении механизмов влияния на профессиональное самоопределение мы опирались на классификацию Е.А. Климова, в соответствии с которой личная профессиональная перспектива, потребности рынка, мнение друзей, мнение родителей, информированность, интересы, уровень притязаний, способности оказывают наибольшее влияние на выбор профессии старшеклассником.
3. Роль престижности профессии в профессиональном самоопределении старшеклассников оказывается довольно значимой. Однако, если старшеклассник руководствуется только одним этим фактором, неизбежны ошибки и разочарования в выбранной профессии. Влияние престижности на выбор профессии проявляется в том, что старшеклассники, как правило, выбирают будущую профессию, ориентируются на ценности, связанные со стремлением к достатку и карьере. При этом многие из них считают, что именно к таким профессиям у них есть способности, не имея четкой информации о требованиях профессии к личности, содержании и условиях труда.
4. Проведенное исследование позволило установить, что содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор. Для старшеклассников с различными направленностями, склонностями и интересами существуют различия в определении того, какие содержательные характеристики престижности профессии являются приоритетными. Для старшеклассников мужского и женского пола престижность профессии характеризуется различием приоритетности содержательных характеристик. Факторный анализ позволил установить доминирование фактора престижности профессии, возможности достичь социального признания и фактора оплаты труда и низкий вес факторов выбора профессии по интересам и склонностям. До 85% профессиональных выборов старшеклассников ориентированы на достижение высокого уровня материальной оплаты и построение карьеры. Мотивы личностного развития при этом выражены значительно слабее. Подавляющее большинство учащихся рассчитывают на высокооплачиваемые, руководящие должности.
5. На основе полученных данных были разработаны рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников, направленные на активизацию профессионального самоопределения школьников. Полученные данные могут быть использованы, прежде всего, в индивидуальной консультации, либо в групповой тренинговой работе. В качестве перспективных направлений исследований в данной области можно выделить изучение характерных особенностей и гендерных различий в профессиональном самоопределении у различных возрастных категорий, профессиональных и социальных групп.
Список использованных источников
1 Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 г. № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17 января 2011 г. № 2/1795. — Минск: Амалфея, 2011. — 496 с.
2 Гинсбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинсбург // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С.43 — 52.
3 Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 51 — 59.
4 Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
5 Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 400 с.
6 Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
7 Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
8 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1995. — 345 с.
9 Семеняка, О.Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала / О.Н. Семеняка // Психологический журнал (РБ). — 2007. — № 3. — С.57 — 67.
10 Анциферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. — 2006. — Т. 1. — № 2. — С. 52 — 60.
11 Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. — М.: Рефлбук, 1997. — 300 с.
12 Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
13 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2008. — 656 с.
14 Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: Просвещение, 1989. — 312 с.
15 Теплов, Б.Н. Избранные психологические труды / Б.Н. Теплов. — М.: Просвещение, 1989. — 420 с.
16 Старостенкова, Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т.А. Старостенкова // Инновации в образовании. — 2006. — № 2. — С. 108 — 118.
17 Краснощеков, Р.В. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации в школе: практическое руководство / Р.В. Краснощеков; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2009. — 196 с.
18 Чурило, Н.В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии / Н.В. Чурило // Психологический журнал (РБ). — 2009. — №2. — С. 63- 70.
19 Ковалевич, М.С. Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности / М.С. Ковалевич // Адукацыя і выхаванне. — 2012. — № 2. — С. 14-22.
20 Круглова, И.В. Профориентационная работа в современных экономических условиях: материалы городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве» / Л.Е. Курнешова (отв. ред.). — М: Центр «Школьная книга», 2010. — С. 24 — 39.
21 Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. — Минск: Соврем. Слово, 2010. — 544 с.
22 Сметанин, Е.А. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е. А. Сметанин // Социологические исследования. — 2011. — № 9. — С. 12 — 19.
23 Круглова, И.В. Профориентационная работа в современных экономических условиях: материалы городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве» / Л.Е. Курнешова (отв. ред.). — М: Центр «Школьная книга», 2010. — С. 24-39.
24 Игнатович, Е.С. Система информационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения cтаршеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2010. — 26 с.
25 Бычковский, Д.А. Профессиональное самоопределение школьников на современном этапе / Д.А. Бычковский // Технологическое образование. — 2011. — № 3. — С.46 — 52.
26 Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 80 с.
27 Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — М.: Академия, 2005. — 496 с.
28 Елфутина, Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков: автореф. дис. …канд. психол. наук. — М.: МГУ, 2007. — 25 с.
Приложение А
Данные методики «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» (А.Е.Голомшток)
№ п/п юноши |
Предпочитаемый тип профессии |
№ п/п девушки |
Предпочитаемый тип профессии |
|
1 |
Математика, экономика |
1 |
Человек-человек |
|
2 |
техника |
2 |
Иностранный язык |
|
3 |
техника |
3 |
Человек-человек |
|
4 |
Математика, экономика |
4 |
Человек-человек |
|
5 |
управление |
5 |
Человек-человек |
|
6 |
Математика, экономика |
6 |
Иностранный язык |
|
7 |
техника |
7 |
управление |
|
8 |
управление |
8 |
управление |
|
9 |
техника |
9 |
Человек-человек |
|
10 |
техника |
10 |
Человек-человек |
|
11 |
техника |
11 |
Управление |
|
12 |
управление |
12 |
Иностранный язык |
|
13 |
Математика, экономика |
13 |
Иностранный язык |
|
14 |
управление |
14 |
управление |
|
15 |
управление |
15 |
управление |
|
16 |
техника |
16 |
Иностранный язык |
|
17 |
Математика, экономика |
17 |
Иностранный язык |
|
18 |
управление |
18 |
Управление |
|
19 |
техника |
19 |
Иностранный язык |
|
20 |
управление |
20 |
Математика, экономика |
Приложение Б
Данные методики «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Е.А. Климов)
№ п/п юноши |
Ведущие мотивы выбора профессии |
№ п/п девушки |
Ведущие мотивы выбора профессии |
|
1 |
6 |
1 |
3 |
|
2 |
7 |
2 |
8 |
|
3 |
5 |
3 |
4 |
|
4 |
6 |
4 |
5 |
|
5 |
6 |
5 |
7 |
|
6 |
6 |
6 |
7 |
|
7 |
5 |
7 |
6 |
|
8 |
8 |
8 |
5 |
|
9 |
6 |
9 |
5 |
|
10 |
6 |
10 |
6 |
|
11 |
5 |
11 |
4 |
|
12 |
6 |
12 |
3 |
|
13 |
3 |
13 |
4 |
|
14 |
4 |
14 |
6 |
|
15 |
6 |
15 |
3 |
|
16 |
5 |
16 |
4 |
|
17 |
5 |
17 |
5 |
|
18 |
5 |
18 |
7 |
|
19 |
3 |
19 |
5 |
|
20 |
3 |
20 |
3 |
Приложение В
Результаты факторного анализа
(сравнение фактора престижности профессии с другими факторами)
Размещено на http://www.
Размещено на http://www.
Размещено на