Содержание
Содержание:
Введение2
Глава 1. Аспекты воздействия глобализации на отраслевую экономику России4
1.1. Влияние глобализации на экономику страны4
1.2. Развитие рынка российского машиностроительного комплекса8
1.3. Стратегия преобразования машиностроительного комплекса РФ с учетом глобализации в мировой экономике12
Глава 2. Проблемы и перспективы развития российской машиностроительной отрасли16
2.1. Преимущества и перспективы развития машиностроения в России16
2.2. Развитие и проблемы транспортного машиностроения21
2.3. Анализ последствий вступления отрасли машиностроения России в ВТО22
Заключение25
Список литературы28
Выдержка из текста работы
Тема данной работы «Влияние знания географии выпускников школ на компонент человеческого фактора в экономике России. Прикладное значение географии — семья» — особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем ,что в учебном плана каждой общеобразовательной школы сформулирована главная цель изучения этого предмета: подготовить выпускника школы к самостоятельному применению знаний и умений, необходимых для ориентировки в природной и социально-экономической окружающей среде (в геокомплексе), а также в продолжении образования, самообразования, в житейских ситуациях.
Выпускник средней школы должен выходить в жизнь, получив знания о целостной научной картине современного мира, и не только знать, но и понимать: что представляет собой географическая оболочка (ГО) и её части как объекты их изучения, почему они такие, и как изменяются во времени и пространстве, вместе с этим подумать: как я должен себя вести в окружающей природной и социально-экономической среде и многое др.
Такие результаты возможны при условии особой организации географического образования, в которой при этом в едином процессе обучения решаются задачи воспитания и развития учащихся, осуществляется формирование системы фундаментальных (теоретических ) знаний в единстве с конкретными объектами и явлениями, а так же формируются обобщенные практические и интеллектуальные приёмы (способы деятельности) как основа для умений специфических географических и общеучебных.
Цель работы: исследовать влияние знания географии выпускников школ на компонент человеческого фактора в экономике России.
Объектом исследования: ученики старших классов.
Предмет исследования: мотивация к изучению географии.
Задачи исследования:
1. Систематизировать знания в области влияния человеческого фактора в экономике России.
2. Изучить специфику предмета географии.
3. Рассмотреть проблему мотивации к предмету географии старшеклассников.
4. Экспериментальным методом обосновать целесообразность применения путей и способов повышения мотивации к изучению географии.
5. На основе теоретического и практического исследования сделать выводы по проблеме исследования, систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
Методы исследования:
1. Анализ методической литературы.
2. педагогический эксперимент.
3. Метод специализированного исследования: количественно-качественный анализ.
4. Сравнительный анализ.
Гипотеза: Повышения знаний выпускников школ по предмету географии связанно с мотивацией к изучению предмета учащихся.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.
Глава 1. Рассмотрение вопроса о влияние человеческого фактора на экономику России
1.1.Сущность понятия «Человеческий фактор»
Понятие человеческого фактора содержит определенную ограниченность: в его рамках люди рассматриваются не как главная ценность общества, а как фактор внешних по отношению к ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.
Человеческий фактор — экономико-политический термин, предмет интересов современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно связано с необходимостью ускорения социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления.
Понятие человеческий фактор ввел американский психолог E. J. McCormick и 1964 г. в статье «Human factors engeneering». Соответствующие теории соотносили его с носителем эффективного взаимодействия с инженерно-техническими системами, но это оказалось недостаточным для выявления адекватной роли человека в современных производствах.
В 1980-е годы в полной мере оформилась потенция человеческих ресурсов, в соответствии с которой человек трактовался как развивающий фактор новой информационной экономики. Для их развития предполагается формирование специальных социальных систем, ориентированных на личностный рост и психофизическое сопровождение профессионала в условиях постоянного обновления производства с опорой на непрерывное образование и применение ИКТ в нем. Более конкретизировано это выявлялось в понятии человеческий капитал, поначалу не получившем широкого распространения.
По мнению академика Т. И. Заславской, человеческий фактор — «это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества»
Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и помыслов.
Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении — личностный фактор) характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности.
Другими словами, личный фактор — это функционирующая (реализуемая в действии) рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик.
Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который осуществляет процесс труда, т.е. включен в процесс производства.
Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.
Человеческий фактор — это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном плане — это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.
Человеческий фактор — это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.
Такой взгляд согласуется с пониманием цели общественного развития как создание необходимых условий для социального развития людей, а повышение эффективности экономики — как средство достижения этой цели.
Признание человека полноправным и сознательным участником общественного развития наряду с жизненными потребностями выдвигает на первый план также потребности в творческой деятельности, информации, участия в управлении и т.д.
1.2. Влияние человеческого фактора на экономику России
Административная система управления, формально признававшая особую роль человеческого фактора, на самом деле отвергала его содержательность, базировалась на принципах беспрекословного подчинения, приводя в конечном итоге к отчуждению личности от интересов общества, трудящихся — от общественных целей и интересов, и была связана с избыточной централизацией и бюрократизацией всей системы управления. В то же время переход на экономические методы управления показал, что они не могут быть реализованы без активизации человеческого фактора.
Наглядным подтверждением тому является тот факт, что сравнительно равный доступ разных стран к новым технологиям не привел к выравниванию уровня производительности в мировой экономике.
Прежде чем рассматривать практические вопросы активизации человеческого фактора для совершенствования экономики, нужно отметить сущность человеческой личности и ее поведения. Деятельность человека должна быть направлена не только на перестройку общества, но и на постоянное самосовершенствование. Поэтому в содержание понятия «человеческий фактор» должны быть включены категории культуры, искусства, цивилизованности, стремления к совершенству.
Философы XX в. (В. И. Вернадский, В. Грант и др.) утверждают, что человечество вступило в новую стадию своей эволюции — стадию управляемого разумом развития и свободно мыслящего человечества как единого целого. Л.И.Абалкин в свою очередь считает, что человеческое общество перейдет в недалеком будущем к совершенно новой структуре потребления, в которой каждая единица потребляемого продукта будет создаваться и расходоваться бережно и восприниматься как плод труда каждого человека. Конкретными причинами, которые привели к пониманию особой, решающей роли человеческого фактора, можно считать рост технической вооруженности работников, специализацию и кооперацию труда, реальное обобществление производства и приватизацию госсобственности, рыночную структуризацию. Уточним содержание данных положений.
1. Быстро увеличивающаяся научно-техническая вооруженность работников приводит в действие все большую и большую массу дорогостоящих средств производства. Стоимость средств производства переносится на создаваемый продукт. Цена ответственного поведения работника, зависящая от уровня его квалификации и интеллекта, эмоциональной зрелости и психического состояния, возрастает при этом во много раз.
2. Общество попадает в возрастающую зависимость от личных качеств предпринимателей, менеджеров и инженерно-технических работников, от их честности, порядочности, преданности общественным интересам.
3. Реальное обобществление, приватизация и специализация производства увеличивают количество системно-экономических связей. Все эти связи автоматизировать, оптимизировать и увязать даже с применением быстродействующих ЭВМ невозможно. Поэтому качество работы, чувство ответственности, инициативный характер деятельности, состояние рынка и рыночных структур оказывают чрезвычайно важное влияние на эффективность экономики.
Есть и другая сторона вопроса, которая до последнего времени в нашем обществе учитывалась совершенно недостаточно и которая касается объекта управления — трудящегося человека, исполнителя. Социально развитый человек обладает большим трудовым потенциалом, но в то же время он является более сложным объектом управления, чем человек пассивный. Интересы работников многосторонни, и поэтому управление человеческим фактором, его активизация должны отличаться разнообразием методов, гибкостью, целенаправленностью. Авторитарная административно-бюрократическая система управления этого делать не умела. Она разрушала человеческий фактор тем, что использовала для осуществления своих целей принуждение и репрессивные методы, которые не соответствовали социальной ситуации, приводили к неэффективному использованию социальных ресурсов и их трудового потенциала. Задачи социальной политики всегда состояли в улучшении условий жизни, в осуществлении социальной справедливости, в сближении социальных групп, в совершенствовании национальных отношений.
Вывод к главе 1.
«Человеческий фактор» фиксирует не только соотношение затрат в образование и здравоохранение с последующим исчислением их эффективности, но и выявляет момент саморазвития человека и его влияние на все стороны его жизни в обществе. Экономика тем самым дополняется психологией и – более широко-социальной антропологией. Это особенно значимо для «экономики знаний» (или информационной экономики) – новой социально-экономической стадии, присущей развитым странам, знания этого должны получать на всех ступенях образования, особенно выпускники школ, знания которые об этом получают на уроках школьной географии.
Глава 2. Проблемы обучению предмету школьной географии
2.1. Особенности предмета географии
География — предмет увлекательный, возбуждающий интерес, развивающий мышление, память, речь учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных событий. Этот предмет дает богатейший материал для идейно-политического воспитания детей, прививает любовь к своей Родине, к людям, к труду, способствует коррекции личности умственно отсталого ребенка.
Изучение природы, познание ее закономерностей помогает учащимся овладеть конкретными знаниями и трудовыми навыками, расширяет их кругозор, способствует формированию материалистического мировоззрения.
Используя эта особенности предмета, учитель географии может дать многое учащимся, если он, основываясь на принципе индивидуального подхода к детям, будет неустанно совершенствовать методы и приемы педагогической работы.
Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географиче¬скую среду для человеческого общества.
Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу.
Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре.
География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.
География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.
Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.
Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим за¬конам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и со¬ставляющих их элементов.
Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.
Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.
В состав географического комплекса входят структурные эле¬ менты различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.
В географическом комплексе данные астрономии, геоморфоло¬гии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.
Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.
По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. Цели обучения географии традиционно объединяются в следующие три группы:
1.Образовательные цели:
? дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;
? способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;
? вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;
? сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.
2. Воспитательные цели:
? сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;
? способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;
? внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути;
3.Развивающие цели:
? развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;
? способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.
? привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.
Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации пр…
**************************************************************