Содержание
Введение3
1. Влияние детских песен на эмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста6
1.1 Музыка как средство всестороннего развития ребенка6
1.2 Эмоции и особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста8
1.3 Влияние музыки на эмоциональный фон детей12
2. Экспериментальное исследование влияния музыки и пения на эмоциональное состояние дошкольников16
2.1 Организация и методы исследования16
2.2 Проведение исследования и его результаты22
2.3 Обсуждение результатов исследования24
Заключение26
Список литературы29
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка — это и есть собственно эмоция. [11; 77]
Г.А. Урунтаева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств, из области предметных образов — в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл. [43; 38]
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.
Все это дает основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.
Объект исследования — педагогический процесс развития эмоциональной сферы у старших дошкольников при восприятии музыки.
Предмет исследования — Музыкально обогащенная среда влияющая на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.
Цель курсовой работы — провести анализ организации и эффективность музыкального уголка в МАДОУ №64 «Колокольчик» для развития эмоциональной сферы детей.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
дать рекомендации по улучшению деятельности по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальном уголке.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования.
1. Психолого-педагогические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально обогащенной среды
1.1 Музыка — как средство всестороннего развития ребенка
Великий советский композитор Д.Д. Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. [35; 112] Она так полно вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая, насколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся.
Эти слова Д. Шостаковича об огромном значение воспитание в человеке любви к музыке, умение ее воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, ее интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.
Уже известно, что раньше многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движения.
Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.
Цель влияния музыки на воспитание детей — это приобщение музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творчество деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическими переживаниям, вести к преобразованию окружающего к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.
Часто взрослые задают вопрос: «Надо ли приобщать ребенка к музыке, если у него нет яркого проявления?» Ответ: положительный. Вывод о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащие музыкальное воспитание и обучение. [14; 63]
Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между детьми.
Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою». [31; 24-30]
Музыка — интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания В.И. Руденко, подчеркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определенный тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». [7; 82] Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.
Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребенок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки. [37; 36-41]
Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.
В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
В-четвертых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» — произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.
Эмоциональное состояние отражают и внепрограммные пьесы. Широта использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, в музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие. [34; 82]
Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально-ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.
Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явление.
Влияние музыки на разносторонние развитием формирование личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим.
Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей.
1.2 Особенности слушания музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. [44; 5]
Эмоции и чувства — понятия синонимичные, но не равнозначные.
Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства — это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. [14; 7]
Эмоции играют важную роль в жизни детей.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.
История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и фундаментальных трудов, связанных с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеньковского.
И.А. Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни». [19; 6]
Психолог и педагог, богослов и философ В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. Эмоции, по В.В. Зеньковскому, — это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода.
Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
А.В. Запорожец в одной из своих работ, посвященных изучению эмоций у детей дошкольного возраста, напомнил о сравнении эмоций с Золушкой, сделанном Н.Н. Ланге, и отметил весьма ограниченные результаты работ в этой области. А.В. Запорожец подчеркнул, что для психологических исследований эмоций характерна потеря предмета изучения. Замечая, что «психология без учения об эмоциях не много стоит», ученый указывал на необходимость развертывания фундаментальных исследований в области детских эмоций. [19; 7]
Проблема эмоций отражена в научных исследованиях Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнаса, Я. Рейковского и др. Большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка придавала Л.И. Божович. [3]
В последнее время проблема эмоций и чувств человека, как базис его душевной жизни стали предметом серьезных теоретических обсуждений психологов и педагогов, таких как В.П. Зинченко, А.Б. Орлова, С.Д. Смирнова и др.
Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г.А. Вартанян и Е.С. Петров в работе «Эмоции и поведение» отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. [44; 26]
Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. [44; 26]
Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.
Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.
Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
освоение социальных форм выражения эмоций;
формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. [27; 69]
Более подробно рассмотрим развитие эмоциональной сферы детей шестого года жизни.
Ребенок 6-го года существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии — его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
Если оценивать особенности чувств ребенка 6-го года жизни, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Ребенок шестого года жизни — пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь — переживания. Эмоции формируют личность ребенка.
Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств ребенка 6-го года жизни характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов — восхищения и похвалы окружающих.
Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать вывод о том, что пять-семь лет — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера «формируется в музыкальной атмосфере». [33; 57]
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. [26; 25]
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы. Это обусловлено тем, что музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание. «Музыка, — по словам В.В. Ванслова, — через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». [5; 6]
Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». [25; 18] Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу», — отмечал Л.С. Выготский. [11; 55] Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой [32; 79], соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Учитывая живую реакцию малолетних детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. [13; 4]. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.
Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребенок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки. [13; 77]
Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.
В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
В-четвертых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» — произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.
Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.
Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость — проявление эмоции при восприятии этого содержания.
Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.
Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.
Рассмотрев научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников мы пришли к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Некоторые даже отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Самим исследованиям эмоций уже больше 100 лет, об эмоциях написаны тома, проведено множество сложных экспериментов, но даже сейчас можно встретить высказывание о том, что «дать эмоциям точное научное определение невозможно».
Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику. Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
2. Организация музыкального уголка в МАДОУ №64 «Колокольчик» по развитию эмоциональной отзывчивости детей подготовительной группы
2.1 Специфика организации музыкальной среды
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, в нашей работе мы рассмотрим деятельность музыкального уголка в детском саду №64 «Колокольчик».
Рассматривая содержание музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада, следует охарактеризовать разновидности этой формы организации музыкальной деятельности детей. Будущие специалисты должны знать возможности использования музыки в быту детского сада, содержание и воспитательное значение развлечений и праздничных утренников. Важно охарактеризовать особенности различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.
Задачи музыкального воспитания в рассматриваемом детском саду успешно решаются под руководством музыкального руководителя по программе «ладушки» Каплунова И.М.
Реализуя поставленные задачи, музыкальный руководитель учитывает, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку, поэтому в МАДОУ №64 используются различные формы организации детской деятельности: учебные занятия, совместная деятельность, праздники и развлечения, занятия в музыкальном уголке.
На музыкальных занятиях задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности. Слушая музыку, воспитанники знакомятся с художественным образом, музыкальными жанрами, вокальной и инструментальной музыкой, творчеством современных композиторов и композиторов-классиков, что способствует развитию памяти, внимания, художественного вкуса детей.
Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то в музыкальный репертуар включены мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Эти музыкальные произведения звучат постоянно.
На занятиях дети также знакомятся с приемами игры на детских музыкальных, ударных, струнных, шумовых инструментах. Овладение приемами игры на музыкальных инструментах способствует слаженной игре в небольших ансамблях, оркестре, импровизации на них, развитию музыкально-ритмических и творческих способностей воспитанников.
В музыкальном уголке подобраны разнообразные виды детских музыкальных инструментов, дидактические игры. В группе оформлена фонотека. Воспитанники с удовольствием играют в дидактические игры на развитие слухового внимания, метроритма, чистоту интонирования, осваивают игру на детских музыкальных инструментах.
Один раз в месяц в группе проводятся праздники, где дети показывают свои умения и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, проявляют свои артистические качества, исполнительские способности. Праздники проводятся как на воздухе: «Праздник знаний», «Масленица», «Проводы Зимы», «День Земли», «День защиты детей», так и в музыкальном зале: «Осень разноцветная», «Новый год», «День защитников отечества» и др.
В программу праздников включаются вокальное исполнительство, художественное слово, танцевальное творчество, музицирование на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры и хороводы, танцевальные композиции, инсценирование песен, музыкальные сказки.
Реализуя разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми по музыкальному воспитанию, педагоги детского сада не только развивают музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого воспитанника.
Результаты изучения качественных аспектов содержания музыкальной среды в средней группе МАДОУ №64 представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Результаты изучения качественных аспектов содержания музыкальной среды в подготовительной группе
Способы и методы обеспечения качества содержания музыкальной средыКачественные характеристики содержания музыкальной средыОриентация на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество)Разнообразие детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон, проигрыватель, телевизор, проектор, ноут-бук) и набор дисков и других устройств хранения информации к ним.Соблюдение принципа системности в овладении музыкальной деятельностьюОрганизованная в подготовительной группе МАДОУ №64 музыкальная среда обеспечивает возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности в соответствии с возрастными особенностями детейНаличие принципа проблемности в музыкальной средеВведение в занятия по музыкальному воспитанию новых или малознакомых для детей элементов и средств организации музыкальной среды с целью обнаружения ими и решения ряда задач в ходе музыкальной деятельностиАнализ таблицы 1 позволяет сделать вывод, что содержание музыкальной среды в подготовительной группе МАДОУ №64 разработано с учетом деятельно-возрастного системного подхода и отражает достаточно широкий спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности — пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность — пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств и набора носителей информации к ним.
Содержание музыкальной среды в МАДОУ №64 отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: музыкальная среда соответствует возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому в практике работы музыкального руководителя — усложнение содержания среды по этапам воспитания и обучения. Музыкальное содержание обеспечивает возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.
В содержании среды представлена и проблемность: дети, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживают и решают ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
Содержание музыкальной среды соотносится с ведущим видом деятельности детей относительно их возраста. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Структура музыкальной среды в подготовительной группе МАДОУ №64 представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Музыкальная среда организована таким образом, что в ней визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Музыкальный уголок удобен для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Музыкальная среда в подготовительной группе МАДОУ №64 предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых и музыкальных модулей, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
Оформление музыкального уголка в подготовительной группе МАДОУ №64 имеет дидактическую направленность, степень сложности дидактических и игровых музыкальных пособий соответствует знаниям, умениям и навыкам детей старшего дошкольного возраста. Предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия добротны, эстетически привлекательны, простые в обращении.
Целостность содержания музыкальной среды в подготовительной группе МАДОУ №64, объединяющей музыкальный уголок, модули и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:
психологическая (учитываются возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности). Для обеспечения подлинно творческого развития детей соблюдается единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
эстетическая (учитываются дизайнерские требования к проектированию музыкальных уголков, музыкального зала; все модули соразмерны росту, глазу и руке ребенка, эстетически и эргономически выдержаны). Эстетика интерьера учитывает традиции детской культуры и ориентирована на будущее развитие ребенка;
педагогическая (среда создается для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, она функционально моделирует содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей). Среда отвечает возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребенка и уровню его подготовки.
Таким образом, в подготовительной группе МАДОУ №64 музыкальная среда организована с учетом ее содержательных, структурных и эстетических требований и условий, соблюдение которых способствует успешному развитию музыкальных способностей воспитанников.
Итогом организации музыкальных занятий в специально и целенаправленно организованной музыкальной среде являются результаты: дети подготовительной группы имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.
Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.
Изучение особенностей организации музыкальной среды показало необходимость усовершенствования особенностей использования музыки в подготовительной группе МАДОУ №64 при организации занятий, а так же добавление новых элементов в музыкальный репертуар.
2.2 Методические рекомендации по организации музыкального уголка
Организованная музыкально-творческая деятельность детей в МАДОУ №64 должна создаваться не только на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, но также и на занятиях в музыкальной студии.
Музыкальная среда предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечивающих разнообразную музыкальную деятельность ребенка. Все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к среде — ее проблемность и развивающий характер: она через свое содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие его креативности.
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог должен проектировать предметно-развивающий компонент среды (музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео- и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребенок конструирует свой музыкальный мир.
При организации музыкальной среды необходимо учитывать следующие факторы:
Социальный фактор — проявляется в том, что и организатором среды, и ее компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребенка, которые выступают в качестве партнеров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.
Эмоциональный фактор — включает психологический компонент, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребенок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
Методические рекомендации по реализации нерегламентированной музыкально-творческой деятельности МАДОУ №64:
. Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности. Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты должны отличаться большим разнообразием, так как времени на нерегламентированную деятельность у воспитателя больше.
. Нерегламентированная музыкальная деятельность детей должна осуществляться совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей — он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает свое отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни).
. Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя, либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями, доступными им по стилю и оформлению.
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:
наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности;
наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор;
музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребенка.
Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализатором данного процесса.
Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей — такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.
Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.
Должна проводиться целенаправленная работа с семьей. Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной музыкальной деятельности. Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи («Почтовый ящик»), анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант), создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставки работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы на лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент.
Многие из названных выше форм работы являются традиционными, но можно использовать и такие, как дискуссионный круглый стол, КВН, музыкальный абонемент «Детская филармония».
Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем.
Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей: просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения и мерами воспитательного воздействия.
Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок, произведений Вивальди и Моцарта, позднее — другие произведения русской и зарубежной классики).
Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии. Они, как показывает практика, знакомятся с «Музыкальным дневником группы» и пользуются отраженной в нем информацией, внимательно осматривают выставку музыкально-педагогической и психологической литературы, принимают участие в конкурсах «Рисуем музыку», «Сделай сам игрушку — музыкальный инструмент».
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателями, с одной стороны, и родителями — с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в филармонии, театре, должны быть им знакомы — они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей — развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.
Также мы определили особенности использования воспитателем музыки в педагогическом процессе (в группе) (см. Таблицу 2).
Таблица 2 — Использование музыки в педагогическом процессе
Основные режимные моментыИспользование музыки в основных режимных моментахРазнообразие музыкального материалаСвязь музыки с изучаемой темойЧастота использования музыкиСамостоятельная работа детей с музыкальным материаломданетданетданетданетданетУтренние часы приёма детей+++++Тихий час++++Свободная деятельность детей+++++Использование музыки перед занятиями+++++Использование музыки во время проведения занятий;+++++Начало занятия+++++Основная часть занятия+++++Заключительная часть занятия+++++
Из таблицы 2 видно, что мы организовали в дошкольном учреждении особую музыкально обогащенную среду и определили место музыки в педагогическом процессе.
Музыкальная среда в МАДОУ №64 представляет собой широкий спектр больших возможностей в развитии музыкальных способностей детей. Желание, стремление, творческий потенциал взрослых позволяют сделать ее интересной, увлекательной успешной и плoдотвoрной.
В процессе нашей работы, мы убедились, что организация эффективным средством, обеспечивающим динамичное развитие эстетического отношения к миру, на фоне которого повышается успешность дошкольника во всех видах взаимодействия со сверстниками, родителями, воспитателями.
Помимо использования музыки в педагогическом процессе, мы обогатили музыкой практически все виды деятельности. Музыкальный репертуар отбирался с учетом диагностических данных.
Таблица 3 — Используемый музыкальный репертуар
Жанры музыкиЧастота использования музыкиВариативность используемого материалапостоянноиногданикогдаразнообразный, в контексте решаемых задачразнообразный, в зависимости от вкусов педагогаоднообразныйМатериал музыкальных занятий++Популярные детские песни (м/ф, к/ф)++Популярные песни++Народная музыка++Детский фольлор++Классическая музыка++
Мы хотели бы представить, какой музыкальный репертуар мы отбираем в связи с решение программных задач.
Примерный ориентировочный музыкальный репертуар представлен в таблице 4.
Таблица 4 — Примерный ориентировочный музыкальный репертуар
ЗАДАЧИРЕПЕРТУАРУТРОРазвиваем дружеские взаимоотношения, способствуем положительному эмоциональному настрою ребёнка и родителей- «От улыбки» (В. Шаинский, М. Пляцковский) — «Мы — маленькие дети» (Е. Крылатов, Ю. Энтин) — «Песенка друзей» (И. Ефремов, И. Токмаков) — «Настоящий друг» (Б. Савельев, М. Пляцковский) — «Когда мои друзья со мной» (В. Шаинский, М. Пляцковский) — «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков, Ю. Энтин)ОРГАНИЗАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯПостепенно переключаем внимание детей, даём содержательный сигнал к началу занятия и его завершения Занятие по физическому воспитанию: «Песенка про зарядку» (Г. Гладков, Г. Остёр) Занятие по изобразительной деятельности: «Шёлковая кисточка» (Ю. Чичков, М. Пляцковский) Занятие по экологическому воспитанию: «Кто же такие птички?» (А. Журбин, Б. Заходер) Занятие по математическому развитию «Песенка про числа» (В. Высоцкий)ПРОГУЛКАБыстро и весело собираемся на прогулку- «Какой чудесный день» (А. Флярковский, Е. Карганова) — «Какое небо голубое» (А. Рыбников, Б. Окуджава) — «Облака» (В. Шаинский, С. Козлов) — «Вместе весело шагать» (В. Шаинский, М. Матусовский) — «Край, в котором ты живёшь» (Г. Гладков, Ю. Энтин)ТИХИЙ ЧАСУспокаиваем детей, готовим их ко сну- «Колыбельная» (В.-А. Моцарт, С. Свириденко) — «Колыбельная медведийы» (А. Флярковский, С. Свириденко) — «Крошка Вилли Винки» (М. Карминский, И. Токмакова)ИГРАОбогащаем сюжеты детских игр, создаем эмоциональную комфортную игровую обстановку- «Песенка Матроскина» (Е. Крылатов, Э. Успенский) — «Чебурашка» (В. Шаинский, Э. Успенский) — «Чунга-Чанга» (В. Шаинский, Ю. Энтин) — «Песенка Крокодила Гены» (В. Шаинский, А. Тимофеевский) — «Песенка Мамонтёнка» (В. Шаинский, Д. Непомнящая) и др.
Также мы продумали, как мы можем обеспечить связь музыкальных произведений с тематическими уголками в группах.
Таблица 5 — Тематические уголки групп
Уголок природыПесни про животных: — «Песня волка» (А. Рыбников, Ю. Михайлов) — «В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский, Н. Носов) — «Лесной олень» (Е. Крылатов, Ю. Энтин) — «Песня лисы» (М. Айзенберг, И. Якушенко) — «Диалог волка и козлят» (А. Рыбников, Ю. Энтин) Песни о временах года: — Зима — «Три белых коня» (Е. Крылатов, Л. Дербенёв) — Весна «Крылатые качели» (Е. Крылатов, ЮЭнтин) — Лето «Песенка о лете» (Е. Крылатов, Ю. Энтин) — Осень — «Чему учат в школе» (В. Шаинский, М. Пляцковский)Уголок чтенияПесенный репертуар рекомендуется подбирать в соответствии с теми произведениями, которые рекомендованы для прочтения детям. Например, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» («Бу-ра-ти-но!», «Песня Карабаса Барабаса» (А. Рыбников, Б. Окуджава), Э. Успенский «Чебурашка» («Чебурашка», (В. Шаинский, Э. Успенский) и т.д.
Важное условие. Репертуар песен необходимо обновлять. Количество песен в каждом тематическом уголке может колебаться от 1 до 5.
Итак, при организации музыкально обогащенной среды в МАДОУ №64 ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные педагогические функции:
проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность);
проектирует цель и средства ее достижения;
организует музыкально-образовательный процесс;
консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей;
обеспечивает взаимодействие всех компонентов;
анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.
Заключение
В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Эффективность занятий в процессе музыкального воспитания детей зависит не столько от программ и методик, методов и приемов, сколько от личности самого учителя музыки, его профессионального мастерства, его духовного совершенства. Особенностью музыкально-педагогической деятельности является ее универсальность, определяемая многогранностью знаний, умений и навыков учителя-музыканта, который должен вести педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую и исследовательскую работу, всей своей деятельностью стремящегося к созданию педагогически организованной музыкальной среды, способной оказать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения.
Одним из базовых свойств музыки является ее способность создавать полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами, оказывающими сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека.
При организации музыкальной среды требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей. Среда при этом должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития, и она должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, то есть содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослых (воспитателей, музыкальных руководителей, родителей), их доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе — им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
Изучение особенностей организации музыкальной среды в подготовительной группе МАДОУ №64 позволило выявить: на музыкальных занятиях задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности. Слушая музыку, воспитанники знакомятся с художественным образом, музыкальными жанрами, вокальной и инструментальной музыкой, творчеством современных композиторов и композиторов-классиков, что способствует развитию памяти, внимания, художественного вкуса детей. Для развития музыкальных способностей воспитанников оборудован музыкальный уголок. В нем подобраны разнообразные виды детских музыкальных инструментов, дидактические игры. В группе оформлена фонотека.
Содержание музыкальной среды разработано с учетом деятельно-возрастного системного подхода и отражает достаточно широкий спектр детской музыкальной деятельности. Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью. Музыкальная среда соответствует возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.
Рекомендуется продумать содержание тематических бесед о музыке, бесед-концертов с участием детей, праздничных утренников, театральных инсценировок и т.п. (по выбору) и обсудить на занятии методические особенности и характер педагогического руководства каждой из перечисленных организационных форм. Оценить воспитательное значение представленного методического материала (конспекты, наглядные пособия, атрибуты и т.п.).
Список используемой литературы:
1.Аромштам М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников. // Дошкольное образование. — 2006. — №8. — 55-57 с.
2.Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. — КГУ, К., 1990. — 101 с.
.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2000
.Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М., 1986. — 124 с.
5.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
7.Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2 / под ред. В.И. Руденко — М., 2000.
.Выготский А.С. Психология искусства. — М., 1965. — 256 с.
.Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. — 2001. — №10.
10.Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. — 1992. — №2. — 51-54 с.
11.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
12.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология — М., 2003. — 420 с.
13.Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. — 2001. — №10,15.
.Данилина Т.А. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с.
.Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребенок в детском саду. — 2005. — №5.
16.Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — 24 с.
.Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. — 1956. — №5. — 53-55 с.
18.Кузьмина Е. Встречаем музыкой весны. // Дошкольное образование. — 2006. — №7. -110 с.
.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003. — 176 с.
20.Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства. // Искусство и эмоции, 1991. — 134 с.
.Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. — М., 1976. — 236 с.
.Метлов Н.А. Музыка — детям — М., 2005.
.Милнер П. Физиологическая психология. — М.: Мир, 1973. — 246 с.
25.Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. — Л.: Музыка, 1970. — 340 с.
26.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.
27.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
28.Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки — М., 1980.
29.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. — Киев: Музична Украина, 1975. — 286 с.
30.Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии. — 1986. — №1. — 104 с.
.Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. — 1994. — №2. — 130 с.
.Радынова О.П. Слушаем музыку. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М.: Знание, 1980. — 57 с.
.Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. — М.: Музыка, 1972. — 168 с.
35.Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов. — М., 1982. — 256 с.
36.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — 258 с.
.Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. — 2007. — №2. — С. 36-41.
.Симонов П.В. Мотивированный мозг. — М., 1987. — 195 с.
.Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970. — 187 с.
40.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., Наука, 2003. — 379 с.
41.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр. труды 2 т. — М., 1985.
42.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. — М., 1947, вып. 11.
43.Урунтаева Г.А. Детская психология. — М.: Академия, 2006. — 366 с.
.Шестаков В.П. От этоса к аффекту. — М., 1975.
45.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 304 с.