Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.
Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижений таких решений является бизнес-план.
Необходимо строго придерживаться мнения, что грамотное управление и планирование являются ключевыми элементами в успешном развитии бизнеса. Даже самая простая бизнес-идея выигрывает от тщательно проведенного планирования. И, хотя, эффективное планирование со всех точек зрения является почти необходимым условием для достижения успеха, оно не является достаточным условием. Многие предприятия, планировавшие свою деятельность, все же потерпели неудачу, поэтому не стоит со слишком большим энтузиазмом подходить к планированию и буквально есть, пить и спать по плану.
Бизнес-план это документ, который описывает все основные аспекты коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь руководству предприятия решить основные задачи, как:
изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
обнаружить возможные препятствия в реализации продукта или ус луг;
определить контрольные показатели, по которым можно будет регулярно определять подъем и спад производства.
Бизнес-план – специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. При всем многообразии форм предпринимательства планирование применяется практически во всех областях коммерческой деятельности и для различных фирм; это необходимо для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности.
В отличие от западных стран деловое планирование России имеет ряд особенностей. Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес – планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий.
Объект исследования – организационный план предприятия.
Предмет исследования особенности построения организационной структуры службы управления персоналом.
Цель работы — исследовать особенности планирования организационной структуры управления организации.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
— рассмотреть понятие, цели и функции бизнес-плана предприятия;
— определить особенности построения организационной части бизнес-плана;
— охарактеризовать систему оценочных показателей, критериев и характеристик эффективности организационного планирования предприятия;
— провести анализ организационной структуры службы управления персоналом в ООО «Фабрика окон»;
— предложить рекомендации по совершенствованию организации службы управления персоналом на предприятии.
Данная тема нашла отражение в работах таких авторов как Л.И. Албастова, В. Бавыкин, А.В. Большов, И. Б. Дуракова, Г.Г. Зайцев, Л.В. Ивановская, А.Я. Кибанов, О.Д. Лагина, М.И. Магура, А.Н. Силин, Б.М. Смирнов, Э.Е. Старобинский, В.В. Травин, С.В. Шекшня и др.
При написании работы были использованы следующие методы: метод описания; метод сравнения; метод анализа материала; метод синтеза информации.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь пунктов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Назначение и сущность бизнес-плана
Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.
Проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой [17, с.7].
Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.
Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.
В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:
— руководитель проекта и команда — долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;
— заказчик (владелец) — доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;
— органы власти — налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;
— потребители — товары и услуги;
— инвесторы — возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;
— другие заинтересованные стороны — удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов [14, с.7].
Общеизвестно, что наилучший способ оценить свои шансы на успех — планировать и придерживаться назначенных ориентиров. План убережет предпринимателя от коммерческой деятельности, обреченной на провал.
Если намечаемое дело находится на грани банкротства, план объяснит, почему дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому, чему план научил бы в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его составлению. Наконец, план снабдит необходимой информацией тех, кто заинтересован в объективной оценке данного бизнес-проекта, в особенности, если предприятию понадобится внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство кредиторов.
Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он [6, с.78]:
— дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;
— содержит ориентир, как должна развиваться фирма;
— служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что в современных условиях, на рынке труда происходят серьезные изменения, которые требуют соответствующих корректив в таких сферах, как отношение к работникам, политика их привлечения, удержание и мотивация.
Таким образом, можно сделать вывод, что службы управления персоналом выполняют обширный комплекс работ, связанных с кадровым составом предприятия. Также выделение «управления персоналом» в особую функцию помогает организации в достижении ее целей, способствует росту конкурентоспособности и эффективности.
Определенно, служба управления персоналом выполняет множество функций, связанных с анализом содержания труда на предприятии, подбором и адаптацией персонала, стимулированием развития работников, их обучением и урегулированием конфликтных ситуаций в коллективе организации и поэтому, в штате службы управления персоналом должны быть специалисты, способные выполнять все перечисленные функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные аналитики.
Из приведенного анализа видно, что возрастной состав работающих в ООО «Фабрика окон» является неперспективным, так как младшие возрастные группы работников до 20 лет не перекрывают предпенсионную возрастную группу 41 – 50 лет на 9,8%. Хочется отметить, что значительная часть рабочей силы находится в активном дееспособном возрасте 31 – 40 лет.
Наибольший удельный вес в составе промышленно-производственного персонала занимают рабочие, они составляют 81,43%. На втором месте находятся руководители, им принадлежит 8,57%. Третье место занимают специалисты – 6,67%, это единственная категория персонала, по которой удельный вес увеличился по сравнению с прошлым годом. Служащие же составляют лишь 3,33%, что на 1,3% меньше, по сравнению с 2013 годом, и на 0,09% в сравнении с 2012 годом.
В ООО «Фабрика окон» в общем количестве работников мужчины занимают самую большую долю, они составляют 85,84%, что на 1,09% превысило прошлогодний показатель.
Текучесть кадров в ООО «Фабрика окон», увеличилась на 5,55% в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Во многом увеличению этого показателя способствовало сокращение штата. Этот показатель возрос в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 1,51%. В свою очередь сокращение штата связано с реструктуризацией производства предприятия и высвобождением работников непромышленной группы.
Причины образования потерь рабочего времени вызваны дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов.
Благосостояние работников данного хозяйствующего субъекта находится на среднем уровне. Иногда из-за отсутствия денежных средств выплаты заработной платы задерживаются, что несколько подрывает заинтересованность людей в повышении производительности и дисциплины труда.
Однако в целом по предприятию наблюдается тенденция к увеличению фонда заработной платы. В ООО «Фабрика окон» имеется относительная экономия в использовании фонда заработной платы в размере двух тысяч рублей. Однако негативным процессом является то, что темпы роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Албастова, Л.И. Технология эффективного менеджмента: Уч. пособие / Л. И. Албастова. — М.: ВЛАДОС, 2012. – 489 с.
2. Бавыкин, В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов / В. Бавыкин. – М.: Экономика, 2014. — 389 с.
3. Большов, А.В. Менеджмент: теория и практика: учебное пособие / А. В. Большов. – Казань: Правка, 2013. – 571 с.
4. Десслер, Г. Бизнес-планирование: Учебн. Пособие / Под ред. Шленова. – М.: БИНОМ, 2014. – 432 с.
5. Дуракова, И.Б. Бизнес-планирование: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта / И. Б. Дуракова. – М.: Центр, 2013. — 310 с.
6. Зайцев, Г.Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г.Г. Зайцев. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2013. — 489 с.
7. Ивановская, Л.В. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии / Л.В. Ивановская. – М.: Приор, 2012. — 326 с.
8. Кибанов, А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления предприятием / А.Я. Кибанов. – М.: Знание, 2012. — 255 с.
9. Кибанов, А.Я. Формирование системы управления персоналом / А.Я. Кибанов. — М.: Просвещение, 2013. — 167 с.
10. Лагина, О.Д. Организация работы с кадрами и её совершенствование / О.Д. Лагина. — М.: Книга, 2013. — 312 с.
11. Магура, М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации / М.И. Магура // Управление персоналом. – 2014. — №7.- С. 40-49.
12. Основы управления персоналом / Под ред. Генкина Б.М. — М.: Высшая школа, 2014. — 268 с.
13. Основы управления персоналом / Под ред. Розарёновой Т.В. — М.: Просвещение, 2012. — 388 с.
14. Силин, А.Н. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту / А.Н. Силин. — Тюмень: ТГУ, 2013 . — 411 с.
15. Система работы с кадрами управления / Под ред. Шаховой В.А. – М.: Мысль, 2014. — 285 с.
16. Силютин, Р.Д. Система управления персоналом на предприятии / Р.Д. Силютин. – М.: Всероссийский центр производительности, 2012. — 263 с.
17. Смирнов, Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом : учебное пособие / Б.М. Смирнов. – М.: Статут, 2012. — 411 с.
18. Старобинский, Э.Е. Бизнес-планирование / Э.Е. Старобинский. — М.: Бизнес-школа, 2014. — 282 с.
19. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин. — М.: Дело ЛТД, 2011. — 377 с.
20. Уткин, Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э.А. Уткин. — М.: Акалис, 2014. — 494 с.
21. Шекшня, С.В. Управление персоналом. Учебно-практическое пособие / С.В. Шекшня. — М.: Бизнес — школа, 2013. — 332 с.
22. >