Содержание
Оглавление стр.1.
Введение стр.2.
Часть 1. Состояние социально-педагогической деятельности УДО стр.6.
1.1.Становление и развитие системы УДО стр.6.
1.2.Особенности организации и деятельности учреждений дополнительного образования стр.7.
1.3.Классификация видов социально-педагогической деятельности УДО стр.10.
Часть 2. Пути повышения эффективности организации социально-педагогической деятельности УДО стр.12.
2.1.Систематизация видов социально-педагогической работы УДО стр.12.
2.2. Особенности взаимодействия УДО с семьей воспитанников стр.18.
2.3. Методологическое обеспечение социально-педагогической деятельности УДО стр.20.
Заключение стр.24.
Список использованной литературы стр.27.
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Ребенок, потерявший родителей – это особый, по настоящему, трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.
Россия уже несколько лет переживает тяжелый экономический кризис, маргилизация общества создает непомерные перегрузки для людей. Увеличилось число «сломавшихся» семей: безработица, алкоголизм, наркомания, разводы, привело к росту числа детей брошенных родителями или родителями, лишенными родительских прав, т.е. социальных сирот. Поэтому, проблема защиты детей-сирот, при живых родителях, в настоящее время, не только не утратила свою актуальность, но и приобрела особую остроту. «В России ведется необъявленная война против детства» — так назвал Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда.
«Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшаяся в детстве, горька, безнадежна, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. И здесь первое право – тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, вглядимся, вокруг? Увы – пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий светит огонек. Искорки эти превратить в костры, темную пустошь – в светлую площадь тепла и душевности – вот высшая общественная цель» — сказал Альберт Лиханов.
Приемная семья — это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства. Большое количество сил затрачивается для решения сложившихся жизненных проблем, так как приемная семья, можно сказать, является семьей высокого социального риска. Часто такая семья переживает кризис, и для его предотвращения должен быть принят ряд мер по его предотвращения.
Проблемы социального сиротства, приемных семей, социально-педагогической деятельности исследовали Антокольская А.В., Белякова А.М., Воронина З.И., Кочеткова В.Г., Щелина Т.Т.. Научно-педагогическими исследованиями вопросов воспитания приемных детей занимались А.И. Довгалевская и Н.Д. Павлова. Педагогические аспекты в работе с приемными семьями изучали И.Ф. Дементьева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова, Л.Я. Олифренко. Правовую природу исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен и др. Зарубежные ученые тоже не оставили без внимания данную проблему социальной педагогики.
На сегодняшний день российскими учеными разработаны и успешно применяются большое количество программ ориентированных на детей-сирот. Но, к сожалению, результаты не утешительны и количество детей лишенных родительской заботы не падает. Решением сложившейся, трагической, ситуации может стать приемная семья.
Цель данной курсовой работы: выявить и ознакомиться с особенностями социально-педагогической деятельности в работе с приемной семьей.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в работе с приемной семьей.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической деятельности в работе с приемной семьей.
Для достижения поставленной цели данной курсовой работы, мною были определены следующие задачи:
1) Изучить необходимую литературу.
2) Разобрать основные характеристики приемной семьи.
3) Изучить понятие социального сопровождения приемной семьи.
4) Ознакомиться с особенностями социально-педагогической деятельности в работе с приемной семьей.
Структура курсовой работы:
Глава 1. «Приемная семья как форма устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1. Основные понятии.
1.2. Типы семей.
1.3. Приемная семья.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с приемной семье.
2.1. Цель, субъект, объект социально-педагогической деятельности.
2.2. Формы и методы работы с приемной семьей.
2.3. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи.
………….
Список использованных источников.
Законодательные материалы
1. Глисков А.Г., Забейворота А.И., Самолюк О.В. «Права и обязанности несовершеннолетних» (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав)// Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
2. Нормативно-парвовые основы института приемной семьи в России: методическое пособие. Иркутск : ИГЛУ, 2003.
3. Постановление от 17.07.1996 г. № 829 «О приемной семье» (в ред. от 01.02.2005 г.)
4. Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 152
5. ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 03.07.2016 г.)
6. ФЗ № 48-ФЗ от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве»
Методическая и учебная литература
7. Беспалов Ю.Ф. «Защита гражданских и семейных прав в Россисйкой Федерации: учебно-практическое пособие» — Москва, «Ось», 2004
8. Брускова Е.С. «Семья без родителей». Москва : Центр развития социально-педагогических инициатив, 2006.
9. Волкова З.Н. «Социально-педагогическая служба школы — направления работы»/Социальная педагогика. 2007.
10. Галагузова М.А. «Социальная педагогика» курс лекций. Москва : Владос, 2001.
11. Гуров В.Н. «Социальная работа школы с семьей:, учебное пособие для студентов ВУЗов». Москва: Педагогическое общество России, 2002.
12. Гуслова М.Н. «Теория и методика социальной работы»: учебник. – Москва: издательский центр «Академия», 2007.
13. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. «Пути решения сиротства в России» Москва, 2002
14. Кравченко А.И. «Социальная работа: учебник». Москва : Проспект, 2008.
15. Назарова С. «Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями// Социальная педагогика – 2007
16. Павленко П.Д. «Технология социальной работы в различных сферах жизнидеятельности». Москва, издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006
17. Папский А.И. «Социальная работа: технический аспект: учебное пособие». Москва : Центр учебной литературы, 2004.
18. Чарнецкой А.А. «Технология социальной работы: учебник». Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
19. Шакурова М.В. «Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»» — Москва: Академия, 2007
20. Шеляг Т.В. «Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии». Москва : б.н., 1992.
Многотомные издания.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – Москва, 1994 – С. 445
22. Семигин Г. Ю. «Социальная энциклопедия в 2 томах». Москва : Мысль, 2003.
Периодические издания
23. Архангельский В.Н. «К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в РФ» // Семья в России. – 1994, № 1
24. Волкова Н. «Социально-педагогическая служба школы – направления работы» //Социальная педагогика – 2007 № 2
25. Данилина Т.А. «Проблемы защиты ребенка в семье»// «Управление ДОУ» 2005, № 5.
26. Кузнецова Л.В. «Методика и опыт работы социального педагога» — Москва, 2005
27. Климанова Е. «Благие намерения без кавычек» // Дитя человеческое. 2002. № 2-3
28. Савватаев Т. «Родные среди чужих и чужие среди родных» / Российская газета 11.01.1995
29. Смирнова Е. О., Быкова М. В. «Структура и динамика родительского отношения» //Вопросы психологии. 2000 № 3