Содержание
Введение3
1. Природа и сущность избирательных систем5
1.1 Понятие избирательной системы и избирательного права5
2. Виды избирательных систем в зарубежных странах9
2.1 Общая характеристика мажоритарной системы9
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы13
2.3 Полупропорциональная система18
2.4 Смешанные системы19
Заключение20
Список итературы22
Приложение. Виды избирательных систем в зарубежных странах23
Выдержка из текста работы
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной, полупропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite — большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система — единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).. Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.
Самая простая разновидность — это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными.
Главное достоинство мажоритарной системы – близость кандидатов и депутатов к избирателям. Достоинство системы абсолютного большинства по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Есть еще у мажоритарной системы абсолютного большинства свой специфический дефект — частая не результативность. Она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства.
Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замещаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.
Российскому законодательству известны две разновидности пропорциональной избирательной системы, обусловленные использованием закрытых (жестких) или открытых (мягких) списков кандидатов. При голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом. Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В нашей стране явное предпочтение отдается закрытым спискам. Голосование по открытым спискам предусмотрено только в нескольких субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. Спасск — Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.
По этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.
Типичным примером такой системы была действовавшая в Японии до 1993 года система единственного непередаваемого голоса. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель же в этом многомандатном округе голосует только за одного из кандидатов, хотя от округа должно быть избрано несколько или даже много депутатов. Избранным считается кандидат, собравший наибольшее число голосов.
Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.
Тот факт, что избиратель, принадлежащий к большинству, может влиять своим голосованием на выбор не всех депутатов от избирательного округа, открывает возможности для меньшинства провести в представительный орган в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные системы называют полупропорциональными.
К этой же группе систем относится и так называемый кумулятивный вотум, применяемый, в частности, на выборах в органы местного самоуправления в Баварии и некоторых других землях Германии. Избиратель в Баварии имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может либо отдать три голоса одному из кандидатов, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий — другому, либо, наконец, раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц (территорий), в которых избиратели хорошо знают всех кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.
Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление.
Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, так и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу.
Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.
Одним из главных недостатков системы выборов по партийным спискам считается отсутствие прямой связи между избирателями и депутатами. Наиболее уязвима в этом отношении принятая в нашей стране система выборов по единому общенациональному округу и «закрытым» спискам.
Алексеев Н.Н. о федерализме
Мы называем федеральным такое государство, отдельные части которого являются участниками в отправлении верховной государственной власти или суверенитета. Таким образом верховным носителем власти в федеральном государстве необходимо должна быть коллегия, в которую части государства входят самостоятельными членами. Так Соединенные Штаты Америки являются государством федеральным, ибо во главе штатов стоит коллегия, именуемая конгрессом и состоящая не только из представителей всего населения (нижняя палата), но из представителей и отдельных штатов, избранных по два от каждого (Сенат). Так как законы в штатах издаются конгрессом, то в верховных законодательных функциях принимают участие через своих представителей не только американская нация, как целое, но также и отдельные штаты Америки, депутаты коих являются членами Сената. Такое право участия штатов в верховных законодательных функцияхи делает государство федеральным. Отсюда видно, что федерализм никак нельзя смешивать с децентрализацией или автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеральным. Это означает, что отдельные части государства участвуют в отправлении суверенитета, однако в государстве не выделен никакой определенный круг вопросов, который бы решался самостоятельно частями, а не центром. И наоборот государство может быть построено на чрезвычайно широкой автономии частей и в то же время может быть не федеральным. Это значит, что громадные области государственного управления вынесены из центра на периферию, однако, составные части государства не являются самостоятельными соучастниками в образовании верховной воли или суверенитета.
Обычно, особенно в новой европейской культуре, федеральные государства являются и государствами с широко развитой автономией, однако это вовсе не есть закон, а случайное стечение фактов. В действительности децентрализованный унитаризм так же возможен, как и централизованная федерация.
Поставим теперь вопрос о том, возможно ли Советское государство считать федеральным. Вопрос этот нельзя решить иначе, как утвердительно. Со времени учреждения Союза Советских Социалистических республик 30 декабря 1922 года и принятия текста союзной конституции 6-го июля 1923 года один из верховных органов Союза — Центральный Исполнительный Комитет — является составленным из двух палат: Союзного совета и Совета национальностей. Таким образом союзная конституция устанавливает нечто в роде двухпалатной системы с тем, что одна из палат становится выразительницей общегосударственного принципа, другая — принципа федерального. Союзный совет избирается на всесоюзном Съезде Советов в пропорциональном отношении к населению союзных республик по особо установленным нормам. Совет же национальных республик, а также автономных областей и, именно, по пяти представителен от каждой из этих республик и по одному представителю от каждой области. Так как в промежуток сессий между Союзными Съездами Советов верховная власть в республике переходит к Центральному Исполнительному Комитету, то ясно, что участникам в образовании государственной воли являются в этот период времени отдельные части советского государства в лице членов Союзного Совета. Согласно советской конституции Союзный Центральный Исполнительный Комитет в лице двух его палат рассматривает и издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения и объединяет работу по законодательству и управлению. Ему, следовательно, присваиваются и законодательные и правительственные функции, причем конституция особо подчеркивает, что все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза, а также вносящие коренные изменения в существующую практику его органов, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение Комитета. Постановления, исходящие от Союзного Центрального Комитета имеют характер актов, обязательных на территории всего Союза. Равным образом, на всю территорию Союза простираются и широкие контрольные права Комитета, который может приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения всех органов союза, за исключением только постановлений Союзного Съезда Советов.
Таким образом, строение одного из главнейших органов советского государства неоспоримо имеет природу не унитарную, а федеративную. Во главе союза стоит коллегия, членами которой являются не только всесоюзные представители, но и представители отдельных частей Союза. Главнейшие государственные акты решаются совокупным участием целого и частей. Советская конституция ввела, стало быть, в государственную структуру России некоторое совершенно новое начало — начало участия отдельных частей государства в образовании верховной государственной воли.
Мало того, подобное же чисто федеративное начало введено и в устройство другого высшего органа советского государства—именно, Президиума Центрального Комитета Союза. На этот орган, по советской конституции, переходят в промежутки между сессиями Центрального Исполнительного Комитета все права последнего. Он является таким образом в этот период времени высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом Союза. Он выбирается центральным комитетом из двадцати семи членов, причем так, что в него автоматически попадают президиумы, как Союзного Совета, так и Совета Национальностей. Таким образом мы снова видим, что части союза определенным образом участвуют в образовании верховной государственной воли через своих представителей, избранных в Президиум Союза Национальностей и являющихся членам Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза.
При наличии этих постановлений было бы несправедливым отрицать в Советском Государстве наличность федеративного начала. Советское государство в своем писаном праве и в организации действующих по этому праву официальных государственных органов, утвердило начало федеративного устройства. Причем советский федерализм имеет совершенно особую природу, по сравнению с федерализмом западных государств, — природу обнаруживающуюся не только в самых принципах и способах объединения советских республик, но и в особом отношении к началам централизма и децентрализации.
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39с.
2. Алексеев, Н.Н.: Советский федерализм. — Евразийский временник. Книга 5. — Париж, 1927. — С. 240–261.
3. Политология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 591с.
4. Конституционное право РФ/ Под ред. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.: учеб. для вузов. — М.: Инфра-М, 2006. — 357с.
5. Малая энциклопедия конституционного права/ Под ред. Баглай М.В., Туманов В.А., — М., 2005. — 235с.
6. Государственное право зарубежных стран/ Под ред. Златопольский Д.Л. — учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2007. — 478с.
7. Основы конституционного права Российской Федерации/ Под ред. Коваленко А.И. изд. 2-е.- М., 2006. — 278с.