Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие «льготы» в таможенном праве5
Глава 2. Виды льгот в таможенном праве7
Глава 3. Содержание льгот в таможенном праве19
3.1. Порядок предоставления льгот19
3.2. Проблемы и перспективы правового регулирования таможенных льгот22
Заключение28
Список литературы и источников30
Выдержка из текста работы
В настоящие время становления и развития институтов государственной власти усложняются задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты налогов, платежей по охране природопользования, таможенных платежей и т.д., поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений органы государственной власти применяют весь спектр принудительных мер. Ведь одной из важнейших функций таможенных органов РФ признается борьба с нарушениями таможенных правил.
Однако и в уголовной, и административной, и в трудовой отрасли законодательства имеется определенная специфика в порядке применения принуждения.
В связи с этим возникла необходимость выделения отдельных видов принуждения соответственно отрасли права, в которой они осуществляются.
Таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным, трудовым законодательством. В целом же вопросы применения юридической ответственности как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.
Объектом исследования является совокупность норм таможенного, административного и уголовного права, правоприменительная практика судебных и таможенных органов России, содержащие основы, порядок, особенности применения мер административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Особое внимание уделено составу и видам нарушений таможенных правил.
Предмет исследования составляют юридическое и фактическое основания ответственности в таможенной сфере, позволяющие отнести ее к обособленному институту самостоятельной отрасли таможенного права.
Основная цель настоящей работы–, исследовать понятие, виды, особенности ответственности в таможенном праве, виды наказаний за правонарушения и преступления в сфере таможенного дела.
Исходя из указанной цели, определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и виды таможенных правонарушений;
- Раскрыть понятие юридической ответственности в таможенном праве;
- Рассмотреть особенности юридической ответственности за таможенные правонарушения;
- Проанализировать виды административных наказаний применяемых за таможенные правонарушения;
- Проанализировать виды уголовных наказаний применяемых за таможенные преступления;
- Проанализировать виды дисциплинарных и материальных взысканий в сфере таможенного дела;
- Рассмотреть правоприменительную практику.
1. Нарушение таможенных правил и ответственность за них
1.1.Нарушение таможенных правил как основание для привлечения к ответственности
Таможенные правила — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок управления таможенным делом в Российской Федерации. Нарушением таможенных правил считается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на порядок, установленный законодательными актами России по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на российские таможенные органы и за которые предусмотрена ответственность таможенным, уголовным и административным законодательством.
В теории права принято выделять четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и материальная (гражданская). Основанием любого вида ответственности является правонарушение. Так, основанием уголовной ответственности является преступление, основанием административной ответственности — административное правонарушение, основанием дисциплинарной ответственности — проступок, основанием материальной (гражданской) ответственности – деликт. Преступление, административное правонарушение, проступок и деликт рассматриваются как разновидности родового понятия «правонарушение». Правомерно возникает вопрос: имеется ли необходимость выделение еще одной разновидности правонарушения – таможенного правонарушение? Нынешнее состояние российской теории права не позволяет положительно ответить на этот вопрос. А поэтому суждения о необходимости выделения еще одной разновидности правонарушения — таможенного правонарушения, а тем более таможенного преступления представляются необоснованными. Однако некоторые виды ответственности дают основание для утверждения о наличии разновидности правонарушения, характерной только для таможенной деятельности.[13]
Анализ положений, закрепленных в статьях таможенного кодекса РФ 2003г., составляющих содержание правового института- ответственности в таможенном праве, позволяет выделить две группы правонарушений. Это: 1)специальные правонарушения — совершаются только при осуществлении таможенной деятельности и предусмотрены в Таможенном кодексе РФ 2003г.; 2)обычные правонарушения при осуществлении таможенной деятельности — предусмотрены в иных кодифицированных нормативных правовых актах ( КоАП РФ, УК РФ). Соответственно выделяются и два вида ответственности в таможенном праве. Это: 1)ответственность за совершение специальных правонарушений и 2)ответственность за совершение обычных правонарушений.[18]
Одной из разновидностей специальных правонарушений является незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, определение которого дано в подпункте 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ.
Разновидностями ответственности за совершение специальных правонарушений являются следующие:
- Ответственность перевозчика и экспедитора при внутреннем таможенном транзите (ст.90 ТК РФ);
- Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельца складов временного хранения (ст.113 ТК РФ);
- Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков (ст. 98 ТК РФ);
- Ответственность таможенного брокера (представителя) (ст. 144-145 ТК РФ);
- Аннулирование квалифицированного аттестата специалита по таможенному оформлению (ст. 148 ТК РФ);
- Изъятие товаров по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (ст. 162 ТК РФ);
- Ответственность владельца таможенного склада (ст.230-231 ТК РФ)
- Ответственность декларанта за правомерность распоряжения товарами путем помещения под таможенный режим отказа в пользу государства (ст.251 ТК РФ);
- Ответственность лица, поместившего товары под таможенный режим временного вывоза (ст.270,320 ТК РФ);
- Ответственность декларанта за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320 ТК РФ);
- Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов (ст.348-354 ТК РФ);
- Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров (ст.393-400 ТК РФ);
- Ответственность таможенных органов и их должностных лиц (ст.413 ТК РФ).
Приведенный перечень разновидностей ответственности за совершение специальных таможенных правонарушений является исчерпывающим.
Что же касается обычных правонарушений при осуществлении таможенной деятельности, то ответственность за них предусмотрена в ином отраслевом законодательстве (уголовном, административном).[18]
Так же все нарушения таможенных правил можно условно разделить на две категории.
1) Незначительные нарушения, не представляющие большой опасности для экономических интересов России, например, нарушение порядка производства таможенного оформления и порядка декларирования товаров и транспортных средств, непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки, нарушение сроков представления таможенной декларации, документов и дополнительных сведений.
2) Грубые нарушения таможенного законодательства, наносящие ущерб экономическим интересам и безопасности России, посягающие на установленные государством основные положения таможенного регулирования, например, несоблюдение мер экономической политики и других ограничений, перемещение через таможенную границу помимо таможенного контроля, перемещение с обманным использованием документов или средств идентификации и т.д.
Таким образом правонарушения в сфере таможенного дела являются:
1)Преступления;
2)Нарушения таможенных правил;
3)Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.
1.2.Понятие ответственности за нарушения таможенных правил в таможенном праве
Таможенное законодательство — одна из новых и динамичных отраслей законодательного регулирования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Источниками таможенного права являются правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела.
Административная, уголовная, гражданская и дисциплинарная ответственности являются видами юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание.[14]
Юридическая ответственность имеет ряд признаков.
Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права.
В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы.
В-четвертых, в мерах юридической ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства.
В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
Всякая отрасль права в зависимости от уровня общности (от наибольшего к наименьшему) может быть представлена совокупностью подотраслей, правовых институтов и правовых норм является обязательным для любой отрасли права. Только подотрасли права имеются в отдельных отраслях права (гражданском, уголовно-процессуальным и др.). Таможенной право, как комплексная отрасль права, представляет совокупность правовых институтов, субинститутов и правовых норм.
Одним из правовых институтов таможенного права является институт ответственности.
Ответственность в таможенном праве представляет правовой институт, имеющий, в основном, частные нормы, регламентирующие отдельные виды ответственности.
Иначе говоря, частные нормы рассматриваемого правового института закреплены лишь в отдельных статьях Таможенного кодекса РФ 2003г. (подп. 10 п. 1 ст. 11;подп. 3 п.1 ст.22;ст.90, 98, 113, 144-145, 148, 162,230-231, 251, 257, 320, 348-354, 393-400, 413).
Общие нормы, предусматривающие общие положения об ответственности в таможенном праве, и содержащие в статьях, объединенных в отдельный структурный элемент Таможенного кодекса РФ 2003 г., отсутствуют. В Таможенном кодексе РФ 1993 г. имелись общие нормы об ответственности в таможенном праве, включенные в статьи двух разделов: раздел IX «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации» (ст. 219-229) и раздел X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» (ст.230-286). Поэтому ранее можно было говорить о существовании в таможенном праве не только правового института ответственности, а так же одноименной подотрасли таможенного права.[18]
Таким образом на основании первой главы можно сделать следующие выводы:
1)Законодательством РФ установлена ответственность различной степени тяжести в области таможенного дела-преступления и проступки. Те и другие являются нарушениями таможенных правил. Критерием их разграничения служит вред причиненный конкретными правонарушением. Выделяют специальные правонарушения, совершаемые только при осуществлении таможенной деятельности и предусмотренные в Таможенном кодексе РФ 2003г.
2)В соответствии с тем или иным правонарушением в сфере таможенного дела и его последствиями неизбежно должна наступать ответственность конкретного субъекта таможенного права. А ответственность в таможенном праве представляет правовой институт, имеющий, в основном, частные нормы, регламентирующие отдельные виды ответственности.
2. Виды ответственности в таможенном праве
2.1.Уголовная ответственность в таможенном праве
Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Ответственность за их совершение предусмотрена уголовным законодательством. [12]Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:
- Контрабанда (ст.188 УК);
- Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК);
- Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК);
- Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК);
- Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 193 УК);
Контрабанда. В соответствии с уголовным законодательством контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и иных предметов, за исключением указанных в ч.2 данной статьи (ч.1ст.188 УК).
Согласно ч.2 ст. 188 УК наказываются те же действия, совершенные в отношении:
- Наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
- Вооружение, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов;
- Ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ;
- Стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.
Часть 3 ст.188 УК предусматривает, что наказываются перечисленные выше деяния, совершенные неоднократно; должностным лицом с использованием своего служебного использования; с применением насилия к лицу, существующему таможенный контроль.
В ч.4 ст.188 УК указано, что наказываются перечисленные в трех предыдущих частях данной статьи деяния, совершенные организованной группой.
Санкции ст.188 УК предусматривают различные виды наказания: лишение свободы на срок до 5 лет (ч.1);лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.2);лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.3);лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (ч. 4).
Незаконный экспорт технологий, научно-технический информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК).
Обязательным признаком данного преступления является нарушение требований специального экспортного контроля. Преступление носит умышленный характер. Его субъектность является любое лицо, в т.ч. должностное.
Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК).
Закон РФ «о вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. И Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» 1996 г. Определяют порядок вывоза и ввоза исторических ценностей, музейных предметов и коллекций, в т.ч. в случаях их временного вывоза.
Временный вывоз культурных ценностей характеризуется обязательством их обратного ввоза в установленные сроки. Законом РФ 1993 г. Установлены требования, соблюдение которых обязательно для получения разрешения на временный вывоз ценностей. Основанием для пропуска их через таможенную границу является свидетельство на право вывоза, выданное Министерством культуры РФ.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК).
Уголовная ответственность наступает за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.
Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере:1)находится за границей;2) не была по вине руководителя перечислена на счет уполномоченного банка РФ.
Обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер невозвращенной из-за границы валюты. Примечание к ст.193 УК устанавливает, какую сумму считает крупной, если сумма превышает 1 0000 МРОТ.
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК).
УК РФ определил 2 критерия уклонения от уплаты таможенных платежей: крупный размер и неоднократность уклонения.
Уклонение может выражаться в:
— заявлении таможенным органом ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;
— предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
— отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счете таможенных органов;
— нарушение сроков платы таможенных платежей при реальной возможности их уплаты.
Неоднократность уклонения от уплаты таможенных платежей означает, что виновный несколько раз уклонялся от уплаты платежей в крупном размере. При этом каждое уклонение представляло самостоятельное преступление, они не охватывались единым умыслом.
2.2.Административная ответственность
Остановимся на особенностях административной ответственности в области таможенного дела более подробно. Эти особенности обусловлены дуализмом таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:
а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;
б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.[18]
Особенностями административной ответственности в области таможенного дела являются:
- особое правовое регулирование;
- порядок привлечения к административной ответственности устанавливается только КоАП РФ;
- единственным фактическим основанием для привлечения к административной ответственности в области таможенного дела является совершение таможенного правонарушения(16гл. КоАП);
- субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;
- административная ответственность применяется как в судебном, там и во внесудебном порядке.
Исходя из изложенного попытаемся сформулировать понятие административной ответственности в области таможенного дела.
Административная ответственность в сфере таможенного дела — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение в области таможенного дела.
Современная правовая наука признает три основания административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) состав административного правонарушения — фактическое основание; 3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя — процессуальное основание.1
В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП признает лишь состав административного правонарушения.
В КоАП РФ содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие — гражданами.
Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.
КоАП РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий. [19]
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Причем ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ за совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины — умысел и неосторожность). [4]
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Поэтому индивидуальные предприниматели, не являясь должностными лицами, при привлечении к административной ответственности по сути приравнены к ним. [4]
Существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций. Юридическим лицом в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. [4]
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация
9)административное приостановление деятельности
За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.
Предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.
Штраф, исчисляемый исходя из стоимости предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда.
Административный штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
1)подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
2)изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может быть назначено только в установленных законом пределах (наказание в размере "ниже низшего" предела санкции невозможно), при этом никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).
При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности. Вместе с тем, в отдельных случаях (когда совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим. За нарушения таможенных правил таким образом может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация). Примером подобной ситуации может являться заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).
Кодекс об административных правонарушениях содержит гл.16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) », в которой 23 статьи. К ним относятся:
- незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ;
- недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;
- несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации
- недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации
- нарушение режима зоны таможенного контроля
- непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
- представление недействительных документов при таможенном оформлении
- причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам
- недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них
- несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита
- уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
- несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
- проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа
- нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций
- непредставление в таможенный орган отчетности
- нарушение сроков временного хранения товаров
- представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
- невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
- несоблюдение таможенного режима
- незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами
- незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей
- незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела
Статья 23.8 КоАП предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:
- начальник ФТС, его заместители;
- начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
- начальники таможен, их заместители;
- начальники таможенных постов- об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Правоприменительная практика. За 6 месяцев 2007 года по делам об АП принято 35 067 решений, из них должностными лицами таможенных органов 26 215 решения, судом или уполномоченным органом 8 852 решения.
В том числе в отношении:
● юридических лиц – 13 576 решений;
● физических лиц – 19 484 решения;
● должностных лиц – 1 814 решений.
При этом передано для рассмотрения в суды 6 984 дела об АП (за 6 месяцев 2006 года – 5 028 дел).
Назначено наказаний по 31 078 делам об АП на сумму 4,6 млрд. рублей, из которых:
● должностными лицами таможенных органов по 23 802 делам об АП (на сумму 891 млн. руб.);
● судом или уполномоченным органом по 7 276 делам об АП (на сумму 3,7 млрд. руб.).
Виды назначенных наказаний:
● предупреждения – по 1 567 делам;
● административные штрафы – по 26 110 делам на сумму 3,9 млрд. рублей;
● конфискация орудий и/или предметов АП – по 4 412 делам на сумму 720 млн. рублей.
Сумма средств, поступивших на счета по рассмотренным делам об АП, составила:
· по постановлениям, вынесенным в предыдущих отчетных периодах – 158,5 млн. рублей;
· по постановлениям, вынесенным в отчетном периоде – 209,7 млн. рублей, что составляет 4,5% от общей суммы назначенных за указанный период наказаний.[19]
2.3.Материальная и дисциплинарная ответственность в таможенном праве
Материальная ответственность в сфере государственной службы — это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а правовостановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих: 1) материальная ответственность по трудовому законодательству; 2) материальная ответственность по гражданскому законодательству; 3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения; 4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.
Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу. Основными условиями применения материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством являются: 1) наличие прямого действительного ущерба; 2) противоправность поведения (действия или бездействия) должностного лица; 3) причинная связь между поведением должностного лица и возникшим ущербом; 4) вина должностного лица. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственный служащий материальной ответственности.[14]
Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27.07. 2004 г. №79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Основные признаки дисциплинарной ответственности:
— дисциплинарная ответственность — особый вид юридической ответственности;
— для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;
— дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;
— состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;
— дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;
— урегулирована нормами административно-служебного права[4].
Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания — это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны — наказать виновного, с другой — общая и частная превенция правонарушений, — достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).[15]
Дисциплина в таможенных органах. Важным компонентом успешной деятельности таможенных органов является соблюдение строгой дисциплины их сотрудниками. Правовой основой в этой сфере служит Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. Его положения распространяются на сотрудников таможенных органов. В Уставе определена сущность служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников таможенных органов по укреплению дисциплины, порядок применения поощрений и наложение дисциплинарных взысканий.
Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами ФТС РФ, правилами внутреннего трудового распорядка в таможенных органах, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.
Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции РФ и законодательства РФ, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личном ответственности сотрудников за экономическую безопасность РФ.
Начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит.
Виды дисциплинарных взысканий сотрудника таможенных органов:
1)замечание;
2)выговор;
3)строгий выговор;
4)предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
5)увольнение из таможенных органов.[6]
Таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
Так на основании второй главы можно сделать заключение, что в соответствии с нарушением в области таможенного дела ответственность может быть: уголовной, административной, дисциплинарной и материальной. Если совершено преступление в сфере таможенного дела, наступает уголовная ответственность по Уголовному кодексу РФ, например за контрабанду. Если же субъект таможенного права нарушил таможенные правила не влекущие уголовной ответственности, наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Третий вид ответственности за правонарушения в таможенной сфере — дисциплинарная и материальная. Этот вид ответственности может наступать в отношении специального субъекта таможенного права-сотрудника таможенных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное принуждение играет одну из ведущих ролей среди юридических гарантий обеспечения функционирования государственных структур. В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного и уголовного, дисциплинарного принуждения, с помощью которых и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц.
Проведенный автором настоящего исследования комплексный анализ ответственности в таможенном праве позволил сделать определенные выводы.
Во-первых, юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует охарактеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния. Ей присуще следующие основные признаки:
1) является средством охраны правопорядка, средством осуществления государственной власти;
2) нормативно определена и состоит в применении (реализации) санкций правовых норм;
3) является последствием виновного антиобщественного деяния;
4) сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;
5) связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (как морального, так и материального характера), которые он обязан претерпевать;
6) реализуется в соответствующих процессуальных нормах.
Во-вторых, в теории права принято выделять четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и материальная (гражданская).
Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в сфере таможенного дела. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, проведение расследования и судебное разбирательство. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.
Административная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных проступков в сфере таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного взыскания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей. Материальная же ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу.
Опыт применения Таможенного кодекса РФ позволяет выявить и обозначить целый ряд проблем, возникающих в правоприменительной деятелности:
1)До настоящего времени нет надлежащего научного обеспечения правовой квалификации таможенных правонарушений. Следствием этого является нарушение норм материального и процессуального права
2)Нестабильность не только таможенного законодательства, но и других отраслей права, которые регламентируют деятельность таможенных органов как в части борьбы с таможенными правонарушениями, так и по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью таможенных органов. Частые изменения ставок таможенных пошлин, вносимые правительством, взимание которых возложено на таможенные органы, безусловно, не стали стабилизирующим фактором, не говоря уже об изменениях нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.
3)Принятие органами законодательной и исполнительной власти не проработанных в нужной степени нормативно-правовых актов, а также их противоречивый характер (в том числе и по отношению к действующему законодательству), приводит к тому, что при их применении нередко возникает коллизия норм права. Это порождает ситуацию, когда и участник внешнеэкономической деятельности и таможенный орган действуют на основании закона или иной нормы права и, полагая свои действия правомерными, попадают в конфликтную ситуацию, которая разрешается исключительно в судебном порядке.
Все это приводит к неурегулированности взаимоотношений сторон внешнеэкономической сделки, противоправности их действий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и, как следствие, — приводит к нарушению одной из сторон таможенных правил, с последующей юридической ответственностью.
В связи с этим автор разработал ряд предложений для совершенствования организационно-правового механизма привлечения юридических и физических лиц к ответственности за нарушение таможенных правил:
1) Необходимо выделить еще одну разновидность правонарушения — таможенное правонарушение. Так как некоторые виды ответственности дают основания для утверждения о наличии разновидности правонарушения, характерной только для таможенной деятельности;
2) Гармонизация нормативно-правовых актов для устранения коллизий норм права;
3) Установление стабильности в законодательстве РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция РФ;
- Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
- Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- Налоговый кодекс РФ (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ;
- Федерального закона №79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07. 2004 г.
- Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) 4804-1 от 15.04.93.
- Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ» от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ.
- Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2005. с.478.
- Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. М., 2004. с.149-150.
- Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Химичева Н.И. М.: Юристъ, 2005. с.303.
- Бякешев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право;учеб.пособие.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-184с.
- Тимошенко И.В. Квалификация таможенных правонарушений и ее основные особенности // Актуальные проблемы таможенного дела. Сборник научных трудов молодых ученых РТА. — М., 2002. Вып.1.
- Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2002.
- Малиновская В.М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (финансово-правовые аспекты): Дисс. канд. юрид. наук. — М., 2003.
- Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Административное принуждение: понятие, виды административного принуждения, процессуальное регулирование их применения: Учеб. пособие. — Воронеж, 2005.
- Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Ред. коллегия: Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. — М., 2005.
- Таможенное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция»/Под ред. И. Ш. Килясханова, А.П. Кизлыка.- 3-е издание, перераб. И доп.- М.: Юнити – Дана: Закон и право,2008.-223 с.
- Итоги деятельности правоохранительных подразделений ФТС России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/ www.customs.ru.
1 Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2005. с.478.