Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. Понятие правоотношения, его признаки5
2. Понятие административных правоотношений и их классификация10
Заключение18
Используемая литература и нормативный материал19
Выдержка из текста работы
Административно-правовые отношения являются разновидностью общественных отношений и возникают при функционировании механизма исполнительной власти, в связи с чем имеют свою специфику, которая заключается в том, что эти отношения строятся на принципах подчиненности. Кроме данного принципа административно-правовые отношения характеризуются еще рядом специфических признаков, среди которых можно выделить следующие:
— стороны в этих отношениях по правовому положению не равны, одна из сторон, т.е. орган исполнительной власти, приобретает статус административно-правовой;
— одной из сторон этих отношений является орган исполнительной власти, который наделен определенной властью в пределах своей компетенции и носит название субъекта управления, в отличие от противоположной стороны административных правоотношений (граждан, либо юридических лиц), которая правом субъекта управления не обладает;
— публично-правовой характер административных правоотношений, т.к. их регулирование обеспечивается непременно государственными средствами через органы исполнительной власти.
Данные отношения могут складываться без согласия одной стороны, т.к. всегда возникают по инициативе органа исполнительной власти, т.е. органа управления.
Таким образом, становится очевидным, что как многообразные общественные отношения, регулируемые нормами административного права, управленческие отношения подразделяются следующим образом:
— внутренние, представляющие собой отношения по поводу реализации исполнительной власти; их участниками являются должностные лица и подчиненные структурные звенья внутри системы исполнительной власти, например распределение в соответствии с инструкцией должностных обязанностей в системе исполнительной власти;
— внешние, представляющие собой непосредственное влияние органов исполнительной власти на физических и юридических лиц.
Если говорить о юридической природе управленческих отношений, то они (эти отношения) подразделяются на:
— отношения, в пределах которых воплощаются в жизнь непосредственно как функции и полномочия, так и задачи органов исполнительной власти;
— отношения, возникающие между субъектами законодательной и судебной (либо органов прокуратуры) властей (данный вид отношений носит название внутриорганизационных);
— отношения, в которых участниками с одной стороны становятся органы местного самоуправления, наделенные в рамках своей компетенции государственно-властными полномочиями;
— отношения, где с одной стороны их участниками становятся различные негосударственные формирования либо общественные организации, например их государственная регистрация.
Управленческие отношения могут возникать между:
— исполнительной властью и гражданами;
— исполнительными органами муниципальной власти и органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством;
— исполнительной властью и общественными объединениями или негосударственными формированиями;
— органами исполнительной власти, находящимися между собой в соподчинении, т.е. на основе принципа централизма — подчинение нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим;
— органами исполнительной власти, не подчиняющимися друг другу, например, между Государственным Комитетом и администрацией субъекта Федерации;
— органами исполнительной власти и подчиненными им государственными учреждениями или предприятиями (министерство и казенное предприятие).
Следует заметить, что в системе управленческих отношений всегда присутствует объект этих отношений собственно — это то, но поводу чего управленческие отношения возникают. Из сказанного становится очевидным, что непосредственно объектом управленческих отношений является поведение его участников, наполненное определенным содержанием.
Таким образам, можно сделать вывод о том, что административно-правовые отношения представляют собой управленческие общественные отношения, в которых обе стороны, участники этих отношений, являются носителями прав и обязанностей, регламентированных административно-правовыми нормами.
2. Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения многообразны, рассмотрим их конкретные виды:
— отношения, выражающие суть исполнительной власти, когда субъект или носитель исполнительной власти воздействует на других участников административно-правовых отношений посредством данной ему в рамках его компетенции власти. В качестве примера можно привести отношения, которые складываются между органами исполнительной власти и гражданами или органами исполнительной власти и общественными организациями или объединениями;
— вертикальные отношения, возникающие между сторонами, одна из которых находится в соподчинении у другой стороны, которая наделена в рамках своей компетенции властными полномочиями; если речь идет о вертикальных административно-правовых отношениях, значит, речь идет о юридическом неравенстве сторон, т.к. одна из сторон, не наделенная властными полномочиями, находится в юридической зависимости у стороны, такими полномочиями наделенной, т.е. у органа исполнительной власти;
— горизонтальные отношения, участники которых равноправны не только фактически, но и юридически. Следует запомнить, что горизонтальные административно-правовые отношения при необходимости могут перерастать в вертикальные, но не наоборот.
3. Субъекты административного права
Субъект административного права — это участник управленческих отношений, который наделенный определенными правами и обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью и способностью вступать в административно-правовые отношения в сфере государственного управления. Административному праву известны следующие виды субъектов:
— индивидуальные, к числу которых относятся как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и апатриды. Индивидуальными субъектами являются также и государственные служащие;
— коллективные — это различные государственные предприятия, учреждения и организации, а также государственные в лице таких общественных объединений, как различные партии, общественные движения, фонды, частные предприятия, различные коммерческие структуры. К числу государственных коллективных субъектов действующее законодательстве относит государственные органы исполнительной власти, а также различные государственные организации, предприятия и учреждения. И последнее, именно участие органов исполнительной власти в административно-правовых отношениях является их непосредственной юридической обязанностью, вытекающей из их права и дееспособности.
Главными составляющими административно-правового статуса субъектов административного права является административная правосубъектность.
Прежде чем вести разговор о том, что такое административная правосубъектность, следует обратиться к таким понятиям, как:
— административная правоспособность, представляющая собой возможность конкретного субъекта приобретать права и нести административно — правовые обязанности, а также нести ответственность юридического характера за свои поступки в области государственного управления;
— административная дееспособность представляет собой способность конкретного субъекта по реализации им административной правоспособности в процессе административно-правовых отношений.
Таким образом, административная правосубъектность представляет собой наличие у физических и юридических лиц в рамках действующего законодательства возможности быть участниками управленческих общественных отношений, регулируемых нормами административного права.
Если говорить об административной правоспособности граждан, то она появляется у каждого с момента рождениям, в то время как административная дееспособность — по достижении возраста 16-ти лет.
Что касается правоспособности органов исполнительной власти, а также должностных лиц, относящихся к разряду государственных служащих, то у этой категории субъектов общественных отношений административные правоспособность и дееспособность наступают с момента образования и закрепления компетенции органа или назначения на соответствующую государственную должность, т.е. одновременно.
административный правовой государственный управление
4. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений
Правовые отношения в сфере государственного управления возникают, изменяются и прекращаются лишь при наличии определенных условий:
1) при наличии определенного объекта правоотношения;
2) при наличии не менее чем двух право- и дееспособных субъектов, вступающих во взаимоотношения;
3) при наличии у этих субъектов взаимопересекающегося интереса по поводу объекта правоотношений;
4) при наличии нормы права, регулирующей данные отношения между сторонами;
5) наступление юридического факта.
В соответствии с действующим законодательством административные правоотношения могут возникать при наличии определенных условий, к числу которых следует отнести юридические факты, представляющие собой определенные обстоятельства, с помощью которых посредством правовой нормы возникают правовые отношения между сторонами.
К числу юридических фактов действующее законодательство относит, во первых, действия, являющиеся следствием конкретного волеизъявления субъекта, наделенного правом и дееспособностью, которые, в свою очередь, подразделяются на:
а) правомерные, соответствующие предъявляемым требованиям административного права (например, приказ должностного лица, являющегося руководителем учреждения или организации, о приеме на работу сотрудника);
6) неправомерные, нарушающие административно-правовые нормы, вызывающие дисциплинарные и административные правонарушения (например, прогул должностного лица); во-вторых, события, которые не зависят от волеизъявления конкретного лица (например, пожар, стихийное бедствие и пр.). В зависимости от времени действия события бывают долгосрочные и краткосрочные.
Литература
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая : учеб. / Р.Р. Алеулов [и др.]. — М. : ЦОКР МВД России, 2011.
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная : учеб. / О.И. Бекетов [и др.]. — М. : ЦОКР МВД России, 2011.
Административная ответственность: вопросы теории и практики / под ред. Н. Ю. Хаманевой — М. : ИГП РАН, 2009.
Административное право : учеб. для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах [и др.]. — М. : Норма, 2010.
Административное право : учеб. для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах [и др.]. — М. : Норма, 2012.
Административное право России в таблицах и схемах : учеб. пособие. / А.Н. Головистикова. — М. : ЭКСМО, 2012.
Административное право. В 2 ч. Ч. 1. : учеб. / Т.М. Занина [и др.]. — М. : ЦОКР МВД России, 2009.
Административное право. В 2 ч. Ч. 2. : учеб. / В.Б. Белорусов [и др.]. — М. : ЦОКР МВД России, 2009.
Административное право. Особенная часть / под ред. Э. Г.Липатова, Ю. Е. Чаннова. — М. : Ось-89, 2010.
Административно-процессуальное право : курс лекций. / Д. А. Газизов [и др.]. — М. : ЦОКР МВД России, 2011.
Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ / под ред. П.П. Серкова. — М. : НОРМА, 2010
Размещено на