Выдержка из текста работы
Актуальность. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями — это семья с особым статусом, проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большой занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, а также специфическим положением ребенка в семье.
Детская инвалидность — это проблема, волнующая государство и затрагивающая интересы всех слоев населения. Инвалиды составляют 10 % населения всего земного шара, из них 120 млн. детей и подростков. И далеко не каждый ребенок-инвалид воспитывается в семье. А семья для любого ребенка — это наиболее благоприятная среда, создающая оптимальные условия для его роста и развития, тем более это относится к ребенку с ограниченными возможностями. Родители этих «особых» детей переживают события, подчас неожиданные и долговременные, вызывающие сильные стрессы. Порой в таких семьях в отношении к ребенку проявляется жесткость, озлобленность. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с особым статусом своего ребенка (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказ помещать ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, многие родители не могут сами справиться с сопутствующими проблемами, к ним добавляются новые переживания и уже без специализированной помощи им просто не обойтись.
Работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, несомненно, способствует гуманизации общества, изменению его отношения к этой категории населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Особую важность при работе с данной категорией семей приобретает психосоциальная практика, целью которой является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей в адаптации к сложившимся условиям, связанным с особым статусом ребенка. В этом аспекте психосоциальная работа выполняет информационную, диагностическую, консультативную, коррекционную, посредническую и терапевтическую функции через индивидуальные и групповые формы оказания психосоциальной помощи.
Работа с семьями, где растет с ограниченными возможностями, — это сложный и многогранный процесс, требующий от профессионала понимания семьи как единого целого, отношения к родителям как к партнерам, изучения способа функционирования конкретной семьи, выработку индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Объект исследования — семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями.
Предмет — психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Цель курсовой работы — изучить психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Теоретически осмыслить детскую инвалидность и ее отражение в современном обществе;
2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. Рассмотреть периодизацию родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. Рассмотреть основы психологического диагностирования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
5. Изучить общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
6. Рассмотреть комплексную психолого-социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями и их семей.
Степень научной разработанности проблемы.
Общие вопросы теории и технологии социальной работы с семьей, с детьми и с инвалидами рассмотрены Павленком П.Д., Студеновой Е.Г., Фирсовым М.В., Холостовой Е.И. Павленок П.Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. — М., 2006; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. М., 2007; Фирсов М.В. Технология социальной работы [Текст]: Пособие для вузов / М.В. Фирсов. — М., 2007; Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие / Е.И. Холостова. — М.: 2004; Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М., 2001.
Вопросам психосоциальной работы с инвалидами, с детьми-инвалидами и с их семьями посвящены работы Гулиной М.А., Кочюнас Р., Сафоновой Л.В., Ткачевой В.В., Фирсова М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2002; Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — М.: Академический проект, 2005; Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для ВУЗов. / Л.В. Сафонова. — М.: ИЦ Акадения, 2006; Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. — М.: Книголюб. — 2007; Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. — М.: ИЦ Академия, 2009
Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, социальные аспекты реабилитации и адаптации инвалидов освящены в работах Акатова Л.И., Багаевой Г.Н., Безух С.М., Дементьевой Н.Ф., Исаевой Т.А., Камаева И.А., Ким Е.Н., Наберушкиной Э.К., Поздняковой М.А., Ткачевой В.В., Холостовой Е.И., Храпылиной Л.П., Ярской-Смирновой Е.Р. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие для вузов. М., 2003; Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под. ред. Безух С.М., Лебедева С.С. — СПб.:Речь, 2006; Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996; Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. М. 2003; Подготовка ребенка-инвалида к семейной жизни: научно-методическое пособие / под.общ. ред. Е.Р.Ярской-Смирновой. М., 2004; Камаев И. А., Позднякова М. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. — Н. Новгород, 2004; Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. — М.: УМК ‘Психология’, 2006. Холостова Е.И., Н.Ф.Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006; Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. Учебное пособие для вузов / Л.П. Храпылина — М., 2006; Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. — СПб., 2004.
В работе использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, анализ документов и вторичный анализ данных социологических исследований, статистический метод.
Структура работы: введение, две главы (каждая глава включает в себя 3 параграфа), заключение, глоссарий, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе
Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития.
До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, но в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о правах умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), где обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами.
Согласно Декларации о правах инвалидов, Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1975 г.), п. 1 «инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей».
С медицинской точки зрения Краткая медицинская энциклопедия: в 2 тт. / под ред. ак. В.И. Покровского. — 4-е изд. — М. Медицинская энциклопедия, 2001 — т. 1, «инвалидность — стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности либо значительное ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова — Изд. 3-е — М.: Академический Проект, 2007 — С.194, «инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, в ходе которой производится оценка состояния здоровья пациента и степени ограничения его жизнедеятельности. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
К детям-инвалидам относятся дети, имеющие «…значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем». УСТАНОВЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.help-patient.ru/social_protection/disablement/establishment/ Ребенок оказывается ограниченным к интеграции в обществе.
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным. Сегодня отмечается рост наследственной и врожденной патологии.
В структуре детской инвалидности преобладают: умственная отсталость, детский церебральный паралич, врожденные уродства и заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.
Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов. Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года, которые в 30-40 % случаев в последующем приводят к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы.
Многочисленные исследования показывают Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. — М.: Академия, 2008. — С. 65, что ведущими негативными факторами, способствующими рождению детей с патологией, являются: неблагополучная экология, шум, вибрация, физические излучения; воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития; неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения, недостаток кальция и ряда витаминов; нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение. Поэтому в современных условиях тщательное планирование и ведение беременности и родов — залог здорового потомства.
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с ограниченными возможностями. Иными словами, инвалидность, в том числе и детская инвалидность, — это проблема не одного человека, не одной семьи, и даже не части общества, а всего общества в целом. Причем детская и взрослая инвалидность — два принципиально разных явления. И отличие — в их реабилитации. Взрослая реабилитация — это восстановление утраченных возможностей, а детская — попытка дать ребенку те возможности, которых он с рождения не имел.
Инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. детей и подростков. В Российской Федерации проживает свыше 13 млн. людей, лишенных возможности вести полноценную жизнь, а из них более полумиллиона — дети Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/. Инвалиды детства в России составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов.
Государству и обществу всегда необходимо помнить, что инвалидность — не только один из показателей здоровья населения, но и индикатор социально-экономического благополучия страны. Но, к сожалению, в большинстве случаев весь груз проблем воспитания и социализации детей-инвалидов ложится на плечи их родителей…
Инвалиды составляют 10 % населения земного шара. В России проживает более 13 млн. людей, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Из них 545 тысяч человек — дети. К детям-инвалидам относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем. В структуре детской инвалидности преобладают: умственная отсталость, детский церебральный паралич, врожденные уродства и заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности.
Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими рождению детей с патологией, являются: экология, физические излучения, вредные воздействия производственных факторов, неполноценное питание беременной, нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение. Поэтому тщательное планирование и ведение беременности и родов — залог здорового потомства.
Детская инвалидность — одна из острейших проблем современного общества, так как инвалидность является не только показателем здоровья населения, но и отображает состояние экономического и социального благополучия страны. Ребенок с ограниченными возможностями — это проблема как отдельно взятой семьи, так и всего общества в целом. Если учитывать, что дети — наше будущее, то от того, какими будут наши дети, зависит и будущее всей страны.
1.2 Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семья для ребенка — основная среда материального и духовного обитания. Исследователи семьи определяют ее как основную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, привычки и отношения. В ней все взаимосвязано, она есть единое целое — единый биологический и психологический организм, единая система. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 123 с.
Согласно Семейному Кодексу РФ, «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей… Родители обязаны обеспечить получение детьми…образования… Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей… Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое … обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Семейный кодекс РФ, ст. 63, 65
Семья, как ближайшее окружение ребенка-инвалида, — главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, социализации, обучения, профориентации. По сути, для ребенка-инвалида семья — это весь мир, в котором он может остаться на всю жизнь.
Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью, больной ребенок требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физических затрат. Люди из семей этой категории становятся малообщительными, избирательными в общении, они сужают круг своих знакомых и ограничивают общение с родственниками. Это связано с состоянием ребенка, а также с личностными установками родителей. Ткачева. В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева // Дефектология. — 2002. — №1.
Мать всегда выступает для ребенка, как необходимый источник существования и, находясь с ней в эмоциональном контакте, ребенок полностью доверяет ей. Первично зарождается система «ребенок — мать», в которой ребенок выступает в качестве бурно развивающейся части, постепенно выделяющейся в самостоятельное образование; «образ мира» матери, являясь «образом мира» этой системы, постепенно и частично переходит в «образ мира» ребенка на основе общения и совместной деятельности. Стеценко А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни / А.П. Стеценко. — М.: ЧеРо, 2005. — 10 с.
Психологические исследования показывают, что у «особенных» детей психика развивается по тем же психологическим законам, что и у детей, которых мы называем нормальными. У первых те же духовные потребности, но их жизненная ситуация совершенно иная. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 135 с. В каждом обществе и в каждую эпоху существуют свои каноны красоты физического и духовного. Сейчас эти каноны строги, как никогда. По сравнению с такими нормами ребенок с ограниченными возможностями сегодня особенно проигрывает и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей [Текст] / Г.И. Бондаренко // Дефектология. — 1998. — №3. Появление такой психологической проблемы может возникнуть в связи с: социально-экономическим положением семьи, обусловленным уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами, общественным престижем, составом семьи, количеством детей в семье, от того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть ли бабушки и дедушки, каковы их качества и возможности; эмоциональной значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали, и т.д. Также важен возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда произошло несчастье, или когда родители заметили дефект. Рано возникший недостаток создает угрозу, прежде всего, интеллектуальному развитию, а более поздний — осложняет духовное и социальное становление.
Рождение ребенка с недостатками в развитии структурно деформирует семью. Большинство семей распадается, часть из них существует с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально — «ради ребенка», и только незначительное количество семей, преодолев кризис, сохраняет гармоничные отношения. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. — 2002. — №1.
К детям с нарушениями в развитии в семьях, как правило, предъявляются заниженные требования. Появляется гиперопека. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д. Возможно, появление и других неправильных стилей воспитания, таких как гипоопека, попустительство, вплоть до отвержения ребенка.
Таким образом, проблемы, которые возникают в процессе воспитания детей с нарушениями развития в семье, многообразны: социальные, экономические, психологические и другие. Семье сложно справиться с целым комплексом трудностей, связанных с воспитанием ребенка-инвалида. Поэтому необходима помощь специалистов: реабилитологов, педагогов, психологов, медиков, социальных работников и других узких специалистов, которые могут оказать помощь и поддержку, как родителям, так и детям в кризисных ситуациях.
По мнению Л.С. Выготского, существует и развивается не ребенок, а система «ребенок — взрослый», как совмещенная психологическая система. Взрослый относится к ребенку, как к социальному существу, соответственно и система задач, которые ставит взрослый перед ребенком, имеют социальную природу, решение которых возможно с помощью социальных средств. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5
В младшем возрасте детский коллектив становится важнейшим фактором социализации ребенка. Если ребенок, вследствие своего недостатка, не может войти по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе, тревога, чувство неполноценности. Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного «Я», своей общественной значимости. Кроме того, в среднем школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет, формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может быть им до конца не осознана.
Ещё одним фактором, обусловливающим положение ребенка с ограниченными возможностями в семье и обществе, является его индивидуальность. Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью. Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их контактах с ребенком. Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе. При этом существует опасность закрытия системы, в случае отсутствия активного взаимодействия ребенка со взрослым, через которого осуществляется выход в культуру, вследствие ограничения социальных контактов. И как результат, — неспособность к самореализации. Стеценко А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни / А.П. Стеценко. — М.: ЧеРо, 2005. — 156 с.
Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его основные психические потребности: потребность осознать собственное «Я» в системе общественных ценностей, приобретать жизненный опыт, потребность в опоре, поддержке, и, наконец, потребность перспективы будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от человека на протяжении всей его жизни. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей [Текст] / Г.И. Бондаренко // Дефектология. — 1998. — №3.
В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности, и т.п. Ребенок с ограниченными возможностями — тоже неиссякаемый источник стимулов, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Здесь больше чисто механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности гораздо меньше. Это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению.
Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, или, напротив, заставляет родителей чуть ли не силой добиваться понимания себя и ребенка.
Только по реакции окружения родители могут понять, что они не одиноки в своей беде. Специалисты должны внушать им, что их постигло отнюдь не несчастье, а всего лишь трудное испытание, которое при желании и настойчивости можно преодолеть. Родителям становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их усилия.
Проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье детей с нарушениями в развитии — это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями. Семья, как ближайшее окружение ребенка-инвалида, — главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, социализации, обучения, профориентации. По сути, для ребенка-инвалида семья — это весь мир, в котором он может остаться на всю жизнь.
Однако семья с «особым» ребенком испытывает ряд проблем. На психологическом уровне — это, в первую очередь, стресс, имеющий длительный и постоянный характер, который оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период, что обусловливается многими причинами:
психологическими особенностями личности самих родителей, комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей. Семья посвящает себя больному ребенку, родители зачастую склонны отрицать собственные проблемы, делая акцент на проблемы ребенка.
На социальном уровне семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин матери оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, или переходят чаще всего на надомную работу. Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Во многих случаях такие браки распадаются. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью.
Несомненно, родители инвалидов поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, или, напротив, заставляет родителей чуть ли не силой добиваться понимания себя и ребенка.
Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам, но все они требуют индивидуального подхода. В каждом ребенке — чудо, и мы ожидаем его! А чем гармоничнее семья, в которой воспитывается такой ребенок, чем она нравственно богаче, тем быстрее это чудо придет…
1.3 Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает целую серию кризисов, обусловленных субъективными и объективными причинами. При этом семьи, имеющую лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче.
По данным исследований, Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Смирнова И.Г. Дети с задержкой психического развития (Хрестоматия). Часть 1. Челябинск: ЧелГУ, 2001. — 32 с. появление в семье ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
1. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм. Первоначально испытанный глубокий шок требует значительного времени для выстраивания определенной психологической защиты и достижения родителями некоторой эмоциональной стабильности. Естественная первая реакция — шок — может длиться от недели до конца жизни: все зависит от способностей родителей справляться с психологическими травмами.
2. После испытанного шока, естественная реакция родителей — отрицание. Период такого негативизма и отрицания рассматривается как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. Отвергнуть саму возможность случившегося — первый путь достижения эмоционального равновесия: «Этого не может быть», «Это ошибка врача», «С кем угодно, но не с моим ребенком». Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.
3. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу, получившую название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, не утихающей боли от сознания неполноценности родного человека. Родителям следует обсудить и по возможности перераспределить обязанности «связанные с воспитанием больного ребенка и «взрослыми» делали вне дома. Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Изд. 3-е международное. — СПб.: Питер, 2001. — 201 с. Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Что может привести семью к разводу.
В этот период жизни семьи собственно диагноз становится фактом жизни. Чувство вины не покидает родителей. Вина — это чувство, с которым сталкивается любой родитель, когда с его ребенком что-то случается: «Я не досмотрел», «Я виноват, что это случилось». В ситуации генетически обусловленного заболевания возникают чувства вины за то, что именно ты передал своему ребенку это страшное заболевание. В некоторых случаях, чувство переживания вины может стать настолько непосильным, что самую вину человек перекладывает на плечи другого. Следствием проявления чувства вины ставится поиск подтверждения или опровержения диагноза. Начинаются нескончаемые гонки по всем возможным врачам, специалистам. Это попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех средств.
Специалисту, работающему с подобными семьями, необходимо учитывать то, что если реакция горя, печали, депрессии не осознается родителями, не проговаривается ими между собой, или с другими людьми, то она становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка. Запрет на переживание определенных чувств не решает проблемы. Неразрешенное эмоциональное напряжение рано или поздно дает о себе знать. Тогда его действие может стать сокрушительным.
4. Четвертая фаза — фаза зрелой адаптации характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Очень важно, чтобы члены семьи не стремились целиком и полностью подчинить свою жизнь жизни и развитию ребенка. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка.
Если в семье есть другие здоровые дети, они не должны ощущать полную заброшенность и недостаток родительского тепла и любви. Им приходится раньше взрослеть, выполнять больше обязанностей по дому, по уходу за больным братом или сестрой. Родителям следует учитывать, что у здоровых детей есть право на собственную личную жизнь и собственные интересы и контакты. У них должна быть возможность реализовать себя вне жестокой привязки к больному члену семьи.
Для того чтобы смягчить воздействие этих критических моментов на семью необходимо учитывать возрастные особенности развития ребенка и развития семейных отношений в эти периоды: важно помнить о том, что физическое, социальное и эмоциональное «существование» членов семьи взаимосвязано, и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних родственников, это моментально вызывает изменения в жизни других. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает целую серию кризисов, обусловленных субъективными и объективными причинами. Появление в семье «особого» ребенка неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
1. Состояние шока, растерянности, беспомощности, страха. Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности.
2. После испытанного шока, естественная реакция родителей — отрицание. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. По мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.
3. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Это может привести семью к разводу.
4. Появление зрелой адаптации, которая характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовностью активно решать проблемы с ориентацией на будущее. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка.
При этом семьи, имеющую лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей и не проведя психологического диагностирования семьи.
В рамках диагностического этапа осуществляется Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. — М.: УМК ‘Психология’, 2006. — 10-12 с.:
1. психологическое изучение ребенка;
2. психологическое изучение родителей и членов семьи ребенка;
3. психологическое изучение социального окружения семьи ребенка и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
В процедуре психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями в развитии используются традиционные методы: наблюдение, беседа, эксперимент.
Оценивая качество внутрисемейных взаимоотношений в процессе наблюдения за ребенком, учитываются следующие параметры его познавательной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер, а именно:
— стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи или отсутствие у него такой потребности;
— стремление ребенка к контакту со сверстниками, членами семьи (братьями, сестрами) или отсутствие у него такой потребности;
— преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
— ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
— особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
— особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
— наличие переживаний из-за дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
Одновременно осуществляется наблюдение за родителями детей. При этом учитываются следующие параметры:
— стремление установить со специалистом взаимодействие для разрешения проблем ребенка или отсутствие такой потребности;
— стремление расширить свой кругозор, получить педагогические знания по вопросам воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья или отсутствие такой потребности;
— стремление к установлению адекватных контактов с ребенком и с другими близкими или отсутствие такой потребности;
— особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
— выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный).
При изучении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей.
Беседа как диагностический метод может использоваться как при изучении детей, так и взрослых. Она может иметь несколько этапов. Во вступительной части беседы с ребенком или его близкими устанавливаются доверительные отношения, а также определяются проблемы, которые их волнуют. В основной части беседы, проводимой с родителями, обсуждаются заявленные ими проблемы. Конечная цель беседы предполагает изменение или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя в отношении к дефекту ребенка. Поэтому процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы при обсуждении особо значимых для родителя тем, сформировать в его сознании позицию принятия проблем ребенка и потребность в их разрешении. В беседах «Жизнь даётся один раз», «Дом, в котором я живу», «Беда может случиться с каждым», «Право на семью», направленных на изучение проблем семьи, раскрываются особенности взаимоотношений ребенка с близкими лицами, его приоритеты в контактах.
Для изучения особенностей взаимоотношений ребенка с родителями и другими субъектами внешнего мира используются разнообразные формализованные и проективные методики: «Фильм-тест» Р. Жиля; «Семейный тест отношений» Дж. Антони и Е. Бине, фрустрационный тест С.Розенцвейга (детский вариант), «Чернильные пятна» Г. Роршаха, «Детский апперцептивный тест — САТ» Л. Беллака, рисуночные тесты («Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок человека», рисунок «Дом, дерево, человек», «Рисунок несуществующего животного»); «Два дома» И. Вандвик и П. Экбланд, «Лесенка» Т.Д.Марцинковской. Современные образовательные технологии. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Райш О.М [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.osobyirebenok.ru/Articles.php?articlecategoryid=6
Выбор диагностического инструментария зависит от целей, поставленных в исследовании, от заданных характеристик самого теста, возрастных возможностей детей и предпочтений специалиста. Для комплексной оценки особенностей личности ребенка и межличностных отношений важно также использовать несколько методик. В случае необходимости отдельные методики могут модифицироваться и адаптироваться в связи с изучаемыми характеристиками детей.
Важно правильно подобрать диагностические методики, а затем с использованием качественно-количественных критериев проанализировать полученные результаты.
В процессе аналитической обработки данных важно установить: предпочтения, интересы, круг общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; полноценность или недостаточность эмоционально-теплых отношений родителей с ребенком.
Обобщение результатов психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями должно содержать следующие аспекты: описание характера взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, избранные родителями, а также причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка.
С данными, полученными в результате диагностического изучения проблем семьи ребенка с ограниченными возможностями, должны быть ознакомлены специалисты (логопед, дефектолог, воспитатель), осуществляющие с ребенком коррекционную работу. Эта информация должна быть использована специалистами с целью установления сотрудничества учреждения с семьей ребенка с ограниченными возможностями, для нейтрализации личностных переживаний родителей, связанных с дефектом ребенка, а самое главное, для коррекции психических нарушений и личностных особенностей ребенка и создания благоприятной внутрисемейной среды для его оптимального развития.
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей и не проведя психологического диагностирования семьи. В рамках диагностического этапа осуществляется:
1. психологическое изучение ребенка;
2. психологическое изучение родителей и членов семьи ребенка;
3. психологическое изучение социального окружения семьи ребенка и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
В процедуре психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями в развитии используются традиционные методы: наблюдение, беседа, эксперимент. При изучении семьи с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. Беседа как диагностический метод может использоваться как при изучении детей, так и взрослых. Конечная цель беседы предполагает изменение или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя в отношении к дефекту ребенка. Для изучения особенностей взаимоотношений ребенка с родителями и другими субъектами внешнего мира используются разнообразные формализованные и проективные методики: «Фильм-тест» Р. Жиля; «Семейный тест отношений» Дж. Антони и Е. Бине, фрустрационный тест С.Розенцвейга (детский вариант), рисуночные тесты и т.д.
Важно правильно подобрать диагностические методики, а затем с использованием качественно-количественных критериев проанализировать полученные результаты, чтобы потом разработать наиболее оптимальную и эффективную стратегию работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
2.2 Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации.
Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) — индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование.
Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа — создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап — обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.
Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза. Выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я». Родители чувствуют себя беспомощными. Задача специалиста — помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить о тех их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше. Каждого члена семьи просят открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него. Специалист поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, поможет снизить чувство тревоги.
Неэффективность лечения «особого» ребенка порождает у родителей чувство разочарования. Успешность принятия членами семьи их образа жизни определяется степенью дифференцирования их «я» от других. Каждому предлагается определить, какое влияние лично на него оказывает диагноз о неизлечимости ребенка. В случае необходимости специалист помогает членам семьи освоить новые роли и взять на себя новые обязанности для улучшения функционирования семьи. Он может помочь родственникам примириться со сниженными возможностями ребенка, поможет выявить причины своего гнева и беспомощности.
Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включающих: учет степени готовности к сотрудничеству и учет вариативных форм групповой работы.
Программа групповой работы может включать в себя различные приемы: тренинги с элементами арттерапии, с элементами телесно-ориентированной терапии, методы «песочной терапии», игровой терапии, тренинги ситуаций и т.д.
Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса — установление доверительных отношений. Самым сложным процессом должно быть снятие тревоги и страха отвержения. Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство одиночества.
Для полного раскрытия самосознания участнику необходима поддержка всей группы. Эту поддержку вначале организует специалист, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью. Родители, находящиеся в стадии «хронической печали», в стремлении выразить поддержку другому члену группы очень часто отражают свое эмоциональное состояние, а именно — неуверенность, тревогу.
На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей». Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства.
Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. И ребенку в свою очередь было бы хорошо знать о тех чувствах, которые переполняют души родителей. Прежде всего, открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи.
Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие — трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Родителям, постоянно находящимся в депрессии, очень трудно выразить свои чувства и мысли. Осознать собственные чувства поможет готовность члена группы пережить радость общения с такими же людьми. Цель специалиста — создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению родителей, к сплоченности группы.
Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Ведь дети и подростки иначе воспринимают проблемы, у них возникают определенные страхи и опасения, с которыми нужно поделиться. Не всегда такого рода встречи должны проходить с родителями, важно знать, что подобные затруднения испытывают не только они.
Родственники и друзья семьи могут принимать или не принимать особое состояние больного ребенка — это их право. Главное, что семья, где есть «особый» ребенок постаралась сама не разрушить семейные связи, не разорвать дружеские отношения со своими старыми знакомыми. Кто знает, может быть, разговор по душам со старым знакомым сможет облегчить решение какой-то вдруг возникшей конкретной проблемы.
Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная задача психологического просвещения — обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка. Психологическое просвещение — это групповая форма работы, поэтому участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций.
Приступая к работе, особое внимание необходимо уделить формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки.
Форма работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) — индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза.
Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включающих: учет степени готовности к сотрудничеству и учет вариативных форм групповой работы. Программа групповой работы может включать в себя различные приемы: тренинги с элементами арттерапии, с элементами телесно-ориентированной терапии, супервизия, методы «песочной терапии», игровой терапии, тренинги ситуаций, использование видеозаписей, иллюстрирующих те или иные приемы работы и т.д. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя.
Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Ведь дети и подростки иначе воспринимают проблемы, у них возникают определенные страхи и опасения, с которыми нужно поделиться.
Использование психологического просвещения как групповой формы работы поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помочь осознать собственные возможности решения проблем, освоить навыки коммуникаций.
Приступая к работе, особое внимание необходимо уделить формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки.
2.3 Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей
Одним из важнейших элементов работы с людьми с ограниченными возможностями является их реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Исходя из этого, комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна проводиться на всех этапах специализированной помощи, при этом объектом реабилитации является вся семья в целом, включая ребенка-инвалида, его родителей, братьев и сестер, без чего невозможна эффективная социальная интеграция ребенка-инвалида. socialforum.ru. Опыт организации социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://socialforum.ru/zhurnal/article/474/
Травматичные для семьи медико-социальные и психологические последствия диагноза ребенка-инвалида и его лечения возможно устранить при помощи комплексной системы реабилитации, которая базируется на совмещении медицинской стратегии восстановительного лечения и стратегии психолого-социальной реабилитации ребенка и его семьи с привлечением образовательных, культурных, спортивных и других учреждений. Таким образом, формируется единое реабилитационное пространство, в структуру которого должны включаться специализированные отделения многопрофильных детских больниц, центры восстановительного лечения, профильные реабилитационные центры, санатории, учреждения дополнительного образования, летние реабилитационные лагеря.
Как правило, комплексная психолого-социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей обеспечивается мультидисциплинарной командой, в которую входят психолог, психотерапевт, арттерапевт, социальный работник, врач-реабилитолог, педагог дополнительного образования. Основными принципами работы команды являются:
1) постоянная работа с ребенком-инвалидом и семьей;
2) согласованность действий;
3) периодическая супервизия.
Специалист социальной работы является ключевой фигурой: он проводит диагностику проблем и составляет социальный портрет семьи, планирует и координирует работу специалистов с семьей, выбирая оптимальные пути выхода семьи из кризиса. Психолог и психотерапевт осуществляют психотерапевтическое сопровождение, направленное на улучшение адаптации ребенка и семьи: снижение стресса, работа со страхами, сопровождение. Методы работы: семейное консультирование, индивидуальная психотерапия, арттерапия (клоунотерапия, сказкотерапия, игротерапия и пр.). Образовательная программа осуществляется арттерапевтом и педагогом дополнительного образования, которые организуют творческие мастерские, кукольный театр, конкурсы, выставки творческих работ, праздники и концерты. Так решается целый комплекс задач, направленных на адаптацию семьи и повышение качества. Важным аспектом работы, направленной на психолого-социальную реабилитацию, является организация по месту пребывания ребенка-инвалида Интернета, задачами которого являются не только обеспечение непрерывного учебного процесса, но и общение между детьми-инвалидами, между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями (форумы, конференции), а также, что особенно важно, укрепление веры в выздоровление.
Новой для России, но очень эффективной технологией психолого-социальной реабилитации является реабилитационный лагерь. Его основная задача, помимо оздоровительного отдыха — социализация детей-инвалидов и сиблингов путем включения их в совместную творческую и игровую деятельность. Жизнь в лагере дает многим детям возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, то есть создает условия для преодоления социальной депривации. Здесь также формируется коллектив специалистов, специфика работы которого основывается на безусловном принятии каждого ребенка. Программа базируется на работе арттерапевтических мастерских. Важными структурными элементами программы являются экологические занятия; занятия, формирующие понятия об этике отношений, навыки здорового образа жизни; занятия по гуманитарным предметам (истории, литературе, английскому языку, истории культуры и др.); а также культурно-развлекательные мероприятия: викторины, игры, конкурсы, экскурсии. Большое место в программе отводится физкультурно-рекреационной деятельности: спортивные игры, спартакиады, походы. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми, тренинги общения, командообразующие игры. Эта работа направлена на коррекцию детско-детских и детско-родительских отношений, снижение агрессии, избавление от страхов и пр. Таким образом, в лагере решаются проблемы психолого-социальной реабилитации: восстановление коммуникативных навыков, повышение самооценки, снижение тревожности, стимулирование познавательной активности, снижение родительской гиперопеки, устранение девиаций поведения, приобретение опыта жизни в разновозрастном коллективе.
Одним из важнейших элементов работы с людьми с ограниченными возможностями является их реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Исходя из этого, комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна проводиться на всех этапах специализированной помощи, при этом объектом реабилитации является вся семья в целом, включая ребенка-инвалида, его родителей, братьев и сестер, без чего невозможна эффективная социальная интеграция ребенка-инвалида.
Комплексная система реабилитации базируется на совмещении медицинской стратегии восстановительного лечения и стратегии психолого-социальной реабилитации ребенка и его семьи с привлечением образовательных, культурных, спортивных и других учреждений. Как правило, комплексная психолого-социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей обеспечивается мультидисциплинарной командой, в которую входят психолог, психотерапевт, арттерапевт, социальный работник, врач-реабилитолог, педагог дополнительного образования. Основными принципами работы команды являются: 1) постоянная работа с ребенком-инвалидом и семьей;
2) согласованность действий;
3) периодическая супервизия.
Важным аспектом работы, направленной на психолого-социальную реабилитацию, является организация по месту пребывания ребенка-инвалида Интернета, задачами которого являются не только обеспечение непрерывного учебного процесса, но и общение между детьми-инвалидами, между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями (форумы, конференции), а также укрепление веры в выздоровление.
Новой для России, но очень эффективной технологией психолого-социальной реабилитации является реабилитационный лагерь. Его основная задача, помимо оздоровительного отдыха — социализация детей-инвалидов и сиблингов путем включения их в совместную творческую и игровую деятельность. Программа лагеря базируется на работе арттерапевтических мастерских, экологических, этических занятиях, занятиях по гуманитарным предметам, а также культурно-развлекательных мероприятиях (викторины, игры, конкурсы, экскурсии, спортивные игры, спартакиады, походы, тренинги общения). Жизнь в лагере дает многим детям возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, то есть создает условия для преодоления социальной депривации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская инвалидность — одна из острейших проблем современного общества, так как инвалидность является не только показателем здоровья населения, но и отображает состояние экономического и социального благополучия страны. Ребенок с ограниченными возможностями — это проблема как отдельно взятой семьи, так и всего общества в целом. Если учитывать, что дети — наше будущее, то от того, какими будут наши дети, зависит и будущее всей страны.
Проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье детей с нарушениями в развитии — это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями. Семья, как ближайшее окружение ребенка-инвалида, — главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, социализации, обучения, профориентации. По сути, для ребенка-инвалида семья — это весь мир, в котором он может остаться на всю жизнь.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями — это семья с особым статусом, проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большой занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, а также специфическим положением ребенка в семье. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем. Некоторые из них, в первую очередь это касается матерей, снижают свой профессиональный статус и переходят на неквалифицированную работу, позволяющую находиться рядом с больным ребенком, другие, вообще, отказываются от социальной деятельности.
Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, переживает целую серию кризисов, обусловленных субъективными и объективными причинами. Появление в семье «особого» ребенка неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
1. Состояние шока, растерянности, беспомощности, страха. Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности.
2. После испытанного шока, естественная реакция родителей — отрицание. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. По мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.
3. Депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Это может привести семью к разводу.
4. Появление зрелой адаптации, которая характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовностью активно решать проблемы с ориентацией на будущее. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка.
При этом семьи, имеющую лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.
Работа с семьями, где растет с ограниченными возможностями, — это сложный и многогранный процесс, требующий от профессионала понимания семьи как единого целого, отношения к родителям как к партнерам, изучения способа функционирования конкретной семьи, выработку индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Особую важность при работе с данной категорией семей приобретает психосоциальная практика, целью которой является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей в адаптации к сложившимся условиям, связанным с особым статусом ребенка. В этом аспекте психосоциальная работа выполняет информационную, диагностическую, консультативную, коррекционную, посредническую и терапевтическую функции через индивидуальные и групповые формы оказания психосоциальной помощи.
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей и не проведя психологического диагностирования семьи. В рамках диагностического этапа осуществляется:
1. психологическое изучение ребенка;
2. психологическое изучение родителей и членов семьи;
3. психологическое изучение социального окружения семьи ребенка и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
В процедуре психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями в развитии используются традиционные методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Крайне важно правильно подобрать диагностические методики, а затем с использованием качественно-количественных критериев проанализировать полученные результаты, чтобы потом разработать наиболее оптимальную и эффективную стратегию работы.
Форма работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) — индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза.
Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включающих: учет степени готовности к сотрудничеству и учет вариативных форм групповой работы. Программа групповой работы может включать в себя различные приемы: тренинги с элементами арттерапии, с элементами телесно-ориентированной терапии, супервизия, методы «песочной терапии», игровой терапии, тренинги ситуаций, использование видеозаписей, иллюстрирующих те или иные приемы работы и т.д. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Использование психологического просвещения как групповой формы работы поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия.
Одним из важнейших элементов работы с людьми с ограниченными возможностями является их реабилитация. Наиболее эффективной считается комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, которая должна проводиться на всех этапах специализированной помощи, при этом объектом реабилитации является вся семья в целом, включая ребенка-инвалида, его родителей, братьев и сестер, без чего невозможна эффективная социальная интеграция ребенка-инвалида.
Комплексная система реабилитации базируется на совмещении медицинской стратегии восстановительного лечения и стратегии психолого-социальной реабилитации ребенка и его семьи с привлечением образовательных, культурных, спортивных и других учреждений. Как правило, комплексная психолого-социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей обеспечивается мультидисциплинарной командой, в которую входят психолог, психотерапевт, арттерапевт, социальный работник, врач-реабилитолог, педагог дополнительного образования.
Важным аспектом работы, направленной на психолого-социальную реабилитацию, является организация по месту пребывания ребенка-инвалида Интернета, задачами которого являются не только обеспечение непрерывного учебного процесса, но и общение между детьми-инвалидами, между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями (форумы, конференции), а также укрепление веры в выздоровление.
Новой для России, но очень эффективной технологией психолого-социальной реабилитации является реабилитационный лагерь. Его основная задача, помимо оздоровительного отдыха, — социализация детей-инвалидов и сиблингов путем включения их в совместную творческую и игровую деятельность. Программа лагеря базируется на работе арттерапевтических мастерских, экологических, этических занятиях, занятиях по гуманитарным предметам, а также культурно-развлекательных мероприятиях (викторины, игры, конкурсы, экскурсии, спортивные игры, спартакиады, походы, тренинги общения). Жизнь в лагере дает многим детям возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, то есть создает условия для преодоления социальной депривации.
Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам, но все они требуют индивидуального подхода. В каждом ребенке — чудо, и мы ожидаем его! А чем гармоничнее семья, в которой воспитывается такой ребенок, чем она нравственно богаче, тем быстрее это чудо придет…
ГЛОССАРИЙ
Арттерапия* — направление психотерапии, основанное на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в разыгрывание несвойственной ему роли.
Гиперопека (гиперпротекция)** — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности.
Гипоопека (гипопротекция)** — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы.
Депривация* — (от лат. deprivatio — потеря, лишение) психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие «депривация» в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию «фрустрация». Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием «социальная депривация», является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом.
Инвалид (лицо с ограниченными возможностями)*** — (от лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.
Комплекс неполноценности**** — одно из основных понятий «индивидуальной психологии» Выступает предпосылкой человеческих неврозов, формирующееся в раннем детстве болезненное чувство собственной ущербности и никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть.
Медико-социальная экспертиза*** — один из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения.
Ребенок с ограниченными возможностями (ребенок-инвалид)*** — ребенок, имеющий значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем.
Реабилитация инвалидов*** — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реинтеграция**** — воспоминание или восстановление того или иного опыта или события полностью с помощью переживания одного из его аспектов (от лат. Re — повтор + Integratio — восстановление).
Семья** — социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Социальная дезадаптация*** — нарушение жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения.
Социальная интеграция**** — (лат. integratio — восстановление, восполнение, integer — целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.; процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и управления, выработки обществом единой идеологии.
Супервизия***** — процесс интеракций, главная цель которого в том, чтобы один человек (супервизор) общался с другим человеком (супервизируемым), чтобы помочь ему более эффективно оказывать помощь другим людям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Декларация о правах инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1975г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/family/. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Смирнова И.Г. Дети с задержкой психического развития (Хрестоматия). Часть 1. Челябинск: ЧелГУ, 2001.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. — М.: Академия, 2008.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5
Дж. Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Изд. 3-е международное. — СПб.: Питер, 2001.
Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для ВУЗов. / Л.В. Сафонова. — М.: ИЦ Академия, 2006.
Стеценко А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни / А.П. Стеценко. — М.: ЧеРо, 2005.
Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. — М.: Книголюб, 2007.
Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. — М.: УМК «Психология», 2006.
Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова — Изд. 3-е — М.: Академический Проект, 2007.
Фирсов М.В. Технология социальной работы [Текст]: Пособие для вузов / М.В. Фирсов. — М.: Академический Проект, 2007.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. — М.: ИЦ Академия, 2009.
Цыганова Е.С., Букарев М.А. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] // Вестник Филиала РГСУ в г. Красноярске, 2007.
Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект, 2007.
Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под. ред. Безух С.М., Лебедева С.С. — СПб.: Речь, 2006.
Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей [Текст] / Г.И. Бондаренко // Дефектология. — 1998. — №3.
Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. — 2002. — о №1.
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007.
Краткая медицинская энциклопедия: в 2 тт. / под ред. ак. В.И. Покровского. — 4-е изд. — М. Медицинская энциклопедия, 2001 — т. 1
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/ — Загл. с экрана. — Яз. рус.
socialforum.ru. Опыт организации социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://socialforum.ru/zhurnal/article/474/ — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Современные образовательные технологии. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Райш О.М [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.osobyirebenok.ru/Articles.php?articlecategoryid=6 — Загл. с экрана. — Яз. рус.
УСТАНОВЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.help-patient.ru/social_protection/disablement/establishment/- Загл. с экрана. — Яз. рус.
Cоцработник — статьи и книги по социальной работе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://soc-work.ru/
invak.info Проект благотворительного фонда развития компьтерных и информационных технологий для инвалидов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://invak.info/content/view/7646/54/ — Загл. с экрана. — Яз. рус.
Размещено на