Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ ПЕРЕВОДА
Н.А.МЕЩЕНСКОГО……………………………………………………………………5
1.1. Использование историзмов………………………………………………………..5
1.2. Использование архаизмов………………………………………………………….6
1.3. Общая характеристика использования устаревшей лексики……………………9
2. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ ПЕРЕВОДА
Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО…………………………………………………………………..11
2.1. Использование историзмов………………………………………………………..11
2.2. Использование архаизмов…………………………………………………………13
2.3. Общая характеристика использования устаревшей лексики……………………15
3. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ ПЕРЕВОДА
В.А.ЖУКОВСКОГО……………………………………………………………………17
3.1. Использование историзмов………………………………………………………..17
3.2. Использование архаизмов…………………………………………………………18
3.3. Общая характеристика использования устаревшей лексики……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………24
Выдержка из текста работы
«Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. «Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси.
Больше восьми столетий прошло с того времени, когда было написано это произведение, но оно не перестает волновать нас поэтической красотой, своим благородным высокогуманным и патриотическим содержанием, свежестью и неповторимостью. И хотя «Слово» посвящено изображению только одного, к тому же, неудачного набега Игоря Святославовича на половцев в мае 1185 года, предметом его постоянного внимания стали события целого столетия — важнейшей вехи древнерусской истории. Наряду с другими памятниками культуры — летописями и былинами — оно расширяет наши представления о сложной и напряженной жизни славян в период феодальной раздробленности, о высоком уровне культуры древней Руси и является общим наследием трех народов — русского, украинского и белорусского.
Повесть Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» впервые была опубликована в журнале «Наш современник» (1977 год). Отвечая на анкету «Литературной России» «Кто над чем работает», Е.И.Носов говорил: «Пишу повесть о войне. Уточнять трудно. Скажу только, что о войне написано много, и мне бы хотелось углубить эту тему, исследовать солдатскую психологию».
Актуальность темы:
Несмотря на то, что «Слову» уже более восьми столетий, а повесть «Усвятские шлемоносцы» была написана сравнительно недавно, тема Родины, затронутая в обоих произведениях, актуальна до сих пор. Не случайно Е.И. Носов дает в качестве эпиграфа к своей повести строки из «Слова»: «И по Русской земле тогда Редко пахари перекликалися, Но часто граяли враны».
Цель исследования — изучить особенности изображения образа Родины в «Слове» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».
Объектом исследования выступают: «Слово о полку Игореве» и повесть Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».
Предметом исследования является изображение Родины в двух произведениях.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
— выявить круг литературных источников, посвященных исследованию «Слова о полку Игореве» и повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы», и проанализировать их;
— сравнить главных героев двух произведений;
— изучить периоды истории, описанные в произведениях;
— рассмотреть историческую обусловленность изображенного в произведениях.
Гипотеза:
Е.И. Носов в своем произведении отталкивался от идей, прозвучавших в «Слове о полку Игореве». Он развивает основные мысли «Слова» и приходит к собственному выводу, что «война чужда человеку вообще».
Глава 1. Обзор литературы, изученной по теме
Для работы над данным исследованием были подробно изучены анализируемые тексты. Помимо этого, были рассмотрены некоторые работы Лихачева Д.С., а именно «Слово о полку Игореве: историко-литературный очерк», «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы», «Человек в литературе древней Руси», а также произведения других авторов, таких как Солженицын, Бондаренко и других. На основе этих работ был произведен анализ двух произведений, высказана гипотеза и предложены выводы по этой гипотезе.
Глава 2. Человек-пахарь и человек-солдат перед лицом Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»
Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.
В первой части «Слова о полку Игореве» описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».
С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, но они только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего.
На утро сама природа предвещает тяжелую развязку:
«Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра» Слово о полку Игореве. — М.: Изд-во «Олимп», Изд-во «АСТ», 2001. — 272 с.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».
Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.
Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.
Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О река. Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.
Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слова о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
Итак, с начала и до конца события в «Слове» развертываются на широком фоне природы, конкретной природы Донецких степей, с их растительным и животным миром. Именно эта природа во всей ее реальности и ставится автором в органическую связь с настроениями и поведением героев, когда он — „по фольклорному“ показывает ее сочувствующей, помогающей, когда он из мира этой реальной природы берет образы для символического и метафорического выражения своего отношения и к действующим лицам, и к событиям. Реалистическое и метафорическое в картинах природы органически слито, и все вместе составляет неразрывное единство с собственно сюжетной линией повествования. Оттого природа в «Слове» глубоко лирична, пейзаж в его реальном и метафорическом осмыслении представляет не самоцель в художественном языке автора, а средство поэтического выражения авторской оценки, авторского отношения к теме. В этом своеобразие автора „Слова“ как художника, поставившего себе ту же задачу, какую ставит фольклор, рисуя жизнь человека и природы как единое целое.
Трудно решить, насколько в этом выражении автором «Слова» единства между жизнью человека и окружающей его природы отразились пережитки веры в действительную способность природы активно вмешиваться в жизнь человека. Если даже он и разделял эту веру, то все же нельзя не признать, что на основе ее он создал целую художественную систему, пронизав все свое изложение элементами одушевленного пейзажа. И в этом его отличие от ограниченно применяющего пейзажные образы народного поэта.
Внутреннее родство «Слова» с фольклором и в том, что автор отказался от философии истории господствовавшего мировоззрения. Историческую тему он развивает так, как делал это, вероятно, и Боян, т.е. вне оценки ее с точки зрения феодализированного христианства. И сделал он это не потому, что был вполне «язычником»: он хорошо, конечно, помнил языческих «богов» своих предков; Всеслава Полоцкого он представил наделенным особыми способностями кудесника — князь «вещий» не отказался, видимо, от веры в заклинания, на принципе которых построил поэтический плач Ярославны, — и все же в конце концов он направил князя Игоря благодарить за благополучный побег к «богородице Пирогощей». Но задачей автора было не морализировать, а разбудить героические настроения у возможных защитников Русской земли. Он апеллирует не к «страху божьему» у своих героев, а к их воинским доблестям, с одной стороны, и к сочувствию трудовому народу, — с другой. Он предупреждает занятых «которами» и «усобицами» князей не о том, что на них обрушится «гнев божий» и кара после смерти, а о том, что сейчас «стонет Русская земля». Он зовет не к покаянию и смирению, а к активной борьбе. Отсюда эпическая идеализация «храбрых русичей», сближающая их с богатырями устного героического эпоса, гиперболическое изображение воинских картин и лирическая окраска русской природы, принимающей участие в судьбе Русской земли вместе с людьми; как в народной лирике и в эпосе, она охраняет героя, борется с его врагами и живет общими с ним настроениями.
«Усвятские шлемоносцы» — это повесть о десяти днях жизни обыкновенного русского села Усвяты с момента объявления войны. О психологической перестройке и внутренней мобилизации духовных сил народа, врасплох застигнутого страшным, противоестественным и ошеломляющим известием. О людях, обживших свой край до каждого камешка и клочка угодий, ухоженных не одним поколением крестьян. О людях, буквально сросшихся с неизменностью и незыблемостью не ими еще установленного жизненного уклада — с обязательным севом по весне, раздольной косьбой в начале лета, уборкой урожая по осени. Никто из них не хотел ничего более, как только достойно прожить и умереть на этой земле, ставшей для каждого и родиной, и всем белым светом — не в метафорическом, а в самом прямом и настоящем смысле.
Народ — глубоко миролюбивый, семейственный, основательный в устройстве домашнего очага, постоянный в трудовых занятиях, не любящий изменять однажды выбранному местожительству и сложившемуся укладу, — как такой народ способен возвыситься от любви к своему гнезду до страдания за Родину? Наша литература — может быть, начиная со «Слова о полку Игореве», — задумывалась над этой психологической особенностью народного характера, однако, кажется, современные писатели специально еще не задавались вопросом: сколь непрост и тяжек для народа переход от мирной нивы к полю брани, от косы к оружию, от семьи к защите Отечества? Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. В чистом поле…: рассказы, повести / Е.И. Носов; вступ. ст. и примеч. В. Васильева. — М. : Сов. Россия, 1983. С. 21
Исследованию этого вопроса, сама постановка которого уже подсказывает путь к глубокому, не поверхностному осмыслению идей патриотизма и подвига, и посвящена повесть Е.И. Носова. И именно в этом смысле об «Усвятских шлемоносцах» можно и нужно говорить как о художественном открытии и произведении новаторском в современной литературе.
Наиболее обстоятельно об идейно-художественном содержании повести, ее жизненной основе, а также о первоначальном замысле «Усвятских шлемоносцев» Е.И. Носов рассказал в беседе с В. Помазневой Касьян — и пахарь, и солдат. — Лит. газ., 1977, 6 апреля: «Повесть… даже не о войне как таковой, не о боях, не о баталиях, а лишь о том, как весть о ней пришла в глубинное русское село и как люди привыкали к мысли, что нужно оставить свои пашни, сенокос, поле, своих близких и идти на защиту родной земли».
От момента, когда человек должен был оставить плуг, до момента, когда необходимость заставила его взяться за винтовку, большая дистанция. Дистанция психологического характера, связанная с мучительной ломкой устоявшихся представлений, привычек, вживанием в навалившуюся беду, перевоплощением пахаря в солдата. Вот о сложном состоянии перевоплощения, о десяти днях начала войны и написана повесть.
Название «Усвятские шлемоносцы» выбрано не случайно. Поначалу это название может вызвать у читателей определенный внутренний протест.
Но ведь и слово «война» сразу как-то не воспринимается, потому что чуждо человеку. Его тоже надо осознать, к нему тоже надо привыкать, как к ношению шлема, каски.
Повесть весьма проста по сюжету. И никаких особых событий в ней не происходит — просто уходят из села новобранцы. Очень объективная хроника, очень медленное развитие событий.
Главный герой повести — народ. А олицетворяют его в данном случае жители села Усвяты. Имеется в повести и главное действующее лицо — крестьянин Касьян Тимофеевич… Это человек средних лет. И в повести показано, что он теряет в связи с войной.
Главное в повести не сам герой, а идея защиты Родины. Этой идее подчинено все. У главного героя вообще нет фамилии, потому что она была не нужна. Но имя здесь не случайно. Касьян означает «носящий шлем». В облике «Усвят» проглядывает… в общих чертах, деревня самого Носова.
Главная мысль Е.И. Носова: война чужда человеку вообще. Советскому народу, пережившему ужасы минувшей, потерявшему в ней двадцать миллионов жизней, она ненавистна тем более.
Вывод:
Таким образом, можно найти некоторые параллели между «Словом о полку Игореве» и повестью «Усвятские шлемоносцы». В обоих произведениях главным действующим персонажем является народ, скрытый за основным героем. Этот народ показан в момент военных действий, и мы наблюдаем за тем, что испытывают люди в этот момент и как реагируют на эти события.
Глава 3. Образ Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»
Тема родины в «Слове о полку Игореве» потребовала от автора обращения к ее настоящему и прошлому, переходов повествования из одного места в другое и многолюдства действия. Она потребовала противопоставления Русской земли враждебной ей Половецкой степи и сопроводила события в Русской земле откликами среди чехов, угров, венецианцев, готов, литвы, ятвягов, деремелы и загадочных «хинов». Чувство любви к родине выражено в «Слове» во всем многообразии ее оттенков: тут и тревога за ее судьбу, и тоска при расставании с ней ее войска, и горечь от поражения ее сынов, и горе от разорения ее половцами, и гордость ее прошлым и настоящим, и нежная ласка к ней в плаче Ярославны, и радость по поводу возвращения Игоря. Тема родины и чувство любви к ней последовательно раскрываются автором в связи с главным стержнем всего произведения — походом Игоря Святославича в 1185 году.
Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем слова является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота чувств автора «Слова».
Образ Русской земли — центральный в «Слове». Он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает как единое, огромное и живое существо.
Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором одновременно были бы вовлечены в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема», «синее море»), Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Сула, Стугна, Немига, а из городов — Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и др., — вся Русская земля находится в поле зрения автора. При этом автор «Слова» не исключает Русскую землю из состава окружающих народов, заставляя прислушиваться к происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев и деремелу (литовские племена) — быть непосредственными участниками русской истории.
Грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда, тем не менее, конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой «кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого, земля гудит, реки мутно текут, пыль степь застилает» Хрестоматия по древнерусской литературе : учеб. пособие для вузов / сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 1986. С. 41. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, враги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.
В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины — Русской земли — объединяет для автора его историю «страны» (т. е. сельские местности), города, реки всю природу. Чем шире автор «Слова» мысленно охватывает своим взором Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится е образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствуют в «Слове», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (орлы, гоголи, вороны, галки, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты — «не буря соколов занесла через поля широкие — галки стаями слетаются к Дону великому» Хрестоматия по древнерусской литературе : учеб. пособие для вузов / сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 1986. С. 40, вороны несутся к синему морю и т. д. Ветер и отдаленное море подчеркивают это ощущение. Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве : историко-литературный очерк, С. 113.
Пейзаж — не просто фон, на котором разворачиваются события. Природа — активное действующее лицо повествования.
Природа (затмение) предостерегает Игоря от неразумного решения выступить в поход, пророчит поражение его войску. Описание поражения войска Игоря предваряют тревожные образы природы «кровавые зори», «черные тучи», «реки мутно текут», «пыль пол покрывает». Об опасности предупреждают звери и птицы, природа скорбит о гибели русских воинов: «Никнет трава с жалости, а деревья с печалью к земле приклонились Хрестоматия по древнерусской литературе, С. 42». К силам природы обращен плач Ярославны: ветру, Днепру, солнцу. Природа помогает Игорю бежать из плена, укрывает его от погони: «дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают», радуется его благополучному возвращению на Русскую землю: «Солнце светится на небе, Игорь-князь — в Русской земле! там же, С. 47». Природа олицетворена, одухотворена, по словам Д.С. Лихачева «воспринимается автором «Слова…» только в ее изменениях, в ее действиях, в ее жизни. Он участвует в них, то, замедляя, то, ускоряя их ход».
В «Слове…» ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действия — радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек. В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями: «Но уже беду его подстерегают птицы по дубравам; волки грозу навывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты там же, С. 41».
Образ Родины, полные городов, рек, многочисленных обитателей противопоставлены образу половецкой степи.
Понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «отъ старого Владимера (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря». Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» — постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века трояновы, годы ярославовы, походы олеговы, времена «стараго Владимера» Свято-славича Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве : историко-литературный очерк, С. 114..
В отличие от большинства древнерусских литературных произведений, природа в «Слове о полку Игореве» занимает исключительно большое место, но если мы присмотримся к системе ее изображения, то заметим ее безусловную связь со своей эпохой. Природа в «Слове» описывается только в ее изменениях, в ее отношениях к человеку, она включена в самый ход событий, в «Слове» нет статистического литературного пейзажа, типичного для литературы нового времени. Природа участвует в событиях, то замедляя, то ускоряя ход событий. Она активно воздействует на людей, и описания ее явлений окрашены сильным лирическим чувством Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы // Слово о полку Игореве — памятник XII века / Отв. ред. Д. С. Лихачев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. (315).
Таким образом, природа в «Слове о полку Игореве» изображается так, как это было принято в средневековой литературе. Она действует или «аккомпанирует» действию людей, она динамична, «события» природы параллельны событиям людской жизни. Статического литературного пейзажа, типичного для нового времени, «Слово» не знает Там же (316).
Вся система образов, все художественные средства «Слова» направлены на то, чтобы подчеркнуть идею единения русских земель, основную идею произведения.
Надо сказать и о другом произведении, перекликающемся со «Словом о полку Игореве» — о повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».
Непостижимым, колдовским искусством кажется сцена в ночном из «Усвятских шлемоносцев», когда обыкновенную мирную за полночь над лугами нарушил натужный и трудный рев неприятельского бомбовоза: «Стихли, перестали взмахивать своими прутиками перепела. Затаился, оборвал сырой скрип коростель… Кони… замерли недвижными изваяниями». И дальше, после того как удалился и пропал гул от первого самолета: «…едва все наладилось, пошло своим чередом, едва кони вспомнили о траве, как на востоке снова вкрадчиво заныло, занудело, разрастаясь вширь упрямым гудом. И опять в надсадном напряжении всех своих моторов черной отрешенной громадой прошел другой такой же бомбовоз. И было слышно, как от его обвального грохота тонко позвякивала дужка на боку Касьянова котелка».
По живописи, сочетающейся с лаконичностью слова, письмо Носова напоминает сказку, в которой тоже все действует раздражающе, празднично, резко, без полутонов.
Знакомясь с творчеством Е.И. Носова можно воочию убедиться в редкой изобразительной силе писателя, с такой щемящее торжественной печалью запечатлевшего просторы родной земли в повести «Усвятские шлемоносцы». И — как главное — безусловно, отметить очень бережное внимание Е. Носова к человеку, к малейшим движениям его души и ума Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. В чистом поле…: рассказы, повести / Е.И. Носов; вступ. ст. и примеч. В. Васильева. — М. : Сов. Россия, 1983. С. 8.
Такое глубокое очарование жизнью с совершенно ясным в то же время пониманием ее драматизма и трагизма есть не только природный дар (каким бы мощным он ни был сам по себе), а — в большой мере — приходит это с жизненным опытом. В переломные для судьбы Отечества периоды и соплеменники и родная земля предстают в ином — более точном, близком и осердеченном — свете, ярче, словно впервые, видятся и черты дорогого лица, и отчая изба на высоком речном берегу, и подробности милых с детства окрестностей, выявляется кровная, смертная казнь отдельного человека со всем тем, что мы привыкли обозначать словом Родина.
Вот так, с покорностью и мужеством, писал он о вечной жизни мужика на русской земле. Вся жизнь Евгения Ивановича Носова была напрямую связана с жизнью русской деревни. Все его герои — оттуда.
Евгений Носов из тех писателей, что и пробуют поднять простой деревенский народ до какой-то высоты. Для него мастерство литературное — это не просто ловкость рук, но и труд души. Он как бы даже и не выдумывает ничего из головы, переносит на бумагу запечатленную народную жизнь. И лишь профессионалы знают, каким мастерством надо владеть, чтобы простыми словами уметь говорить о главномБондаренко В. Курский шлемоносец Евгений Носов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/03/510/61.html. — Загл. с экрана..
Постижение жизни и изображение Родины у Носова происходит через пейзаж, через реальную подробность, через обстоятельный быт, через народный характер. Пейзаж связан с самим повествованием, с образом героя, с сюжетом книги. Бежит его герой Касьян из повести «Усвятские шлемоносцы», узнав о начале войны, и уже не узнаёт ни избы своей, ни деревни своей: «Вытравленным, посеревшим зрением глядел он на пригорок, и всё там представлялось ему серым и незнакомым: сиротливо-серые избы, серые ветлы, серые огороды, сбегавшие вниз по бугру, серые ставни на каких-то потухших, незрячих окнах родной избы… И вся деревня казалась жалко обнажённой под куда-то отдалившимся, ставшим вдруг равнодушно-бездонным небом, будто неба и не было вовсе, будто его сорвало и унесло, как срывает и уносит крышу над обжитым и казавшимся надёжным прибежищем…».
Носов почувствовал, что осталась незаполненной ниша восприятия народом первых дней войны, переделки мирного лада жизни на строевой военный марш. Воевали все: воевали рабочие, воевала интеллигенция, воевали грузины и армяне, евреи и казахи, молдаване и якуты. Но, прежде всего, воевала и гибла и на фронтах, и в тылу русская крестьянская Россия.
И потому, рассказывая в своих рассказах и повестях о войне, Евгений Носов писал о русском крестьянстве, а когда писал о деревне, всякий раз одновременно писал и о войне.
Повесть была воспринята как новое слово в осмыслении темы патриотизма и подвига (Комсомольская правда, 1977, 8 июня), отмечалась глубокая народность произведения, его связь с предыдущими рассказами писателя, с традициями былинного эпоса и русской воинской повести (Подзорова Н. И остаются сыновья.- Лит. газ., 1977, 8 июня).
Вывод:
Для раскрытия образа Родины оба автора в полной мере используют описания природы. Пейзаж играет немаловажную роль. Глубоко реалистическая картина природы в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком В.П. Адрианова-Перетц «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия» // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. (307). Самый подбор элементов природы таков, что в целом они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека.
родина народ слово носов
Заключение
Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
В повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» тема патриотизма и подвига осмыслена по-новому. Однако отмечалась глубокая народность этого произведения, его связь с предыдущими рассказами писателя, с традициями былинного эпоса и русской воинской повести. Это роднит повесть Е.И. Носова во «Словом о полку Игореве». Стоит отметить, что Носов, столько написавший о войне, всегда был против всяких войн.
Евгений Иванович Носов — самый яркий пример того народа, который мужественным молчанием своим, молчаливым делом своим, слиянностью с природой, уже, может быть, столетия живет, минуя всяческие власти, они также и мимо помещиков своих жили, мимо царей и князей.
Список использованной литературы:
Исследования «Слова о полку Игореве» / отв. ред. Д.С. Лихачев; АН СССР; Ин-т русской литературы. — Л.: Наука, 1986. — 293 с.
Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д. Воробьева и Е.И. Носова / А.Е. Кедровский. — Курск, 1999.
Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве : историко-литературный очерк / Д.С. Лихачев; АН СССР. — изд. 2-е, доп. — М.; Л. : АН СССР, 1955. — 149 с.
Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. В чистом поле…: рассказы, повести / Е.И. Носов; вступ. ст. и примеч. В. Васильева. — М.: Сов. Россия, 1983. — 512 с.
Носов Е.И. Усвятские шлемоносцы: повести и рассказы / Е.И. Носов. — Л. : Лениздат, 1982. — 512 с. : ил.
Слово о полку Игореве. — М.: Изд-во «Олимп», Изд-во «АСТ», 2001. — 272 с. — (Школьная хрестоматия).
Солженицын А. Евгений Носов: из «Литературной коллекции» / А. Солженицын // Новый мир. — 2000. — № 7. — С. 195-199.
Хрестоматия по древнерусской литературе: учеб. пособие для вузов / сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 1986. — 216 с.
Касьян — и пахарь, и солдат.- Лит. газ., 1977, 6 апреля
Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия» // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 291—319.
Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы // Слово о полку Игореве — памятник XII века / Отв. ред. Д. С. Лихачев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 300—320.
Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1958, с.130-131.
1. Размещено на www.