Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ7
1.1 Методы и приемы воспитания в общеобразовательном процессе7
1.2 Методы поощрения и наказания, условия их применения11
1.3 Использование методов поощрения и наказания в системе семья-школа15
Выводы к первой главе20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ22
2.1 Методика и методы исследования22
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных24
2.3 Рекомендации30
Выводы ко второй главе31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ33
ЛИТЕРАТУРА34
ПРИЛОЖЕНИЕ37
Выдержка из текста работы
Любое предприятие, основанное на труде большого числа людей, нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных принципов и технологий управления сотрудниками предприятия, но неизменным, всегда остается тот факт, что каждый работник — это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями и потребностями. Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к нему показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.
В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации.
Таким образом, необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, в связи с чем, тема курсовой работы представляется достаточно актуальной.
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— определить понятие социально-психологических методов управления персоналом,
— выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии,
— изучить социологические методы управления;
— рассмотреть психологические методы управления;
— провести анализ персонала исследуемой организации,
— исследовать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом,
— на основе полученных данных создать собственные рекомендации по использованию социально-психологических методов на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Волгапласт».
Предметом исследования является система социально-психологических методов управления персоналом в организации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области кадрового менеджмента, общего менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей психологии, социальной психологии.
1 Теоретические основы социально-психологических методов управления
1.1 Сущность социально-психологических методов
Методы управления представляют собой способы или приемы целенаправленного воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов [6, с. 91].
Также можно привести несколько определений из других источников: «методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством» [5, с.62]; «методы управления — система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации» [7, с.196].
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:
— организационные (организационно — распорядительные, административные);
— экономические;
— социально-психологические [3, с.125].
Значительная роль в управлении персоналом отдается социально-психологическим методам воздействия. Необходимость существования этих методов обусловлена тем, что менеджмент — это, в общем, координация деятельности людей в процессе производства. Эффективность деятельности персонала и управление им зависит, как и от объективных факторов, так и от субъективных, в том числе и от социально-психологических (например, психологический климат в коллективе). Для результативного воздействия на коллектив необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но ещё и осуществлять управляющее воздействие. Для этого и необходимы социально-психологические методы воздействия.
Социально-психологические методы управления — способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе.
Включают следующую совокупность способов воздействия: формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей, способностей, темперамента, черт характера, что создает благоприятные условия для их совместной деятельности: введение системы социального регулирования.
Создание в производственном коллективе такой ситуации, которая ориентирует каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствует повышению эффективности производства — это и есть цель этих методов управления.
Социально-психологические методы предназначены для воздействия на социальную среду между работниками предприятия.
Одна из общепринятых классификаций: моральное поощрение; социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения); убеждение; внушение; личный пример; регулирование межличностных и межгрупповых отношений; создание и поддержание морального климата в коллективе [2, с. 112].
В рамках данной работы можно дополнить данную классификацию следующими методами: формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей; удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей.
Кроме того, существуют несколько методов, позволяющих выявить факторы влияющие на эффективность труда и качество работы в целом:
— анкетирование;
— применение специальных тестов;
— хронометраж;
— опросы.
Практика показывает, что умеренное использование подобных методов важно для организации. Потому как постоянное использование подобных методов приводит к спаду работоспособности в связи с необходимостью тратить время на заполнение анкет, написание отчётов, или это попросту надоедает.
Цель социально-психологических методов управления — исследование и использование законов управления людьми для оптимизации социально — психологических явлений в коллективе, ради создания наиболее прочного рабочего коллектива. А следовательно, для достижений целей предприятия. Но между социальными и психологическими методами, есть разница [8, с. 210]:
— при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами;
— при помощи психологических — управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.
Цель социологических методов — управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.
Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.
Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.
Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения [4, с. 206].
Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач:
— оптимального подбора и расстановки кадров;
— наиболее рационального формирования персонала;
— регулирования межличностных отношений в коллективе;
— повышение эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепление дисциплины;
— рационализации трудовых процессов.
Для практического решения этих задач на предприятии создаются социально-психологические службы. Деятельность социально-психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям:
— исследование коллективов и отдельных групп — постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;
— социальное проектирование — разработка рекомендации в части социального развития коллективов и др.;
— консультативная деятельность — оказание помощи руководителям производства, обучение персонала [7, с. 231].
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения [16, с. 56].
1.2 Общая характеристика социологических и психологических методов управления организацией
По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.
Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т. п. [11, с. 112]
Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.
Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.
Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.
Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.
Социологические методы управления служат для оценки места и назначения сотрудников в коллективе, для выявления неформальных лидеров и обеспечения им поддержки, использования мотивации персонала для достижения конечного результата труда, предупреждения межличностных конфликтов в коллективе и также для обеспечения эффективных коммуникаций.
К числу социологических методов управления персоналом ……..
Список используемой литературы
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. Управление персоналом.-М.: Юнити, 2006. — 564 с.
2. Аллин О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2005. — 435 с.
3. Анцупов А. Я., Ковалёв В. В. Социально-психологическая оценка персонала: уч. пособие. — 3-е изд. М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. — 391 с.
4. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. — М.: Экономист, 2002. — 322 с.
5. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда.- М.: Норма, 2007. — 232 с.
6. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур. -М.: Инфра — 2005. — 221 с.
7. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда. -М.: Реалм, 2008. — 278 с.
8. Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом. Ростов на Дону.: Феникс, 2006 . — 433 с.
9. Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Менеджмент.-2013.- № 3. — С. 41-44.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом. -Н.Новг.: Дело, 2007. — 287 с.
11. Загнетин, М. Ю. Особенности мотивации труда персонала /М. Ю. Загнетин // Управление персоналом. -2012.- № 4. — С. 146.
12. Кондратьев О.В. Мотивация персонала. Нет мотива — нет работы. -М.: Альфа — Пресс, 2005. — 221 с.
13. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом. Управление персоналом. -М.: Кронус, 2009. — 432 с.
14. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии.- М.: Эксмо, 2008. — 543 с.
15. Крикунова Л.В., Бурчакова М.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 12 — С. 86-87
16. Лунин В. Поощрение и наказание: инструкция по созданию системы мотивации персонала / В. Лунин // Управление компанией. — 2009. — № 3. — С. 33-35.
17. Менеджмент организации: Учеб. пособие/ Под ред. проф. З. П. Румянцевой и проф. Н.А. Соломатина. — М., 2007. — 429 с.
18. Низамова Д.Р. Социально-психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 4 (4). — c. 13-19.
19. Овсянко Д.В.Основы менеджмента. Учеб.пос. — СПБ.: СПБГУ, 2009. — 264 с.
20. Поляков С. А. Методика социально-психологической оценки малых групп [Текст] / С. А. Поляков // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 646-649.
21. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом / Под ред. Самыгина С.И. Серия «Учебники, учебные пособия» — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. — 512 с.
22. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. -СПб.: Канди, 2009. — 298 с.
23. Управление персоналом организации. Под ред. Кибанова А.Я. М.: Инфра-М, 2006. — 638 с.
24. Шекшня СВ. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. — М., 2010. — 185 с.
25. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 2009. — 304 с.