Содержание
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1 «ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ УСКОРЕННОМ РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»8
1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ8
1. 2. СПОСОБНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.34
Выдержка из текста работы
Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение правильной речью. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М.Мастюкова), психолингвистическом (В.К.Воробьева, .М.Гриншпун, В.А.Ковшиков, Н.В.Микляева, Е.Ф.Соботович, Л.Б.Халилова), психолого-педагогическом (В.П.Глухов, Г.С.Гуменная, Л.Н.Ефименкова, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.А.Миронова, О.С.Павлова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, О.О.Шацкая и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи изучена недостаточно. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи.
Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К.Воробьева, Г.С.Гуменная, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Л.Б.Халилова, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская). Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П.Глухов, Н.К.Усольцева), смешении иерархии целей общения (О.Е.Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М.Гриншпун, О.С.Павлова, Г.В.Чиркина, Е.Г.Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г.Соловьева, Е.А.Харитонова).
Вместе с тем, в проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в аспекте коммуникативных особенностей до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.
В логопедии формирование коммуникативной способности понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (О.Е.Грибова, Р.И.Лалаева, Л.Б.Халилова, С.Н.Шаховская).
Актуальность данной проблемы определила тему исследования: «Особенности формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного с общим недоразвитием речи».
Цель исследования – теоретически обосновать особенности и способы формирования коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – общее недоразвитие речи.
Предмет исследования — коммуникативные способности при ОНР.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Выделить клинические проявления и психолого-педагогические особенности детей с ОНР.
3. Изучить особенности формирования коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР.
4. Предложить способы работы по формированию коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР.
Методы исследования: теоретические — анализ психологической,
психолингвистической, педагогической, логопедической литературы, обобщение и систематизация материала.
Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей с ОНР
1.1 Клиническая картина ОНР
ОНР (общее недоразвитие речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
• Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от темповой задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта [4, c. 21]. ………………..
Список использованной литературы
1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. – М., 1992.
3. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. — /Авт. –сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ — ЛТД», 2001. – 128 с.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
5. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей/Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 138 с.
6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. «Институт практической психологии», 1997.
7. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.
8. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общая психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.
9. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.
10. Основы специальной психологии/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени.– М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 480 с.
11. Основы теории и практики логопедии./Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1968.
12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -М,: Поиск, 2000.- 96 с.
13. Поваляева М.А. Помощник дефектолога. — Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 120 с.
14. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 448 с.
15. Поваляева М.А., Караханян Л.Р. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике. — Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 70 с.
16. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.
17. Развитие личности в онтогенезе. –М., 1987.
18. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону.: РГПУ, 1993.
19. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
20. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М.: Просвещение, 1991.
21. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000.
22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М., 1995.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1968.
24. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.