Содержание
Введение3
Глава 1. Общее представление и основные показатели уровня жизни5
1.1Понятие уровня жизни5
1.2Основные показатели уровня жизни7
Глава 2. Факторы динакмики уровня жизни11
Глава 3. Методические основы наблюдения за динамикой уровня жизни населения17
Заключение21
Список используемой литературы23
Приложение 1. Факторы, влияющие на уровень жизни населения24
Приложение 2. Обобщающие стоимостные показатели уровня жизни населения25
Выдержка из текста работы
Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения. Социальные проблемы волнуют всех: центральные и местные органы власти, профсоюзы и партии, научную общественность и, наконец, само население. Это и понятно, поскольку повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения.
Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое.
Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»,
• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой,
• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
В ходе работы использовались такие методы исследования как сравнительный анализ, обобщение полученных результатов и оценка результатов исследования.
Долгое время наша страна занимала одно из последних мест по объему социальной информации, публикуемой в открытой печати. Вместе с тем знание реальной ситуации, сложившейся в социальной сфере, ознакомление широкой общественности с появившимися негативными тенденциями позволяет привлечь к ним внимание, найти оптимальные способы решения возникающих проблем.
Таким образом, вопросы изучения и анализа уровня жизни являются актуальными в настоящее время. Детальное изучение опыта зарубежных стран в определении показателей уровня и качества жизни и их повышения в условиях национальной экономики Республики Беларусь становится актуальной задачей на современном этапе развития.
1. Понятие и показатели уровня жизни в современных условиях
1.1 Сущность и показатели уровня жизни
Определение уровня жизни — сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно-образовательный уровень населения, национальные особенности и др.
Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.
Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.
Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека.
Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.
К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.
К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.
Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)
Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.
Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.
К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.
Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.
Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.
Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.
1.2 Факторы роста уровня жизни
Вышеперечисленные показатели позволяют лишь оценить уже сложившуюся ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать динамику уровня жизни. Сделать это можно только при детальном анализе условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны. Как уже упоминалось выше, эти факторы принято подразделять на группы. Рассмотрим их подробнее.
Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.
Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.
Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо »мешать» друг другу.
Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в
белорусской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. В этих условиях менялось и отношение предпринимательского корпуса к политике и политическому действию.
»Теневой бизнес» расцвел еще в 60-70-е годы. В обществе, где предпринимательская деятельность преследовалась законом, а свободное политическое пространство отсутствовало, дельцы »теневой экономики», которых лишь условно можно назвать предпринимателями, были поглощены зарабатыванием денег. Привыкшие к осторожности и действующие с оглядкой, эти люди не стремились занять место на политической сцене.
Перестройка открыла новый этап в развитии предпринимательства. Его деятельность была легализована, в стране начал складываться новый альтернативный сектор экономики, который позволил многим получить источник дополнительного дохода.
Таким образом видно, что изменение концепции социального развития, в нашем случае переход от прямого и непосредственного управления экономикой со стороны государства к свободному рыночному механизму и построению общественной жизни на демократических принципах, прямо и косвенно отражается на уровне благосостояния населения и его отдельных групп.
Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.
Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности:
· абсолютная – при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи;
· относительная – когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране.
Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности.
Минимальные жизненные потребности общества оцениваются в настоящее время по набору товаров и услуг, включенных в прожиточный минимум (потребительскую корзину). Потребительская корзина – расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования). Потребительская корзина используется для расчета минимального потребительского бюджета исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Она служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.
Важной составной частью экономического потенциала является национальное богатство, которое представляет собой совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает общество.
Остающаяся за вычетом потребленных в процессе производства средств труда и материальных затрат часть совокупного общественного продукта является национальным доходом, рост которого позволяет государству повышать минимальный размер оплаты труда и пенсии, размеры социальных пособий, осуществлять различные социальные программы и тому подобное.
Уровень и динамика производительности труда также является важным фактором роста ВВП и национального дохода, а значит, и уровень жизни изменяется в зависимости от динамики производительности труда. В свою очередь производительность труда зависит от развития НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов.
Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества и так далее.
В мировой практике уровень и динамика здоровья населения ставятся на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку рассматривается как базисная потребность человека и главное условие его деятельности. Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности.
Характеризуя условия здравоохранения, необходимо иметь ввиду как его результаты, так и используемые средства, а именно, не только число больничных коек, но и все медицинское оборудование – все основные фонды здравоохранения, и не только численность врачей, но и всего медицинского персонала, включая средний и младший.
Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше).
Кроме рассмотренных выше к факторам, определяющим уровень жизни относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны.
Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.
2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой
2.1 Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой
Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах:
· предпринимательства;
· многообразия форм собственности на средства производства;
· рыночного ценообразования;
· договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
· ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
В этом разделе данной работы мы будем рассматривать уровень жизни во Франции, так как этой стране присуща рыночная экономика.
Фра́нция , официальное название Францу́зская Респу́блика —государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том числе около 90 процентов — граждане Франции. Плотность населения во Франции — 115 человек/км². По этому показателю страна занимает 14-е место среди стран Евросоюза. Суммарный коэффициент фертильности во Франции один из самых высоких в Европе — 1,98 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста. Верующие — преимущественно католики (свыше 76 процентов). Законодательный орган — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Административно-территориальное деление: 26 регионов (22 в метрополии и 4 заморских региона), включающих100 департаментов (96 в метрополии и 4 заморских департамента).
Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объёму промышленного производства. Валовый внутренний продукт имеет значение в 1,9 триллиона евро (2,6 триллиона долларов.) в 2009 г. ВВП на душу населения в том же году составил 30,691 евро (42,747 долларов). МВФ прогнозирует увеличение ВВП Франции к 2015 году на 21 %. Добыча железной и урановых руд, бокситов. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности — машиностроение, в том числе автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другие), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция — один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), черных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры (производится около 400 сортов).
Франция — один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4 % ВВП и 6 % самодеятельного населения страны, но оно дает 25 % продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий — 28 гектаров, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. 52 % сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства размером свыше 50 гектаров, которые составляют 16,8 % от их общего числа. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства. Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство; основные культуры — пшеница, ячмень, кукуруза. Развиты виноградарство (ведущее место в мире по производству вин), овощеводство и садоводство; цветоводство. Рыболовство и разведение устриц. Сельское хозяйство — продукты: пшеница, хлебные злаки, сахарные свеклы, картофель, винный виноград; говядина, молочные продукты; рыба. Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200 %, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100 %.
Франция экспортирует: машиностроительную продукцию, в том числе транспортное оборудование (около 14 % стоимости), автомобили (7 %), сельскохозяйственные и продовольственные товары (17 %; один из ведущих европейских экспортёров), химические товары и полуфабрикаты и др.
В настоящее время Франция является одним из важнейших актёров мировой политики, ее бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира, и это предположение базируется на следующих принципах: 1.Франция самостоятельно определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность базируется на военной силе (прежде всего на ядерном оружии). 2. Франция влияет на принятие международных политических решений через международные организации (благодаря статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН, ведущей роли в ЕС и т. д.) 3. Франция пытается играть роль мирового идеологического лидера (объявляя себя «знаменосцем» принципов Французской революции в мировой политике и защитницей прав человека во всем мире) 4. Особая роль Франции в отдельных регионах мира (прежде всего в Африке) 5. Франция остается центром культурного притяжения для значительной части мирового сообщества.
Франция была одной из стран основательниц Европейского союза (с 1957) и сейчас играет активную роль в определении его политики.
Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций как: ЮНЕСКО (Париж), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж), Интерпола (Лион),Международного бюро мер и весов (МБМВ) (Севр).
Минимальная почасовая заработная плата во Франции (SMIC) устанавливается и пересматривается государством. На 2010 год она составляет 8,86€/час, что соответствует 1343,77€/месяц (пересчёт почасовой зарплаты в ежемесячную производится INSEE из расчёта 35-часовой рабочей недели).
Примерно 10 % заработных плат во Франции находится на уровне SMIC (для временных рабочих мест эта доля составляет 23 %)[18]. В то же время суммарный годовой доход примерно половины работающих французов находится на уровне SMIC.
Распределение зарплат по территории страны неравномерно: по среднему уровню зарплат с сильным отрывом лидирует парижский регион — 27 тысяч евро в год, средние заработные платы остальных регионов приходятся на 18-20 тысяч евро в год.
Оценка дохода семьи производится в расчёте на единицу потребления (ЕП) — первый взрослый человек семьи считается за единицу, остальные члены семьи до 14 лет за 0,3, 14 лет и выше — 0,5. Лишь 10 % семей Франции имеют уровень дохода свыше 35 700 €/ЕП, 1 % — свыше 84 500 €/ЕП, 0,1 % — свыше 225 800 €/ЕП, 0,01 % — 687 900 €/ЕП.
Железнодорожное сообщение. Железнодорожный транспорт Франции очень развит. Местные и ночные поезда, в том числе TGV («Trains à Grande Vitesse» — высокоскоростные поезда) связывают столицу со всеми крупными городами страны, а также с соседними странами Европы. Скорость движения этих поездов — 320 км/ч. Железнодорожная сеть Франции составляет 29370 километров, и является самой протяжённой железнодорожной сетью среди стран Западной Европы. Железнодорожное сообщение существует со всеми соседними странами, кроме Андорры.
Метро во Франции имеется в Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе, Ренне. В Руане — частично подземный скоростной трамвай. Помимо системы метро, в Париже существует сеть RER (Reseau Express Regional), связанная одновременно с системой метро и сетью пригородных поездов.
Автомобильное сообщение. Сеть автомобильных дорог достаточно плотно покрывает всю территорию страны. Общая протяжённость автодорог: 951500 км.
Основные дороги Франции делят на следующие группы:
· Автотрассы — название дороги составлено из буквы A с номером дороги. Допустимая скорость — 130 км/ч, обязательное наличие заправок каждые 50 км, бетонная разделительная полоса, отсутствие светофоров, пешеходных переходов.
· Национальные дороги — префикс N. Допустимая скорость — 90 км/ч (при наличии бетонной разделительной полосы — 110 км/ч).
· Департаментальные дороги — префикс D. Допустимая скорость — 90 км/ч.
В городах допустимая скорость — 50 км/ч. Использование ремней безопасности — обязательно. Дети до 10 лет должны перевозиться в специальных сидениях.
Авиационный транспорт. Во Франции около 475 аэропортов. 295 из них имеют асфальтированные или бетонные взлетно-посадочные полосы, а оставшиеся 180 — грунтовые (данные на 2009 год). Самый большой французский аэропорт — аэропорт Руасси-Шарль-де-Голль, расположен в пригороде Парижа. Национальный французский авиаперевозчик Air France осуществляет авиарейсы практически во все страны мира.
Образование во Франции обязательно с 6 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм образования.
Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Система высшего образования во Франции отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин. Большинство высших учебных заведений являются государственными и подчиняются Министерству Образования Франции. Исторически во Франции сложилось два типа высших учебных заведений:
· Университеты
· «Великие школы»
В университетах готовят преподавателей, врачей, юристов, научных работников.
«Высшие школы» (фр. Les Grandes Ecoles) являются специфически французским изобретением. В них готовят высокопрофессиональных специалистов в сфере инженерного дела, управления, экономики, военного дела, образования и культуры. Поступить в высшую школу можно после двух или трёх лет обучения в подготовительных классах по выбранному направлению. Студенты, с отличием закончившие два первых года высшего образования в университете, могут также поступить в «Высшие школы» без конкурса, но количество мест для них достаточно ограничено (не более 10 %). После подготовительных классов, студенты проходят один или несколько конкурсов для поступления в «Высшие школы». Обычно один конкурс объединяет сразу несколько школ.
Для «Высших школ», обучающих инженерным наукам, существуют шесть конкурсов на поступление:
— Ecole Polytechnique;
— ENS;
— Mines-Ponts;
— Centrale-Supelec;
— CCP;
— e3a.
«Высшие школы» фактически противопоставлены государственной системе высшего университетского образования во Франции и с большим трудом поддаются сравнительной классификации на международном уровне. Обучение в «Высших школах» считается во Франции гораздо более престижным, чем в университетах (которые несут на себе некоторый отпечаток второсортной системы, поскольку не предполагают никакого отбора при поступлении и функционируют по принципу свободной записи и бесплатного образования). В отличие от университетов, в Великие школы надо сдавать сложные вступительные экзамены при большом конкурсе для абитуриентов. Поступить в «Высшие школы» значительно сложнее, но и профессиональные перспективы по их окончанию несравненно лучше: выпускникам не только гарантирована полная занятость, но чаще всего — самые престижные и доходные рабочие места в государственном и частном секторах.
Слушатели некоторых Школ, таких как ENAC (Национальная школа гражданской авиации), получают стипендию как будущие государственные служащие. Созданы по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или служащих органов государственной власти. Так, высшие педагогические школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище — военных специалистов, Национальная историко-архивная школа — архивистов и хранителей национального достояния. К высшим школам относят также пять католических институтов. В программе «Великих школ» обычно два цикла. Первый двухгодичный подготовительный цикл можно пройти как на базе самой Большой школы, так и на базе некоторых элитных лицеев. По окончании второго цикла студент получает диплом Большой школы. По окончании обучения выпускники обязаны работать на государственной службе в течение 6-10 лет, возмещая таким образом расходы государства, потраченные на их обучение. Кроме того, существует множество специальных школ ведомственного подчинения.
Особое место среди всех учреждений образования и повышения квалификации, и даже среди Les Grandes Ecoles, занимает Национальная школа администрации при Премьер-министре Франции — ЭНА. ЭНА стоит на первом месте не столько по уровню образования (её явно превосходит в межуднародном признании Политехническая школа), сколько по открываемым перспективам карьерного роста и жизненного успеха. Слушателей и выпускников школы называют «энарками» (фр. énarque). Подавляющее большинство французских выпускников ЭНА (порядка шести тысяч с 1945 года) стали ведущими государственными политиками, руководителями французских институций, парламентариями, высшими чиновниками, дипломатами и членами международных организаций, судьями высших инстанций, адвокатами Государственного совета, административными и финансовыми контролёрами высшего ранга, руководителями и топ-менэджментом крупнейших государственных и международных фирм и банков, средств массовой информации и коммуникации. ЭНА дала Франции двух президентов, семь премьер-министров, большое число министров, префектов, сенаторов и депутатов Национального собрания. Советским эквивалентами ЭНА можно было считать Академию общественных наук при ЦК КПСС, Дипломатическую академию МИД СССР и Академию народного хозяйства при Совете министров СССР вместе взятые. Современным российским эквивалентом ЭНА являются Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Дипломатическая академия МИД РФ вместе взятые.
Во Франции существует крупный центр научных исследований — CNRS (Centre national de la recherche scientifique — национальный центр научных исследований).
В области атомной энергетики выделяется научный центр CEA (Comissariat à l’énergie atomique). В сфере исследований космоса и проектирования космических приборов, CNES (Centre national d’études spatiales) является самым крупным научным центром Франции. Инженеры CNES также разрабатывали несколько проектов совместно с советскими инженерами.
Франция также активно участвует в европейских научных проектах, например в проекте спутниковой системы навигации Galileo, или в проекте Envisat — спутника, изучающего климат Земли.
В 1995 году 95 % французских семей имело у себя дома телевизор.
В дециметровом диапазоне работают несколько государственных (France-2, France-3, France-5, Arté — последний совместно с Германией) и частных (TF1, Canal+ (платный канал), M6) телекомпаний.
С появлением в 2005 году цифрового эфирного телевидения набор доступных бесплатных каналов расширился. С 2009 года начинается постепенный отказ от аналогового телевидения, полное выключение которого на территории Франции планируется к 2013 году.
Множество тематических государственных радиостанций вещает в FM-диапазоне: France Inter, France Info (новости), France Bleu (местные новости), France Culture (культура), France Musique (классическая музыка, джаз), FIP (музыка), Le Mouv’ (молодёжная рок-радиостанция) и другие.
В 2009 году планируется определить условия перехода радиостанций на цифровое вещание с целью полного отказа от аналоговых технологий к 2011 году.
Также страна активна и в спортивной жизни. Французские спортсмены участвуют в Олимпийских играх с 1896 года. Кроме того, соревнования дважды проходили в Париже — в 1900 и 1924 годах.
Сборная Франции по футболу выигрывала чемпионат мира в 1998 году, и чемпионат Европы в 1984 и 2000 годах.
C 1903 года во Франции проводится самая престижная велосипедная гонка мира — Тур де Франс. Гонка, начинающаяся в июне, состоит из 21 этапа, каждый из которых длится один день.
По рейтингу уровня жизни населения стран мира за 2009 год по данным ООН Франция оказалась на 16 месте. Для сравнения: по данным ООН в рейтинге уровня жизни населения стран мира за 2000 год Франция была на 12 месте. Следовательно, можно сделать вывод о том, что тенденции к росту уровня жизни населения Франции имеются.
2.1 Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой
Трансформационная экономика – современная стадия развития мировой экономической системы, характеризующаяся следующим: глобализацией и урбанизацией; ускорением темпов научно-технического прогресса; информатизационными процессами; преобразованием экологии в экономический ресурс; переоценкой старых традиционных ресурсов и производственных технологий; изменением функций государства.
Усиливается роль государства как общенационального центра макроэкономического и регионального прогнозирования, индикативного планирования, регулятора денежно-кредитной, структурно-инвестиционной, социальной, научно-технической и внешней политики, инициатора и организатора создания развитой рыночной инфраструктуры, законодателя и контролера в обеспечении устойчивой деятельности рыночных институтов корпоративного и частного предпринимательства.
К странам с трансформационной экономикой относятся: Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Словения, Хорватия.
В данном разделе работы будет рассматриваться уровень жизни населения Польши.
По́льша , официальное название — Респу́блика По́льша — государство в Центральной Европе. На севере омывается Балтийским морем, на западе граничит сГерманией, на юго-западе с Чехией, на юге со Словакией, на юго-востоке с Украиной, на востоке с Белорусью, на северо-востоке с Литвой и Россией (Калининградской областью). Кроме того, Польша через экономическую зону в Балтийском море граничит с зонами Дании и Швеции.
Территория страны 312 679 кв. км, 69-я в мире и девятая в Европе. Численность населения — 38 млн человек (33-я в мире). Страна разделена на 16 воеводств, которые в свою очередь делятся на повяты (округа) и гмины (волости).
Польша – одно из наименее урбанизированных государств Балтийского региона: в 2008 г. в городах проживало только 62% населения. Польша имеет густую сеть городов различных размеров. Всего их – 864, в том числе 20 – с численностью жителей свыше 200 тысяч. Пять городов с населением свыше 500 тысяч: Варшава – более 1,6 млн., Лодзь – более 800 тыс., Краков – 740 тыс., Вроцлав – 640 тыс., Познань – 580 тыс. жителей. Они возглавляют крупнейшие городские агломерации. Большая полицентрическая агломерация сформировалась в Верхней Силезии. Помимо ряда более мелких, она включает пять городов с населением 200-400 тыс. человек каждый: Катовице, Сосновец, Бытом, Гливице, Забже. “Трехградье” Гданьск – Гдыня – Сопот насчитывает около 750 тыс. жителей.
С 12 марта 1999 года является членом НАТО, с 1 мая 2004 года — член Европейского союза. 21 декабря 2007 года вошла в Шенгенскую зону.
Польша — бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки. Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает польскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка.
У польской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в2004 г. 18 %, но в 2008 г. — только 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала. Не определён объём компенсаций за экспроприации в коммунистическое время.
Польша — индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 16 600 долларов в год (2008). В 2008 году ВВП Польши, по предварительным данным, составил 632 млрд долл. Внешний долг Польши на конец III квартала 2008 года составил 204 млрд 967 млн долларов.
Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности:
— машиностроение (Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.),
— чёрная и цветная (крупное производство цинка) металлургия,
— химическая (серная кислота, удобрения, фармацевтические, парфюмерно-косметические товары, фототовары),
— текстильная (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная),
— швейная,
— цементная,
— производство фарфора и фаянса,
— производство спортивных товаров (байдарки, яхты, палатки и др.).
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры — рожь, пшеница, ячмень, овёс.
Польша — крупный производитель сахарной свёклы (свыше 14 млн тонн в год), картофеля, капусты. Важное значение имеет экспорт яблок, клубники, малины, смородины, лука.
Ведущая отрасль животноводства — свиноводство; молочно-мясное скотоводство, птицеводство (Польша — один из крупнейших в Европе поставщиков яиц); пчеловодство. Морское рыболовство.
Польша является экспортёром:
· машины и оборудование (около 40 % стоимости),
· автомобили
· авиатехника
· химическая продукция (свыше 10 %),
· металлы,
· топливо,
· продукты питания,
· текстиль,
· одежда
Главные морские порты страны — Гданьск и Щецин.
Численность населения Польши в 2008 году составляла 38 116 000 человек. Таким образом, она является восьмой по населению страной в Европе, и шестой в Евросоюзе. Средняя плотность населения составляет 122 человека на км². 62% поляков проживают в 884 городах. Половина городского населения — в 40 крупных центрах.
Рождаемость — 10,61 на тыс. человек. Смертность — 9,72 на тыс. человек. (2009 год). Уровень миграции — минус 0,4 на тыс. человек.
Средняя продолжительность жизни – 73 года. Мужчины – 69 лет, женщины – 77 лет.
Численность населения Польши в трудоспособном возрасте (мужчины 18-64 года, женщины 18-59 лет) составила в 1996 г. 22,8 млн. человек или 59% общей численности населения страны. Мужчины составляли 52% трудоспособного населения, 48% – женщины. В соответствии со снижением естественного прироста, снижаются темпы воспроизводства трудовых ресурсов. Наибольшая доля трудоспособного населения приходится на возраст 30-39 лет (28%). Следующая за ними возрастная группа – 20-29 лет – составляет значительно меньший удельный вес (23%).
Современная Польша — одно из самых мононациональных государств мира. Поляки составляют 97% населения. В стране также проживают немцы – 0,8% (в основном в районах Поможа и Силезии), украинцы — 0,65%, белорусы – 0,53%. Все остальные народности насчитывают менее 1% — это цыгане – 0,06%, литовцы – 0,05%, словаки – 0,05% и евреи – 0,04%.
Исключительно высокая моноэтничность Польши — последствие исторических событий середины XX столетия, радикально изменивших национальную структуру страны, — а именно, Второй мировой войны (холокоста) и послевоенных изменений европейских границ и связанных с этим массовых перемещений немецкого, польского и украинского населения, а также этническая политика государства. Как показывает официальная статистика, за последние два десятилетия не было зафиксировано заметного притока эмигрантов в Польшу, за исключением принятия нескольких тысяч беженцев из Чечни. По польским законам статус беженца даёт право находиться в стране, но не позволяет ни осуществлять трудовую деятельность в целях заработка, ни получать от государства социальное пособие, обеспечение беженцев берут на себя международные и местные гуманитарные и благотворительные организации. По этой причине Польша для беженцев оказывается обычно страной транзита.
В последние годы население Польши постепенно уменьшается из-за роста эмиграции и падения рождаемости. После вступления страны в Евросоюз большое количество поляков эмигрировали в западно-европейские страны в поисках работы.
В Польше имеется большой рынок труда и сравнительно высококвалифицированная рабочая сила. В 1996 г. среди трудоспособного населения лица с высшим образованием составляли 9,4%, со средним – 50,5% и с начальным профессионально-техническим – 33,7%. В структуре народного хозяйства наибольшая численность занятых приходится на сельское и лесное хозяйство (28%) и промышленность (24%). Если прибавить к этим отраслям занятых в строительстве (6%), то можно подсчитать общее количество занятых в производстве товаров – 58%. Это значительно больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой; особенно высока по сравнению с ними доля занятых в аграрном секторе. На сферу услуг, которая преобладает в постиндустриальных странах, приходится всего 42%. В том числе в торговле занято 12% работающих, на транспорте – 5%.
С 1990 г. на польском рынке труда стала нарастать безработица. Это явилось следствием перестройки экономической системы и последовавшего за этим экономического спада. В конце декабря 1993 г. в учреждениях по трудоустройству было зарегистрировано 2890 тыс. безработных – по сравнению с тем же периодом 1992 г. рост составил 380 тыс. человек, то есть 15%. Уровень безработицы составлял в декабре 1993 г. 16,4 % (в декабре 1992 г. – 13,6%). Показатель безработицы в разных частях страны сильно различается. Разница в его величине колебалась от 7,5% в Варшаве до 31,5% на севере (Кошалин). С 1994 года уровень безработицы стал постепенно снижаться и в 1997 г. составил 13,2%. Однако его территориальная дифференциация продолжает оставаться очень высокой.
С первого января 2008 года минимальная зарплата в Польше равна 1900 злотых (около 470 €). Это цифра является базовой при начислении платы за сверхурочные работы и работу в ночное время.
С 1992 г. в Польше начался экономический подъем. Прирост ВВП составил 2,6%. В 1997 г. рост ВВП Польши (6,9%) был значительно более высоким, чем в среднем по странам мира (4,1%). Среди 48 государств, насчитывающих свыше 20 млн. жителей, более высокая, чем у Польши, динамика роста ВВП в 1997 г. была только в 4 государствах (Вьетнам, Китай, Аргентина и Малайзия).
Среднедушевой объем ВВП в 2008 г. составил 3,5 тыс. долларов (по официальному курсу валют). Он вырос с 51% от среднемирового уровня в 1992 г. до 71% в 2008 г. С учетом паритета покупательной способности валют, соответствующие цифры составили 93% в 1992 г. и 114% в 2008 г., а по отношению к среднему показателю развитых стран польский уровень поднялся с 25 до 31%.
Благоприятное географическое положение Польши способствует развитию всех видов транспорта. Несмотря на свое расположение на перекрестке международных путей сообщения, Польша в последнее время оказывает значительно меньше транзитных услуг, чем раньше. Это зависит прежде всего от системных преобразований в странах, граничащих с Польшей, в том числе и от изменений в механизмах расчетов. Однако в более отдаленной перспективе политико-экономические изменения в соседних странах будут способствовать более активному использованию выгодного географического положения Польши. Планируемое строительство магистралей скоростного движения и железнодорожных линий в международном сообщении создаст возможности для привлечения иностранного капитала.
По состоянию на 31 декабря 2008 г. эксплуатировалось 23,4 тыс. км железных дорог, или 7,5 км на 100 км2 территории. В пассажирских перевозках лидирует автотранспорт. В 2008 г. всеми видами транспорта перевезено более 1,5 млрд. пассажиров (в том числе железнодорожным транспортом – менее 1/3, а автотранспортом – более 2/3).
В перевозках товаров первое место также занимает автотранспорт, которым перевезено 1,1 млрд. т грузов. Ненамного уступает ему железнодорожный транспорт – 0,9 млрд. т.
Морской транспорт обслуживает в основном экспортно-импортные перевозки.
Протяженность внутренних водных путей – около 4 тыс. км. Бассейны главных рек – Вислы и Одры соединены системой каналов. Однако перевозки внутренним водным транспортом невелики – по объему перевозимых грузов они уступают, например, автомобильным, более чем в 100 раз.
Авиационный транспорт в Польше занимается в основном пассажирскими перевозками. Международное движение обслуживается аэропортами в Варшаве, Кракове-Балицах, Гданьске и Познани, а также, но в меньших масштабах, во Вроцлаве, Жешове, Катовицах, Быдгоще, Щецине.
Образование в Польше обязательное до 18 лет. Основой системы образования является 12-летняя школа, в которой первые 8 классов составляют начальную ступень. Четыре старших класса образуют лицей. Существуют два типа лицеев – общего образования и технического. Особое внимание уделяется развитию ремесленных и технических училищ. Диплом лицея – необходимое условие для поступления в вуз.
После 1989 года были открыты многочисленные негосударственные начальные и средние школы. К ним относятся частные и приходские школы, а также «публичные» школы, деятельность которых частично оплачивается за счет финансовых пожертвований. Открыты также частные высшие учебные заведения.
Государственный надзор за высшим образованием осуществляется Министерством национального образования и спорта, несущим прямую ответственность за большую часть вузов и разделяющим ее с другими отраслевыми министерствами, когда речь идет о части специализированных вузов. Последние осуществляют также финансирование подчиненных им вузов. Особым статусом обладают клерикальные вузы, число которых после 1989 года возросло. Закон о высшей школе к таковым не относит вузы, подчиненные католической церкви.
В части оценки качества и контроля, а также стандартизации выпускных экзаменов в вузе Министерство образования располагает лишь некоторыми элементарными полномочиями, как: установление видов дипломов и перечня специальностей, получаемых в вузах. Учебные планы и программы определяются самими вузами, а министерство ограничивается контролем качества выпускных экзаменов. Главный Совет в соответствии с законом должен разработать Каталог основных требований к обучению в вузе. Ответственность министерства распространяется также и на негосударственные вузы. Она ограничивается изданием обязательного Положения и надзором за юридической стороной деятельности негосударственного вузовского сектора.
Неформальные политические интересы вузов представлены в Конференции ректоров польских университетов, а также Конференции ректоров специальных вузов. Кроме того, имеется ряд исследовательских учреждений в университетах, занимающихся разработкой политики высшего образования, науки, исследований, а также финансированием, экспертизой, прогнозами, стратегией.
В Польше наряду с государственными существуют и негосударственные высшие школы, которые начали активно образовываться после 1990 года. Негосударственные высшие учебные заведения создаются по разрешению министра народного образования и получают юридические права после занесения их в реестр негосударственных вузов, который ведется Министерством народного образования и спорта.
В государственную систему высшего образования входят классические университеты и специализированные вузы. Между этими двумя типами высших школ имеются различия, когда речь идет о вновь созданных или небольших вузах, не обладающих правом присвоения докторских степеней. Особое место занимает Католический университет в Люблине, который и прежде признавался, финансировался и поддерживался государством.
Как и в других странах Европы, более престижными среди вузов являются университеты. Наибольшее количество вузов находится в Варшаве, Кракове, Бреслау и Познани.
Также в стране действует гуманитарная организация — Польский Красный Крест (польск. Polski Czerwony Krzyż) Основан 27 апреля 1919 г. Председатель пан Павел Сапега, после его отставки — пани Хелена Падеревска. 24 июля 1919 года зарегистрировал и признал Польское Общество Красного Креста (Polskie Towarzystwo Czerwonego Krzyża) единственной краснокрестовской организацией, действующей на всей территории Польши. В 1927 году Польское Общество Красного Креста сменило название на Польский Красный Крест.
По рейтингу уровня жизни населения стран мира за 2009 год по данным ООН Польша оказалась на 37 месте. Для сравнения: по данным ООН в рейтинге уровня жизни населения стран мира за 2000 год Польша была на 36 месте. Следовательно, можно сделать вывод о том, явно наблюдается тенденция к росту уровня жизни населения Польши.