Содержание
Уровень и качество жизни населения
Содержание
Введение2
Глава 1. Уровень и качество жизни населения3
Глава 2. Методология оценки уровня и качества жизни населения9
2.1 Оценка качества и уровня жизни населения9
2.2 Количественные показатели10
2.4 Качественные показатели17
2.5 Интегральный показатель уровня и качества жизни21
2.6 Индекс развития человеческого потенциала24
2.7 Сопоставление макросоциальных параметров России и Европы за 2000 год27
Заключение33
Список литературы34
Выдержка из текста работы
Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали решающее влияние на динамику и характер развития народонаселения Росиии. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем качества жизни в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, необходимостью исследования важной для общества экономической основы качества жизни с социально-экономическим развитием в современном трансформирующемся обществе. В зарубежной, российской и отечественной экономической литературе теоретико-методологическим подходам исследования проблем повышения качества жизни населения уделяется немалое внимание. В связи с этим концепция качества жизни имеет серьезную научную основу. Среди российских ученых, работы которых привлекают особое внимание можно выделить публикации Абалкина Л.И., Бестужева-Лада И.В., Бобкова В.М., Генкина Б.М., и других авторов.
Цель работы – рассмотреть социально-экономические проблемы качества жизни населения и возможности повышения этих показателей финансовыми методами. Достижение данной цели требует решения следующих задач:
• обобщить отечественный и зарубежный опыт по использованию системы показателей качества жизни при оценке уровня экономического развития страны;
• изучить и выявить основные социально-экономические категории, характеризующие жизнедеятельность людей;
• изучить финансовые методы стимулирования рассматриваемых показателей.
Объектом работы является качество жизни населения. Предметом исследования выступают социально-экономические проблемы качества жизни.
1. Теоретико-методологические подходы к изучению категории качества жизни
1.1 Показатели уровня жизни населения
Уровень жизни населения является одним из важнейших показателей эффективности государственной политики и, одновременно, фактором выбора долгосрочного политического курса. Уровень жизни и неразрывно взаимосвязанная с ним модель стратификации влияют на политическое сознание и электоральную активность граждан, тем самым обеспечивая обратную связь между системой государственной власти и обществом.
В Конституции РФ, принятой в 1993 г., в ст.7 п.1 провозглашено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако приходится с сожалением констатировать, что осуществление в 1990-х гг. радикальных социально-экономических реформ, направленных, по заявлениям их инициаторов и реализаторов, на решение именно этой задачи, на деле сопровождалось снижением уровня жизни населения, ростом безработицы, разрушением имевшихся социальных гарантий.
Курс регулирования уровня жизни имеет в современном мире три основных модели. Таковы: неолиберальная модель поддержки «полюсов роста»; неокейнсианская (социал-демократическия) модель обеспечения равных социальных возможностей («государство всеобщего благоденствия»); командно-административная модель уравнительного перераспределения ресурсов. Между ними существуют переходные, компромиссные состояния политики регулирования уровня жизни. Постиндустриальный мир в целом характеризуется высокой степенью институционализации социального регулирования, транспарентностью выражения и защиты групповых политических интересов в данной сфере.
Нормативная основа региональной политики регулирования уровня жизни призвана осуществлять конституционный принцип социальности Российской Федерации. Социальное государство обязано проводить эффективную социальную политику: гарантировать соблюдение социальных прав человека; обеспечивать поддержание достойного уровня жизни в соответствии с мониторингом прожиточного минимума и межрегиональных различий доходов; содействовать трудоустройству и снижению безработицы; поддерживать эффективную систему социальной защиты малоимущих категорий граждан.
Уровень жизни населения является весьма сложным социально-экономическим понятием, характеризующим объективные и субъективные условия жизнедеятельности человека. Уровень жизни является важным фактором оценки эффективности социально-экономической политики государства, и его повышение является основной целью общественного развития. В экономической литературе последние десятилетия опубликован ряд работ, в которых с достаточной теоретической глубиной определена сущность социально-экономического понятия «уровень жизни населения». Эти исследования связаны в первую очередь с именами таких ученых, как Н.М. Римашевская, В.Н. Бобков, И.В. Бестужев-Лада, В.Ф. Майер, Н.А. Горелов, В.М. Жеребин, А.Н. Азрилиян и др.
Социально-экономическое понятие «качество жизни» появилось в середине XX в., когда стало очевидно, что категория «уровень жизни» не отражает всесторонне благосостояние населения. С одной стороны, встречается предельно расширенное толкование данной категории, по существу, вбирающее все процессы жизнедеятельности человека и общества.
С другой, в показатели качества жизни включается только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей. Характерно, что с течением времени ситуация в этой области не только не проясняется, а, наоборот, становится все более запутанной, ибо в сферу рассмотрения включаются все более острые проблемы и мало исследованные социальные последствия, которыми богата быстротечная и изменчивая жизнь постиндустриального общества.
Исследования зарубежных и отечественных экономистов, посвященные проблеме качества жизни населения, носят разноплановый характер. Отечественные ученые, такие как И.В. Бестужев – Лада, Н.М. Римашевская, придерживаются объективистской концепции, которая предполагает, что качество жизни определяется факторами объективных условий жизни, но данный подход отождествляет понятия «уровень жизни» и «качество жизни». Трактовки зарубежных ученых включают в большей степени субъективные переменные, характеризующие социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданским свободам, безопасность существования.
Представляется правильным, что достигнутый уровень жизни определяет качество жизни населения, что подтверждает взаимосвязь и взаимовлияние между данными понятиями, где уровень жизни является основой формирования и роста качества жизни населения.
Оценка уровня жизни населения является важным инструментом государственной политики, которая позволяет устанавливать ориентиры социально-экономического развития страны на перспективу; осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны; оценивать уровень бедности; проводить межрегиональные сопоставления уровня жизни населения.
Классификации показателей оценки уровня жизни населения, выделены известными учеными-экономистами ( Н.М. Римашевской, Н.А. Гореловым, В.Н. Бобкова, И.В. Бородушко). Наиболее развернутые классификации включают до семидесяти показателей, которые систематизированы по блокам: денежные средства показателей, материальные блага и услуги, охрана и состояние здоровья, воспитание, культура, образование, нравственность. Эти классификации включают объективные и субъективные показатели.
Основой оценки среды жизнедеятельности человека является уровень жизни, как база для обеспечения жизнедеятельности, и качество жизни, как процесс использования данной базы. Следует выделить экономические и социальные факторы, влияющие на классификацию показателей уровня жизни населения
Данные факторы позволяют государству изыскивать новые формы привлечения капитала, с целью перераспределения дохода, при разработке долгосрочных социальных государственных программ (экономические факторы), а также учитывать особенности, специфику развития территории, сохранять особый менталитет, которые будут являться ориентирами при разработке государственных программ (социальные факторы).
Для оценки уровня жизни следует использовать экономические, организационные, социальные и рыночные территориальные показатели. Экономические показатели — это территориальные издержки, определяемые через уровень цен на основные ресурсы, товары и услуги, и влияющие на возможности потребления населения; прибыль территории, определяемая как средняя норма рентабельности в экономике и формирующая возможности для раз- вития капитала, в том числе накоплений населения; уровень деловой активности, определяемый через развитие малого, среднего и крупного бизнеса в регионе и позволяющего извлечь трудовые доходы для населения; уровень развития финансовой и рыночной инфраструктуры, определяемый через наличие и функционирование учреждений банковского и биржевого сектора и позволяющий извлекать доходы из размещения капитала населения.
Организационные показатели — ресурсовооруженность, определяемая объемом имеющихся (или использ…
**************************************************************