Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты управления трудовыми ресурсами муниципального образования8
1.1Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория8
1.2Воспроизводство населения и трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура22
1.3Законодательная база управления трудовыми ресурсами в муниципальном образовании25
Глава 2. Формулировка предложений по совершенствованию использования трудовых ресурсов муниципального образования34
2.1Характеристика муниципального образования Петушинский район34
2.2Трудовой потенциал муниципального образования Петушинский район: анализ состояния40
2.3Разработка мероприятий по совершенствованию управления трудовым потенциалом муниципального образования Петушинский район45
Заключение55
Список нормативно-правовых актов и литературы61
Приложения65
Выдержка из текста работы
В эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов. "Человеческий капитал — наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности". В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификаций и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной
модернизации общества. Трудовые ресурсы — важнейший элемент производительных сил. Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. При оценке воздействия динамики народонаселения важное значение имеют не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура, отраслевая занятость, уровень образования и профессиональной подготовки, т. е. качество рабочей силы.
Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.
Трудовые ресурсы — та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.
Целью исследования выступает анализ трудовых ресурсов и формулировка предложений по их развитию в городском округе Саранск. Объект исследования — трудовые ресурсы муниципального образования.
Предмет исследования: мониторинг и развитие трудового потенциала муниципального образования.
Курсовая работа написана на 39 листах, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы мониторинга трудовых ресурсов муниципального образования
1.1 Понятие и состав трудовых ресурсов
Труд — это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности. Процесс труда есть процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. Процесс труда включает следующие элементы: средства труда, предмет труда и непосредственно сам труд человека. Без средств производства немыслим процесс труда, но и без труда человека средства производства мертвы и ничего не могут создать. Только труд людей приводит в действие средства производства, содействует реализации их целей. Создавая средства и предметы труда и воздействуя на природу, человек изменяет и самого себя, развивая свои навыки и знания. Труд является экономической категорией и характер его определяется производственными отношениями.
Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы включают в себя все трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет — для женщин и от 16 до 60 лет — для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники).
Трудовые ресурсы как главная и производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает рост производства и его экономической эффективности.
Экономически активным населением называется совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве товаров и оказании услуг. Оно включает как занятых, так и безработных.
Занятое население — это лица, вовлеченные в производственную и непроизводственную деятельность. К ним относят работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, военнослужащих, учащихся очной формы профессионального обучения.
К безработным относят трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Трудовые ресурсы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях (работники жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытовых и детских учреждений и др.).
Производственный персонал — это работники, занятые в производстве и его обслуживании. По отраслевой принадлежности их подразделяют на работников сельского хозяйства, промышленности и т.д.
Трудовые ресурсы включают несколько категорий работников: руководители, специалисты, рабочие, служащие, младший обслуживающий персонал. Самой многочисленной категорией производственного персонала являются рабочие — работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг; они подразделяются на основных и вспомогательных.
К основным относят работников, непосредственно создающих продукцию и занятых осуществлением технологических процессов, к вспомогательным — рабочих, занятых обслуживанием основного производства, а также всех рабочих вспомогательных подразделений.
По длительности пребывания на предприятии рабочих подразделяют на постоянных, сезонных и временных. Постоянными считаются принятые на работу без ограничения срока или на срок более 6 мес, сезонными — поступившие на период сезонных работ (сроком не более 6 мес), временными — на срок до 2 мес, а при замещении временно отсутствующих работников — до 4 мес.
Постоянные рабочие подразделяются по профессиям (трактористы-машинисты, комбайнеры, операторы машинного доения, скотники и т.д.), квалификации (тракторист-машинист I, II, III класса и др.), возрасту, полу, стажу, образованию и т. д.
Руководители и специалисты осуществляют организацию производственного процесса и руководство им. К руководителям на сельхозпредприятиях относятся директор (председатель), главный экономист, бухгалтер, инженер, агроном, зоотехник, механик и другие главные специалисты, а также их заместители.
Специалисты — это работники, имеющие высшее или среднее специальное образование: экономисты, агрономы, зоотехники, инженеры, механики, бухгалтеры и др.
К категории служащих относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, секретари-машинистки, статистики, учетчики, табельщики и т. д.).
Младший обслуживающий персонал занимает должности по уходу за служебными помещениями, а также по обслуживанию других работников (дворники, уборщицы, курьеры и др.).
Трудовые ресурсы предприятия имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются соответствующими абсолютными и относительными показателями: структура работников предприятия; среднесписочная и среднегодовая численность работников; коэффициент выбытия кадров; коэффициент текучести кадров; коэффициент приема кадров; коэффициент стабильности кадров; средний стаж работы по отдельным категориям работников.
Структура трудовых ресурсов — это процентное соотношение различных категорий работников в их общей численности.
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования аналогичного показателя за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Точно так же среднесписочная численность за месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца (эта информация имеется в регистрах бухгалтерского учета).
Широко распространенной формой перераспределения трудовых ресурсов является миграция рабочей силы — массовое перемещение и переселение трудоспособного населения. В зависимости от того, пересекается ли при этом граница страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция рабочей силы (между регионами страны, из села в город) является фактором изменения состава и размещения населения; при этом его численность не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая или уменьшая его на величину миграционного сальдо. Последнее представляет собой разницу между количеством людей, переселившихся за пределы страны (эмигранты), и количеством людей, переселившихся в страну из-за ее пределов (иммигранты).
Трудовые ресурсы России составляют сейчас около 50 % населения страны. Среднегодовая численность работников сельскохозяйственных предприятий за годы реформы уменьшилась, и в их составе произошли существенные изменения. В связи с созданием крестьянских (фермерских) хозяйств более 700 тыс. работников перешли из крупных сельскохозяйственных предприятий в этот сектор.
1.2 Трудовой потенциал муниципального образования
Трудовой потенциал принадлежит к наиболее важным составляющим социально-экономического потенциала муниципального образования.
Трудовой потенциал муниципального образования представляет собой территориальную совокупность трудоспособного населения, обладающего соответствующей профессионально-квалификационной подготовкой, и мест приложения труда в народном хозяйстве с учетом определенного уровня их технологической и технической оснащенности. Такое определении трудового потенциала выходит за пределы трудовых ресурсов, что представляется научно обоснованным. Трудовые же ресурсы являются совокупностью носителей трудового потенциала, но отнюдь не определяют его величину.
При определении трудового потенциала следует, очевидно, исходить из тех методологических предпосылок, которые используются при формировании понятий других видов потенциала.
Основу трудового потенциала составляют население и трудовые ресурсы. В действительности понятие "трудовой потенциал" — экономическая категория, и поэтому объяснение ее содержания, основных черт и закономерностей развития следует искать в экономических отношениях. Только при таком подходе удастся ответить на вопрос: почему одинакового количества и качества трудовые ресурсы могут представлять различные трудовые потенциалы на межгосударственном уровне, на уровне регионов и муниципальных образований. Экономические отношения создают предпосылки для увеличения (уменьшения) трудового потенциала (особенно в процессе его функционирования).
Все это позволяет утверждать, что трудовой потенциал включает трудовые ресурсы и уровень их организованности, который зависит от социально-экономической природы общественного строя. Трудовой потенциал представляет собой единство количественных и качественных характеристик.
При исследовании необходимо учитывать иерархию трудового потенциала в соответствии с территориальной структурой народно-хозяйственного комплекса России.
Важным звеном в иерархической системе трудового потенциала общества является его региональная организация. Трудовые ресурсы, как правило, формируются, распределяются и используются в пределах определенного региона и тесно связаны, прежде всего, с его народно-хозяйственной структурой, специализацией и общим уровнем развития. Большой практический интерес представляет рассмотрение трудового потенциала региона с точки зрения повышения различных показателей экономики.
При рассмотрении трудового потенциала региона следует учитывать социально-демографическую структуру и фактически сложившуюся занятость населения, природную среду, уровень ее освоения и хозяйственного использования, структуру хозяйства, уровень технической оснащенности производства, степень средней умелости работников и исторически накопленный опыт населения, уровень развития отраслей непроизводственной сферы и обслуживания населения. Перечисленные элементы территориальной организации трудового потенциала в основном охватывают его главные слагаемые, которые нуждаются в дополнении и детализации. При анализе трудового потенциала следует учитывать особенности материальных и духовных потребностей населения региона и муниципального образования, которые воздействуют на распределительные отношения, стимулирующие трудовую деятельность людей.
Количество и выраженность перечисленных характеристик на разных иерархических уровнях различны.
Для оценки тенденции развития трудового потенциала региона и муниципального образования, прежде всего, необходимо проанализировать сложившееся положение. Базой для такого анализа является население и трудовые ресурсы как в качественном, так и в количественном отношении.
Трудовой потенциал общества раскрывается в единстве рабочей силы, средств производства, производственных отношений и их организации. Важное значение имеет выявление тенденций развития процесса разделения труда и углубления специализации, концентрации производства, комбинирования, кооперации и т.д. В настоящее время все это недостаточно увязывается с проблемами трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики.
Трудовой потенциал в нашей стране развивается под сильным воздействием реструктуризации отраслей народного хозяйства во всех остальных ее проявлениях. Изучение этого воздействия должно основываться на качестве населения и трудовых ресурсов, персонифицирующих трудовой потенциал. Этого требуют материальные условия производства. Трудовой потенциал требует совершенствования, специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования, обеспечения динамичности хозяйственных структур и организационных форм производств, труда и управления. Без этого возникают определенные задержки и запаздывания в развитии отдельных слагаемых трудового потенциала, что отрицательно отражается на его величине и конечных результатах функционирования.
Для рыночной экономики большое значение имеет правильное определение потребности народного хозяйства (страны, региона, муниципального образования) в новых работниках (их общей численности, профессионально-квалификационной структуре). Поэтому нужно определить зависимость между развитием отдельных отраслей промышленности, отраслей материального производства и непроизводственной сферы, рассчитать коэффициенты взаимосвязи, что позволит установить необходимую численность рабочих и служащих на перспективу. Чтобы сбалансировать количество созданных рабочих мест и наличных трудовых ресурсов, следует разрабатывать частные территориальные балансы, например квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Это обеспечит соответствие не только между созданными рабочими местами и наличными трудовыми ресурсами, но и между рассчитанной на перспективу обоснованной потребностью народного хозяйства региона и муниципального образования в кадрах определенной профессионально — квалификационной структуры и возможностью подготовки их на данной территории (в различных системах обучения) из числа имеющихся трудовых ресурсов либо возможностью привлечения уже подготовленных кадров из других регионов.
Глава 2. Анализ трудовых ресурсов городского округа Саранск
Демографические процессы
Численность
Основу формирования трудовых ресурсов составляют демографические процессы.
Демографическая ситуация характеризуется снижением численности населения по причине естественной и механической (миграционной) убыли населения. Преимущественно значительные объемы естественной убыли населения есть следствие высокого уровня смертности населения.
Обратимся к статистике численности Саранска. На 1 января 2013 года численность постоянного населения Саранска составила 326815 человек. В этом году естественного прироста не было. Получается, что число родившихся на число умерших составило -301 человек. Зато рост населения за этот год произошел за счет миграции населения на 600 человек. В основном приезжают люди из стран СНГ — Таджикистан, Узбекистан, Армения.
Если рассматривать динамику отдельных показателей, то можно сказать о том, что в течение последних лет отмечается стойкая тенденция к улучшению основных демографических показателей на территории городского округа Саранск. В период с 2005 года показатель рождаемости увеличился на 20 % с 8,9 до 10,7 на 1000 населения в 2012 году. Показатель смертности снизился на 9 % до 11,3 на 1000 населения. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения составил -0,6. Естественная убыль населения снизилась на 27,7%.
По данным органов государственной статистики в 2012 году родилось 3503 ребенка, что на 208 детей (5,9%) больше, чем в 2010 году. Доля детей, рожденных первыми, составляет 54%, Увеличилась доля детей, рожденных вторыми, с 37,8 % в 2010 году до 38,9 % в 2012 году. Стоит отметить, что доля детей, рожденных третьими, увеличилась на 1,3% и составила 6% от общего числа рожденных детей.
Состав трудовых ресурсов
В целом снижение численности населения приводит к дисбалансу трудовых ресурсов экономически активного трудоспособного населения, хотя в целом динамика рождаемости и смертности в Саранске не отличается от общероссийской.
Миграционный прирост
Итак, основной составляющей увеличения численности населения города выступает миграционный прирост. В течение последних лет он полностью компенсирует естественную убыль населения.
,4% прироста составляют мигранты из Узбекистана, 23,8% — из Туркменистана, 10,3% — из Армении, 8,7% — из Украины.
С позиции трудового рынка, подобного рода увеличение оценивается двояко. С одной стороны, прирост населения — это несомненное увеличение трудового потенциала, с другой — возникает вопрос в квалификации и качестве этого труда, в соблюдении приезжими мигрантами этики труда и другими вопросами, связанными с созданием социальной напряженности, в связи с сокращением рабочих мест или на фоне различий расовой принадлежности.
Конечно, опираясь на то, что Саранск готовится к грандиозному для провинциального города мероприятию -Чемпионат футбола-2018, и, в следствие, чего ведется динамичное строительство и преображение города, потребность в рабочей силе (по большинству даже низкой квалификации) увеличилась в разы, поэтому подобного рода динамику притока населения можно считать положительной.
Трудоспособное население трудоспособного возраста
Трудовые ресурсы включают трудоспособное население в трудоспособном возрасте, работающих подростков в возрасте 14-15 лет, работающих пенсионеров и иностранных трудовых мигрантов.
На 1 января 2012 года численность и структура населения в городском округе Саранск складывается следующим образом:
женское население-180,5 тыс. человек (55,4%);
мужское население-145,6 тыс. человек (44,6%);(рис.2)
детское население в возрасте до 18 лет-53,6 тыс. человек (16,6%);
взрослое население-269,5 тыс. человек (83,4%);
в том числе:
население трудоспособного возраста составляет 62,7%,
население старше трудоспособного возраста-22,8 %,
моложе трудоспособного возраста-14,5 %(рис.3)
Исходя из того что женское население превышает мужское практически на 10 процентов и оценивая картину индустриализации г.о. Саранск, можно с уверенностью сказать, что рабочие места, требующие приложения мужской силы занимают женщины, это может сказываться на результатах труда отрицательно. Хотя в целом такое соотношение принято считать оптимальным для муниципальных образований.
,7 % — небольшой уровень трудоспособности населения, однако в совокупности с тем, что уровень общей безработицы в Мордовии составил 4,2%, что является одним из низких показателей в Российской Федерации, данный показатель усиливается в своем значении. Однако нельзя не заметить постепенно старение населения, увеличение доли людей пенсионного возраста. Другой вопрос состоит в соответствии специальности полученному образованию, здесь статистика говорит о том, что 80% населения имеют высшее образование, но работают не по специальности, что отрицательно сказывается на результатах деятельности. Кроме того государство проводит многочисленные программы по трудоустройству инвалидов и несовершеннолетних, что несомненно направлено на увеличение трудового потенциала г.о. Саранск.
Возрастная структура
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни.
Средний возраст жителей Саранска составляет 40,1 лет (в России-38,7), в том числе мужчин-37,2 лет, женщин-42,5.
Есть у нас в городе долгожители — 13 человек, которым 100 и больше лет, причем это 12 женщин и всего 1 мужчина.
Работающие пенсионеры и подростки
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте составляет наибольшую часть трудовых ресурсов, наряду с которой к трудовым ресурсам относятся работающие пенсионеры и подростки.
Стремление пенсионеров улучшить свой материальный уровень приводит их на рынок труда с целью поиска дополнительных источников доходов. Практически каждый четвертый житель города старше трудоспособного возраста трудится в организациях.
Подводя итоги, скажем о том, что население Саранска стареет, молодежи в городе меньше, чем стариков на 29012 человек и изменить ситуацию может только демографический взрыв, которого никогда не случиться, пока не произойдут изменения в социальной политике.
Смертность в Саранске превышает рождаемость. Этому поспособствовали различные факторы, в частности, естественная убыль, миграционный отток, тот факт что на 100 браков приходится 54 развода.
Количество зарегистрированных в органах ЗАГСа браков в январе-октябре 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года увеличилось на 5,6%, число актов записей о разводе — на 12,3%.
Таким образом, к основным демографическим проблемам, влияющим на трудовой потенциал г.о. Саранск можно отнести:
неблагоприятная возрастная динамика населения, рост числа людей пенсионного возраста, что характерно обострением проблем в области пенсионной системы;
недостаточность финансирования целевых программ по поддержке социально-незащищенных слоев населения;
отрицательные показатели рождаемости и смертности населения, что вызывает дисбаланс трудовых ресурсов экономически активного трудоспособного населения.
2.2 Мониторинг трудовых ресурсов г.о. Саранск
Распределением по отраслям экономики
Рынок труда имеет староиндустриальную структуру, что отражается на уровне средней заработной платы в регионе и на профессиональной мобильности населения. Кроме того
Сложившаяся половозрастная структура населения, усиление общих миграционных процессов и увеличение объемов трудовой миграции, сокращение численности неработающих инвалидов трудоспособного возраста и пенсионеров льготников, увеличение числа работающих пенсионеров повлекли за собой увеличение численности трудовых ресурсов городского округа Саранск.
В 2012 году численность трудовых ресурсов достигла 215000 человек, среднегодовая численность занятых 164549 человек, в том числе в материальном производстве-51 000 человек, в непроизводственной сфере 113549 человек. В структуре занятости населения г. о. Саранск 31,4% составляют обрабатывающие производства, 12,8%-образование, 11,3%-здравоохранение и социальные услуги, 11,2%-государственное управление и военная безопасность, социальное обеспечение.(рис.4)
Рисунок 4
В сравнении с 2010 годом на территории городского округа отмечен рост числа занятых в отраслях экономики:
на 27,9% в строительстве;
на 8,7% в организациях с видом деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования";
на 4,1% в организациях с видом деятельности "транспорт и связь".
На уровне прошлого года сохранена численность занятых в организациях с видом деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
В Саранске активно ведутся строительные работы: реконструируются старые объекты, создаются новые строительные манежи и площадки, спортивные комплексы, массовые застройки "спальных районов" и т.д. Не мудрено, что на территории городского округа отмечен рост числа занятых в сфере строительства на 27,9% в сравнении с 2010 годом.
Что касается промышленного производства, то оно характеризуется снижением занятости, что связано с модернизацией производств и уменьшением выпуска продукции по некоторым видам экономической деятельности.
Все так же популярны такие виды деятельности как сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и производство и распределение электроэнергии, газа и воды, что не удивительно, поскольку Мордовия богата природными ресурсами, как и вся Россия, в подтверждение, можно вспомнить, что главной специализацией России является добывающая промышленность. Хотя мы старательно пытаемся поменять эту направленность на информационно-научное поле деятельности.
Среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям городского округа Саранск за январь-сентябрь 2013 года составила 104487 человек, что соответствует 98,5% к январю-сентябрю 2012 года. Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера по крупным и средним предприятиям городского округа Саранска январь-сентябрь 2013 года составила 2827 человек и уменьшилась на 1,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Безработица
К концу октября 2013 года в органы государственной службы занятости обратились за содействием в поиске подходящей работы 1,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,0 тыс. человек имели статус безработного. На 1 ноября 2013 года число заявленных работодателями вакансий составило 4773. Нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в службе занятости, на одну заявленную вакансию составила 0,2 человека, что составляет 50,0% от аналогичного периода 2012 года.
Уровень жизни населения
За январь-ноябрь 2012 года среднемесячная начисленная заработная плата составила 18242,9 рублей и возросла на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В соответствии с антикризисными мероприятиями 2009-2010 гг. руководством предприятий и организаций обеспечивалось исполнение обязательств: отмечено снижение числа зарегистрированных лиц, признанных безработными, на 01.01.2012 г. отсутствует задолженность по выплате заработной платы.
В основном снижение занятости связано с модернизацией производств, позволяющей повысить прибыльность предприятия при меньших затратах, за счет увеличения производительности труда. Так же нельзя исключить вариант незначительного сокращения фирм в целом, что нормально в постоянно меняющихся условиях рынка. Кроме вышеперечисленных причин не последнее место занимает следующий момент: динамично развивающиеся муниципальные образования, граничащие с г.о. Саранск, такие, как г. Рузаевка, п. Чамзинка стягивают к себе часть работоспособного населения за счет расположения в них таких крупных предприятий, как ОАО "Мордовцемент", ОАО "Рузхиммаш". Уровень заработной платы, несмотря на общее повышение по сравнению с предыдущим периодом, все равно оставляет желать лучшего. Это еще одна из причин миграционного оттока населения, особенно молодежи.
Итак, 2012-2013 года ознаменованы активностью трудовых ресурсов в сфере строительства, в связи с предстоящими мероприятиями и в целях общего преображения картины города; отмечается незначительное снижение занятости, которое можно рассматривать с разных сторон, как положительных (модернизация производств, и как следствие повышение прибыльности), так и отрицательных(сокращение фирм, отток населения в близь расположенные районы).
Глава 3. Оценка и пути развития трудовых ресурсов г.о.Саранск
3.1 Оценка имеющейся рабочей силы
В настоящее время доля населения с высшим образованием составляет 20 %. При сохранении количества выпускаемых ВУЗами студентов доля населения с высшим образованием к 2015 г. составит 1/3, а к 2020 г. — около 50 %. На сегодняшний день в г.о. Саранск функционируют 6 высших учебных заведений, в том числе НИ МГУ им. Н.П. Огарева, где подготовка кадров осуществляется по 79 специальностям: 21 гуманитарной, 11 естественным, 17 инженерным, 4 аграрным, а обучение студентов ведется по дневной, вечерней и заочной формам. В Саранске функционирует 8 средних специальных учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся в соответствии с потребностями промышленного сектора города и республики.
Должна работать социальная цепочка "школа — профессиональное образовательное учреждение — предприятие". Сегодня большинство учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования не готовит специалистов для конкретных предприятий. В этом плане эффективным было бы живое общение между выпускниками и работодателями. Основными причинами оттока трудоспособной части населения из Саранска является нединамичный и ориентированный на промышленность рынок труда, сложившийся низкий уровень средней заработной платы (13 484,2 руб. — за октябрь 2009 г.), а также дисбаланс, возникший между рынком образовательных услуг и рынком труда. Одновременно, присутствуют и возможности для привлечения трудовых ресурсов. Определяющая в этом смысле предпосылка — это развитая социальная структура города. Резервом для привлечения трудовых ресурсов в г. о. Саранск является сельское население Республики Мордовия.
В настоящее время основной причиной оттока молодежи из города является нединамичный и ориентированный на промышленность рынок труда. Именно поэтому основное внимание должно уделяться изменению структуры рынка труда: увеличению в структуре занятости доли современных, привлекательных для молодежи, секторов, повышению производительности труда на существующих промышленных предприятиях, росту уровня заработной платы и т.д.
На рынке труда городского округа Саранск сохраняется дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе.
Модернизация производства, развитие и расширение производства, применения новых наукоемких технологий привели к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. В настоящий момент ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров по отдельным профессиям и инженерно-техническим специальностям. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации кадров.
В последние годы на образовательном рынке услуг наблюдается подъем, проявляющийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы, тогда как на городском и республиканском рынке труда остается неудовлетворенным и продолжает возрастать спрос на квалифицированных рабочих.
Между тем, несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей и перенасыщению специалистами гуманитарных профессий.
Потребность в рабочих профессиях превышает количество ищущих работу. Так за 2010 год в Центр занятости г. Саранска было заявлено около 20 тыс. вакансий, из которых 86% вакансий составляют рабочие специальности, и только 14% профессии служащих. В то же время, в качестве ищущих работу было зарегистрировано более 13 тыс. человек, из которых около 25% имеют высшее образование, из них 72% в основном гуманитарного профиля, которые хотели бы работать в соответствии с полученной профессией и квалификацией.
Кроме этого около 40% безработных граждан, ищущих работу, имеют ограничения к труду и не могут быть трудоустроены на имеющиеся вакансии. В 2011 г. эти тенденции сохраняются, из числа заявленных вакансий около 85% составляют вакансии по рабочим специальностям и только 15% — по профессиям служащих, тогда как в составе обратившихся граждан 22% имеют высшее образование. Негативное влияние на городской рынок труда оказывают также такие факторы, как недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда; наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором; низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
Низкий уровень оплаты труда привел к оттоку квалифицированных кадров в другие секторы экономики, а также к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, то есть невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе. Низкое качество рабочих мест привело к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, а также к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.
Задачи органов службы занятости населения на ближайшие годы непосредственно увязаны с модернизацией экономики и инновационным развитием. Курс на модернизацию и привлечение в регион инвестиций неразрывно связаны с подготовкой кадров, повышением привлекательности рабочих профессий и созданием новых рабочих мест. Важнейшими направлениями социально-экономической политики на перспективу будут: сохранение высоких и устойчивых темпов экономического роста, проведение мероприятий, направленных на повышение качества жизни населения. Реализация национальных и важнейших инвестиционных проектов позволит увеличить объемы производства, будет повышаться зарплата, появятся новые рабочие места, будут расширяться возможности трудоустройства увольняемых и сокращаемых работников. На рынке труда сохранится потребность в рабочих строительных профессиях в связи с расширением строительной сферы. Предполагается развитие потребительского рынка товаров и услуг, все это будет направлено на удовлетворение спроса населения в необходимых товарах и услугах, и повышение их качества. Реализация данной задачи предполагает повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие эффективного рынка труда в соответствии с потребностями рынка и повышение занятости населения.
Достижение поставленной цели планируется по следующим направлениям:
достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и повышение уровня занятости экономически активного населения;
повышение конкурентоспособности профессионального образования и его ориентация на потребности рынка;
повышение экономической активности трудоспособного населения и содействие его занятости;
удовлетворение потребности экономики в кадрах;
повышение социальной привлекательности труда на производстве за счет улучшения условий труда и повышения уровня заработной платы.
С целью сохранения трудового потенциала и содействия занятости населения города требуется проведение мероприятий, которые должны способствовать развитию трудовых ресурсов, повышению их мобильности, обеспечению равных возможностей всем гражданам независимо от национальности, пола, возраста и социального положения на добровольный труд и свободный выбор занятости, а также поддерживать трудовую и предпринимательскую инициативу граждан с целью уменьшения безработицы в городе. Данные мероприятия должны быть направлены на обеспечение занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы; более эффективному проведению работы с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей; участию в работе призывных комиссий военных комиссариатов по вопросам прохождения альтернативной гражданской службы; выявлению предприятий, имеющих задержки выплаты заработной платы и находящихся в неформальных трудовых отношениях с работниками для принятия мер вышестоящими организациями; помогают лучше взаимодействовать с работодателями по укомплектованию свободных действующих и вновь создаваемых рабочих мест.
Комплекс мероприятий по сокращению дифференциации в уровне и качестве жизни населения включает:
. Проведение мониторинга по предполагаемому высвобождению работников в связи с ликвидацией предприятий или сокращением.
. Снижение объема просроченной задолженности по заработной плате.
. Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, как на вакантные рабочие места, так и на временные, созданные в рамках специальных мероприятий по содействию занятости населения.
. Формирование реестра профессий, специальностей и видов деятельности, потенциально востребованных на рынке; создание базы данных выпускников учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.
. Реализация мер по предотвращению и разрешению трудовых конфликтов.
. Создание преференций и оказание поддержки предприятиям в обмен на сохранение коллективов; предоставление льгот предприятиям, сохраняющим и увеличивающим количество рабочих мест.
. Совершенствование системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.
. Повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых населению и работодателям по вопросам содействия трудоустройству. 9. Повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
. Сохранение рабочих мест за счет реализации инфраструктурных проектов, организации капитального ремонта многоквартирных домой и дорожного строительства.
. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
. Использование механизмов социального партнерства для повышения уровня заработной платы и усиления гарантий работодателями по обеспечению занятости населения.
. Обеспечение прав работников на оформление трудовых отношений с работодателями, своевременное получение начисленной заработной платы.
. Создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.
. Проведение ярмарок вакансий.
. Обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу.
. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.
. Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, в том числе:
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
содействие самозанятости безработных граждан;
содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе организация временного трудоустройства.
. Профессиональная ориентация населения.
. Психологическая поддержка безработных граждан.
. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе:
организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
. Трудовая миграция, привлечение и использование иностранной рабочей силы.
. Оказание социальной поддержки безработным гражданам.
.2.1 Развитие малого и среднего предпринимательства
За последние пять лет количество субъектов малого и среднего бизнеса Саранске увеличилось более чем на четверть (количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2012 года составило 15019 единиц (2007 г. — 11964 ед.), в том числе 9576 индивидуальных предпринимателей (2007 г. — 8226), а число занятых в этой сфере — более чем на треть.
Оборот малых и средних предприятий составил в 2011 году 16341,1 млн.руб., в том числе в сельском хозяйстве — 90,4 млн.руб., по обрабатывающим производствам — 5584,3 млн.руб., в торговле — 3780,2 млн.руб., строительстве — 3956,2 млн.руб. На 2012 год оборот малых и средних предприятий оценивается на уровне 1660 млн.руб., в том числе в сельском хозяйстве — 90,4 млн.руб., по обрабатывающим производствам — 5800 млн.руб., в торговле — 3850 млн.руб., строительстве — 4100 млн.руб. Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий составил в 2011 году 2,42 млрд. руб. В 2012 году, как ожидается, он достигнет 2,6 млрд.руб. На начало 2012 года предприниматели выполнили более 66% поставок для муниципальных нужд. В 2011 году на ремонт, строительство и реконструкцию дорог, благоустройство территории, ремонт мостов и другие социально-значимые работы было заключено 386 муниципальных контрактов, в т.ч. 159 с субъектами малого и среднего предпринимательства. В капитальном ремонте многоквартирных домов из 9 задействованных подрядных организаций 7 являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
В 2011 году муниципальный заказ по городскому округу Саранск был размещен на сумму 2,32 млрд. руб. Общий объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг определенный в соответствии с перечнем, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 от 04.11.2006 г. за 2011 год составил 579,68 млн. руб. Стоимость заключенных контрактов по результатам торгов для субъектов малого и среднего предпринимательства (43- аукциона в электронной форме, 14-запросов котировок) — 66,86млн. руб.
Для устранения административных барьеров, обеспечения защиты прав и законных интересов бизнеса Администрацией разработаны и утверждены 110 административных регламентов, способствующих повышению прозрачности, сокращению сроков и снижению коррупциогенных факторов при прохождении документов. На особом контроле — обращения, поступающие от предпринимателей. В программе "Дело" системы электронного документооборота действует специальный раздел, в который за минувшийгод поступило более 2 тысяч обращений от представителей бизнеса, все они своевременно рассмотрены и отработаны. Кроме того, Юридическим управлением проводится правовая экспертиза ответов заявителям об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
За 2011 год малые предприятия реализовали право преимущественного
приобретения в отношении 21 объекта муниципальной собственности на сумму свыше 80 млн. руб., с предоставлением рассрочки платежа на 3 года. В полтора раза больше чем в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства получили поддержку в виде предоставления муниципальной преференции (аренда муниципального недвижимого имущества без торгов). Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства г.о. Саранск осуществляется на основании мероприятий муниципальной программы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Саранск в основном за счет снижения доходной части бюджета в результате предоставления: имущественной поддержки в форме применения понижающих коэффициентов при определении величины размера арендной платы за пользование муниципальным недвижимым имуществом (сумма поддержки за 2011 год составила 236,65 млн. руб.); применения понижающего коэффициенты К2 при расчете Единого налога на вмененный доход для субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от вида предпринимательской деятельности (сумма поддержки за 2011 год составила 29,84млн. руб.); зачета стоимости капитального ремонта арендуемых объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск, в счет арендной платы (за 2011 год четырем субъектам малого и среднего предпринимательства произведен зачет стоимости капитального ремонта, арендуемых нежилых помещений, в счет арендной платы на сумму 373,9 тыс. руб.).
В рамках дальнейшего развития малого бизнеса необходимо:
формирование сети бизнес-инкубаторов (необходимо создание бизнес-инкубатора в каждом районе города), а также развитие рыночной деловой недвижимости в городе, формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
снижение сроков предоставления земельных участков;
реализация кадровых программ в сфере малого и среднего бизнеса;
информационное обеспечение населения о возможностях малого и среднего бизнеса в городе;
информационное обеспечение представителей малого и среднего бизнеса о возможности расширения деятельности;
содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
расширение имущественной поддержки малого и среднего бизнеса (в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") — предоставление муниципального имущества в пользование и (или) во владение на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка и реализация муниципальной программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства городского округа Саранск на перспективу, при необходимости — межмуниципальных программ (совместно с администрациями других муниципальных районов Республики Мордовия).
Необходимо также отдельно выделить мероприятия по устранению административных барьеров
Малый и средний бизнес должен создать новые рабочие места и обслуживать значительную долю внутреннего потребительского рынка, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с существующими требованиями рынка. Малое и среднее предпринимательство будет развиваться в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши. Для реализации выделенных задач должны быть проведены следующие мероприятия:
. Совершенствование правовой базы и снижение административных барьеров для эффективного развития малого и среднего предпринимательства.
.1. Повышение эффективности по процедуре получения разрешений на строительство и эксплуатацию объекта.
.2. Повышение эффективности процедуры получения земельного участка для строительства.
.3. Повышение эффективности по процедуре регистрации прав собственности на объекты недвижимости.
. Поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления.
. Финансовая поддержка.
. Информационное обеспечение развития предпринимательства, развитие предпринимательской инициативы, формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве.
.2. Поддержка молодежи, выходящей на рынок труда
В настоящее время именно молодежь, выходящая на рынок труда, испытывает трудности в поиске работы. Это связано как с дисбалансом, возникшим между рынком образовательных услуг и рынком труда, так и с косностью самого старопромышленного рынка труда (низкая профессиональная мобильность). Именно поэтому необходимо формировать специальные механизмы поддержки молодежи, обеспечивающие ее вхождение на рынок труда. К основным мероприятиям, которые должны быть реализованы в рамках данного направления, относятся:
проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
информирование о положении на рынке труда;
содействие социальной адаптации молодёжи на рынке труда;
организация общественных работ для молодежи;
организация временного трудоустройства безработных и незанятых граждан в возрасте 14-29 лет, испытывающих трудности в поиске работы;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
содействие самозанятости молодёжи;
содействие повышению качества рабочей силы:профориентация и психологическая поддержка безработных граждан в возрасте 16-29 лет, o профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработной молодежи.
.2.2 Развитие социального партнерства
В настоящее время основной причиной низкой конкурентоспособности г. Саранск является низкий уровень оплаты труда. Это, в свою очередь, тормозит развитие потребительского рынка, рынка услуг и т.д. Именно поэтому при поддержке Правительства Республики Мордовия может быть реализован целый комплекс мероприятий, направленных на развитие социального партнерства, с целью повышения уровня жизни населения. Прежде всего, к данным мероприятиям относятся:
улучшение условий труда на предприятиях (проведение конкурсов среди предприятий на лучшую систему охраны труда, а также лучшие условия труда, поддержка программ модернизации предприятий и т.д.);
информирование населения об основах трудового законодательства и т.д.
Однако предметами социального партнерства могут быть не только рост заработной платы и обеспечение социальных гарантий, но и:
поддержка престижа отдельных профессий;
формирование современных программ обучения персонала и развитие на предприятиях современных систем управления персоналом.
Данные инициативы и проекты должны быть поддержаны органами региональной и муниципальной власти. Основными механизмами поддержки могут выступить:
льготное предоставление земельных участков;
поддержка развития компаний в сфере кадрового и организационного консалтинга (предоставление помещений в бизнес-инкубаторе и т.д.);
проведение конкурсов профессионального мастерства и т.д.
Заключение
В настоящее время основными тенденциями на рынке труда г.о. Саранск являются:
снижение занятости в промышленном производстве, что связано как с модернизацией производств, так и с уменьшением выпуска продукции по некоторым видам экономической деятельности. При этом необходимо отметить, что в основном на промышленных предприятиях старого (индустриального) типа сохраняется низкая производительность труда;
обострение конкуренции на рынке труда (как в региональном, так и макрорегиональном масштабе), о чем свидетельствуют низкие показатели уровня зарегистрированной безработицы (0,9%). Динамично развивающиеся муниципальные образования, граничащие с г.о. Саранск, такие, как г. Рузаевка, п. Чамзинка, стягивают к себе часть работоспособного населения за счет расположения в них таких крупных предприятий, как ОАО "Мордовцемент", ОАО "Рузхиммаш";
появление новых секторов в экономике города и новых профессий (финансовая деятельность, операции с недвижимостью, торговля и т.д.);
наиболее конкурентоспособными (с точки зрения заработной платы) являются следующие виды деятельности: финансовая деятельность; производство электроэнергии, газа и воды; государственное управление, военная безопасность и социальное обеспечение;
сохранение низкого уровня средней заработной платы (что связано со структурой экономики города). Это одна из причин миграционного оттока трудоспособного населения (особенно молодежи);
рост конкурентоспособности профессий сферы услуг, управленческих и творческих профессий, в которых важным фактором являются условия труда, возможность самореализации;
массовизация высшего образования. В настоящее время доля населения с высшим образованием составляет 20%, при сохранении количества выпускаемых вузами студентов доля населения с высшим образованием к 2015 г. составит 1/3, а к 2020 г. — около 50%. Это может привести к повышению требований к рынку труда со стороны трудовых ресурсов (а также к качеству городской среды, форматам потребления, количеству и качеству предоставляемых услуг). При этом данная тенденция противоречит сложившемуся профилю и технологическому состоянию предприятий;
происходит постепенное формирование новых институтов подготовки кадров и капитализации человеческих ресурсов, которые определяют возможность профессиональной мобильности в регионе.
Список использованных источников и литературы
трудовой рабочий муниципальный предпринимательство
1.http://www.adm-saransk.ru/saransk/
1.Стратегия социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года
2.Проект стратегии социально-экономического развития г. о. Саранск
.Трудовой кодекс Российской Федерации
.Программа социально-экономического развития г.о. Саранск
.Меликьян, Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения
.Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов