Выдержка из текста работы
В рыночной экономике существенно изменились внутренние и внешние среды функционирования экономических систем и объективно возросла необходимость в научном обосновании современного состояния и прогнозов развития теорий и методологий управления социально-экономическими организациями.
Разработка и реализация стратегии развития социально-экономической организации, как экономической системы стали актуальны, а стратегическое управление — важнейшей закономерностью ее эффективного функционирования. На современном этапе развития рыночной экономики России возникло реальное противоречие между объективной необходимостью стратегического управления организацией и его практической реализацией в хозяйственной практике.
Объектом исследования являются социально-экономическая организация. В качестве предмета исследования рассматривается роль и функции руководителя в управлении социально-экономическими организациями.
Целью курсовой работы является анализ современных технологий управления социально-экономическими организациями и выработка рекомендаций руководителю.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Описать сущность и особенности социально-экономических организаций;
2. Рассмотреть процесс управления социально-экономическими организациями;
3. Выявить роль и функции руководителя в управлении социально-экономической организацией;
4. Исследовать технологии управления социально-экономической организацией на примере Уральского отделения ОАО «РЖД»;
5. Представить рекомендации руководителю по управлению социально-экономической организацией.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
При выполнении работы были использованы технологии теории управления и стратегического менеджмента, основанные как на теоретических исследованиях, так и на практическом опыте Уральского отделения ОАО «РЖД».
Глава 1. Теоретические основы управления социально-экономическими организациями
1.1. Сущность и особенности социально-экономических организаций
Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис. 1. приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.
Рисунок 1 — Виды социальных систем
В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.
В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
В таблице 1. приведена классификация хозяйствующих социально-экономических субъектов: организаций, предприятий, фирм, объединений по гражданскому кодексу РФ.
Таблица 1
Классификация социально-экономических субъектов
п/п Классификационные признаки
социально-экономических объектов Типы организаций, предприятий, фирм
и их организационно-правовые формы.
1. Хозяйственные товарищества и общества.
* Полное товарищество
* Товарищество на вере…………..
Заключение
Основным звеном решения проблем общества являются социально-экономические объекты в виде предприятий, организаций, фирм, учреждений, которые решают задачи удовлетворения потребности в продукции или услугах конкретных людей или социума. Каждый член социально-экономической организации удовлетворяет свою потребность в конкретных видах продуктов и услугах.
Процесс управления социально-экономическими организациями представляет собой технологию действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
Под структурой управления социально-экономическими организациями понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Основным инструментом управления в социально-экономической организации является управленческое решение. Управление осуществляется путем принятия и введения в действие управленческих решений.
Руководитель — человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности.
Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений. Руководитель осуществляет следующие функции: производственные, экономические и организаторские.
Технология управления социально-экономической организацией – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование социально-экономической организации.
Наиболее общая технология управления Уральским отделением ОАО «РЖД» может быть представлена в виде управленческого цикла. Технология управления в Уральском отделении ОАО «РЖД» включает следующие этапы: выяснение поставленной задачи, оценка обстановки, составление выводов о ней, разработка замысла, осуществление расчетов, анализ результатов расчета, принятие решения и его оформление. Возможно и еще большая детализация процесса решения управленческих задач: определение целей, выявление проблем; исследование проблем; поиск решения; оценка и выбор решения; согласование решения; утверждение решения; подготовка к вводу в действие решения; управление применением решения; проверка эффективности решения.
Современная технология управления в Уральском отделении ОАО «РЖД» выступает как последовательный ряд процедур, систематизированных в пяти основных стадиях: целевой, дескриптивной, прескриптивной, реализационной, ретроспективной. Она дает возможность использовать весь инструментарий технологизации, информатизации, интеллектуальных, аналитических, экспертных систем, базируется на программно-целевом и комплексном подходе, указывает путь дальнейшего совершенствования управления и повышения его эффективности.
Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходим контроль за его выполнением, оценка его эффективности и внесение необходимых коррективов, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективным, чем предыдущий. Поэтому осуществление контроля и оценка эффективности управления — последние стадии управленческого труда, необходимые для начала следующего его непрерывного цикла, без которых эффективное управление невозможно.
Список использованных источников и литературы
1. Авдеев, В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 560 с.
2. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ. 2007. С. 320.
3. Акер Д.А. Стратегическое рыночное управление: Социально-экономические организации. СПб: Питер. 2006. С.523.
4. Афонин И.В. Управление развитием социальной организации. М. 2005. С. 123.
5. Бабасовский Л.Е. Менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 260.
6. Бабин В. Рентабельность расширения социально-экономической организации //Предпринимательство. 2008. № 4. С. 15-18.
7. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова. М.: ЮНИТИ. 2005. С. 256.
8. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика. 2008. С. 230.
9. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. М. 2007. С. 412.
10. Ветров А. А. Операционный аудит-анализ. М.: Перспектива. 2007. С. 128.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. М.: Гардарики. 2008. С. 302.
12. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Дашков и К. 2005. С. 290.
13. Волкова У.И. Экономика предприятия: учебник / под ред. У.И. Волкова. М.: ИНФРА-М. 2006. С. 260.
14. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. М.: Элит. 2008. С.487.
15. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана. М. 2007. С.130.
16. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика. 2007. С. 326.
17. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело. 2006. С. 158.
18. Гурова Н. Новая технология управления: категорийный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 6. С. 34-36.
19. Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. СПб. 2006. С.278.
20. Дибб С. Практическое руководство по планированию в социально-экономических организациях. СПб.: Питер. 2008. С. 152.
21. Ефимова О. В. Финансовый анализ. М. 2005. С. 263.
22. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера. СПб.: Союз. 2007. С. 123.
23. Золототоров В.Г. Инвестиционное проектирование. Минск. 2008. С. 180.
24. Иванцевич Д.М, Лобанов А.А. Человеческие ресурсы как объект управления. М.: Дело. 2009. С.304.
25. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. М.: Юристъ. 2009. С. 240.
26. Ковалев В. В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика. 2008. С. 260.
27. Кондраков Н.П. Бухгалтерский управленческий учет / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. М.: Инфра. М. 2010. С. 156.
28. Королева А. М. Финансы в управлении предприятием. М. 2008. С. 240.
29. Короткевич В.Г. Практикум по экономике, организации производства и маркетингу на предприятии / В.Г. Короткович, Р.А. Лизакова, С.И. Прокопенко. Минск: Высшая школа. 2006. С. 127.
30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело. 2008. С.702.
31. Муравьев А.И. Социально-экономические организации / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. М-во общего и проф. Образования Р.Ф., СПб. Гос. Ун-т экономики и финансов. 2007. С. 236.
32. Пелих А.С. Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. А.С. Пелиха. М.: Март. 2006. С. 350.
33. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс. 2006. С.243.
34. Поршнева А.Г. Управление социально-экономической организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П, Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 320.
35. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР. 2008. С.184.
36. Савицкая Г.В. Проблемы оценки эффективности функционирования предприятий // Организатор производства. 2006. № 4. С. 7-12.
37. Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации // Социс. 2008. № 10. С. 63-71.
38. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия России. М. 2006. С. 280.