Выдержка из текста работы
В основе современной концепции управления предприятием лежит принцип управление посредством качества, который выдвигает на первое место потребности покупателя и позволяет добиться предприятию конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности. По некоторым оценкам, отставание по управленческому уровню российских предприятий реального сектора экономики от аналогичных показателей развития зарубежных предприятий значительно сильнее, чем по технологическому оснащению и составляет 50-60 лет. При этом противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства, выступающее основной причиной неуспеха при внедрении систем менеджмента качества на российских предприятиях, может быть разрешено только путем управления качеством, которое носит системный характер и охватывает весь жизненный цикл продукции (услуги). Таким образом, разработка и внедрение системы менеджмента качества предприятия помогает внедрить в организации современную и эффективную систему управления производством.
Интеграция России в мировую экономическую систему, успешная конкуренция с другими странами немыслимы без существенного повышения качества отечественной продукции. А это возможно только при условии, если повышение качества продукции станет основной задачей производства, в решение которой будут вовлечены все сферы производственно — хозяйственной деятельности и все уровни управления предприятий и государственных органов.
На протяжении последнего десятилетия в нашей стране, несмотря на экономический кризис, расслоение общества, потерю многих ценностных ориентиров, интерес к проблемам управления качеством постоянно возрастает. В условиях глобализации и интернационализации опыта управления качеством открываются новые грани и перспективы развития данного процесса на различных уровнях.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Актуальность темы. Исследование проблем качества находится в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что качество в настоящее время является важнейшим средством и необходимым условием обеспечения конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровне экономики. Активизация деятельности в области управления качеством способствует формированию действенного механизма социально-экономических преобразований в стране. Развитие науки, техники и технологий предоставляет человечеству принципиально новые возможности в достижении высокого уровня качества продукции и услуг, в улучшении на этой основе материальных, социальных и культурных условий жизни человечества.
Целью курсовой работы является рассмотреть особенности управления качеством продукции на предприятии.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и показатели качества продукции;
— рассмотреть импортозамещение, попавшей под санкции продукции;
— изучить рыночные показатели управления качеством продукции.
Предметом курсовой работы является управления качеством продукции на предприятии.
Методологической базой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления качеством продукции на предприятии, таких как А.В.Гличев, В.Д.Могилевец, Э.М.Коротков, С.В.Пономарев, О.И.Волков, М.А.Николаева, В.Ю.Огвоздин.
1. Понятие и показатели качества продукции
Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих на производстве, вынудили предприятия изменить подход к проблеме качества. Недостаточным стало контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия: от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.
В современных условиях перехода к рыночной экономике одним из важных моментов является решение вопроса о повышении качества.
Качество — это совокупность свойств объекта, удовлетворяющих установленные и предполагаемые потребности. К объекту можно отнести не только продукцию или услугу, но и деятельность, процесс, организацию производства.
Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает [4, с.156].
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Попытка объединить ответы на вопрос о сущности категории «качество», данные ведущими зарубежными учеными, занимающи¬мися проблемами управления качеством, представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Подходы зарубежных исследователей к трактовке категории «качество»
Автор Формулировка понятия «качество»
К. Исикава Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики Субъективная сторона — насколько вещь «хороша»
Дж. Джуран Пригодность для использования (соответствие назначе¬нию) Субъективная сторона: качество есть степень удовлетво¬рения потребителя (для реализации качества произво¬дитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям)
А. Фейгенбаум Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации
Дж. Харрингтон Качество — удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность Высокое качество — превышение ожиданий потребите-ля за более низкую цену, чем он предполагает
Г. Тагути Качество — это потери, нанесенные обществу с момента поставки продукта
Свойство продукции — это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия.
Признаком продукции является характеристика любых ее свойств или состояний.
………….
1. Асплунд, Д. Управление качеством услуг: учеб. для вузов / Д. Асплунд, Д. Флеминг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. – 418 с.
2. Белокоровин, Э.А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством: учеб. для вузов / Э.А. Белокоровин, Д.В. Маслов. – М.: ДМК Пресс, 2014. – 192 с.
3. Болкина, Г.И. Экономика предприятия: учеб. для вузов /Г.И. Болкина, О.Ф. Быстров, Л.П. Афанасьева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 431 с.
4. Гембрис, С. Управление качеством: учеб. для вузов /С. Гембрис, Й. Геррманн. – М.: Омега – Л Смарт Бук, 2013. — 326 с.
5. Гличев, А.В. Управление качеством продукции: учеб. для вузов /А.В. Гличев, М.И. Круглов. — М.: Стандарты и качество, 2014.- 540 с.
6. Давыдова А.Н. Положительные и отрицательные стороны санкции со стороны России по отношению Турции // Наша газета. 2015, №12, с.24.
7. Деева, В.А. Управление качеством: учеб. для вузов /В.А. Деева, И.А. Кобиашвили, Б.А. Кобулов. — М.: Юриспруденция, 2013. — 304 с.
8. Кобец, Е.А. Планирование на предприятии: учеб. для вузов /Е.А. Кобец. – Таганрог: ТРТУ, 2012. — 528 с.
9. Кожевников, Н.Н. Основы экономики: учеб. для вузов / Н.Н. Кожевников. — М.: 2014. — 287 с.
10. Колесник, А.А. Теоретические основы управления качеством продукции: учеб. для вузов / А.А. Колесник, Л.Т. Елизарова. — М.: 2014. — 192 с.
11. Могилевец, В.Д. Основа качества: учеб. для вузов / В.Д. Могилевец. — М.: Стандарты и качество, 2012. — 489 с.
12. Николаева, М.А. Управление качеством: учеб. для вузов /М.А. Николаева.-М.: 2013.- 560 с.
13. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: учеб. для вузов /В.Ю. Огвоздин. – М: Дело и Сервис, 2013. — 304 с.
14. Полховская, Т.М. Основы управления качеством продукции: учеб. для вузов / Т.М. Полховская, Ю.А. Карпов, В.П. Соловьев. – М.: Комплекс международных стандартов, 2014. — 400 с.
15. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции: учеб. для вузов / С.В. Пономарев.-М.: Стандарты и качество, 2014. — 248 с.
16. Райзберг, Б.А. Экономический словарь: учеб. для вузов /Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева, Л.Ш. Лозовский. — М.: Инфра-М, 2012. — 413 с.
17. Ребрин, Ю.И. Управление качеством: учеб. для вузов / Ю.И. Ребрин. — Таганрог: ТРТУ, 2013. — 574 с.
18. Самойлова К.Е. Импортозамещения в России в условиях санкции // Вопросы экономики. 2015, №12, с.18.
19. Тен Ю.А. Системный анализ влияния санкций на Россию. Позитивные и негативные факторы [Текст] / Ю. А. Тен // Молодой ученый. — 2015, №8, с.663.
20. Шевчук, Д.А. Управление качеством: учеб. для вузов /Д.А. Шевчук. – М.: Гросс-Медиа, 2014. — 516 с.
21. Шевчук Д.А. Корпоративные финансы. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2013. – 347 с.
22. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2014. – 169 с.
23. Юрова Н.К. Турецкие фрукты и овощи, которых России будет не хватать // Вопросы экономики. 2015, №12, с.38.