Содержание
Содержание
Введение3
1 Управленческое консультирование как специфическая деятельность5
1.1 Роль и необходимость управленческого консультирования5
1.2 Понятие управленческого консультирования6
1.3. Объект, субъект, предмет, цели и задачи управленческого консультирования9
1.4 Особенности управленческого консультирования11
2 Руководитель как заказчик и клиент15
3 Виды, формы и фазы консультирования23
Заключение30
Список литературы32
Выдержка из текста работы
Одной из характерных тенденций современного этапа развития науки является формирование новых направлений, объединяющих различные области научного знания. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме принятия решений.
Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями для работников трудового коллектива.
Актуальность данной темы состоит в том, что анализ психологических аспектов принятия управленческих решений позволит менеджерами и тем, кто хочет понять сущность управленческих решений и, возможно, научиться принимать самому такие решения, возможность находить правильный ответ на вопросы, поставленные выше. Тем самым мы надеемся расширить имеющийся запас знаний по этому важному виду деятельности — принятию управленческих решений.
Принятие решений — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Управленческое решение зависит от многих факторов: от положения дел в управляемой сфере, от состояния трудового коллектива, от кадрового обеспечения и т.д. Управление предъявляет особые требования к личностным качествам руководителя, к его умственным способностям, к его умениям прогнозировать и анализировать складывающиеся управленческие ситуации.
Сам процесс принятия управленческого решения с большим трудом поддается изучению. Это связано с тем, что протекание фаз принятия решения, по большей части, скрыто от непосредственного наблюдения. Очень сложно создать экспериментальную ситуацию, в которой возможно проследить рождение решения, так как имеют большое значение реальные условия, в которых принимается управленческое решение. Большинство руководителей, осуществляя этот вид деятельности, скорее интуитивно учитывают множество факторов, влияющих на управленческую ситуацию, и, как правило, не могут сказать, каким образом они это делают.
Профессиональная жизнь любого руководителя, любого менеджера протекает в условиях интенсивного общения. Как правило, руководители со стажем являются настоящими мастерами общения, знающими и использующими механизмы продуктивных взаимоотношений и взаимодействий.
Объектом данной курсовой работы является психологические особенности руководителя. Предметом нашего исследования — личность управляющего как фактор принятия управленческих решений.
Целями нашего исследования являются — обзор научной психологической, социально-психологической литературы.
Цели настоящего исследования конкретизируются в следующих задачах:
выявление значимых различий в личности руководителя и подчиненного;
выявление линий поведения руководителя при принятии управленческого решения;
выявление значимой связи между линиями поведения руководителя, обусловленных принятием управленческого решения и его личностных особенностей.
Глава 1. Управленческие решения как инструмент управления деятельностью предприятия
1.1.Психологические критерии принятия управленческих решений
Психология управления и особенности управленческой деятельности, показывает пути и средства превращения ее в эффективный инструмент решения разнообразных задач. Овладеть управленческой деятельностью — это, значит, уметь наиболее эффективным образом организовать каждый ее компонент. Овладение собственной деятельностью, или как говорят психологи, превращение себя в субъекта деятельности, есть овладение каждым ее психологически значимым компонентом.
В рамках социальной психологии управления активно ведется поиск совокупности черт, свойств личности и характеристик поведения руководителя, от которых зависит успешность руководства. Поведение в процессе принятия решения, особенно в условиях неопределенности, является результатом отражения общественных требований в индивидуальной деятельности профессионального руководителя.
Принятие управленческих решений можно рассматривать с общепсихологических позиций теории деятельности. При разработке управленческого решения, обнаруживается иерархиризированная структура деятельности, включающая уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности. Следовательно, операциональная сторона принятия решения будет обеспечиваться навыками, умениями, когнитивным стилем руководителя; сторона действий — целеполаганием при принятии решения; уровень деятельности — специфическими мотивами и личностными смыслами руководителя.
Характерными для принятия решения являются активность субъекта и осознание им до определенной степени собственной деятельности. На наш взгляд, специфику управленческой деятельности человека будет составлять постоянная борьба или конфликт мотивов. Именно его разрешение, либо нивелирование, отражается в поведении руководителя как выбор альтернатив.
При этом выявляется потенциал способностей к руководству, мотивационный профиль, способности идти на риск. Поведение руководителя выражает его психическую организацию и жизненный опыт. Оно опосредовано социальными установками, нормами и традициями, господствующими в социуме отношениями. Что в значительной степени определяет содержание и стиль принимаемых решений. Стиль принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, социальных установок и межличностных отношений в социальных группах. По характеру принимаемых решений, по умению разрешать проблемные ситуации можно строить прогнозы относительно способности человека работать с людьми, выполнять функции руководства в целом; можно оценивать, как осуществляются отдельные шаги в реализации решения, которые протекают в основном в актах общения и организационных отношениях.
Особенно значим вес управленческой деятельности в напряженных социально-психологических ситуациях. Такого рода ситуации побуждают к ускоренному принятию решений при дефиците информации и времени. Если система работает нормально, то принятие решений рутинизируется и руководитель осуществляет функции контроля. Но есть ситуации, предполагающие быструю смену схем принятия решений. В этих ситуациях статус предписывает руководителю вмешательство. Таким образом, руководство сопровождается высокой поисковой активностью еще до того как возникнет необходимость осуществлять специальную профессиональную деятельность по принятию решения.
Если ни одна из альтернатив развития событий не удовлетворяет руководителя полностью, он должен принять решение, то есть осуществить «волевой акт», выбрав одну из возможностей, полагаясь на свой профессионализм, интеллект, интуицию. «Выбор осуществляется тогда, когда невозможно свести к единому критерию предпочтительность, по крайней мере, двух из существующих альтернатив поведения. Если предпочтительность может быть раскрыта человеком непосредственно, то допустимо говорить о типичной задаче нахождения правильного решения, а не принятии решения, при котором интеллект человека играет важнейшую роль».
Выбор, представляющий собой основу управленческого решения не может осуществляться исключительно на основе интеллектуального анализа. Необходим ……..
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2011.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1011.
3. Вендров Е.Е. Командир производства и его авторитет. М., 1968.
4. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., 1969.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 2012.
6. Генов Ф. Психология управления. М., 1982.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997.
8. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. М., 1978.
9. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2012.
10. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
11. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Психология управления. Л., 1986.
12. Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М., 1993.
13. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 2011.
14. Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990
15. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. М., 1972.
16. Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии №5, 2011.
17. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
18. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. СПб., 1999.
19. Основы психодиагностики / под общ. ред. Шмелева А.Г. Ростов-на-Дону., 1996.
20. Прохоров А.П. Солидарность подчиненных на предприятиях при различных режимах управления // журнал СОЦИС № 12, 2012.
21. Психология. Словарь. М., 1990.
22. Практическая психодиагностика / ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара., 1998.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
24. Скок Н.А. Поведение руководителя в ситуациях принятия решения. Л., 1981.
25. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону, Новосибирск., 2011.
26. Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск. 1967.