Содержание
Введение2
Глава 1 Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации3
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств10
2.1 Объект и объективная сторона10
2.2 Субъект и субъективная сторона21
2.3 Особенности личности виновного участника ДТП24
Заключение31
Список литературы34
Выдержка из текста работы
3 ОТГРАНИЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 51
3.1 Отграничение нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений 51
3.2 Отграничение нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от административных правонарушений 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших проблем в нашей стране является проблема безопасности дорожного движения. В 2012 году была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В ней, в частности, указывается, что ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 000 человек.
В настоящее время уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в основном предусмотрена ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Долгое время ее корректировка регулярно проводилась в отношении единственного показателя — размера наказания. Чем чаще совершались нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, чем выше был резонанс этих правонарушений, тем больше усиливалось наказание.
Самые значимые изменения пришлись на 2009 год, когда за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии опьянения была введена повышенная уголовная ответственность сразу в трех частях ст. 264 УК РФ. Дифференциация стала проводиться по признаку неосторожного причинения вреда здоровью или жизни: тяжкий вред здоровью, смерть человека, смерть двух и более лиц.
Позднее, в 2014 году, в Уголовном кодексе РФ появилась новая статья под номером 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Этой нормой установлена уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичные действия или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии опьянения по ст. 264 УК РФ либо по ст. 264.1 УК РФ.
Все сказанное порождает массу вопросов, которые представляют интерес для изучения. Это, в свою очередь, повышает актуальность исследуемой темы.
Цель исследования — уголовно-правовой анализ ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
В развитие указанной цели планируется решение следующих задач исследования:
— раскрыть объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
— рассмотреть субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
— охарактеризовать квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
— изучить особо квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
— показать отграничение нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступлений;
— выделить отграничение нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от административных правонарушений .
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема настоящего исследования достаточно широко разработана. Помимо отдельных статей, посвященных ей, в разные периоды написано и защищено несколько диссертаций, в частности: М.Э. Авдалян (2016 г.), И.В. Божко (2011 г.), Н.Ю. Исаев (2009 г.), В.И. Неверов (2007 г.), А.Г. Рублев (2006 г.), И.В. Танага (2010 г.), М.В. Федорченко (2004 г.) и другие. Также по исследуемым вопросам издан ряд монографий следующих авторов: В.И. Жулев, Н.И. Исаев, А.И. Коробеев, В.В. Лукьянов, В.Б. Малинин, Н.И. Пикуров, Л.Ф. Рогатых и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых, занимавшихся проблемами уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Среди них работы авторов: М.Э. Авдалян, М.В. Баранчикова, И.В. Бокша, Е.К. Газданова, И.Ю. Зубарев, О.А. Канашина, Д.Л. Кокорин, Н.М. Костюк, Д.Ю. Краев, А.Е. Линкевич, С.Ф. Миловидова, В.В. Намнясев, В.Л. Петровых, С.В. Проценко, А.Г. Рублев, Г.С. Русман, А.Н. Скрябин, Е.А. Таюрская, Д.С. Токарев, И.Л. Трунов, Д.Н. Юрпалова и другие.
Вся изученная литература приведена с учетом изменений и дополнений законодательства, актуальных на настоящее время. Средний срок давности издания приведенных статей и монографий не превышает пяти лет.
Правовой основой исследования являются преимущественно нормы Уголовного кодекса РФ, а также действующие Правила дорожного движения.
Эмпирическую основу исследования составляют отдельные положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» и примеры судебной практики по конкретным уголовным делам.
Методологическая основа исследования представлена диалектико-материалистическими методами познания, позволившими проанализировать правовые явления, нормы в развитии, взаимодействии и противоречии между собой. В целях обеспечения полноты исследования в работе использованы как общенаучные (конкретно-исторический, формально-логический, структурно-функциональный, системный и др.), так и общелогические методы (анализ, синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия, абстрагирование и др.).
Научная новизна исследования определяется кругом анализируемых проблем и комплексным авторским подходом к их решению.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Изложенные в работе положения, выводы и предложения могут быть использованы в учебных целях при преподавании юридической дисциплины «Уголовное право», а также при подготовке лекций и учебных пособий по данной проблематике. Кроме того, изложенный в работе материал может быть использован как база для дальнейшего научного изучения предложенной проблематики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что изложенные в работе положения, выводы и предложения могут быть полезны следователям, адвокатам, юристам и другим специалистам, имеющим отношение к сфере борьбы с преступностью.
Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачами. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. ………….
Нормативные акты
1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». С изм. и доп. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 50. — Ст. 4873.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 3-ФЗ. С изм. и доп. на 19 декабря 2016 г. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
3 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». С изм. и доп. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 219.
4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. С изм. и доп. на 5 декабря 2016 г. // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 1.
5 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С изм. и доп. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
6 Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения». С изм. и доп. на 10 сентября 2016 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 47. — Ст. 4531.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». С изм. и доп. на 17 ноября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 35. — Ст. 4308.
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 39. — Ст. 5289.
9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 45. — Ст. 6282.
10 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». С изм. и доп. на 18 января 2012 г. // Российская газета. — 2008. — № 188.
Литература
11 Авдалян М.Э. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: основание криминализации и криминообразующие признаки // Общество и право. — 2014. — № 3(49). — С. 110-113.
12 Арзамасцев М. Состояние опьянения как квалифицирующий признак дорожно-транспортного преступления // Уголовное право. — 2010. — № 1. — С. 4-8.
13 Архипова М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: современный взгляд законодателя и проблемы квалификации // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2010. — № 4(14). — С. 45-50.
14 Астахин С.В. Вина в преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы российского права. — 2007. — № 1. — С. 504-508.
15 Баранчикова М.В. Квалификация преступных нарушений правил дорожного движения по месту их совершения // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2015. — № 4(22). — С. 29-33.
16 Бокша И.В., Миловидова С.Ф. Состояние опьянения как признак состава преступления «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» // Транспортное дело России. — 2015. — № 3. — С. 174-175.
17 Газданова Е.К. Неоднозначность законодательного подхода к уголовно-правовой оценке состояния опьянения // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 4(65). — С. 156-160.
18 Жулев В.И. Транспортные преступления. — М., 2001. — 190 с.
19 Зворыгина С.А. Актуальные вопросы уголовно-правовой оценки субъектов дорожно-транспортных преступлений // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2011. — № 3(