Содержание
Основные данные о работе2
Введение3
Основная часть5
1. Понятие учебной мотивации5
1.1. Общая характеристика учебной мотивации5
1.2. Интерес в мотивационной сфере6
1.3.Мотивационные ориентации и успешность деятельности8
1.4.Отношение к учению в мотивационной сфере10
2. Процесс развития учебной мотивации современного школьника12
2.1. Связь умственного развития и мотивации12
2.2. Целеполагание и мотивация12
2.3. Устойчивость учебной мотивации13
2.4. Проблемные ситуации и мотивации15
Заключение17
Глоссарий19
Список использованных источников21
Приложения
Выдержка из текста работы
Период младшего школьного возраста – время активного развития познавательной деятельности ребёнка, её произвольности. В связи с изменением социальной ситуации развития появляются новые интересы, мотивы. Игровые мотивы отходят на второй план, а наиболее ценными и значимыми становятся те мотивы, которые имеют отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Наиболее адекватны учебным задачам – учебно-познавательные мотивы (Д.Б. Эльконин); если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. В основе учебно-познавательных мотивов лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это развивает интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.
ФГОС призван решить проблему качественного усвоения детьми учебного материала через овладение универсальными учебными действиями (УУД), т.е. способностями к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Одной из целевых установок системы начального образования, заявленных в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, является развитие учебной мотивации. Она выступает как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)
Изучением проблемы мотивации и мотивационной сферы личности занимались многие отечественные и зарубежные учёные: В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Д. Макклеланд, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.
Изучены и разработаны психологические теории мотивации, классификации потребностей и мотивов, структура и основные функции мотивов.
Исследования Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Ю.М. Орлова, Е.И. Савонько посвящены изучению характеристик, составляющих и видам учебной мотивации.
Изучение содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации младших школьников является важным и имеет практическую актуальность в связи с необходимостью разработки психолого-педагогических рекомендаций учителям по повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников.