Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ5
1.1 Участие персонала в управлении через информационные каналы5
1.2 Кружки качества10
1.3 Мотивация как средство участия персонала в управлении16
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИЮ (на примере ОАО «Пикра»)19
2.1 Анализ мотивации в ОАО «Пикра»19
2.2 Система управления карьерой как фактор мотивации персонала23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ30
Выдержка из текста работы
1.3 Человеческий фактор как причина и инструмент предотвращения кризисных ситуаций
Глава 2. Особенности кадровой политики организации в условиях кризиса
2.1 Характеристики управления персоналом на кризисном предприятии
2.2 Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
2.3 Увольнение сотрудников, как инструмент антикризисного управления на предприятии
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема работы актуальна постоянно. На современном этапе развития рыночной экономики весь мир в очередной раз испытал на себе действие финансово-экономического кризиса 2008 года, затронувшего сферы деятельности огромного количества людей, последствия которого затрагивают экономику сегодня по прошествии четырех лет. Поиск наиболее результативных путей выхода из сложившегося положения стал ключевым вопросом для большинства предприятий. Множество мнений по поводу развития кризиса, одни считают, что кризис себя исчерпал, другие — худшее впереди, и всех объединяет неуверенность прогнозов.
В этот период одни предприятия обращаются к теории антикризисного управления для прогнозирования ситуации и предотвращения развития кризиса, другие полагаются на свою интуицию в борьбе за выживание, третьи не понимают, что происходит, и предпринимают попытки сделать что-нибудь.
Управление предприятием в условиях кризиса — это задача не только его руководителей и собственников, но и взаимодействующих с ним организаций. Кризисное управление возлагает дополнительные риски на экономические структуры, поэтому особое внимание в период кризиса уделяется финансовым и правовым механизмам, а вопросы управления персоналом уходят на последние места. В отношении персонала для снижения расходов проводится политика сокращений.
Кризис повлиял на управление организациями самым существенным способом. Руководители различных уровней вынуждены действовать в новых условиях, которые ставят перед ними сложные задачи. Необходимо выстраивать новые схемы управления производством, маркетингом, продажами, финансами и персоналом. Работа посвящена особенностям управления персоналом в условиях финансово-экономического кризиса.
В оценке эффективности управления персоналом предприятия большое значение имеет изучение факторов влияющих на него. Особый интерес представляет кадровая политика предприятия. Исследования в области повышения эффективности управления персоналом предприятия можно признать «постоянно актуальными», поскольку развитие экономической среды и управленческих технологий происходит непрерывно и постепенно, претерпевая значительные изменения.
Среди исследователей, внесших вклад в развитие управления персоналом кризисного предприятия, можно выделить таких отечественных специалистов, как: К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, О.Н. Демчук, Д.В. Петухов и др.
Объектом исследования является антикризисное управление в организации, предметом — управление персоналом на кризисном предприятии.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей кадровой политики организации в условиях кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие, типологию и признаки кризиса на макро- и микроуровне.
Определить роль человеческого фактора в развитии и предотвращении кризисных ситуаций.
Изучить основные принципы управления персоналом в условиях кризиса.
Рассмотреть роль увольнения сотрудников в антикризисном управлени.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы (19 наименований). Работа содержит: 3 рисунка.
В первой главе «Понятие и сущность кризиса в организации» рассматриваются понятие «кризис», его типология, причины и признаки на макро- и микроуровне, описывается роль человеческого фактора в причинах и преодолении кризисных ситуаций.
Во второй главе «Особенности кадровой политики организации в условиях кризиса» дается характеристика антикризисного управления персоналом предприятия, приведены основные принципы управления персоналом кризисного предприятия, рассматривается увольнение сотрудников, как инструмент антикризисного управления на предприятии.
Глава 1. Понятие и сущность кризиса в организации
1.1. Понятие, типология и признаки кризиса
В экономическом цикле есть характерная черта — кризис, определяемый как внезапная и резкая смена тенденции от повышения к понижению, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота не бывает.
В этот период происходит резкое обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности, так как в любой сложной системе, функционирующей в обществе, возможны нарушения и сбои. Примерами социально-экономических систем являются предприятия, фирмы, компании, корпоративные структуры с их внутренней организацией, экономическими целями и положением на рынке. При этом они подвержены воздействиям извне со стороны других социально-экономических систем, органов государственного и общественного устройства и вынуждены изменяться и развиваться, чтобы соответствовать изменяющимся условиям. Это приводит к тому, что в деятельности-любой социально-экономической системы возникают кризисы.
Любая социально-экономическая система имеет две тенденции своего существования и поддержания жизнедеятельности: функционирование и развитие (рис. 1).
Функционирование — это комплекс действий, направленных на поддержание и сохранение уже имеющихся функций, определяющих целостность, качественную определенность и главные сущностные характеристики системы.
Развитие — это комплекс действий, направленных на приобретение новых и устранение отживших качеств в условиях изменяющейся среды.
Эти тенденции имеют противоположные направленности и входят в постоянные противоречия друг с другом, наличие которых не является отрицательным или недопустимым. Противоречия — это те вопросы, которые требуют разрешения и позволяют системе найти путь к совершенствованию. При этом могут развиваться противоречия, угрожающие существованию системы.
Таким образом, кризис — это крайняя форма обострения противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнедеятельности [13].
Рисунок 1 — Кризисы социально-экономических систем как порождение внутренних тенденций жизнедеятельности системы
Основная функция кризиса — разрушение наименее устойчивых и жизнеспособных элементов, в наибольшей мере нарушающих организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.
В экономике кризис разрушает множество слабых и менее целесообразно организованных предприятий, отбрасывает устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных, вовлекая в общее крушение немалое количество передовых предприятий.
Кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы уже исчерпан, и уже родились и начинают борьбу элементы системы, представляющей будущий экономический цикл.
Экономический цикл — это повторяющиеся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активности: темп роста ВВП, общий объем продаж, общий уровень цен, уровень безработицы, загрузка производственных мощностей, величина инвестиций и др. основным свидетельством цикличности развития служат колебания темпа роста ВВП.
Существуют фазы цикла. Многие авторы расходятся во взглядах на количество фаз возможного развития и преодоления кризиса, так Демчук О.Н. выделяет шесть фаз, у Петухова Д.В. — пять фаз, авторы книги “Антикризисное управление: макро- и микроуровень” К.В. Балдин, О.Ф. Быстров и А.В. Рукосуев рассматривают классический цикл общественного производства, состоящий из 4 фаз: подъем, спад (кризис), депрессия, оживление.
Первая фаза — кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, растет безработица и резко увеличивается количество банкротств. Существуют различия в степени негативного влияния кризисов на отдельные отрасли. В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. При неблагоприятной экономической ситуации потребители могут практически полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники, что грозит падению производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т. п. бывает гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Имеются различия в реакции на кризис монополий немонополизированных секторов экономики. Монополии, опираясь на свою власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис, вследствие того, что в высокомонополизированных отраслях цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, а в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции.
Вторая — депрессия (стагнация) представляет собой фазу приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям. Для нее характерны неуверенность, беспорядочные действия.
Третья — оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.
Четвертая — подъем (бум). При этой фазе ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее развитии, подготавливает базу для нового кризиса [3].
Подобная цикличность характерна и в микроэкономике на уровне отдельных предприятий, но здесь есть свои особенности (рис. 2) [13].
Рисунок 2 — Фазы циклов на микроуровне
Не все предприятия проходят путь от фазы возникновения до фазы становления. По некоторым оценкам, таких предприятий насчитывается около 20%. Еще 40 — 60% от сохранившихся предприятий переходят к фазе подъема, характеризующейся ростом экономического потенциала предприятия. После фазы роста и экспансии неизбежно приходит фаза спада (100%). После ее наступления предприятие приходит либо к реорганизации и продолжает свою деятельность, либо ликвидируется.
Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее искать новые пути развития и доказывать свое право на “место под солнцем”. Кризис — это еще и возможность покупать активы по низким ценам [11]. Он проверяет уровень управления рисками, выявляет слабые места и устраняет необоснованные амбиции. Поскольку кризисы неповторимы, разнообразны причины и факторы, их вызывающие, и каждый раз выход из кризиса требует специфических мер.
Кризисы или их угроза — постоянное явление. Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством различных причин. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Но первопричиной, т.е. возможностью возникновения кризиса, является разрыв между производством и потреблением товаров.
Для предприя……..
Список используемой литературы
Антикризисное управление предприятием: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, А.И. Евсейчев. — Тамбов: ТГТУ, 2009. — 128 с.
Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: учебник (2-е издание). — Юнити, 2002. — 560 с.
Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие. — М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2005. — 316 с.
Бджола, В.Д. Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления / В.Д. Бджола. — 2010
Демчук О.Н. Антикризисное управление: учеб. пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. — М.: Флинта : МПСИ, 2009. — 256 с.
Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский- ОМЕГА-Л, 2011. — 467 с.
Колик А. Управление персоналом в условиях кризиса / А. Колик // 2009 — intrface.ru
Коняева А. Аутплейсмент как инструмент управления процессом высвобождения персонала / 2009 — botexpert.com.ua
Красникова Е., Евграфова И. Антикрзисное управление: шпаргалка / Е. Красникова, И. Евграфова. — Окей-книга, 2009. — 32 с.
Менеджмент организации: учеб. пособие / под ред. В.Е. Ланкина — Таганрог: ТРТУ, 2006.
Петухов Д.В. Антикризисное управление: учеб. пособие / Д.В. Петухов. — МИЭМП, 2010. — 134 с.
Сокращение или увольнение сотрудника по соглашению сторон. Что выбрать? // «Юрист компании» . — 2009.
Сычева Н. В. Диагностика кризисного состояния предприятия как оценка масштабности кризиса [Текст] / Н. В. Сычева // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 108-111.
Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской — М.: КНОРУС, 2009. — 160 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации : по сост. На 1 июня 2011 года. — М.: ООО «Рид Групп», 2011. — 224 с. — (Новейшее законодательство России)
Управление персоналом: учебник для вузов/ под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 423 с.
arbitr-nsk.ru/content/view/59/56/