Выдержка из текста работы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАССМЕДИА КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ «Путешествие из Петербурга в Москву как памятник отечественной публицистики». курсовая работа студента 1 курса дневного отделения факультета журналистики РГГУ Трояновского Дмитрия Витальевича Научный руководитель: профессор кафедры литературной критики д.и.н. О.И. Киянская Москва 2005 Содержание Введение… 3 Основная часть… 5 I….5 II… 7 Заключение… 16 Список использованной литературы… 17 Введение «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву, поэзия, публицистика», М. 1999 С. 199) — так в одной из своих статей писал А.Н.Радищев, выдающийся русский писатель и публицист XVIII века. Известнейшее из его произведений, «Путешествие из Петербурга в Москву», долгие годы лежало под запретом.
Это не помешало его имени пользоваться в России большой известностью. В 1823 году А.С. Пушкин укорял в своем письме А.А. Бестужева «…как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить?» (Энциклопедия мировой литературы, С-Пб 2000. С. 411). Но, великий поэт беспокоился зря – обстоятельства жизни Радищева и его творчество не забыты и по сей день. Итак, А.Н. Радищев родился в 1749 году в деревне Саратовской губернии.
Его отец был богатым помещиком и образованным человеком, не лишенным гуманистических настроений.
Он не угнетал своих крестьян, за что те во время пугачевского бунта спасли от смерти его и его семью. В возрасте восьми лет Радищев был отправлен в Москву на обучение, а в 1766 – за границу для овладения юридическими и другими науками. Через два года произошла борьба русских студентов с Бокумом, мелким негодяем, которого императрица приставила к ним. Этот бунт совпал с волнениями немецких студентов против палочной дисциплины и бюрократизма университетского начальства.
В этой атмосфере и складывались взгляды будущего литератора. В конце октября 1771 года Радищев и его друзья Кутузов и Рубановский вернулись в Петербург. Несколько лет он проработал в сенате протоколистом, потом вышел в отставку и женился. Крепостное право и бюрократизм вызвали у Радищева нерадостные впечатления. Именно тогда началась его активная творческая деятельность.
Позже Радищев продолжал службу, но она уже не могла поглотить его целиком. Он сделался борцом за свободу. Его творчество – в первую очередь публицистика. Радищев написал много статей, критикующих существующие порядки. Часть из них вышли в журналах выдающегося русского журналиста Новикова. Помимо этого Радищев занимался переводной и поэтической деятельностью. Самое известное его стихотворений – ода «Вольность». О! дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб раб тебя воспел. (А. Н. Радищев.
Ода «Вольность», там же. С. 321). С начала и до конца своей оды поэт воспевает свободу и народную борьбу за нее, описывает великое будущее без рабства и царей. Позже это стихотворение будет включено в наиболее крупное и известное произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Именно оно принесло автору наибольшую славу и самые сильные страдания. Работа над этой книгой продолжалась в течение примерно пятнадцати лет. В произведение были включены некоторые статьи, написанные Радищевым ранее.
В 1790 году «Путешествие» было опубликовано, тогда же Радищева арестовали. Императрица Екатерина Вторая назвала его «Бунтовщиком хуже Пугачева». Вначале Радищева приговорили к смерти, потом «просвещенная» государыня заменила наказание десятилетней ссылкой в Сибирь, что, в сущности, было равносильно казни. Только благодаря тому, что в 1796 году на престол взошел император Павел, Радищев был возвращен из ссылки.
На свободе он создал еще несколько произведений, а в 1801-1802 даже работал в «Комиссии сочинения законов». Но после возвращения из Сибири дни писателя были уже сочтены – в Комиссии ни одна из его идей не была поддержана, а в ночь с 11 на 12 сентября 1802 года уже больной и растерявший все надежды Радищев покончил с собой.
Основная часть
I Что же представляет собой книга, ставшая причиной стольких бед? «Путешествие» — в значительно большей степени публицистическая, чем художественная литература.
Именно через призму публицистики и следует рассматривать эту книгу Радищева. А, поскольку публицистика наиболее остро отражает злободневные темы и проблемы, она может вызывать самые противоречивые и неоднозначные суждения, связанные с различным отношением читателей к действительности. Так, А.С. Пушкин критикует Радищева за отсутствие «связи и порядка»: по его словам можно прочесть «Путешествие» с конца, и от этого мало чего изменится. Кроме того, он утверждает, что завершающее книгу «Слово о Ломоносове» не прославляет этого человека, а является попыткой подорвать его славу.
По мнению Пушкина, «Путешествие» написано «слогом надутым и тяжелым». Подвергается критике и чрезмерно мрачное изображение русской жизни, в которой Радищев видит одни только недостатки. (А.С. Пушкин Полное собрание сочинений М Л 1949 Т.7 С. 268-305). Жанр «Сентиментального путешествия», начало которому положила одноименная книга Лоренса Стерна, был весьма популярен в Европе того времени. Как и в других книгах подобного рода, главный герой – чувствительный путешественник, остро реагирующий на окружающую действительность.
Его эмоции всегда находят свое бурное внешнее проявление «Я рыдал вслед за ямским собранием» так Радищев пишет в главе «Клин». (А.Н. Радищев, там же С. 166). По сути, произведение Радищева состоит из отдельных очерков, названных так же, как и населенные пункты, через которые проезжает герой на своем пути из одной столицы в другую. Факторов, объединяющих эти главы в единое целое не так уж много.
Один из них — это общий мотив дороги, но ему уделено совсем небольшая часть текста. Описаний пути в книге Радищева куда меньше чем размышлений. В своих очерках автор практически не ссылается на события, произошедшие с ним ранее, и не строит планов на будущее. Почти отсутствует описание того, что происходило с героем, когда он находился между почтовыми станциями. Все это не позволяет воспринимать произведение, как нечто полностью единое.
Вообще, это путешествие крайне непривычно для современного читателя. Крайне мало известно о самом герое и его прошлом, не называется даже его имя. Автор не говорит и о целях путешественника, о том, что заставило его пуститься в дальнюю дорогу. Таким образом, «Путешествие из Петербурга в Москву» — скорее цикл очерков, чем роман. Перед читателем возникают десятки образов людей того времени, утопические проекты, нравоучительные притчи… II В первом из очерков «А.М.К.» автор пишет письмо своему другу.
Перед этим следует эпиграф «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (А.Н. Радищев, там же С. 17). Это слова из «Тилемахиды» Тредиаковского. Под «чудищем», и в этом сходятся все, подразумевается самодержавие, отношение Радищева к которому понятно из многих его произведений. Итак, в этом письме автор говорит о своих страданиях, связанных с творящейся кругом несправедливостью, о том, что человек сам создает себе несчастья. В этой главе пока отсутствует указание на конкретные проблемы, оно лишь предваряет последующие рассуждения.
Сразу становится понятен публицистический характер «Путешествия» — автор говорит не только о зле, но и о борьбе с ним. В этой борьбе может принять участие каждый и, в первую очередь, он сам, и его оружием, как и у любого честного журналиста, будет правда. Герой отужинал с друзьями, лег в кибитку, выехал и заснул. Проснулся он только на почтовой станции в Софии. После первого столкновения с обманом в дороге (почтовый комиссар говорит, что лошади в разгоне, хотя на самом деле они в конюшне) путешественник делает вывод, что «…рассудок есть раб нетерпеливости» (там же С. 20). Затем следует одно из немногих описаний русской дороги в этой книге.
Мотив бесконечного пути по ней под звон колокольчика и заунывную песню ямщика еще много раз возникнет в произведениях русских писателей. В Тосне герой знакомится с человеком, занимающимся составлением родословных. Указ о присвоении титула маркиза представителям тех дворянских родов, что докажут свою древность, вызывает неодобрение героя.
По-настоящему публицистической является глава «Любань». Там автор встречает крестьянина, трудящегося на барщине шесть дней в неделю. Для того чтобы прокормить семью, несчастному остается лишь воскресенье, да еще ночи. Крестьянин завидует тем, кто вместо работы на барщине уплачивает помещикам оброк. Разговор вызывает у героя гнев из-за неравенства людей – не только крестьян и помещиков, но также крепостных и казенных. В описании этого возмущения – явные черты публицистики – прямая оценка существующих порядков и подлинный гражданский гнев. Он сам грозит жестокосердному помещику, а, когда понимает, что это закон дает дворянам (в том числе и ему) власть над крестьянами, разражается горькими слезами, как и любой сентиментальный путешественник.
Если в предыдущей главе под гнев авторского пера попадает крепостное право, то в дорожном очерке «Чудово» путешественник проклинает произвол и равнодушие чиновников, чуть было не приведшие к смерти его друга и еще двух десятков людей.
Лишь храбрость нескольких товарищей и помощь солдат не позволила им погибнуть, а начальник, у которого герои просили помощи, отказал им, заявив, что это «не его должность» (там же, С. 46). Подобное наплевательское отношение многих чиновников к народу было и остается актуальной проблемой, многократно попадавшей под критику публицистики. В пути автор заводит множество новых знакомств. Каждый из встреченных им людей описывает ему какую-то очередную проблему российского общества.
В Спасской Полести возникает персонаж, безвинно пострадавший от рук правосудия. Как и другие несправедливости, творящиеся кругом, эта история вызывает у главного героя бурные эмоции, переходящие в философские рассуждения. В воображении автора возникает целая притча, где он является главным героем. Он – великий и справедливый государь, и все его подданные процветают под его рукой. Так кажется ему до тех пор, пока Истина, предстающая перед ним в образе странницы, не открывает ему глаза, и он не видит, что глубоко заблуждался.
Подобные истории неоднократно встречались и в мировой литературе, начиная с древнейших времен. Случается, что они имеют место и в реальной жизни. Перед этой историей и после нее на страницах «Путешествия» слышатся воззвания к сильным мира сего и проклятия в адрес злодеев. Все это неоднократно повторяется на страницах книги Радищева. На станции Подберезье герой знакомится с семинаристом, последователем идей Просвещения.
Учения великих философов того времени были крайне популярны в Европе. Находили они поддержку и среди мыслящих людей России. В эпоху самодержавия, крепостного права, бюрократии и неграмотности, учение о свободе и всеобщем равенстве были подобны свету в кромешной тьме. К сожалению, лучшее из того, что исповедовали Вольтер, Дидро, Монтескье и другие деятели Просвещения и в наши дни остается утопией. Уходя, семинарист нечаянно оставляет свои записки, герой подбирает их, но не возвращает хозяину, а начинает читать.
На протяжении всего пути автор еще неоднократно обратится к ним. Тем временем, он подъезжает к Новгороду. Публицистика обычно говорит на злободневные темы, хотя бывают и исключения – ведь и на большинство исторических событий часто не существует единой точки зрения. Взгляд историка должен быть беспристрастным, взгляд публициста – не обязательно. Именно поэтому он часто бывает более интересным. Во времена правления Ивана Грозного Новгород был разгромлен его войсками, было уничтожено народное вече. Причем это было сделано без видимого повода.
Великий и процветающий город был разорен, а его независимость ликвидирована. Таким образом, царь распространил свою абсолютную власть на эту территорию. Автор, как и большинство историков, считает, что новгородские события имели отрицательные последствия для России. В Бронницах, проезжая мимо древней церкви, Радищев пускается в философские рассуждения, далекие от публицистики, зато в следующем очерке «Зайцово», читателя ожидает еще один образец обличительной статьи.
Как и на многих станциях, на этой герой встречает кого-то из проезжающих. На этот раз это оказывается не незнакомец, а давний приятель путешественника, председатель уголовной палаты, один из тех чиновников, к которым не относятся гневные обвинения автора, по-настоящему честный и благородный человек. Как и другие старые и новые друзья героя, Крестьянкин, именно так (явно неслучайно) зовут приятеля Радищева, он рассказывает ему историю о том, как крестьяне восстали и убили помещика и троих его сыновей, повинных в многочисленных издевательствах над крепостными и изнасиловании крестьянской девушки.
В этом не было ничего экстраординарного: и раньше радищевских времен, и до самой революции, когда институт дворянства было ликвидирован, в России возникали крестьянские восстания против господского произвола. Они носили как масштабный (восстание Степана Разина, пугачевщина, произошедшая незадолго до написания «Путешествия»), так и локальный характер.
Разбирательство дела поручили именно Крестьянкину. Будучи человеком справедливым, он не нашел в совершенном вины. Более того – по мнению и его, и главного героя, и вообще по общечеловеческому суждению, этот бунт стал законным возмездием для тирана. Тем не менее, председателя уголовной палаты сочли защитником убийц. Также он был обвинен и во взяточничестве. Как и сам автор, Крестьянкин рассуждает о свободе и равенстве людей. Он был подвергнут порицанию со стороны высшего начальства и раболепствующих перед сильными сослуживцев.
Разочаровавшись в справедливости суда и своей способности что-либо изменить, друг главного героя подал в отставку. Рассказав эту историю, приятель дает автору письмо, где один из его петербургских товарищей пишет ему свежие новости, на этот раз о свадьбе престарелой купчихи и еще более старого дворянина, барона по фамилии Дурдынин. В разговоре со своей подругой Н. Ш. (так в письме зовется невеста) не скрывает, что выходит замуж из-за звания жениха.
Н в свою очередь подозревает, что последний женится из-за денег. Как иронически замечает автор в конце главы, «без дурдыниных свет не простоял бы и трех дней» (там же, С. 101). В Крестьцах герой пускается в рассуждения по поводу дворянской службы. По его словам, большая часть дворянских детей, поступающих на службу и рано получающих высокие звания, становятся повесами. Автор взывает к «отцу чадолюбивому» и к «истинному гражданину» (там же, С. 110), обрисовывает ему пороки, обретаемые дворянскими детьми на службе: подлость, угодничество перед сильными мира сего, презрение к слабым.
Креститский дворянин на глазах у «чувствительного путешественника», а именно так помещик и обращается к герою, провожает на службу двоих сыновей. Подобно многим персонажам русской литературы, отцам, надолго расстающимся со своими детьми, он произносит напутственные слова. Он говорит им о том, как скромна его роль в их рождении и воспитании и призывает их к добродетельной службе.
Так, за несколько лет до этого, провожал в путь своего сына Петрушу помещик Гринев, герой «Капитанской дочки», написанной многими десятилетиями позже. Правда, в «Путешествии» прощальная речь растягивается на много страниц. После этого главный герой рассуждает о власти родителей над детьми, о том, что она не должна быть безграничной. Тогда и сыновья станут любить своих отцов не только за то, что получат от них наследство. В качестве примера он приводит взаимоотношения между животными. «Се есть закон природы.
Если гражданские законы от него удалятся, то производят всегда урода» (там же, С. 124). Это – типичная просветительская идея, Радищев произносит ее в стране, где многие продолжают жить по «Домострою». Дальше следуют несколько глав, посвященных нравственности. «Яжлебицы», «Валдаи», «Едрово». Автор рассказывает историю о том, как влюбился и погиб монах Иверского монастыря, расположенного на острове посреди валдайского озера. А стоящий рядом город, по словам героя, всегда славился своими распутными девками.
Герой говорит о многих преимуществах крестьянских женщин над городскими. В своих рассуждениях он даже затрагивает тему здорового образа жизни. В пути он знакомится с Аннушкой, крестьянской девушкой лет семнадцати. Он не желает ей ничего дурного, но она сторонится его, поскольку не понаслышке знает о наглости многих господ, рассматривающих крестьянских девок как «…тварей, созданных на их угождение» (там же, С. 137). У автора эти помещики вызывают подлинное негодование.
Тем временем он узнает о том, что семье Анюты необходимы сто рублей. Он дает матери девушки эти деньги, но та отказывается, не хочет их принять и Иван, жених Анюты (вернее, он может стать ее женихом, если они получат сто рублей, иначе девушку отдадут за десятилетнего мальчишку, как часто делалось в семьях крепостных). Путешественник уезжает, но его мысли еще долго заняты гордостью той крестьянской семьи. Он понимает, что в этом крестьяне превзошли дворян, пусть тех и зовут «благородным сословием». Те бы уж наверняка не отказались бы от предложенного богатства.
Автор также возмущается традицией неравных браков в крепостных семьях. Но эта история, в отличие от большинства других в «Путешествии» заканчивается счастливо – свадьба Анны и Ивана все свершается, а последний оказывается братом ямщика героя. Главу «Хотилов» занимает один из утопических проектов, под названием «Проект в будущем». Не только за критику самодержавного строя, но и за подобные изображения общества свободы и равноправия, где процветают искусства и науки, пострадал Радищев.
В этом же проекте он критикует не только современное российское рабство, но и американское, и даже древнее. Здесь же появляется сочетание «гражданин будущих времен». В этом, несомненно, публицистическом очерке раздаются прямые призывы к свержению власти и освобождению от крепостного гнета. Герой приезжает в Вышний Волочок. Там он любуется шлюзами на каналах, но и это зрелище вызывает у него чувство печали, ведь они созданы рабским трудом.
Еще одно свойство публицистики – находить критический подход даже к несомненны достижениям. После этого автор вновь пускается в философские рассуждения. Как неоднократно он делал и раньше, он подвергает себя «самобичеванию», поскольку понимает, что и чашка кофе, который он пьет по утрам – тоже плод труда рабов. В Выдропуске нас ожидает продолжение просветительского «Проекта в будущем», где говорится о равенстве и о падении нравов среди дворянства.
Тем временем, герой уже в Торжке, где происходит действие одного из важнейших очерков «Путешествия». Речь в нем идет об одной из российских проблем, которая не потеряла свою актуальность и с отменой крепостного права и после падения самодержавия. Это вопрос свободы слова. Очередной знакомый автора хочет открыть вольную типографию, но ему не позволяют это сделать. Проблема цензуры и несвободы творчества была для Радищева особенно актуальной – ведь многие его произведения, и в особенности, «Путешествие», были неугодны императрице и чиновникам.
Отдельный рассказ посвящен истории цензуры – оказывается, она была еще во времена древней Греции и Рима. Не нравившиеся власти книги сжигались, и особенно рьяно уничтожались тексты ранних христиан во времена их преследований в древнем Риме. Уничтожение вольнодумных книг, в особенности руками церкви, продолжилось в Средние века, и в эпоху Возрождения. Особенно из европейских стран этим «прославилась» Франция.
До 1789 года полиция по-настоящему свирепствовала в этой стране. О том, какой была и есть российская цензура, автор обещает рассказать позже. Мог ли он думать, что ее (по крайней мере официально) отменят… по прошествии примерно двухсот лет. А кибитка уже приносит героя на станцию Медное. И вновь – проблема крепостного права. В этом населенном пункте идет продажа крестьян разорившегося помещика. Герой приходит в ужас и негодование, увидев продаваемых – стариков и младенцев, прекрасную девушку и молодого сильного крестьянина, ее мужа. Тверь. Три четверти пути уже позади, на современной карте Росси Тверская область граничит с Московской.
Здесь герой вступает со своим очередным дорожным знакомым в беседу о поэзии. На страницах «Путешествия» звучат гордые и смелые слова оды «Вольность». Частично она пересказывается прозой. Их автор (на самом деле это и есть Радищев) – собеседник героя в придорожном трактире. Путешественник восхищается этими стихами, ведь его духу, духу борца за свободу и справедливость они оказываются не просто близки – едины с ним. Москва все ближе – следующая остановка – деревня Городня.
Там идет рекрутский набор. Плачут женщины, новобранцы тоже печальны, но мужественно держатся и утешают своих жен и матерей. Но один из рекрутов совершенно не грустит – напротив – он рад уйти в армию от несправедливой барыни. Он по-настоящему весел, что теперь сможет послужить Отечеству, а если и будет бит – то не без суда. Крестьянин хочет погибнуть в бою, а не от битья батогами.
В который раз автор клянет жестокосердие дворян. Еще несколько человек отдают в солдаты за долги барину – их сковали цепями, словно это не защитники Родины, а преступники. В Завидове герой воочию видит жестокое и несправедливое отношение сильных мира сего, на этот раз вельможи и его свиты, к крестьянам. В Клину он подает милостыню слепому старику. Тот рассказывает путешественнику, что был воином и ослеп в бою. Одна добрая женщина каждый день приносит ему еды. Старик отказывается от рубля, но автор дает ему платок, который нищий хранит до самой смерти.
Еще одно свидетельство незавидного положения крепостных крестьян автор видит в Пешках. Еще одно, банальное, но ужасное бедствие – голод. Автор вновь дает свою оценку существующим порядкам, как и любой публицист. Глава завершается еще одним воззванием к «жестокосердному помещику» (там же, С. 170). (Эти слова автор неоднократно повторяет на протяжении всего повествования), и предсказаниями того, что сбудется описанное в оде «Вольность». «Черная грязь» – последняя глава путешествия.
И здесь автор не преминул описать очередной пример дворянского произвола – на этот раз принудительный выбор женихов крестьянским девушкам. Но большую часть главы занимает «Слово о Ломоносове» (его и критиковал Пушкин). Там приводится его биография (всем известна история, как он, сын крестьянина, ведомый жаждой знаний, дошел в Петербург из деревни под Архангельском). Описывается путь его дальнейших исканий, творческих и научных.
Радищев прославляет Ломоносова, но утверждает, что нельзя забывать и тех русских просветителей, что были до него. А к ним, по словам путешественника, относятся и священники, обучавшие неграмотных. Автор ценит его за поиск истины, но призывает не слишком распространятся в славословии, «…судить нелицемерно», ведь «…цель наша не сия» (там же, С. 198). Он утверждает, что есть люди также достойные восхищения, например, писатели – борцы за свободу (одним из которых, собственно, и является сам Радищев). Но рассуждение прерывается призывом ямщику погонять, ведь конец дороги уже близок. «Москва! Москва » (там же, С. 198) — и путешествие заканчивается.
Заключение
Публицистика обычно не только указывает на какую-то проблему, но и к чему-то призывает. «Путешествие» — призыв к революции. Причем творимой не узким подпольным кружком заговорщиков, а всем народом, который сам волен решать свою судьбу. Должно произойти массовое восстание, в котором падут оковы рабства, и самодержавие будет свергнуто.
В идеальном обществе, по мнению Радищева, интересы всех и каждого должны быть едины. Права людей там должны быть равными и всегда стоять на первом месте. В таком обществе жизнь человека – главная ценность, хотя убийство тирана восставшими рабами приветствуется (глава «Зайцово»). Все это отмечает в своих работах выдающийся ученый ХХ века, Ю.М. Лотман. Хотя Пушкин и критиковал Радищева, всем известно стихотворение «Памятник». Его последние строчки звучат так: И в свой жестокий век восславил я свободу, И милость к падшим вызывал. (А.С.Пушкин, там же, Т.3, С.376). Но в первоначальном варианте, не пропущенном цензурой и потому измененном, конец «Памятника» был другим: И вслед Радищеву восславил я свободу, И милость к падшим вызывал.
Таким образом, великий поэт признает неоспоримую роль Радищева в русской литературе. В наши дни «Путешествие из Петербурга в Москву», конечно же, утратило свою актуальность ведь многие вопросы, поставленные в этой книге Радищевым, сегодня утеряли свое значение.
Великий писатель отразил проблемы именно своего времени, своего «сегодня». А именно злободневность и есть основополагающий элемент настоящей публицистики.
Список использованной литературы
1).А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву, публицистика, поэзия», М. 1999. 2).А.С.Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург», «Александр Радищев» // Полное собрание сочинений в 10 томах, том 7, М.; Л 1949. 3).Ю.М.Лотман «Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской культуре конца XVIII века» // Ученые записки Тартуского государственного университета, выпуск 167, Л 1965. С. 3-32. 4).Ю.М.Лотман «Комментарии к «Путешествию из Петербурга в Москву» // XVIII век. – Сб. 12: А.Н.Радищев и литература его времени, Л 1977. С. 29-39. 5).Энциклопедия мировой литературы, С-Пб 2000.