Содержание
Введение3
Глава 1. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами6
1.1. Индустрия туризма и её развитие в современных условиях6
1.2. География международного туризма13
Глава 2. Туристические ресурсы в странах СНГ17
2.1 Туристические ресурсы в Армении17
2.2. Туристические ресурсы Грузии23
Заключение28
Список литературы30
Выдержка из текста работы
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм — наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха, физической культуры и спорта. Смена обычной, повседневной обстановки дает человеку возможность встряхнуться, получить заряд бодрости и здоровья.
По характеру организации туристские путешествия могут быть плановыми и- самодеятельными. Для путешествия по плановому маршруту турист приобретает путевку. В пути его обеспечивают всем необходимым: питанием, жильем, снаряжением, транспортом и экскурсионным обслуживанием. На плановых маршрутах с активным способом передвижения (пешком, на байдарках и лодках, на лыжах и лошадях) туристы путешествуют по определенным, заранее разработанным и подготовленным маршрутам с опытным инструктором.
Самодеятельный туризм основывается на самоорганизации туристских путешествий. Туристская группа сама выбирает район похода и разрабатывает маршрут, сама обеспечивает себя в пути. Хорошо организованное и проведенное путешествие не только укрепляет здоровье. Оно вырабатывает инициативу, мужество, находчивость, чувство коллективизма, воспитывает любовь к природе, к Родине.
Но не имея необходимых навыков и опыта, не располагая хорошими картами, описанием маршрута и специальным снаряжением, не зная о предстоящих трудностях и опасностях, нельзя отправляться в дальние странствия. Начинать надо с походов выходного дня — это наиболее доступная и эффективная форма еженедельного отдыха и тренировок к многодневным походам во время отпуска.
Тем, кого по-настоящему увлечет туризм, кто захочет отправиться в горы или тайгу, в тундру или пустыню пешком, на лыжах или велосипеде, на байдарках или плоту, а может быть, и в таинственный и прекрасный мир пещер, не надо торопиться покорить сложный перевал или бурную реку. Сначала нужно приобрести опыт более простых, посильных каждому походов.
Самодеятельные (спортивные) походы проводятся в нашей стране в соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов. В них много «нельзя», но они не должны отпугивать туристов, вызывать, как это часто бывает, обратную реакцию, недовольство. Эти Правила, эти «нельзя» не выдуманы, они разработаны с учетом многолетних ошибок самих туристов. Все их положения проникнуты заботой о том, чтобы походы приносили туристам не увечья и горе, а здоровье и радость. А победы, по-настоящему подготовленные, Памиры и Алтай, Тянь-Шани и Саяны обязательно придут. Как пришли они к многим из нас.
Последние годы ведутся бесконечные споры о структуре и организации, о сути и содержании самодеятельного туризма. Спорят профсоюзные и спортивные работники, общественный туристский актив. А миллионы туристов занимаются любимым делом — ходят в свои походы. Так и хочется сказать, перефразируя известную поговорку: «начальство спорит, а караван идет».
Конечно, как и всякому настоящему массовому движению, самодеятельному туризму необходимы организационные начала. Но они есть. И незачем их бесконечно менять: разрушить легче, чем построить. Какое вновь рожденное специализированное туристское общество (скажем, книголюбов, филателистов и т. п.) сможет заменить ныне существующую структуру: советы по туризму и экскурсиям, их туристские клубы и федерации туризма в каждой республике, крае, области; республиканские, краевые, областные, городские и районные советы Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества (ВДФСО) профсоюзов и ведомственных физкультурно-спортивных организаций, коллективы физкультуры с их туристскими секциями и клубами туристов, с их большими финансовыми и штатными возможностями, материальной базой? Нужно только, чтобы все эти организации по-настоящему занимались развитием самодеятельного туризма, выполняли возложенные на них обязанности. И чтобы работали в них компетентные, любящие свое дело люди, а помогал им в этом энергичный, преданный туризму общественный актив. И чтобы не забывали они, что работают для людей увлеченных………………………………………….
Заключение
Итак, туристская деятельность в развитых странах является важным источником доходов государства. В 1996 году США от реализации туристских услуг иностранным гражданам получили 58 миллиардов долларов, Франция и Италия — по 27 миллиардов, Испания — 25 миллиардов. Помимо явной прибыльности туризм на Западе является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Во многих государствах туризм развивается как система, которая дает и доход в казну и предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Не говоря уже о том, что «кормит» эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.
Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:
• в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;
• туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
• в предложениях отсутствует гибкость. Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;
• обладает сезонным характером;
• относится к числу наиболее капитале- и трудоемких отраслей. Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов; • предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран — поставщиков туристов. Иным»-словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Список литературы
Бургонова Г.Н., Коморджанова Н.А. Гостинничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 352с.
Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 2004.
Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. //Экономика и жизнь. 2005 №14.
Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 2006.
Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2003. — 144с.
Дмитревский Ю. Д. Страноведение и география международного туризма. — СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 2004.
Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2005. №42.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учеб. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 256с.
Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000. — 216с.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 320с.
Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2003.
Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2004 №2.
Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. — М.: Профиздат, 1987. — 224с.
Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 1994 г.) //Туринфо. № 16. 2004.
Туристские услуги//Спрос. №3. 2006.
Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. — М.: Междунар. отношения, 2006.
Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. — М.: Мир деловой книги, 2004.
Экономика современного туризма. Под ред. доктора эконом. наук Г.А. Карповой. М.-СПб., Издательский Торговый Дом «Герда», 2003.-416с.