Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по финансам: Централизованные финансы

Раздел: Курсовая работа

Выдержка из текста работы

Финансы — один из базовых элементов экономич отнош , предметн областью котор выступ процесс формирован, распределен и использован фондов денежн ср-в в целях выполнен ф-ий и задач гос-ва , а также конкретн субъектов хозяйствован. Финансовые отношения классифицир следующ образом :

•финансов отношен на уровне отдельн субъектов хозяйствован, т е ЮЛ, определяем чаще как финансы предприят;

•финансов отношен, осуществляем при непосредствен участ и в интерес гос-ва , определяем чаще как гос финансы ;

•международн финанс отношен, реализуем с участием межнациональн финансов институтов (Международн валютн фонд, Европейск валютн конференция и др), гос-в и отдельн ЮЛ.

Функции финансов:

•Аккумулирующая (или накопительн). Выраж через процесс образован (накоплен) денежн ср-в, необходим для функционир любой хоз системы .

•Распределительная ф-ия. Выраж через процесс использован ранее мобилизован денежн ср-в, для удовлетворен соответств целевых потребност хоз системы в финансов ресурсах

•Контрольная ф-ия.Выраж через целевой финансов контроль использован финансов ресурсов. Контроль за движен собственно денежн средств, анализ мног др аспектов деят объекта управлен, напр — на уровне отдельн предприят оценив эффективн его инвестиц деятельн, используем технолог и т п, а на уровне гос-ва — результативн соц политики, экологич прог и т .п .

  1. Функция финансов

Сущность финансов наиболее полно проявляются в их функциях: Распределительная и Контрольная. Контрольная  включает в себя: а)Финансовый контроль который разделяется: — по времени его осуществления (3 формы: предварительная, текущая, последующая) предварительный контроль осуществляется на стадии планирования; последующий контроль осуществл на стадии подведения итогов, на стадии составления отчетности

— по объектам осуществления По субъектам подразделяются: А) Государственный Б) местный В) внутрихозяйственный Г) независимый (аудит) Государственный делится : (Общегосударственный, ведомственный)

  1. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП

Финансов ресурсы предст собою совокупн денежн ср-в, создающ в результ деят-ти хоз субъектов и отдельн физич лиц. В экономич сист общ-ва они выступ в кач-ве материальн носите финансов отношений и функционир на всех уровнях управления. Важн роль выпол гос-во, котор организ, координир и контролир процесс формирован и распред финанс ресурсов.

Рассматриваем процесс можно дифференцировать на 3 последоват этапа :

I-ый этап : непосредственн создан финансов ресурсов юридич и физич лицами в процессе их производственно – хозяйств и трудов деят-ти. Источник этих ресурсов выступ:

•выручка от реализац продукц и услуг , а также внереализационн поступлен ЮЛ;

•основная и дополнит з/п, а также иные доходы физич лиц .

Характерн особен данного этапа в услов рыночной эконом явл пассивная роль гос-ва, котор практич не приним участия в процессе непосредствен создан финансов ресурсов. Юридич и физич лица созд основн часть финансов ресурсов общ-ва, что и определ их место в его финанс сист.

II-ой этап : первичное распределен финансов ресурсов м/у их непосредствен создател и гос-вом. Объектом распределен выступ прибыль, а также некотор иные результ деятельн ЮЛ и доходы физич лиц. Инструмент распределен служит налогов сист, организуем и эксплуатируем спец финансов орган гос-ва в лице налогов служб. В процессе распределен финансов ресурсов общ-ва гос-во решает 2 задачи:

•фискальную, связан с принудит мобилизацией части создан национальн дохода, для удовлетворен собств потребн гос-ва в финансов ресурсах, для реализац установл ему функций ;

•регулирующую, обеспечивающ возможно эффективно корректировать развитие экономич сист общ-ва.

Оставшаяся в распоряжен юридич и физич лиц часть создан финансов ресурсов, распредел ими самостоятельно в децентрализованном порядке и направл для удовлетвор собств нужд производствен и непроизводствен хар-ра. Часть этих ресурсов также может быть передана гос-ву на добровольн началах, при размещен гос займов, как 2-го источн формирован доходн части бюджетов всех уровней.

III-ий этап: перераспределение финансов ресурсов на гос уровне через систему федеральн, региональн и местн финансов. На этом этапе финансов ресурсы централизованно распредел гос-вом через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различн уровней. Лишь незначит часть собранных средств потребл собственно гос-вом. Основн же часть возвращ на уровень конкретн юридич и физич лиц, в форме оплаты гос заказов, бюджетн дотаций, з/п работникам бюджетн сферы, пенсии, иные выплаты соц хар-ра .

  1. Роль финансов в расширен воспр-ве

Расширенн воспр-во определ как совокупн процессов возобновлен, расширен и роста :

•производств фондов, используем в рамках конкретн хоз сист;

•валового внутреннего продукта (ВВП ), отражающ стоим всей продукц и услуг, произведен общ-вом;

•рабочей силы, затраты на воспроизводство котор включ в себя все виды денежн доходов населен, включ выплаты из гос и частн соц фондов;

•производственных отношен, как совокупн отношен м/у всеми участник процесса обществен воспроизв-ва , в лице гос-ва, юридич и физич лиц.

Используя такие финансовые инструменты, как налоги и бюджетн ассигнования, гос-во осуществл регулирован эконом на отраслевом и региональн уровнях. Внебюджетные финансов фонды (Пенсион, Соц страхован и др) явл основн экономич предпосылкой проведен гос соц полит. На уровне отдельн предприят финансов показат (напр, затраты, прибыль) окончательно утвержд в роли основн критерия эффективн производственно -хоз деятельн. Макроэкономическ роль финансов наиболее наглядно иллюстрирует процесс формирован и распределен финансов ресурсов, отражающ наиболее значим аспекты финансов отношен на всех уровнях управлен.

  1. Финансовые ресурсы и их состав

Финансов ресурсы образ в процессе произв-ва материальн ценностей, т.е. когда созд новая стоим и возник ВВП и национальн доход. Этот процесс образован финансов ресурсов характериз движен товаров и денег. Финансов ресурсы характериз субъектами и объектами. Субъектами выступ 3 субъекта финансов отношен (хозяйствующ субъекты, домашн хоз-ва, гос-во). Соотношен м/у этими субъектами по объему финансов ресурсов различны и размер финансов ресурсов кажд субъекта определ развит рыночн отнош. Чем больше самостоятельности у ЮЛ, тем больше объем их финансов ресурсов. Объектами финансов ресурсов выступ финансов отношен. В результате действия этих финансов отношен созд денежн целевые фонды. Они концентрир в 2-х блоках: децентрализованные финансов ресурсы и централизован финансов ресурсы. Децентрализован финансов ресурсы формир и функционир на микро уровне, а централизован созд на макро уровне и концентрир в бюджетных фондах и фондах гос предприят.

Состав финансовых ресурсов:

  1. Собственные ср-ва. На уровне предприят это прибыль и з/п, а на уровне гос-ва — доходы от предприят, от внешн экономич деятельн и от приватизации.

  2. Ср-ва, мобилизован на рынке. На уровне предприят это продажа акций, банковск кредит. На уровне гос-ва — эмиссия гос ценных бумаг, эмиссия денег и гос кредит.

  3. Ср-ва, котор поступ в тот или иной блок в результ перераспределен. На уровне предприят это % и дивиденды по ценным бумагам предприят. На уровне гос-ва это налоги.

Финансов ресурсы, хотя и взаимосвяз с финансов отношен, но финансами не явл. М/у ними есть качествен отличия.

Общее:

  1. И те, и др тесно связ с процессом произв-ва независ от форм формирован.

  2. И те, и др основыв на товарно-денежн отношен.

  3. И те, и др участв в распределен и перераспредел стоимости ВВП и национ дохода.

Главное отличие:

Финансов ресурсы не раскрыв внутренн содержан финансов, не выполн тех ф-ий, кот присущи финансов отношениям. Их можно исчислить количественно, финансов отношен подсчитать нельзя. Количествен подсчет выраж в сводном финансов балансе национальн хоз-ва.

  1. Финансов сист страны, харак-ка ее звеньев

Ф.с. – совокупн форм и методов образован, распределен и использован фондов денежн ср-в гос-ва, предприят и домашн хозяйств.

  1. Гос. бюджет;

  2. Гос. внебюджетные фонды;

  3. Гос. кредит;

  4. Финансы предприятий.

Ведущее звено – гос бюджет. Он представл форму образован, использован централизован фонда денежн ср-в для финансов обеспечен ф-ий гос-ва.

Важн эл-ом финансов сист выступ гос кредит. При помощи гос кредита гос-во формир необходим денежн ср-ва для покрыт своих расходов.

Внебюджетные спец фонды образ для осуществлен расходов, связан с проведен соц полит.

Основой финансов сист страны выступ финансы предприят. Здесь происходит первичное перераспределен доходов. Любое предприят должно покрывать все свои расходы за счет собствен доходов.

  1. Цели и задачи финансов полит гос-ва

Финансовая политика – совокупн гос меропр по использован финансов отношен для выполнен гос функций.

Основу ФП сост стратегическ цели, перспективы использован денежн фондов, решение основн задач с учетом актуальных проблем экономич и соц развития.

Основные задачи ФП:

  1. Создан условий финансирован, эффективн распределен и использован финансов ресурсов.

  2. Обеспечен регулирован и стимулирован экономич и соц процессов финансов методом.

  3. Выработка финансов механизма в соотв с целями и задачами финансов стратег.

  4. Созд эффективн и делов сист управлен финансами.

Выработка ФП предполаг учет конкретн особенн страны, предприят и хозяйств, специфики внутрен и международн обстановки, влияние финансов возможн, опыта использован финансов механизма в др странах.

Три типа ФП:

  1. Классическая. До конца 20-х годов. Смит и Рикардо. Невмешательство гос-ва. Свободная конкуренция.

  2. Регулирующая. Кейнс. Усиление роли гос-ва.

  3. Планово—директивная. На основе гос собственн на ср-ва произв-ва. Полное гос регулирован.

Финансовая политика состоит из:

  1. Кредитно-денежной политики. Направлена на обеспечен устойчивости денежн обращен путем регулирован инфляции, курса национальн денежн единицы, обеспечен своевремен расчетов и т.д. В этом случае больш значен имеет эмиссионная и ценовая политика.

  2. Бюджетная политика. Предполаг определен гос-вом источников формирован доходов гос-ва, приоритета их использован. А также определение источников финансирован бюджетн дефицита. В этом случае больш значен имеет налог полит и полит управлен гос долгом.

Есть еще современ полит бюджетн федерализма. Она характериз высокой самостоятельн бюджета. Это может замедлять хоз активность.

  1. Современн денежно-кредитн полит РФ

  2. Управление финансами

        Управление финансами подчин финансов полит  гос-ва. Объектом  управлен явл все виды финансов отношен во всех звеньях финансовой системы.         Все финансов отношен можно сгруппировать: Финансы коммерческ организац; Гос финансы; Финансы страхов организаций К субъектам относятся: — организационные структуры, осуществляющ управлен: (Парламент, правит-во, министерство, счетная палата, федеральн казначейство, финансов службы коммерческ организаций)  В кач-ве инструмента выступ методы воздействия: финансов планирован; оперативн управлен; финансов анализ; финансов контроль. 1 метод. Финансов планирование. Заним одно из ведущ мест в сист управлен. В ходе финансов планирован всесторонне оценив состоян финансов ресурсов, определ наиб эффективн направлен их использован, обеспеч финансовыми  ресурсами, экономическ пропорцией заложенной в хозяйственном плане.         2 метод. Оперативное управление  — комплекс  мер разрабатываемых на основе оперативной оценки складывающейся финансовой ситуации. Функции: организация, координация, стимулирован финансов деятельности. 3 метод Финансовый анализ. Все  управленческ решения приним на основе анализа финансов отчетности и финансов информации. 4 метод финансовый контроль. Он должен быть многоуровневым и всесторонним. Гос финансовый контроль предназначен для финансовой политики гос-ва. Контроль за негосударств сектором  экономики направлен на выполнение денежных обязательств хозяйствующ субъектов перед гос-вом.

         В РФ управление финансами осуществляют: федеральное собрание, котор делится на верхнюю палату (Госдума), и нижнюю (Совет федерации) Управление финансами в этих органах имеет место при рассмотрен и утвержден федеральн бюджета, внебюджетных фондов, рассмотрение, утверждение отчета об исполнении федерального бюджета или внебюджетных фондов при утверждении федеральных законов в области налогового законодат-ва. Так же ими устанавливается предельный размер гос внутреннего и внешнего долга. Органами исполнительной власти является:  — Правительство РФ, правительство субъектов Федерации и администрации на местах.  — При правительстве действует комиссия  по вопросам финансовой, денежной, кредитной политики.  — Экономический совет, котор координирует действия федеральных органов исполнительной власти и ЦБ РФ с целью проведения единой финансовой и денежной политики гос-ва.        В структуре аппарата правит-ва РФ имеется департамент финансов и денежного регулирования. Президент РФ обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти законодательной и исполнительной.

  1. Система органов управлен финансами РФ

Управлен финансами осущ федеральн собран и минист-во финансов. Федеральн собран утвержд федеральн бюджет и отчет об исполн бюджета, рассматр закон о налогах и сборах, утвержд max размер гос долга.

МинФин обеспеч проведен единой финансов, бюджетн, налогов и валютн полит.

Осуществляет следующие функции:

  1. Организац проекта федеральн бюджета;

  2. Прогноз бюджета РФ;

  3. Разраб проекта отчислен от федеральн налогов, размеры дотаций;

  4. Обеспеч исполнен федеральн бюджета и гос федеральн внебюджетн фондов;

  5. Разрабат предложен по совершен налог полит, участв в определ ценовой полит, разрабат предложен по размещ гос займов.

  6. Разраб проекты прог внешн заимствован;

  7. Разрабат прогнозы соц развит страны;

  8. Участв в разраб кредитно-денежн отнош.

В центральн отделен МинФина есть следующие подразделения:

  • Департамент бюджетн полит. Разрабат полит в области доходов и расходов;

  • Отраслевые департаменты (более 20);

  • Главн управлен федеральн казначейства (кассовое исполнен бюджета);

  • Министерство по налогам и сборам и его органы на местах (контроль за поступлен бюджетных средств);

  • Гос таможенный комитет РФ.

  1. Финансов менеджмент

Финансовый менеджмент — формализованн на базе спец методологии процесс управлен финансов ресурсами конкретн субъекта хозяйствован.

Уровни управления финансами:

а) Общегосударств: федеральн уровень; уровень субъекта Федерации; местный или муницип уровень.

б) Негосударствен: уровень корпорации (концерна, холдинга); уровень предприят; внутрихозяйственный уровень.

Субъекты управления финансами:

• коллегиальн гос орган представит власти соответств уровня, или собственник конкретн субъекта хозяйствован, определяющ общую финансов стратегию, приоритеты финансов полит и ключев финансов параметры управляем сист;

• специализирован исполнит орган гос власти соответств уровня, или руководит финансов направл деят-ти конкретн субъекта хозяйствован, формирующ финансов политик предприят, принимающ принцип решения в рамках финансов менеджмента и отвеч за его общую эффективность;

• гос и негосуд финансов службы, осуществл оперативн управлен финанс.

Объекты управления финансами:

• финансов направлен деят-ти гос-ва и конкретн субъекта хозяйствован;

• установл направления финансов полит;

• укрупнен финансов категор и результ деят (оборотн и осн ср-ва, затраты, прибыль, инвестиц, обязат-ва, риски и т.п);

• конкретн финансов показат;

• органы (службы) управлен финансами и непосредственно их персонал.

  1. Финансов контроль, его формы, виды и методы

3 формы финансового контроля:

  1. Гос контроль. Осуществл как орган законодат власти, так и финансов аппаратом.

  2. Внутриведомств контроль. Осущ на предприят вышестоящ организацией.

  3. Независ контроль, или аудит. Аудит осущ на предприят по решен руков-ва. Цель — помочь предпр избежать ошибок.

Гос органы финансового контроля.

Это прежде всего высш органы законодат и исполнит власти:

  1. Парламент. 2 палаты контролир финанс отношен при рассмотрен и утвержд федеральн бюджета, приним законы о налогах, о пределах размеров гос долга.

  2. Президент. Имеет право бюджетн инициативы. Может ставить вопросы перед парламентом. Имеет право подписи федеральн бюджета. Приним участие при разраб принципов федеральн бюджета.

  3. Правительство. Устан сроки составл, рассмотрен и утвержден проекта бюджета.

  4. Финансовый аппарат. Осуществл управлен конкретн финансов вопросами.

a. Министерство финансов.

Функции министерства финансов:

1. Участв в работе по сост планов и прогнозов функционир эконом совместно с федеральн органами власти и определ потребн в гос-ых централизован ресурсах.

2. Организ работу по составл проекта федеральн бюджета, разрабатыв нормативы отчислен от федеральн налогов в бюджеты субъектов федерации.

3. Обеспеч исполнен федеральн бюджета, а также гос внебюджетных фондов.

4. Разрабатыв совместно с министерством по налогам и сборам налогов полит, ценов полит и бюджетн полит.

5. Разрабатыв предлож по выпуску и размещен гос ценных бумаг, предложен по формиров и развит финансов рынка.

6. По поручен правит-ва может выступ в междунар договорах по финансов вопросам.

b. Министерство по налогам и сборам.

Осуществл контроль за правильн исчислен, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязат налогов платежей. Совместно с территор инспекциями осущ контроль за соблюден налогов законодат-ва. Ведет учет налогоплательщ и проводит их проверки.

c. Служба налоговой полиции.

Недавно перешла в министерство внутр дел.

    1. Гос таможенный комитет.

Несет ответственн за поступл таможен платеж и выполн те же ф-ии и задачи, что и министерство по налогам и сборам.

  1. Сист органов финансов контроля в РФ

Финансовый контроль — контроль законодат и исполнит органов власти всех уровней, а также спец созд учрежден за финансов деятельн всех экономич субъектов (гос-ва, предприят, учреждений, организац). Призван обеспечить интересы и права как гос-ва , так и всех др экономич субъектов. Гос финансов контроль предназн для реализац финансов полит гос-ва, создан условий для финансов стабилизации. Это разработка, утвержден и исполнен бюджетов всех уровней и внебюджетн фондов, контроль за финансов деятельн гос предпр и учрежден, гос банков и финансов корпораций. Сист финансов контроля включ следующ элементы:

  • ведомство главн ревизора- аудитора (счетн палата) с подчинением непосредств парламенту или президенту. Гл цель ведомства — общий контроль за расходован гос средств;

  • налогов ведомство с подчинением правит-ву или министерству финансов страны, контролирующ поступлен налогов;

  • контролирующ структуры в сост ведомств, осуществляющ проверки и ревизии подведомственных учреждений;

  • негосударственн контролирующие службы, осуществляющ на коммерч основе проверку достоверности отчетной документац и законн финансов операций;

  • службы внутреннего контроля.

Финансов контроль можно классифицир по:

  • времени проведен (предварительн, текущий, последующ);

  • субъектам контроля (президентск, ведомственн, внутрихозяйств, аудиторск)

  • сфере финансовой деятельн (бюджетн, налогов, валютн, кредитн, страхов)

  • форме проведения (обязательн -внешн, инициативн -внутрен)

  • методам проведен (проверки, обследован, надзор, анализ хоз. деятельн, наблюдение, ревизии.

Для проведения финансов контроля со стороны представительн органов созд спец структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Гос. Думы, Счетн палата РФ. В наст время Комитет Гос. Думы и соответствующ подкомитеты проводят экспертно-аналитическ работу по всем финансов вопрос

  1. Финансов механизм в рыночной экономике

Финансов денежн экономич отношения  функционир в определ организационно правов формах, котор устанавлив гос-вом и образ финанс механизм Финанс механизм включает: — определ формы, виды и методы организац финанс отнош Формирован различн фондов денежн ср-в: (бюджетн, небюджетн фонды, амортизацион фонды) — Порядок формирован фондов  — направлен их использован — методы финансов планирован — Финансов законодательство — Формы управлен финансов сист Гос-во созд финансов механизм, с помощью кот осущ финансов отношен между гос-вом и обществ произв-вом. Финансов механизм — это сложн механизм, т.к. финансов связи имеют множеств хар-р. Различ  в зависимости от степени регулирован со стороны гос-ва — директивный финансовый механизм — регулирующий финансовый механизм Директивный финансовый механизм. 

Связан с непосредств участием гос-ва в финансов отношен, проявл в определен налогов сист в бюджетн процессе, в гос кредите. Регулирующий финансовый механизм Основан на использован финансов отношен в организац внутрихозяйств деятельн. Кажд звено финансов сист имеет свою специфику и свой финансов механизм. Внутри  кажд звена финанс сист имеются свои подсистемы

  1. Финансы организации, их хар-ка

  2. Роль финансов в кругообороте основн капитала предприят

Предприят — это самост хозяйствующ субъект, котор связан с производством продукц, выполнен работ, оказан услуг, в целях удовлетворен обществен потребн и получен приб. Предприят осущ предприним деят-ть, котор направленна на получ прибыли или личного дохода.

Финансы предприят определяют состоян бюджетов, поступлен налогов, финансирован инвестиций и осуществлен соц программ.

Финансы предприят обеспеч движен финансов потоков и формир платежн ср-ва:

  1. Деньги на банковских счетах

  2. Денежные средства в кассе

  3. Чеки

  4. Дебиторскую задолженность

  5. Кредиты, полученные предприятием

  6. Векселя

Группы финансовых отношений:

  1. Отношен по формирован уставн капит хозяйств субъекта. Эти отношен возник м/у учредит в момент созд предприят.

  2. М/у предприят, связан с производством и реализац продукции.

  3. М/у предприят и его структурн подразделен по поводу финансирован расходов и распределен доходов.

  4. М/у предприят и работник при распределен и использован доходов.

  5. М/у предприятиями и вышестоящ организац внутри финансово-промышл групп. Возник при формирован и использован централизован целевых фондов и резервов.

  6. М/у предприят и финанс системой при уплате налогов и сборов в бюджет и получен средств из бюджета при финансирова.

  7. Отношен предприят с банковской системой при получен и погашен кредита, уплаты % за кредит, а также в процессе хранен денег на счетах

  8. Отношен предприят со страхов компан при страхован различн коммерч рисков.

Главн особ-ти финансов предприятия:

  1. Финансы предприят поддержив непрерывн производств процесса и кругооборота основн оборотн капитала.

  2. Многообраз видов финанс отношен

Гл задача финанс отношен — получен прибыли, достаточн для развит произв-ва.

  1. Роль финансов в кругооборот оборотно капитала предприят

Оборотн капитал — это предметы труда, кот целиком потребл в однократн процессе произв-ва и полностью переносят свою стоим на готов продукт. Стоим их возмещ после кажд производств цикла.

Оборотн ср-ва, как совокупн денежн ср-в предприят, авансирован в оборотн производствен фонды и фонды обращен и переносящ свою стоимость на вновь созд продукт одномоментно в течен одного производстве цикла (оборота).

Место и роль оборотн ср-в в финансов сист предприят определ их прямым влиянием на следующ результирующ показат его финанс –хоз-ой деятельн:

•платежеспособность;

•удельный вес “омертвленного ” (в запасах, незавершен производстве и т .п ) капитала;

•финансов независимо от кредиторов;

•запас “финансов прочности ” и др .

  1. Прибыль организац, ее источн образован и распределен

3 функции. — Это экономич показатель, характеризующ финансов результат деятельн. Это источник формирован финансов ресурсов предприят — стимулирующ ф-ия котор распростр в процессе ее использован. — прибыль явл источником финансов различн по экономич содержан потребностей. В процессе ее распределен пересекаются интересы многих контрагентов. Распределен прибыли установлено только в части поступлен в федеральн бюджет субъектов РФ, а так же для акционерн обществ при формирован финансов резерва, а остальн прибыль распредел самим предприят, порядок ее распределен фиксир учетной полит предприят и ее распределен руководств следующ принципами: — первоочередная обязательность перед бюджетом — распределен прибыли на накоплен и распределен Способ распределения прибыли: 1 фондовый (формирован фонда накоплен и потреблен, и сметы расходован этих фондов) 2 по отдельн направлен. это м.б.  способ распределен прибыли, предприят должно сост сметы расходов, накоплен и потреблен. Распределен прибыли по отдельн направлен.         Фонд накоплен использ на научно исследовательск работы, новых видов продукц, на долгосрочн инвестиц, на погашен кредита и уплата % по ним, на долев участ предприят вышестоящих.         Фонд потреблен использ на соц развит и соц нужды для финансов расходов по эксплуатации объектов соц назначен находящ на балансе данной организац, на строит-во объектов непроизводственн сферы, на проведен оздоровит-х и культурн мероприят, на оказан материальн помощи и др соц нужды. Прибыль характериз эффективн от финансов дея-ти. Рентабельность характериз сист показател можно разделить на три группы: — рентабельность продукции — Рентабельность производств активов — Рентабельность вложения 1. Рентабельн продукц характериз эффективн текущ затрат предприят и степень доходов характерн продукц. Рентабельность отдельных видов продукц характериз степень доходов того или иного вида продукц. 2. Рентабельн производств-х активов показыв эффективн использован производств-х активов. Сколько прибыли приходит на эффективн производств-х активов. 3. Рентабельн вложений. Характериз уровень продаж на 1 рубль вложений в имущ-во предприятий.

Шпора+по+финансам — Стр 2

  1. Финансов планирован (прогнозирован)

Финансовое планирован — процесс оценки и выбора проекта капитальн вложен, его формализац в виде бюджета или финансов плана. Финансов планирован подразумев: — выявление потребно в капиталовлож-ях; — анализ альтернативн вариантов удовлетворен этих потребностей; — подготовку доклада для менеджеров; — выбор лучшей альтернативы; — распределен имеющ-ся ресурсов м/у различн направлениями инвестирования.

Финансов планирован – продукт фин. исследован, кот.занимается наука. Планирован как элемент управлен есть лучшее ср-во фин полит. Оно позвол плавно и незаметно совершать крупные хоз перемены. Объектом фин планирован явл деятельность субъектов хоз-ия и гос-ва, а итогов результ — составлен фин планов, начиная от смет отдельн учрежден до сводного фин баланса гос-ва. В кажд плане опред. доходы и расходы на опреде.период, связи со звеньями фин. и кред. систем (взносы отчислений на соц страхован, платежи в бюджет, плата за банковск кредит и др). Конкретн задачи фин планирован опред Фин политик. Это опред объем ден ср-в и их источников, необходим для выполнен плановых заданий; выявлен резервов роста доходов, экономии в расходах; установлен оптимальн пропорц в распределен ср-в м/у центральн и децентрал-ыми фондами и др.Методы финансов планирован a) автоматич (данные предыдущ года переносятся, напр, на 1999 год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэфф инфляции). Этот метод яв-ся самым примитивн и использ при нехватке времени; b) статистич (складываются расходы за предыдущ годы и делится на кол-во предыдущ лет); c) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитыв реальн потребн и увязыв их с возможностями)

В услов рын эк-ки планирование, как ф-ия управлен, должно приним форму всеобщего охвата всех сторон эк-кой и соц.деяте-ти.

Финансовый план – системная совокупн мероприятий мат. опосредования функционирован гос-ва. Он составл на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет.

  1. Инвестиции и источники их финансирован

Инвестиц — это долгосроч вложен капитала в промышл-ть, с/х, транспорт, строит-во. Цель такого инвестирован — созд новых и модернизация действующ предприят. 2-я цель инвестиц — освоен новейш технолог и новейш техники.

Инвестиц делятся на реальные инвестиц и финансов инвестиц. Реальн — это вложен в осн капитал и прирост материальн производствен запасов. Финансов — это вложен капитала в ценн бумаги, котор выпуск предприят или гос-вом.

В наст время, когда гос-во приним бюджет, то одновременно приним федеральн адресная инвестицион прога.

  1. Федеральн бюджет РФ на текущий год

  2. Доходы бюджетн сист; их хар-ка

Доходы бюджета предст собой  экономич отношен м/у гос-вом и юридич и физич лицами, а также представл собой централизован денежн фонд. Бюджетн классификац предст собой: — группировку доходов и расходов бюджетов — источников финансиров дефицитов бюджетов и использ для составлен и исполнен бюджетов — обеспечив совместимость показат бюджетов всех уровней бюджетной сист. Доходы классифицир по методам взимания (налогов и не налогов) — в зависимости от гос устройства а) в гос-ве с централизован экономикой это доходы центральн бюджета, доходы местный бюджетов б) в федеральном гос-ве это доходы федеральн бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов. — В зависимости от гражданства субъектов налогообложения: уплачиваемы резидентами; уплачиваемые не резидентами. — По конкретным объектам обложения: взимаемые с имущ-ва; взимаемые с доходов — По видам налогов: прямые; косвенные Налоги — это главн метод мобилизации доходов в бюджет. Прям налоги   — Это изъятия части доходов предприят, налог на прибыль 24 %, налог на имущ-во 1% от среднегодов стоим имущ-ва, налог на доходы физич лиц. Косвенн  —  налоги взимаем при покупке товаров и услуг заложенн в цены (НДС, налог с продаж, акцизы) Кроме налогов огромн значен имеют поступлен — займы, котор использ для покрыт бюджетн дефицита, для инвестирован ср-в в гос сектор экономики. По мере финансов напряжен гос-во все чаще прибег к займам. Особенно это характерно для кризисн периода эконом.         М/у займами и налогами существуют тесная взаимосвязь, т. к. средства от налогов являются базой для погашении займов гос-ва. Рост налогов усиливает соц напряженность в общ-ве и правит-во вынуждено выпускать новые займы, и сдерживающий фактор, здесь платежеспособный спрос. Эмиссия денег — используется в том случае, когда средств от налогов не хватает, для покрытия расходов гос-ва, а займы не имеют благоприятных условий для размещения. Эмиссия ведет к инфляции.

Неналоговые доходы — Это виды доходов делятся на группы: I это доходы от гос собственн или деятельности (аренда, дивиденды по акциям гос-ва, % по депозитам, перечисление прибыли ЦБ) II Доходы от продажи гос имущ-ва (доходы от приватизации и продажи) III Доходы от реализации государственных запасов IV Доходы от продажи земли и нематериальных активов V Административные платежи ( таможня, ГАИ, и. т. д.) VI штрафные санкции. VII Доходы от внешнеэкономич деят-ти VIII  Безвозмездн поступления.

  1. Экономич содержан и значен налогов

Необходим налогов вытекает из функций и задач гос-ва. Появлению налогов способствовали общественн разделен на соц группы, появлен самостоятельно хозяйствующ субъектов и возникновен гос аппарата..

Две функции налогов — фискальная и регулирующая.

Фиск — казна гос-ва. Фискальная ф-ия — обеспечен доходов гос-ва.

С помощью налогов гос-во влияет на процесс производства, это регулирующая функция.

Налоги являются инструментом управления экономикой.

Специфические признаки налога:

  1. Налоги это участники перераспределительн процесса стоимости ВВП и национальн дохода.

  2. Налоги — важнейш инструмент воздейств на экономич деятельн. Инструментом явл ставки налога, налогов льготы, способ взимания налогов, налогов санкции.

  3. Налоги вводятся и действуют в законодат порядке.

  4. Налоги — обязательн и безвозмездн платеж юридич и физич лиц.

  5. Налоги это орудие эксплуатации плательщика.

  6. Налоги это денежный платеж гос-ву

  7. Налоги не порождают встречного обязательства гос-ва

  8. Налоги создают централизованный денежн фонд гос-ва.

  1. Элементы налога и их хар-ка

Налоги — обязат платежи юридич и физич лиц в установл законом порядке, взимаем гос-вом для обеспеч ресурсной поддержки установл ему ф-ий .

Основн элементы налога :

•субъект налога — налогоплательщик в лице физич лица или ЮЛ;

•объект налога — результат или элемент деятельн налогоплательщика, подлежащ налогообложен;

•источник налога — конкретн объект налога для конкретн налогоплательщика;

•единица обложения — един измерен объекта налогообложен;

•налогов ставка — сумма налога на един обложен, выраж в % или в абсолютн виде;

•налогов оклад — сумма налога, уплачиваем субъектом с одного объекта за расчетн период;

•налогов период — времен период за котор уплач налог;

•налогов срок — времен период, в течен котор должно быть осуществл фактич перечисл налога;

•налогов льгота — полное или частичн освобожд от уплаты налога;

•налогов каникулы — временн освобожден конкретн субъекта от уплаты налога;

•налогов кредит — отсрочка, предоставл субъекту в части выплаты причитающ с него налога;

•налоговое правонарушен — прямые нарушен действующ налогов законодат-ва , выявлен котор связано с применен к налогоплательщ установл штрафных и иных санкций;

•обход налога – деятельн налогоплательщ по сокращен причитающ с него налогов выплат без прямых нарушен законодат-ва, и не связан с возможн применен к нему штрафн санкций.

  1. Налоговая сист гос-ва

Налогов сист — это совокупно налогов, установл законодат властью и взимаемых исполнит властью, а также методы и принципы ее построения.

Классификация налогов:

По использованию налогов:

  1. Общие. Поступ в бюджет и не закрепл за определен видом расходов.

  2. Целевые или специальн.

В зависимости от взимающего органа:

  1. Федеральные

  2. Региональные

a. Налог на имущество ЮЛ

b. Налог с продаж

  1. Местные

c. Налог на землю

d. На имущество ЮЛ

e. На рекламу и т.д.

Все налоги введены либо налогов кодексом, либо законом, котор включен в налог кодекс.

По механизму уплаты: Прямые; Косвенн

Принципы российск налоговой системы:

  1. Кажд должен уплачив законно установл налоги.

  2. Налогооблож должно быть всеобщ и равным (по доходам).

  3. Налоги должны иметь экономич обоснован и не могут быть произвольн.

  4. Налги должны быть сформулиров в законе так, чтобы кажд точно знал, какие налоги платить, сколько и когда.

  5. Налог не должен иметь дискриминацион хар-ра, исходя из соц, расовых и национальн критериев.

  6. Нельзя допускать, чтобы налоги наруш экономич пространство РФ (разн ставки налога в разн регионах).

  7. Налоги уплач только те, котор предусмотр налогов кодексом.

  1. Прямые налоги и их хар-ка

  2. Косвенные налоги и их хар-ка

Косвен налоги — это налоги на товары и услуги, кот входят в цену товара или тарифа и оплачив потребителем. Они не прямо поступ в казну от плательщика, а через товар или услугу.

  1. НДС

  2. Акциз

  3. Таможенные пошлины

  4. Налог с продаж

Отличительные черты:

  1. Не учитывает доходность плательщика и его семейн положение.

  2. Явл регрессивным, с ростом дохода семьи доля косвен налогов в бюджете этой семьи уменьш.

  3. Просты при обложении.

  4. Очень выгодны для бюджета.

  5. От косвен налогов нельзя уклон.

Использ для воздейств на процесс произв-ва (таможен пошлины).

  1. Расходы бюджетн сист: их классификац и хар-ка

Расходы госбюджета — это экономич отношен, связан с распределен и использован централизован денежн фондов гос-ва по отраслевому, целевому и территор назначен.

Расходы бюджетов в зависим от их экономич содержан делятся на:

Текущие расходы – часть расходов бюджетов обеспечивающ текущее функциониров органов власти, бюджетн учрежден, оказание поддержки др бюджетам.

Капитальн расходы – часть расходов обеспечивающ инвестицион и инновационн деятельн (инновация – инвестирован в новшество) в сост капитальн расходов Мб сформирован бюджет развития

Расходы бюджета представл собой затраты, возникающ в связи с выполнен гос-вом своих задач и фун-й. Эти затраты выраж экономич отношен, на основе котор происх процесс использов ср-в централизован фонда денежн ср-в гос-ва по различн направлен. Кажд вид расходов облад качествен и количествен характерист. Качественн характ-ка, отражая экономич природу явления, позвол установ назначен бюджетн расходов, количествен — их велич.

Конкретн виды бюджетн расходов определ рядом факторов: уровнем соц-экономич развит страны, административно-территор устр-вом гос-ва, формами предоставлен бюджетн ср-в и т.д. Расходы бюджета тесно связ с функц-ми гос-ва. У кажд гос-ва есть 4 первоочер ф-ии: экономич, социаль, управл, военная. В расходах бюджета осн место заним 4 группы : экономическ назначен (на финансиров НХ), расходы на соц-культурн мероприят — финансиров отраслей, обслужив населен путем предоставл бесплатн услуг (здравоохранен, образован, расходы на предоставлен соц помощи отдельн слоям населен; расходы на управлен. В условиях госкредита есть и расходы на обслуживан гос долга; военные расходы.

Расходы госбюджета в наст время не покрыв доходами. Важнейш направлен полит в области расходов — их сокращен и рационализац, выработка новых форм бюджетн финансирован, обеспечивающ эффективн использован ср-в и повышен действен контроля за использован бюджетн ср-в

  1. Бюджетн устр-во и бюджетн сист гос-ва

Бюджет он имеет 3 значения. 1. Это звено финансов системы 2. Это экономич категория 3. Это централизован фонд денежных средств гос-ва. Как звено финансовой системы бюджет осуществляет распределение и перераспределение ВВП. Как экономич категория бюджет представл собой финансов отношения, котор возник в процессе образован использован централизован фонда денежн средств гос-ва. В бюджетном кодексе бюджет определен как форма образован и расходован фонда денежн средств, предназнач для финансов обеспечен задач и функций гос-ва и местного самоуправлен. По соц — экономич сущности бюджет — это орудие перераспределения ВВП и национальн дохода. За счет бюджета формир затраты по расширен производства, формирован необходим структуры народн хоз-ва. (отраслевой и территориальн). Бюджет любой страны выполн функции: — перераспределения национальн дохода — гос регулирован и стимулирован эконом — финансовое обеспечен соц политики и контроль за формирован использованием централизован фонда денежных ср-в за последние годы на Западе 1) широкое применен получили методы гос регулирован экономики, котор использует правит-во при разработке и реализац финансово — бюджетн полит. (возрастает роль бюджета). Бюджет рассматрив как основн элемент регулирован экономич и соц отношен. 2) Рост военных расходов их доля составляет от 30 % до 35 % (В Западных странах) 3) Это увеличение соц расходов финансируем из бюджета. Соц затраты осуществл в соответств с соц прогами. 4) Рост группы расходов связан с вмешат-вом гос-ва в экономику, особенно в научно исследовательск работы, в котор от 50% до 70% финансир за счет бюджета. В нашей стране вопрос о роли бюджета представл сложно и объективно, потому что разрушена социалистическ система хозяйствован, осуществлен поворот к рыночн эконом, децентрализация всей финансово кредитн сист, но не смотря на   эти тенденции бюджет остается основн орудием гос полит наряду с кредитно — денежн системой. Бюджетная система включает: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Ослабление роли бюджета с эти м связано: падение производства; падение объема национальн дохода; деформация финансово — бюджетн сист.  В наст время особеннос Российск бюджетной системы являются: — Низкие по сравнению с большинств развитых стран уровень аккумулирования финансов ресурсов. В бюджете на 2002 год аккумулируется 19,4 % ВВП; В1999 — 11,1 %; В 2001 15,4. В связи с таким низким уровнем мобилизации финансовых ресурсов в руках гос-ва, остро встает вопрос об усилении бюджетных методов воздействия на дальнейшее развитие экономич процессов Функционирование бюджета предполагает: Постоянную мобилизацию доходов и расходов

  1. Бюджетн дефицит, причины его возникновен и методы финансир

Бюджетный дефицит, (отрицательное сальдо бюджета ) как результат :

•ошибок в процессе бюджетного планирования ;

•низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;

•развития инфляционных процессов;

•необходимости обслуживания значительн внешн и внутр долга;

•дополнит затрат связанс форс -мажорными обстоят-вами в условиях отсутствия спец финансового резерва.

Финансирование бюджетного дефицита осуществл с помощью гос займов, и иногда за счет внебюджетных фондов.

  1. Профицит бюджета: его формирован и распределен

Типовая структура федерального бюджета:

а ) Доходная часть бюджета: налоговые доходы; поступления от федеральных займов; доходы от гос имущ-ва, приватизац, проч неналог доходы.

б ) Расходная часть бюджета :

•расходы по регулированию и прямому финансированию национальн эконом;

•расходы на международную деятельность;

•расходы на оборону, судебн сист, правоохранительн деятельн и обеспечение безопасн гос-ва ;

•расходы на науку, культуру, образован, здравоохран, искусство, ср-ва массов информац;

•расходы соц хар-ра

•расходы на обслуживание внешн и внутрен долга;

•расходы на пополнение гос запасов и резервов;

•расходы целевых бюджетных фондо ;

•расходы на гос управление;

•расходы на целевые программы федеральн уровня.

  1. Бюджетн процесс, хар-ка его стадий

БП – установлен законодательств деятельн органов власти по составлен, рассмотрен, утверждени и использован бюджетов и управлен бюджетн системы.

Принципы БП: единство бюджетн системы (принцип разграничен доходов и расходов бюджетов); принцип самостоятельн; сбалансирован-ти; гласности; достоверности; адресности и целевого хар-ра бюджетн ср-в.

Стадии:

  1. Составлен проекта бюджета; Организацион работа по составл проекта бюджета на федеральн уровне начин за год или полтора до начала нового бюджетн года. Составлен бюджета осуществл различн финансов уровнями: федеральн (Минфин), региональн, местным.

  2. Рассмотрен и утвержден бюджета; Стадия рассмотрен бюджета начин с момента внесения проекта закона о бюджете на рассмотрен представительн органа власти. Проект закона о бюджете на федеральн уровне вносится Президентом. На федеральн уровне главн распорядители это федеральн министры.

  3. Стадия исполнен бюджета. Обычно исполнен бюджета осущ как по доходам, так и по расходам. В исполнение бюджета по доходам включается: Перечислен и зачислен доходов на соответствующ единый счет территориальн бюджета.. Возврат излишне уплачен в бюджет сумм доходов. Исполнен бюджета по расходам — любой бюджет исполняется по расходам, исходя из наличия фактич денежн ср-в на едином счете, при условии, что сами расходы предполаг череду процедур, связан с расходами. Основн этапы санкционирован расходов: Расходы не могут начаться без составлен и утвержден бюджетн росписи, сначала составл сводная роспись, а потом по отраслям. Бюджетн роспись — документ, котор составл в соответств с законом для определен объемов и направл финансирован, т.е. как бы аналог самого бюджета только более подробный.

  4. Отчет об исполнении обязат-в. После завершения бюджетн года начин процесс по исполнению отчета. Отчет по федеральному бюджету готовится на уровне правительства РФ. В течении шесть месяцев спец орган исполнит власти должен составить проект отчета, котор направляется в сам орган исполнит власти, который принимает его в форме соответствующ закона.

  1. Гос кредит, его сущность и роль в финансирован бюджетн дефицита

Гос кредит, одна из форм кредитных отношен в экономике, непременным участником котор выступает гос-во, действующ в роли кредитора , заемщика или гаранта .

•В роли кредитора гос-во выступ в процессе централизован кредитования отраслей, регионов и отдельных.

•В роли заемщика гос-во выступ в процессе размещения гос внешн и внутрен.

•В роли финансового гаранта гос-в , в лице конкретн органов исполнит власти различного уровня, выступает в процессе предоставленбанковских ссуд различным категор заемщиков из числа ЮЛ, а также в процессе привлечения в страну иностран инвестиций.

Гос кредит функционирует одновременно в двух сферах денежных отношений -финансов и кредита , отражая характерные признаки каждой из них. В качестве элемента финансовой системы он обеспечивает удовлетворение потребностей гос-ва в привлечен дополнительных финансовых ресурсов.

Гос кредит выполняет две базовых функции :

•фискальную, реализуемую в процессе привлечен необходим денежн средств в централизованные финансовые фонды;

•регулирующую, реализуемую в процессе установления ЦБ ставки рефинансирования по его кредитам коммерческим банкам, а также в процессе операций на рынке госценных бумаг, позволяющ эффективно обеспеч антиинфляцион регулирован национальн денежн системы

  1. Формы гос кредита

Государственный кредит, как одна из форм кредитных отношений в экономике, непременным участником которых выступает государство, действующее в роли кредитора, заемщика или гаранта.

• В роли кредитора государство выступает в процессе централизованного кредитования отраслей, регионов и отдельных юридических лиц (в мировой практике основной формой кредитования юридических лиц выступают кредиты коммерческим банкам со стороны Центрального банка, в отечественных условиях вплоть до 1995 года были распространены такие, нехарактерные для рыночной экономики формы государственного кредитования, как льготные ссуды неэффективно работающим государственным предприятиям, а также аграрному сектору).

• В роли заемщика государство выступает в процессе размещения (а также последующего обслуживания и погашения) государственных внешних и внутренних займов

• В роли финансового гаранта государство, в лице конкретных органов исполнительной власти различного уровня, выступает в процессе предоставления банковских ссуд различным категориям заемщиков из числа юридических лиц, а также в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций.

  1. Гос долг и организац управлен им

Гос долг бывает:

Капитальный долг – все суммы непогашен долговых обязат-в гос-ва, включ начисленные % по этим обязат-ам.

Текущий гос долг – гос долг, по котор срок уплаты наступ в текущ или ближайш бюджетн году.

Внешний гос долг — задолженность правит-ва иностран гражданам, фирмам и учрежден. Выплата внешн долга связана с перемещен реальн товаров и услуг за границу и чистым сокращен их потреблен внутри страны.

Внутренний гос долг — сумма накопленных правительствен займов, зафиксирован в стоимости гос ценных бумаг, находящ на руках граждан, фирм и учрежден собств страны, котор получают по ним доход в виде %.

Величина и динамика ГД отраж экономич положение страны.

РФ входит в число стран с огромным внешним долгом. Долг СССР $ 90 млрд. Основн кредитор – парижский клуб (20 гос-в). Ежегодно мы выплач $ 15-18 млрд.

Для нормальн обслуживани регулирован гос долга созд спец службы. Обслуживание ГД – совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам. Гос-во иногда прибегает к такой форме обслуживания долга как рефинансирование. Это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Высшим органом управления ГД является федеральн собрание. Оно устанавливает макс размеры привлечен ср-в для финансирования бюджета. С целью оптимизации ГД разрабатыв следующ программы: Программа гос внешне заимствования и программа гос внутрен заимствования. С учетом финансового положения, с 98г. Указом президента запрещается привлечение заимствования средств путем выпуска облигаций.

  1. Хаар-ка межбюджетн оношен в РФ

Межбюд отношения – отнош м\у органами гос власти РФ, субъекта РФ и органами местного самоуправлен.

Принципы межбюджетный отношений:

  1. Распределен и закреплен дох и расход за определ уровнем БС

  2. Равенство бюджетн прав субъектов РФ и муниципал образования

  3. Единые нормативн отчислен от федер налогов и сборов

  4. Единая методика расчета предоставлен межбюджет трансфертов нижестоящим бюджетам

  5. Выравнивание уровней бюджетной обеспечен территории

Развитие межбюдж отношен выливается в бюджет федерализм – отношения м\у центром и территориями по поводу распределен доход и расход полномочий.

Особ-ти современ модели бюджетн федерализма бюджетной организации. 1) Асимметричная модель, кот предполагает выс централизацию дох полномочий и высокую децентрализацию расходных полномочии. 2) Обязат-ва возложен на регион и местн бюджеты не обеспечив реальными источниками финансирования. 3) Отсутствие четко проработан методики расчета фин помощи. 4) Недостатки конкретизации в дох и расход полномочиях. 5) Механизм перераспред доходов не совершенен и лишает регионы стимулов к актив деятельности.

Выравнивание бюджет обеспечен территории осуществл в форме предоставлен дотации, субсидий из фед бюджета.

Предоставл ср-тв происходит из след фондов:

  • фонд софинансирования соц расходов

  • федер фонд фин поддержки субъектов РФ

  • фонд компенсации

  • фонд реформирован регионал финансов.

  1. Бюджетн федерализм в РФ и основн направлен его совершенствован

Бюджетная система РФ подразделяется на 3 уровня:

  1. Федеральн бюджет и бюджеты гос внебюджетн фондов.

  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальн внебюджетных фондов.

  3. Местные бюджеты. Районные, городск, сельск, поселков бюджеты. К местным бюджетам относятся также бюджеты закрытых административно-территориальн образований.

Способом построения бюджетных отношен м/у 3-я уровн бюджетной сист носит назван бюджетный федерализм. Это бюджетн отношен, котор позвол в услов самостоятельн каждого бюджета органически сочетать фискальные интересы федерации с интересами субъектов федерации и местных органов самоуправлен.

Содержан бюджетн федерализма включ:

  1. Законодат распределен доходов и расходов м/у бюджетами разного уровня.

  2. Обеспечен самостоятельн кажд бюджета

  3. Сохранен доминирующ положен федеральн бюджета.

  4. Прозрачность бюджетн отношен.

Методы распределения:

  1. Закреплен определен видов налогов за определен бюджетами

  2. Установлен нормативов от абсолютной суммы поступлен налогов или от ставок налога

  3. Разграничен путем трансфертов. Трансферты — платежи из различн бюджетов в нижестоящ бюджеты. В частности выделен ср-в из фонда финансов поддержки.

  1. Региональн финансы и их особ-ти

Региональные бюджеты — центральное звено территориальн бюджетов. Предназн для финансов обеспечен задач, возлож на гос органы управлен субъекта РФ.

Через региональн бюджеты гос-во проводит экономич полит. На основе предоставлен регионал органам власти ср-в для увеличен их бюджетов осуществл финансирован промышл-ти, с/х, строит-ва и содерж дорог, охраны окружающ среды.

С помощью региональн бюджетов гос-во осуществл выравнивание уровней экономич и соц развития территорий, котор отстали в своем экономич и соц развитии от др районов страны. Для этого разрабатыв региональн проги, финансир из региональн бюджетов.

Доходы региональн бюджетов РФ формир за счет собствен и регулирующ доходов.

Собственные доходы включают: Налог на имущ-во предприят, налог на недвижим, дорожн налог, транспортн налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, доходы от имущ-ва находящ в собственности субъектов РФ, доходы от платных услуг, оказываем бюджетн учреждениями, находящ в ведении органов гос. власти субъекта РФ.

Регулирующ доходы включ отчислен от федеральн налогов и сборов, распределяем к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определен федеральным законом о федеральн бюджете.

Основные направления использования средств региональных бюджетов: — обеспечение функционирован органов законодат и исполнит власти субъекта РФ; — обслуживание и погашение госдолга субъекта РФ; — проведение выборов и референдумов субъекта РФ; — обеспечение реализации региональных целевых программ; — формирование гос.собственности субъектов РФ; — осуществление международных и внешнеэкономич связей субъектов РФ; — содержан и развит предприятий, учрежден, организац, находящ в ведении органов гос.власти субъекта РФ; — обеспечение деятельн СМИ субъектов РФ; — оказание финансовой помощи местным бюджетам; — обеспечен осуществлен отдельн гос. полномоч, передаваем на муниципальн уровень; — компенсац дополнит расходов, возникш в рез-те решен, принят органами гос.власти субъекта РФ, приводящих к увеличен бюджетных расходов или уменьшен бюджетн доходов местных бюджетов.

Шпора+по+финансам — Стр 3

  1. Местные финансы и их особ-ти

Местные бюджеты — один из главн каналов доведения до населения конечных результатов произв-ва. Через них общественные фонды потребления распределяются м/у отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производствен сферы, местной и пищевой промышлен, коммунальн хоз-ва, объем продукции и услуги котор явл важным компонентом обеспечения жизнедеятельн населения.

Функции местн бюдж:

  • формирован денежн фондов, являющ финансовым обеспечен деятельн местных органов власти;

  • распределен и использован этих фондов м/у отраслями народного хоз-ва;

  • контроль за финансово-хозяйствен деятельн предприят, организац и учрежден, подведомственных этим органам власти.

Большое значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударствен экономич и соц задач — в распределении гос ср-в на содержан и развит соц инфраструктуры общ-ва.

В основе распределения общегосударствен денежн ресурсов м/у звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их гос финансовой поддержки. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующ источников доходов. Собственные доходы не явл основн источник формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы, доходы от приватизации, средства обязат медицинск страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

К регулирующим доходам местных бюджетов относят отчисления: от акцизов; от налога на прибыль предприят; от подоходного налога с физич лиц.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ из местных бюджетов финансируются виды расходов: содержание органов местного самоуправлен; формирован муниципальн собствен и управлен ею; организация, содержан и развит учрежден образования, здравоохранен, культуры и т.д.

  1. Внебюджетн фонды. Хар-ка действующ в России федеральн социальн внебюджетн фондов гос-ва

Внебюджетн фонды — совокупн денежн распределительн и перерераспределительн отношен, в результ котор формир фонды финансов ресурсов вне бюджета для целевого назначения.

Гос внебюджетн фонды это фонды денежн ср-в, образуем вне федеральн бюджета и бюджетов субъектов федерации, котор предназнач для реализац конституцион прав граждан на пенсион обеспечен, на соц страхован, на соц обеспечен в случае безработицы и охраны здоровья и мед помощь.

Материальн источн внебюдж фондов явл национальн доход. Глав методом мобилизац национальн дохода при формирован фондов выступ: ЕСН (един соц налог); Ср-ва из бюджета и займы.

Все внебюджетн фонды в 90-х годах имели следующ особен:

  1. Строго целевое назначение.

  2. Не включались в бюджеты, являлись автономными

  3. Гл источн их формиров явл в наст время ЕСН.

  4. Регулируются бюджетным кодексом.

  5. При профицитах внебюджетных фондов ср-ва использ для финансирован инвестицион прог.

  6. Соц внебюджетн фонды предназн для реализац конституц прав граждан и из них выдел ср-ва в форме трансфертн платежей.

Правит-во приняло решен о включен внебюджетн фондов в бюджет для усилен контроля за расходован ср-в. Было оставле 4 внебюджетн соц фонда — пенсион, фонд соц страхован, гос фонд занят и фонды обязательн мед страхован. В наст время внебюджетн фонды классифицир на централизован и децентрализован. Децентрализованные — фонды субъектов федерации. Они касаются экономич вопросов.

Задачи социальн внебюджетных фондов:

  1. Защита социальн интересов населен.

  2. Повышение жизнен уровня населения.

  3. Сохранность и улучшен здоровья населен

  4. Поддержка безработных

  5. Обеспечение дополнительн соц-бытовых услуг.

Источники формирования внебюджетных соц фондов:

  1. ЕСН, ставки кот устанавл налогов кодексом.

  2. Добровольн взносы юридич и физич лиц

  3. Средства бюджета.

  4. Прибыль от коммерч деятельн, осуществл фондами как ЮЛ.

  5. Займы, получен фондом ЦБ или коммерч банков.

  1. Расходы на социальн цели и источн их финансирован

Включ затраты на образован, здравоохран и физ культуру, соц обеспеч, соц помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, инвестиционные программы в соц сфере (строит-во жилья, создан соц инфраструктуры). Наибольш суммы направл на финансиров образован. Крупн расходы на оборону.

Основн цель введения института внебюджетн фондов – предотвращен традицион для планов эконом ситуации, при котор в случае недостатка ср-в для исполнения “приоритетных ” расходн статей, необходим ресурсы снимались прежде всего из бюджетных статей соц направленности.

Базовые принципы организации и функционирования внебюджетных фондов

•организационно -хоз самостоятельн;

•недопустимость перераспределен мобилизованных финансов ресурсов м/у внебюджетн фондами и использов ср-в этих фондов для финансиров др гос нужд;

•возможность увеличен финансов ресурсов, находящ в распоряжен фондов за счет осуществляем ими операций на фондовом рынке

Основные внебюджетные фонды соц назначения, формируемые в РФ :

•Пенсионный фонд ;

•Фонд соц страхования;

•Гос фонд занятости населения;

•Фонд обязательн мед страхования .

Источники формирования фондов соц назначения :

•обязательные отчисления с работодателей (в % от средств, направляем на з/п);

•обязательные страхов взносы с заработка работников;

•средства бюджетов Федерации и ее субъектов, а также местных бюджетов.

  1. Бюджетно-налогов полит. Ее особ-ти на современн этапе

  2. Особ-ти финансов страхов компаний

  1. Сущность и роль бюджетн отнош в современн услов

Финансов отношен, складывающ у гос-ва с предприят, организац, учрежден и населением, назыв бюджетными. Специфика этих отношений сост в том, что они, во-первых, возник в распределительн процессе, непремен участником котор явл гос-во и, во-вторых, связаны с формирован и использова­н централизован фонда денежн ср-в, предназнач для удовлетворен общегосударств потребностей. Бюджетн отношен характер большим многообра­зием, поскольку опосредуют разные направлен распределите­льн процесса (между секторами экономики, сферами общест­в деят-ти, отраслями народн хоз-ва) и охватыв все уровни хозяйствован (феде­ральн, республиканск, местный). Бюджетным отношен присущ объективн характер. Он обусловлен тем, что в руках гос-ва ежегодно должна концентрир-ся определен доля национальн дохода, необходим для удовлетворен соц-культурн потреб­но граждан, решен оборон задач, покрытия общих издержек гос управления. Конкрет­н велич бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развит эконом; методов хозяйство­ван на предприят, в организациях, учреждениях; решаем общ-вом экономич соц задач и т.п.

  1. Неналоговые доходы бюджетн сист

Неналогов доходы бюджета — по законодат-ву РФ –

  • доходы от использован имущества, находящ в гос или муниципальн собств;

  • доходы от продажи или иного возмездн отчужден имущ-ва, находящ в гос и муницип собств;

  • доходы от платн услуг, оказыв соответств органами гос власти, органами местн самоуправл, а также бюджетн учрежд, находящ в ведении соответственно федеральн органов исполнит власти, органов исполнит власти субъектов РФ, органов местн самоуправлен;

  • ср-ва, получ в рез-те применен мер гражданско-правовой, административн и уголовн ответствен, и иные суммы принудительн изъятия;

  • доходы в виде финансов помощи и бюджетн ссуд, получ от бюджетов др уровней бюджетн сист РФ;

  • иные неналоговые доходы.

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Централизованного фонда социального развития).

  1. Пенсион фонд РФ и его роль в финанс сист страны.

Фонд образован в соответствии с постановлением Верховного совета РСФСР от 22.12.1990г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющ свою деятельность по закону в целях управления пенсионным обеспечением.

Средства ПРФ формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов работающих; ассигнований из федерального бюджета; доходов от вложений в гос ценные бумаги. Страховые взносы установлены в % от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Платежи в ПФР осуществля плательщиками в первоочередн порядке 1 раз в месяц платежными поручениями одновременно с чеком на получение наличных на з/п.

Плательщиками налога не явл: общественн организаци инвалидов, а также предприят, принадлежащ им на правах собственн; воинские формирован РФ — по денежн довольствии военнослужащ, лиц рядового и начальствующ состава органов внутрен и дел и федеральн органов налогов полиции.

Средства ПФР использ на выплаты гос пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионер, пособий для детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадав от аварии на Чернобыльской АЭС.

  1. Финансы в сист денежн отнош

Финансы это денежн отношен, с помощью котор происход образован и использован денежн фондов для обеспечен расширен воспроизводства.

Финансы возник в связи с перераспределен доходов в пользу одного из 3-х субъектов. Финансы обеспечив выполнен гос-вом его ф-ий (полит, эконом, социальн). Отлич особен финансов явл безэквивалентный обмен на основе долгов обязат-в в услов рыночн отношен.

Различ финансы государств, децентрализованн (финансы предприят и домохоз-ва). Финансы — это историческ, экономическ и денежн категории.

Историч категор явл потому, что возник на определ ступени развит общ-ва.

Экономической категорией явля как отношен по поводу производства, распределен и потреблен ВВП и национальн дохода. ВВП это совокупная стоимость конечн товаров и услуг, котор созда внутри страны и оценив в рыночн ценах. ВНП учитыв товары и услуги, котор идут из-за границы. Часть совокупн валов продукта носит название национальн доход. Национальн доход это з/п и прибыль.

В результате распределен созд первичн доходы — прибыль и з/п. В процесс распределен и перераспределен вмеш гос-во.

Денежн отношен превращ в финансов, когда в рез-те распределен и перераспределен стоимости ВВП созд денежн фонды.

Отличие финансов и денежн отношений:

  1. Денежн отношени возник раньше финансов.

  2. Денежн отношен явл более общей экономич категорией, котор охватыв весь процесс произв-ва, т.е. деньги присутств и в самом процессе произв-ва, и в процессе распределен и в процессе использован. А финансов отношен возник только в процессе распределен.

  3. У каждого типа отношен есть определен ф-ии. Деньги выполн 5 ф-ий: Мера стоим; Ср-во обращен; Ср-во платежа; Ср-ва накоплен;Миров деньги

  1. У финансов 3 ф-ии — стимулирующ, регулирующ и контрольн.

Не все денежн отношен явл финансов отношен. Покупка товара это денежн отношен, но не финансов, т.к. это отношен эквивалентные.

  1. Бюджетн планирование

Бюджетное планирование — важнейш составн часть финансов планирован, котор подчинена требован финансов полит гос-ва. Экономич сущность бюджетн планирован сост в централизован распределен и перераспределен ВВП и национальн дохода м/у звеньями финансов сист на основе общенацион соц-экономич проги развит страны.

В ходе бюджетн планир финансы активно воздейств на основн экон и качеств показат гос прог развит страны.

Бюджетное планирование включает:

  1. Бюджетн процесс, как порядок составлен и исполнен бюджетов разного уровня.

  2. Его нормативно-правовую базу и организацион основу

  3. Вопросы теории и методологии составл бюджетов страны.

Основы бюджетного планирован определ конституц, бюджетн кодексом и др законодат актами.

Бюджетн процесс как главн форма бюджетн планирован предст собой регламентирован нормами права деятельн органов гос власти, местн самоуправлен и участников бюджетн процесса по составлен и рассмотрен проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюджетных фондов, утвержден и исполнен бюджетов и бюджетов гос внебюджетн фондов, а также контролю за их исполнен.

Похожие работы

  • курсовая  особенности закономерности развития централизованных финансов
  • курсовая  Финансы (в. 1).
  • курсовая  Сущность финансов
  • контрольная  Тесты по предмету «Финансы и кредит» (часть2 - «Финансы»), 9 заданий по 12 тестовых вопроса
  • курсовая  Финансы
  • курсовая  Финансы субъектов РФ.

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка