Выдержка из текста работы
Финансы — один из базовых элементов экономич отнош , предметн областью котор выступ процесс формирован, распределен и использован фондов денежн ср-в в целях выполнен ф-ий и задач гос-ва , а также конкретн субъектов хозяйствован. Финансовые отношения классифицир следующ образом :
•финансов отношен на уровне отдельн субъектов хозяйствован, т е ЮЛ, определяем чаще как финансы предприят;
•финансов отношен, осуществляем при непосредствен участ и в интерес гос-ва , определяем чаще как гос финансы ;
•международн финанс отношен, реализуем с участием межнациональн финансов институтов (Международн валютн фонд, Европейск валютн конференция и др), гос-в и отдельн ЮЛ.
Функции финансов:
•Аккумулирующая (или накопительн). Выраж через процесс образован (накоплен) денежн ср-в, необходим для функционир любой хоз системы .
•Распределительная ф-ия. Выраж через процесс использован ранее мобилизован денежн ср-в, для удовлетворен соответств целевых потребност хоз системы в финансов ресурсах
•Контрольная ф-ия.Выраж через целевой финансов контроль использован финансов ресурсов. Контроль за движен собственно денежн средств, анализ мног др аспектов деят объекта управлен, напр — на уровне отдельн предприят оценив эффективн его инвестиц деятельн, используем технолог и т п, а на уровне гос-ва — результативн соц политики, экологич прог и т .п .
- Функция финансов
Сущность финансов наиболее полно проявляются в их функциях: Распределительная и Контрольная. Контрольная включает в себя: а)Финансовый контроль который разделяется: — по времени его осуществления (3 формы: предварительная, текущая, последующая) предварительный контроль осуществляется на стадии планирования; последующий контроль осуществл на стадии подведения итогов, на стадии составления отчетности
— по объектам осуществления По субъектам подразделяются: А) Государственный Б) местный В) внутрихозяйственный Г) независимый (аудит) Государственный делится : (Общегосударственный, ведомственный)
- Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП
Финансов ресурсы предст собою совокупн денежн ср-в, создающ в результ деят-ти хоз субъектов и отдельн физич лиц. В экономич сист общ-ва они выступ в кач-ве материальн носите финансов отношений и функционир на всех уровнях управления. Важн роль выпол гос-во, котор организ, координир и контролир процесс формирован и распред финанс ресурсов.
Рассматриваем процесс можно дифференцировать на 3 последоват этапа :
I-ый этап : непосредственн создан финансов ресурсов юридич и физич лицами в процессе их производственно – хозяйств и трудов деят-ти. Источник этих ресурсов выступ:
•выручка от реализац продукц и услуг , а также внереализационн поступлен ЮЛ;
•основная и дополнит з/п, а также иные доходы физич лиц .
Характерн особен данного этапа в услов рыночной эконом явл пассивная роль гос-ва, котор практич не приним участия в процессе непосредствен создан финансов ресурсов. Юридич и физич лица созд основн часть финансов ресурсов общ-ва, что и определ их место в его финанс сист.
II-ой этап : первичное распределен финансов ресурсов м/у их непосредствен создател и гос-вом. Объектом распределен выступ прибыль, а также некотор иные результ деятельн ЮЛ и доходы физич лиц. Инструмент распределен служит налогов сист, организуем и эксплуатируем спец финансов орган гос-ва в лице налогов служб. В процессе распределен финансов ресурсов общ-ва гос-во решает 2 задачи:
•фискальную, связан с принудит мобилизацией части создан национальн дохода, для удовлетворен собств потребн гос-ва в финансов ресурсах, для реализац установл ему функций ;
•регулирующую, обеспечивающ возможно эффективно корректировать развитие экономич сист общ-ва.
Оставшаяся в распоряжен юридич и физич лиц часть создан финансов ресурсов, распредел ими самостоятельно в децентрализованном порядке и направл для удовлетвор собств нужд производствен и непроизводствен хар-ра. Часть этих ресурсов также может быть передана гос-ву на добровольн началах, при размещен гос займов, как 2-го источн формирован доходн части бюджетов всех уровней.
III-ий этап: перераспределение финансов ресурсов на гос уровне через систему федеральн, региональн и местн финансов. На этом этапе финансов ресурсы централизованно распредел гос-вом через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различн уровней. Лишь незначит часть собранных средств потребл собственно гос-вом. Основн же часть возвращ на уровень конкретн юридич и физич лиц, в форме оплаты гос заказов, бюджетн дотаций, з/п работникам бюджетн сферы, пенсии, иные выплаты соц хар-ра .
- Роль финансов в расширен воспр-ве
Расширенн воспр-во определ как совокупн процессов возобновлен, расширен и роста :
•производств фондов, используем в рамках конкретн хоз сист;
•валового внутреннего продукта (ВВП ), отражающ стоим всей продукц и услуг, произведен общ-вом;
•рабочей силы, затраты на воспроизводство котор включ в себя все виды денежн доходов населен, включ выплаты из гос и частн соц фондов;
•производственных отношен, как совокупн отношен м/у всеми участник процесса обществен воспроизв-ва , в лице гос-ва, юридич и физич лиц.
Используя такие финансовые инструменты, как налоги и бюджетн ассигнования, гос-во осуществл регулирован эконом на отраслевом и региональн уровнях. Внебюджетные финансов фонды (Пенсион, Соц страхован и др) явл основн экономич предпосылкой проведен гос соц полит. На уровне отдельн предприят финансов показат (напр, затраты, прибыль) окончательно утвержд в роли основн критерия эффективн производственно -хоз деятельн. Макроэкономическ роль финансов наиболее наглядно иллюстрирует процесс формирован и распределен финансов ресурсов, отражающ наиболее значим аспекты финансов отношен на всех уровнях управлен.
- Финансовые ресурсы и их состав
Финансов ресурсы образ в процессе произв-ва материальн ценностей, т.е. когда созд новая стоим и возник ВВП и национальн доход. Этот процесс образован финансов ресурсов характериз движен товаров и денег. Финансов ресурсы характериз субъектами и объектами. Субъектами выступ 3 субъекта финансов отношен (хозяйствующ субъекты, домашн хоз-ва, гос-во). Соотношен м/у этими субъектами по объему финансов ресурсов различны и размер финансов ресурсов кажд субъекта определ развит рыночн отнош. Чем больше самостоятельности у ЮЛ, тем больше объем их финансов ресурсов. Объектами финансов ресурсов выступ финансов отношен. В результате действия этих финансов отношен созд денежн целевые фонды. Они концентрир в 2-х блоках: децентрализованные финансов ресурсы и централизован финансов ресурсы. Децентрализован финансов ресурсы формир и функционир на микро уровне, а централизован созд на макро уровне и концентрир в бюджетных фондах и фондах гос предприят.
Состав финансовых ресурсов:
- Собственные ср-ва. На уровне предприят это прибыль и з/п, а на уровне гос-ва — доходы от предприят, от внешн экономич деятельн и от приватизации.
- Ср-ва, мобилизован на рынке. На уровне предприят это продажа акций, банковск кредит. На уровне гос-ва — эмиссия гос ценных бумаг, эмиссия денег и гос кредит.
- Ср-ва, котор поступ в тот или иной блок в результ перераспределен. На уровне предприят это % и дивиденды по ценным бумагам предприят. На уровне гос-ва это налоги.
Финансов ресурсы, хотя и взаимосвяз с финансов отношен, но финансами не явл. М/у ними есть качествен отличия.
Общее:
- И те, и др тесно связ с процессом произв-ва независ от форм формирован.
- И те, и др основыв на товарно-денежн отношен.
- И те, и др участв в распределен и перераспредел стоимости ВВП и национ дохода.
Главное отличие:
Финансов ресурсы не раскрыв внутренн содержан финансов, не выполн тех ф-ий, кот присущи финансов отношениям. Их можно исчислить количественно, финансов отношен подсчитать нельзя. Количествен подсчет выраж в сводном финансов балансе национальн хоз-ва.
- Финансов сист страны, харак-ка ее звеньев
Ф.с. – совокупн форм и методов образован, распределен и использован фондов денежн ср-в гос-ва, предприят и домашн хозяйств.
- Гос. бюджет;
- Гос. внебюджетные фонды;
- Гос. кредит;
- Финансы предприятий.
Ведущее звено – гос бюджет. Он представл форму образован, использован централизован фонда денежн ср-в для финансов обеспечен ф-ий гос-ва.
Важн эл-ом финансов сист выступ гос кредит. При помощи гос кредита гос-во формир необходим денежн ср-ва для покрыт своих расходов.
Внебюджетные спец фонды образ для осуществлен расходов, связан с проведен соц полит.
Основой финансов сист страны выступ финансы предприят. Здесь происходит первичное перераспределен доходов. Любое предприят должно покрывать все свои расходы за счет собствен доходов.
- Цели и задачи финансов полит гос-ва
Финансовая политика – совокупн гос меропр по использован финансов отношен для выполнен гос функций.
Основу ФП сост стратегическ цели, перспективы использован денежн фондов, решение основн задач с учетом актуальных проблем экономич и соц развития.
Основные задачи ФП:
- Создан условий финансирован, эффективн распределен и использован финансов ресурсов.
- Обеспечен регулирован и стимулирован экономич и соц процессов финансов методом.
- Выработка финансов механизма в соотв с целями и задачами финансов стратег.
- Созд эффективн и делов сист управлен финансами.
Выработка ФП предполаг учет конкретн особенн страны, предприят и хозяйств, специфики внутрен и международн обстановки, влияние финансов возможн, опыта использован финансов механизма в др странах.
Три типа ФП:
- Классическая. До конца 20-х годов. Смит и Рикардо. Невмешательство гос-ва. Свободная конкуренция.
- Регулирующая. Кейнс. Усиление роли гос-ва.
- Планово—директивная. На основе гос собственн на ср-ва произв-ва. Полное гос регулирован.
Финансовая политика состоит из:
- Кредитно-денежной политики. Направлена на обеспечен устойчивости денежн обращен путем регулирован инфляции, курса национальн денежн единицы, обеспечен своевремен расчетов и т.д. В этом случае больш значен имеет эмиссионная и ценовая политика.
- Бюджетная политика. Предполаг определен гос-вом источников формирован доходов гос-ва, приоритета их использован. А также определение источников финансирован бюджетн дефицита. В этом случае больш значен имеет налог полит и полит управлен гос долгом.
Есть еще современ полит бюджетн федерализма. Она характериз высокой самостоятельн бюджета. Это может замедлять хоз активность.
- Современн денежно-кредитн полит РФ
- Управление финансами
Управление финансами подчин финансов полит гос-ва. Объектом управлен явл все виды финансов отношен во всех звеньях финансовой системы. Все финансов отношен можно сгруппировать: Финансы коммерческ организац; Гос финансы; Финансы страхов организаций К субъектам относятся: — организационные структуры, осуществляющ управлен: (Парламент, правит-во, министерство, счетная палата, федеральн казначейство, финансов службы коммерческ организаций) В кач-ве инструмента выступ методы воздействия: финансов планирован; оперативн управлен; финансов анализ; финансов контроль. 1 метод. Финансов планирование. Заним одно из ведущ мест в сист управлен. В ходе финансов планирован всесторонне оценив состоян финансов ресурсов, определ наиб эффективн направлен их использован, обеспеч финансовыми ресурсами, экономическ пропорцией заложенной в хозяйственном плане. 2 метод. Оперативное управление — комплекс мер разрабатываемых на основе оперативной оценки складывающейся финансовой ситуации. Функции: организация, координация, стимулирован финансов деятельности. 3 метод Финансовый анализ. Все управленческ решения приним на основе анализа финансов отчетности и финансов информации. 4 метод финансовый контроль. Он должен быть многоуровневым и всесторонним. Гос финансовый контроль предназначен для финансовой политики гос-ва. Контроль за негосударств сектором экономики направлен на выполнение денежных обязательств хозяйствующ субъектов перед гос-вом.
В РФ управление финансами осуществляют: федеральное собрание, котор делится на верхнюю палату (Госдума), и нижнюю (Совет федерации) Управление финансами в этих органах имеет место при рассмотрен и утвержден федеральн бюджета, внебюджетных фондов, рассмотрение, утверждение отчета об исполнении федерального бюджета или внебюджетных фондов при утверждении федеральных законов в области налогового законодат-ва. Так же ими устанавливается предельный размер гос внутреннего и внешнего долга. Органами исполнительной власти является: — Правительство РФ, правительство субъектов Федерации и администрации на местах. — При правительстве действует комиссия по вопросам финансовой, денежной, кредитной политики. — Экономический совет, котор координирует действия федеральных органов исполнительной власти и ЦБ РФ с целью проведения единой финансовой и денежной политики гос-ва. В структуре аппарата правит-ва РФ имеется департамент финансов и денежного регулирования. Президент РФ обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти законодательной и исполнительной.
- Система органов управлен финансами РФ
Управлен финансами осущ федеральн собран и минист-во финансов. Федеральн собран утвержд федеральн бюджет и отчет об исполн бюджета, рассматр закон о налогах и сборах, утвержд max размер гос долга.
МинФин обеспеч проведен единой финансов, бюджетн, налогов и валютн полит.
Осуществляет следующие функции:
- Организац проекта федеральн бюджета;
- Прогноз бюджета РФ;
- Разраб проекта отчислен от федеральн налогов, размеры дотаций;
- Обеспеч исполнен федеральн бюджета и гос федеральн внебюджетн фондов;
- Разрабат предложен по совершен налог полит, участв в определ ценовой полит, разрабат предложен по размещ гос займов.
- Разраб проекты прог внешн заимствован;
- Разрабат прогнозы соц развит страны;
- Участв в разраб кредитно-денежн отнош.
В центральн отделен МинФина есть следующие подразделения:
- Департамент бюджетн полит. Разрабат полит в области доходов и расходов;
- Отраслевые департаменты (более 20);
- Главн управлен федеральн казначейства (кассовое исполнен бюджета);
- Министерство по налогам и сборам и его органы на местах (контроль за поступлен бюджетных средств);
- Гос таможенный комитет РФ.
- Финансов менеджмент
Финансовый менеджмент — формализованн на базе спец методологии процесс управлен финансов ресурсами конкретн субъекта хозяйствован.
Уровни управления финансами:
а) Общегосударств: федеральн уровень; уровень субъекта Федерации; местный или муницип уровень.
б) Негосударствен: уровень корпорации (концерна, холдинга); уровень предприят; внутрихозяйственный уровень.
Субъекты управления финансами:
• коллегиальн гос орган представит власти соответств уровня, или собственник конкретн субъекта хозяйствован, определяющ общую финансов стратегию, приоритеты финансов полит и ключев финансов параметры управляем сист;
• специализирован исполнит орган гос власти соответств уровня, или руководит финансов направл деят-ти конкретн субъекта хозяйствован, формирующ финансов политик предприят, принимающ принцип решения в рамках финансов менеджмента и отвеч за его общую эффективность;
• гос и негосуд финансов службы, осуществл оперативн управлен финанс.
Объекты управления финансами:
• финансов направлен деят-ти гос-ва и конкретн субъекта хозяйствован;
• установл направления финансов полит;
• укрупнен финансов категор и результ деят (оборотн и осн ср-ва, затраты, прибыль, инвестиц, обязат-ва, риски и т.п);
• конкретн финансов показат;
• органы (службы) управлен финансами и непосредственно их персонал.
- Финансов контроль, его формы, виды и методы
3 формы финансового контроля:
- Гос контроль. Осуществл как орган законодат власти, так и финансов аппаратом.
- Внутриведомств контроль. Осущ на предприят вышестоящ организацией.
- Независ контроль, или аудит. Аудит осущ на предприят по решен руков-ва. Цель — помочь предпр избежать ошибок.
Гос органы финансового контроля.
Это прежде всего высш органы законодат и исполнит власти:
- Парламент. 2 палаты контролир финанс отношен при рассмотрен и утвержд федеральн бюджета, приним законы о налогах, о пределах размеров гос долга.
- Президент. Имеет право бюджетн инициативы. Может ставить вопросы перед парламентом. Имеет право подписи федеральн бюджета. Приним участие при разраб принципов федеральн бюджета.
- Правительство. Устан сроки составл, рассмотрен и утвержден проекта бюджета.
- Финансовый аппарат. Осуществл управлен конкретн финансов вопросами.
a. Министерство финансов.
Функции министерства финансов:
1. Участв в работе по сост планов и прогнозов функционир эконом совместно с федеральн органами власти и определ потребн в гос-ых централизован ресурсах.
2. Организ работу по составл проекта федеральн бюджета, разрабатыв нормативы отчислен от федеральн налогов в бюджеты субъектов федерации.
3. Обеспеч исполнен федеральн бюджета, а также гос внебюджетных фондов.
4. Разрабатыв совместно с министерством по налогам и сборам налогов полит, ценов полит и бюджетн полит.
5. Разрабатыв предлож по выпуску и размещен гос ценных бумаг, предложен по формиров и развит финансов рынка.
6. По поручен правит-ва может выступ в междунар договорах по финансов вопросам.
b. Министерство по налогам и сборам.
Осуществл контроль за правильн исчислен, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязат налогов платежей. Совместно с территор инспекциями осущ контроль за соблюден налогов законодат-ва. Ведет учет налогоплательщ и проводит их проверки.
c. Служба налоговой полиции.
Недавно перешла в министерство внутр дел.
- Гос таможенный комитет.
Несет ответственн за поступл таможен платеж и выполн те же ф-ии и задачи, что и министерство по налогам и сборам.
- Сист органов финансов контроля в РФ
Финансовый контроль — контроль законодат и исполнит органов власти всех уровней, а также спец созд учрежден за финансов деятельн всех экономич субъектов (гос-ва, предприят, учреждений, организац). Призван обеспечить интересы и права как гос-ва , так и всех др экономич субъектов. Гос финансов контроль предназн для реализац финансов полит гос-ва, создан условий для финансов стабилизации. Это разработка, утвержден и исполнен бюджетов всех уровней и внебюджетн фондов, контроль за финансов деятельн гос предпр и учрежден, гос банков и финансов корпораций. Сист финансов контроля включ следующ элементы:
- ведомство главн ревизора- аудитора (счетн палата) с подчинением непосредств парламенту или президенту. Гл цель ведомства — общий контроль за расходован гос средств;
- налогов ведомство с подчинением правит-ву или министерству финансов страны, контролирующ поступлен налогов;
- контролирующ структуры в сост ведомств, осуществляющ проверки и ревизии подведомственных учреждений;
- негосударственн контролирующие службы, осуществляющ на коммерч основе проверку достоверности отчетной документац и законн финансов операций;
- службы внутреннего контроля.
Финансов контроль можно классифицир по:
- времени проведен (предварительн, текущий, последующ);
- субъектам контроля (президентск, ведомственн, внутрихозяйств, аудиторск)
- сфере финансовой деятельн (бюджетн, налогов, валютн, кредитн, страхов)
- форме проведения (обязательн -внешн, инициативн -внутрен)
- методам проведен (проверки, обследован, надзор, анализ хоз. деятельн, наблюдение, ревизии.
Для проведения финансов контроля со стороны представительн органов созд спец структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Гос. Думы, Счетн палата РФ. В наст время Комитет Гос. Думы и соответствующ подкомитеты проводят экспертно-аналитическ работу по всем финансов вопрос
- Финансов механизм в рыночной экономике
Финансов денежн экономич отношения функционир в определ организационно правов формах, котор устанавлив гос-вом и образ финанс механизм Финанс механизм включает: — определ формы, виды и методы организац финанс отнош Формирован различн фондов денежн ср-в: (бюджетн, небюджетн фонды, амортизацион фонды) — Порядок формирован фондов — направлен их использован — методы финансов планирован — Финансов законодательство — Формы управлен финансов сист Гос-во созд финансов механизм, с помощью кот осущ финансов отношен между гос-вом и обществ произв-вом. Финансов механизм — это сложн механизм, т.к. финансов связи имеют множеств хар-р. Различ в зависимости от степени регулирован со стороны гос-ва — директивный финансовый механизм — регулирующий финансовый механизм Директивный финансовый механизм.
Связан с непосредств участием гос-ва в финансов отношен, проявл в определен налогов сист в бюджетн процессе, в гос кредите. Регулирующий финансовый механизм Основан на использован финансов отношен в организац внутрихозяйств деятельн. Кажд звено финансов сист имеет свою специфику и свой финансов механизм. Внутри кажд звена финанс сист имеются свои подсистемы
- Финансы организации, их хар-ка
- Роль финансов в кругообороте основн капитала предприят
Предприят — это самост хозяйствующ субъект, котор связан с производством продукц, выполнен работ, оказан услуг, в целях удовлетворен обществен потребн и получен приб. Предприят осущ предприним деят-ть, котор направленна на получ прибыли или личного дохода.
Финансы предприят определяют состоян бюджетов, поступлен налогов, финансирован инвестиций и осуществлен соц программ.
Финансы предприят обеспеч движен финансов потоков и формир платежн ср-ва:
- Деньги на банковских счетах
- Денежные средства в кассе
- Чеки
- Дебиторскую задолженность
- Кредиты, полученные предприятием
- Векселя
Группы финансовых отношений:
- Отношен по формирован уставн капит хозяйств субъекта. Эти отношен возник м/у учредит в момент созд предприят.
- М/у предприят, связан с производством и реализац продукции.
- М/у предприят и его структурн подразделен по поводу финансирован расходов и распределен доходов.
- М/у предприят и работник при распределен и использован доходов.
- М/у предприятиями и вышестоящ организац внутри финансово-промышл групп. Возник при формирован и использован централизован целевых фондов и резервов.
- М/у предприят и финанс системой при уплате налогов и сборов в бюджет и получен средств из бюджета при финансирова.
- Отношен предприят с банковской системой при получен и погашен кредита, уплаты % за кредит, а также в процессе хранен денег на счетах
- Отношен предприят со страхов компан при страхован различн коммерч рисков.
Главн особ-ти финансов предприятия:
- Финансы предприят поддержив непрерывн производств процесса и кругооборота основн оборотн капитала.
- Многообраз видов финанс отношен
Гл задача финанс отношен — получен прибыли, достаточн для развит произв-ва.
- Роль финансов в кругооборот оборотно капитала предприят
Оборотн капитал — это предметы труда, кот целиком потребл в однократн процессе произв-ва и полностью переносят свою стоим на готов продукт. Стоим их возмещ после кажд производств цикла.
Оборотн ср-ва, как совокупн денежн ср-в предприят, авансирован в оборотн производствен фонды и фонды обращен и переносящ свою стоимость на вновь созд продукт одномоментно в течен одного производстве цикла (оборота).
Место и роль оборотн ср-в в финансов сист предприят определ их прямым влиянием на следующ результирующ показат его финанс –хоз-ой деятельн:
•платежеспособность;
•удельный вес “омертвленного ” (в запасах, незавершен производстве и т .п ) капитала;
•финансов независимо от кредиторов;
•запас “финансов прочности ” и др .
- Прибыль организац, ее источн образован и распределен
3 функции. — Это экономич показатель, характеризующ финансов результат деятельн. Это источник формирован финансов ресурсов предприят — стимулирующ ф-ия котор распростр в процессе ее использован. — прибыль явл источником финансов различн по экономич содержан потребностей. В процессе ее распределен пересекаются интересы многих контрагентов. Распределен прибыли установлено только в части поступлен в федеральн бюджет субъектов РФ, а так же для акционерн обществ при формирован финансов резерва, а остальн прибыль распредел самим предприят, порядок ее распределен фиксир учетной полит предприят и ее распределен руководств следующ принципами: — первоочередная обязательность перед бюджетом — распределен прибыли на накоплен и распределен Способ распределения прибыли: 1 фондовый (формирован фонда накоплен и потреблен, и сметы расходован этих фондов) 2 по отдельн направлен. это м.б. способ распределен прибыли, предприят должно сост сметы расходов, накоплен и потреблен. Распределен прибыли по отдельн направлен. Фонд накоплен использ на научно исследовательск работы, новых видов продукц, на долгосрочн инвестиц, на погашен кредита и уплата % по ним, на долев участ предприят вышестоящих. Фонд потреблен использ на соц развит и соц нужды для финансов расходов по эксплуатации объектов соц назначен находящ на балансе данной организац, на строит-во объектов непроизводственн сферы, на проведен оздоровит-х и культурн мероприят, на оказан материальн помощи и др соц нужды. Прибыль характериз эффективн от финансов дея-ти. Рентабельность характериз сист показател можно разделить на три группы: — рентабельность продукции — Рентабельность производств активов — Рентабельность вложения 1. Рентабельн продукц характериз эффективн текущ затрат предприят и степень доходов характерн продукц. Рентабельность отдельных видов продукц характериз степень доходов того или иного вида продукц. 2. Рентабельн производств-х активов показыв эффективн использован производств-х активов. Сколько прибыли приходит на эффективн производств-х активов. 3. Рентабельн вложений. Характериз уровень продаж на 1 рубль вложений в имущ-во предприятий.
Шпора+по+финансам — Стр 2
- Финансов планирован (прогнозирован)
Финансовое планирован — процесс оценки и выбора проекта капитальн вложен, его формализац в виде бюджета или финансов плана. Финансов планирован подразумев: — выявление потребно в капиталовлож-ях; — анализ альтернативн вариантов удовлетворен этих потребностей; — подготовку доклада для менеджеров; — выбор лучшей альтернативы; — распределен имеющ-ся ресурсов м/у различн направлениями инвестирования.
Финансов планирован – продукт фин. исследован, кот.занимается наука. Планирован как элемент управлен есть лучшее ср-во фин полит. Оно позвол плавно и незаметно совершать крупные хоз перемены. Объектом фин планирован явл деятельность субъектов хоз-ия и гос-ва, а итогов результ — составлен фин планов, начиная от смет отдельн учрежден до сводного фин баланса гос-ва. В кажд плане опред. доходы и расходы на опреде.период, связи со звеньями фин. и кред. систем (взносы отчислений на соц страхован, платежи в бюджет, плата за банковск кредит и др). Конкретн задачи фин планирован опред Фин политик. Это опред объем ден ср-в и их источников, необходим для выполнен плановых заданий; выявлен резервов роста доходов, экономии в расходах; установлен оптимальн пропорц в распределен ср-в м/у центральн и децентрал-ыми фондами и др.Методы финансов планирован a) автоматич (данные предыдущ года переносятся, напр, на 1999 год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэфф инфляции). Этот метод яв-ся самым примитивн и использ при нехватке времени; b) статистич (складываются расходы за предыдущ годы и делится на кол-во предыдущ лет); c) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитыв реальн потребн и увязыв их с возможностями)
В услов рын эк-ки планирование, как ф-ия управлен, должно приним форму всеобщего охвата всех сторон эк-кой и соц.деяте-ти.
Финансовый план – системная совокупн мероприятий мат. опосредования функционирован гос-ва. Он составл на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет.
- Инвестиции и источники их финансирован
Инвестиц — это долгосроч вложен капитала в промышл-ть, с/х, транспорт, строит-во. Цель такого инвестирован — созд новых и модернизация действующ предприят. 2-я цель инвестиц — освоен новейш технолог и новейш техники.
Инвестиц делятся на реальные инвестиц и финансов инвестиц. Реальн — это вложен в осн капитал и прирост материальн производствен запасов. Финансов — это вложен капитала в ценн бумаги, котор выпуск предприят или гос-вом.
В наст время, когда гос-во приним бюджет, то одновременно приним федеральн адресная инвестицион прога.
- Федеральн бюджет РФ на текущий год
- Доходы бюджетн сист; их хар-ка
Доходы бюджета предст собой экономич отношен м/у гос-вом и юридич и физич лицами, а также представл собой централизован денежн фонд. Бюджетн классификац предст собой: — группировку доходов и расходов бюджетов — источников финансиров дефицитов бюджетов и использ для составлен и исполнен бюджетов — обеспечив совместимость показат бюджетов всех уровней бюджетной сист. Доходы классифицир по методам взимания (налогов и не налогов) — в зависимости от гос устройства а) в гос-ве с централизован экономикой это доходы центральн бюджета, доходы местный бюджетов б) в федеральном гос-ве это доходы федеральн бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов. — В зависимости от гражданства субъектов налогообложения: уплачиваемы резидентами; уплачиваемые не резидентами. — По конкретным объектам обложения: взимаемые с имущ-ва; взимаемые с доходов — По видам налогов: прямые; косвенные Налоги — это главн метод мобилизации доходов в бюджет. Прям налоги — Это изъятия части доходов предприят, налог на прибыль 24 %, налог на имущ-во 1% от среднегодов стоим имущ-ва, налог на доходы физич лиц. Косвенн — налоги взимаем при покупке товаров и услуг заложенн в цены (НДС, налог с продаж, акцизы) Кроме налогов огромн значен имеют поступлен — займы, котор использ для покрыт бюджетн дефицита, для инвестирован ср-в в гос сектор экономики. По мере финансов напряжен гос-во все чаще прибег к займам. Особенно это характерно для кризисн периода эконом. М/у займами и налогами существуют тесная взаимосвязь, т. к. средства от налогов являются базой для погашении займов гос-ва. Рост налогов усиливает соц напряженность в общ-ве и правит-во вынуждено выпускать новые займы, и сдерживающий фактор, здесь платежеспособный спрос. Эмиссия денег — используется в том случае, когда средств от налогов не хватает, для покрытия расходов гос-ва, а займы не имеют благоприятных условий для размещения. Эмиссия ведет к инфляции.
Неналоговые доходы — Это виды доходов делятся на группы: I это доходы от гос собственн или деятельности (аренда, дивиденды по акциям гос-ва, % по депозитам, перечисление прибыли ЦБ) II Доходы от продажи гос имущ-ва (доходы от приватизации и продажи) III Доходы от реализации государственных запасов IV Доходы от продажи земли и нематериальных активов V Административные платежи ( таможня, ГАИ, и. т. д.) VI штрафные санкции. VII Доходы от внешнеэкономич деят-ти VIII Безвозмездн поступления.
- Экономич содержан и значен налогов
Необходим налогов вытекает из функций и задач гос-ва. Появлению налогов способствовали общественн разделен на соц группы, появлен самостоятельно хозяйствующ субъектов и возникновен гос аппарата..
Две функции налогов — фискальная и регулирующая.
Фиск — казна гос-ва. Фискальная ф-ия — обеспечен доходов гос-ва.
С помощью налогов гос-во влияет на процесс производства, это регулирующая функция.
Налоги являются инструментом управления экономикой.
Специфические признаки налога:
- Налоги это участники перераспределительн процесса стоимости ВВП и национальн дохода.
- Налоги — важнейш инструмент воздейств на экономич деятельн. Инструментом явл ставки налога, налогов льготы, способ взимания налогов, налогов санкции.
- Налоги вводятся и действуют в законодат порядке.
- Налоги — обязательн и безвозмездн платеж юридич и физич лиц.
- Налоги это орудие эксплуатации плательщика.
- Налоги это денежный платеж гос-ву
- Налоги не порождают встречного обязательства гос-ва
- Налоги создают централизованный денежн фонд гос-ва.
- Элементы налога и их хар-ка
Налоги — обязат платежи юридич и физич лиц в установл законом порядке, взимаем гос-вом для обеспеч ресурсной поддержки установл ему ф-ий .
Основн элементы налога :
•субъект налога — налогоплательщик в лице физич лица или ЮЛ;
•объект налога — результат или элемент деятельн налогоплательщика, подлежащ налогообложен;
•источник налога — конкретн объект налога для конкретн налогоплательщика;
•единица обложения — един измерен объекта налогообложен;
•налогов ставка — сумма налога на един обложен, выраж в % или в абсолютн виде;
•налогов оклад — сумма налога, уплачиваем субъектом с одного объекта за расчетн период;
•налогов период — времен период за котор уплач налог;
•налогов срок — времен период, в течен котор должно быть осуществл фактич перечисл налога;
•налогов льгота — полное или частичн освобожд от уплаты налога;
•налогов каникулы — временн освобожден конкретн субъекта от уплаты налога;
•налогов кредит — отсрочка, предоставл субъекту в части выплаты причитающ с него налога;
•налоговое правонарушен — прямые нарушен действующ налогов законодат-ва , выявлен котор связано с применен к налогоплательщ установл штрафных и иных санкций;
•обход налога – деятельн налогоплательщ по сокращен причитающ с него налогов выплат без прямых нарушен законодат-ва, и не связан с возможн применен к нему штрафн санкций.
- Налоговая сист гос-ва
Налогов сист — это совокупно налогов, установл законодат властью и взимаемых исполнит властью, а также методы и принципы ее построения.
Классификация налогов:
По использованию налогов:
- Общие. Поступ в бюджет и не закрепл за определен видом расходов.
- Целевые или специальн.
В зависимости от взимающего органа:
- Федеральные
- Региональные
a. Налог на имущество ЮЛ
b. Налог с продаж
- Местные
c. Налог на землю
d. На имущество ЮЛ
e. На рекламу и т.д.
Все налоги введены либо налогов кодексом, либо законом, котор включен в налог кодекс.
По механизму уплаты: Прямые; Косвенн
Принципы российск налоговой системы:
- Кажд должен уплачив законно установл налоги.
- Налогооблож должно быть всеобщ и равным (по доходам).
- Налоги должны иметь экономич обоснован и не могут быть произвольн.
- Налги должны быть сформулиров в законе так, чтобы кажд точно знал, какие налоги платить, сколько и когда.
- Налог не должен иметь дискриминацион хар-ра, исходя из соц, расовых и национальн критериев.
- Нельзя допускать, чтобы налоги наруш экономич пространство РФ (разн ставки налога в разн регионах).
- Налоги уплач только те, котор предусмотр налогов кодексом.
- Прямые налоги и их хар-ка
- Косвенные налоги и их хар-ка
Косвен налоги — это налоги на товары и услуги, кот входят в цену товара или тарифа и оплачив потребителем. Они не прямо поступ в казну от плательщика, а через товар или услугу.
- НДС
- Акциз
- Таможенные пошлины
- Налог с продаж
Отличительные черты:
- Не учитывает доходность плательщика и его семейн положение.
- Явл регрессивным, с ростом дохода семьи доля косвен налогов в бюджете этой семьи уменьш.
- Просты при обложении.
- Очень выгодны для бюджета.
- От косвен налогов нельзя уклон.
Использ для воздейств на процесс произв-ва (таможен пошлины).
- Расходы бюджетн сист: их классификац и хар-ка
Расходы госбюджета — это экономич отношен, связан с распределен и использован централизован денежн фондов гос-ва по отраслевому, целевому и территор назначен.
Расходы бюджетов в зависим от их экономич содержан делятся на:
Текущие расходы – часть расходов бюджетов обеспечивающ текущее функциониров органов власти, бюджетн учрежден, оказание поддержки др бюджетам.
Капитальн расходы – часть расходов обеспечивающ инвестицион и инновационн деятельн (инновация – инвестирован в новшество) в сост капитальн расходов Мб сформирован бюджет развития
Расходы бюджета представл собой затраты, возникающ в связи с выполнен гос-вом своих задач и фун-й. Эти затраты выраж экономич отношен, на основе котор происх процесс использов ср-в централизован фонда денежн ср-в гос-ва по различн направлен. Кажд вид расходов облад качествен и количествен характерист. Качественн характ-ка, отражая экономич природу явления, позвол установ назначен бюджетн расходов, количествен — их велич.
Конкретн виды бюджетн расходов определ рядом факторов: уровнем соц-экономич развит страны, административно-территор устр-вом гос-ва, формами предоставлен бюджетн ср-в и т.д. Расходы бюджета тесно связ с функц-ми гос-ва. У кажд гос-ва есть 4 первоочер ф-ии: экономич, социаль, управл, военная. В расходах бюджета осн место заним 4 группы : экономическ назначен (на финансиров НХ), расходы на соц-культурн мероприят — финансиров отраслей, обслужив населен путем предоставл бесплатн услуг (здравоохранен, образован, расходы на предоставлен соц помощи отдельн слоям населен; расходы на управлен. В условиях госкредита есть и расходы на обслуживан гос долга; военные расходы.
Расходы госбюджета в наст время не покрыв доходами. Важнейш направлен полит в области расходов — их сокращен и рационализац, выработка новых форм бюджетн финансирован, обеспечивающ эффективн использован ср-в и повышен действен контроля за использован бюджетн ср-в
- Бюджетн устр-во и бюджетн сист гос-ва
Бюджет он имеет 3 значения. 1. Это звено финансов системы 2. Это экономич категория 3. Это централизован фонд денежных средств гос-ва. Как звено финансовой системы бюджет осуществляет распределение и перераспределение ВВП. Как экономич категория бюджет представл собой финансов отношения, котор возник в процессе образован использован централизован фонда денежн средств гос-ва. В бюджетном кодексе бюджет определен как форма образован и расходован фонда денежн средств, предназнач для финансов обеспечен задач и функций гос-ва и местного самоуправлен. По соц — экономич сущности бюджет — это орудие перераспределения ВВП и национальн дохода. За счет бюджета формир затраты по расширен производства, формирован необходим структуры народн хоз-ва. (отраслевой и территориальн). Бюджет любой страны выполн функции: — перераспределения национальн дохода — гос регулирован и стимулирован эконом — финансовое обеспечен соц политики и контроль за формирован использованием централизован фонда денежных ср-в за последние годы на Западе 1) широкое применен получили методы гос регулирован экономики, котор использует правит-во при разработке и реализац финансово — бюджетн полит. (возрастает роль бюджета). Бюджет рассматрив как основн элемент регулирован экономич и соц отношен. 2) Рост военных расходов их доля составляет от 30 % до 35 % (В Западных странах) 3) Это увеличение соц расходов финансируем из бюджета. Соц затраты осуществл в соответств с соц прогами. 4) Рост группы расходов связан с вмешат-вом гос-ва в экономику, особенно в научно исследовательск работы, в котор от 50% до 70% финансир за счет бюджета. В нашей стране вопрос о роли бюджета представл сложно и объективно, потому что разрушена социалистическ система хозяйствован, осуществлен поворот к рыночн эконом, децентрализация всей финансово кредитн сист, но не смотря на эти тенденции бюджет остается основн орудием гос полит наряду с кредитно — денежн системой. Бюджетная система включает: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Ослабление роли бюджета с эти м связано: падение производства; падение объема национальн дохода; деформация финансово — бюджетн сист. В наст время особеннос Российск бюджетной системы являются: — Низкие по сравнению с большинств развитых стран уровень аккумулирования финансов ресурсов. В бюджете на 2002 год аккумулируется 19,4 % ВВП; В1999 — 11,1 %; В 2001 15,4. В связи с таким низким уровнем мобилизации финансовых ресурсов в руках гос-ва, остро встает вопрос об усилении бюджетных методов воздействия на дальнейшее развитие экономич процессов Функционирование бюджета предполагает: Постоянную мобилизацию доходов и расходов
- Бюджетн дефицит, причины его возникновен и методы финансир
Бюджетный дефицит, (отрицательное сальдо бюджета ) как результат :
•ошибок в процессе бюджетного планирования ;
•низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;
•развития инфляционных процессов;
•необходимости обслуживания значительн внешн и внутр долга;
•дополнит затрат связанс форс -мажорными обстоят-вами в условиях отсутствия спец финансового резерва.
Финансирование бюджетного дефицита осуществл с помощью гос займов, и иногда за счет внебюджетных фондов.
- Профицит бюджета: его формирован и распределен
Типовая структура федерального бюджета:
а ) Доходная часть бюджета: налоговые доходы; поступления от федеральных займов; доходы от гос имущ-ва, приватизац, проч неналог доходы.
б ) Расходная часть бюджета :
•расходы по регулированию и прямому финансированию национальн эконом;
•расходы на международную деятельность;
•расходы на оборону, судебн сист, правоохранительн деятельн и обеспечение безопасн гос-ва ;
•расходы на науку, культуру, образован, здравоохран, искусство, ср-ва массов информац;
•расходы соц хар-ра
•расходы на обслуживание внешн и внутрен долга;
•расходы на пополнение гос запасов и резервов;
•расходы целевых бюджетных фондо ;
•расходы на гос управление;
•расходы на целевые программы федеральн уровня.
- Бюджетн процесс, хар-ка его стадий
БП – установлен законодательств деятельн органов власти по составлен, рассмотрен, утверждени и использован бюджетов и управлен бюджетн системы.
Принципы БП: единство бюджетн системы (принцип разграничен доходов и расходов бюджетов); принцип самостоятельн; сбалансирован-ти; гласности; достоверности; адресности и целевого хар-ра бюджетн ср-в.
Стадии:
- Составлен проекта бюджета; Организацион работа по составл проекта бюджета на федеральн уровне начин за год или полтора до начала нового бюджетн года. Составлен бюджета осуществл различн финансов уровнями: федеральн (Минфин), региональн, местным.
- Рассмотрен и утвержден бюджета; Стадия рассмотрен бюджета начин с момента внесения проекта закона о бюджете на рассмотрен представительн органа власти. Проект закона о бюджете на федеральн уровне вносится Президентом. На федеральн уровне главн распорядители это федеральн министры.
- Стадия исполнен бюджета. Обычно исполнен бюджета осущ как по доходам, так и по расходам. В исполнение бюджета по доходам включается: Перечислен и зачислен доходов на соответствующ единый счет территориальн бюджета.. Возврат излишне уплачен в бюджет сумм доходов. Исполнен бюджета по расходам — любой бюджет исполняется по расходам, исходя из наличия фактич денежн ср-в на едином счете, при условии, что сами расходы предполаг череду процедур, связан с расходами. Основн этапы санкционирован расходов: Расходы не могут начаться без составлен и утвержден бюджетн росписи, сначала составл сводная роспись, а потом по отраслям. Бюджетн роспись — документ, котор составл в соответств с законом для определен объемов и направл финансирован, т.е. как бы аналог самого бюджета только более подробный.
- Отчет об исполнении обязат-в. После завершения бюджетн года начин процесс по исполнению отчета. Отчет по федеральному бюджету готовится на уровне правительства РФ. В течении шесть месяцев спец орган исполнит власти должен составить проект отчета, котор направляется в сам орган исполнит власти, который принимает его в форме соответствующ закона.
- Гос кредит, его сущность и роль в финансирован бюджетн дефицита
Гос кредит, одна из форм кредитных отношен в экономике, непременным участником котор выступает гос-во, действующ в роли кредитора , заемщика или гаранта .
•В роли кредитора гос-во выступ в процессе централизован кредитования отраслей, регионов и отдельных.
•В роли заемщика гос-во выступ в процессе размещения гос внешн и внутрен.
•В роли финансового гаранта гос-в , в лице конкретн органов исполнит власти различного уровня, выступает в процессе предоставленбанковских ссуд различным категор заемщиков из числа ЮЛ, а также в процессе привлечения в страну иностран инвестиций.
Гос кредит функционирует одновременно в двух сферах денежных отношений -финансов и кредита , отражая характерные признаки каждой из них. В качестве элемента финансовой системы он обеспечивает удовлетворение потребностей гос-ва в привлечен дополнительных финансовых ресурсов.
Гос кредит выполняет две базовых функции :
•фискальную, реализуемую в процессе привлечен необходим денежн средств в централизованные финансовые фонды;
•регулирующую, реализуемую в процессе установления ЦБ ставки рефинансирования по его кредитам коммерческим банкам, а также в процессе операций на рынке госценных бумаг, позволяющ эффективно обеспеч антиинфляцион регулирован национальн денежн системы
- Формы гос кредита
Государственный кредит, как одна из форм кредитных отношений в экономике, непременным участником которых выступает государство, действующее в роли кредитора, заемщика или гаранта.
• В роли кредитора государство выступает в процессе централизованного кредитования отраслей, регионов и отдельных юридических лиц (в мировой практике основной формой кредитования юридических лиц выступают кредиты коммерческим банкам со стороны Центрального банка, в отечественных условиях вплоть до 1995 года были распространены такие, нехарактерные для рыночной экономики формы государственного кредитования, как льготные ссуды неэффективно работающим государственным предприятиям, а также аграрному сектору).
• В роли заемщика государство выступает в процессе размещения (а также последующего обслуживания и погашения) государственных внешних и внутренних займов
• В роли финансового гаранта государство, в лице конкретных органов исполнительной власти различного уровня, выступает в процессе предоставления банковских ссуд различным категориям заемщиков из числа юридических лиц, а также в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций.
- Гос долг и организац управлен им
Гос долг бывает:
Капитальный долг – все суммы непогашен долговых обязат-в гос-ва, включ начисленные % по этим обязат-ам.
Текущий гос долг – гос долг, по котор срок уплаты наступ в текущ или ближайш бюджетн году.
Внешний гос долг — задолженность правит-ва иностран гражданам, фирмам и учрежден. Выплата внешн долга связана с перемещен реальн товаров и услуг за границу и чистым сокращен их потреблен внутри страны.
Внутренний гос долг — сумма накопленных правительствен займов, зафиксирован в стоимости гос ценных бумаг, находящ на руках граждан, фирм и учрежден собств страны, котор получают по ним доход в виде %.
Величина и динамика ГД отраж экономич положение страны.
РФ входит в число стран с огромным внешним долгом. Долг СССР $ 90 млрд. Основн кредитор – парижский клуб (20 гос-в). Ежегодно мы выплач $ 15-18 млрд.
Для нормальн обслуживани регулирован гос долга созд спец службы. Обслуживание ГД – совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам. Гос-во иногда прибегает к такой форме обслуживания долга как рефинансирование. Это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Высшим органом управления ГД является федеральн собрание. Оно устанавливает макс размеры привлечен ср-в для финансирования бюджета. С целью оптимизации ГД разрабатыв следующ программы: Программа гос внешне заимствования и программа гос внутрен заимствования. С учетом финансового положения, с 98г. Указом президента запрещается привлечение заимствования средств путем выпуска облигаций.
- Хаар-ка межбюджетн оношен в РФ
Межбюд отношения – отнош м\у органами гос власти РФ, субъекта РФ и органами местного самоуправлен.
Принципы межбюджетный отношений:
- Распределен и закреплен дох и расход за определ уровнем БС
- Равенство бюджетн прав субъектов РФ и муниципал образования
- Единые нормативн отчислен от федер налогов и сборов
- Единая методика расчета предоставлен межбюджет трансфертов нижестоящим бюджетам
- Выравнивание уровней бюджетной обеспечен территории
Развитие межбюдж отношен выливается в бюджет федерализм – отношения м\у центром и территориями по поводу распределен доход и расход полномочий.
Особ-ти современ модели бюджетн федерализма бюджетной организации. 1) Асимметричная модель, кот предполагает выс централизацию дох полномочий и высокую децентрализацию расходных полномочии. 2) Обязат-ва возложен на регион и местн бюджеты не обеспечив реальными источниками финансирования. 3) Отсутствие четко проработан методики расчета фин помощи. 4) Недостатки конкретизации в дох и расход полномочиях. 5) Механизм перераспред доходов не совершенен и лишает регионы стимулов к актив деятельности.
Выравнивание бюджет обеспечен территории осуществл в форме предоставлен дотации, субсидий из фед бюджета.
Предоставл ср-тв происходит из след фондов:
- фонд софинансирования соц расходов
- федер фонд фин поддержки субъектов РФ
- фонд компенсации
- фонд реформирован регионал финансов.
- Бюджетн федерализм в РФ и основн направлен его совершенствован
Бюджетная система РФ подразделяется на 3 уровня:
- Федеральн бюджет и бюджеты гос внебюджетн фондов.
- Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальн внебюджетных фондов.
- Местные бюджеты. Районные, городск, сельск, поселков бюджеты. К местным бюджетам относятся также бюджеты закрытых административно-территориальн образований.
Способом построения бюджетных отношен м/у 3-я уровн бюджетной сист носит назван бюджетный федерализм. Это бюджетн отношен, котор позвол в услов самостоятельн каждого бюджета органически сочетать фискальные интересы федерации с интересами субъектов федерации и местных органов самоуправлен.
Содержан бюджетн федерализма включ:
- Законодат распределен доходов и расходов м/у бюджетами разного уровня.
- Обеспечен самостоятельн кажд бюджета
- Сохранен доминирующ положен федеральн бюджета.
- Прозрачность бюджетн отношен.
Методы распределения:
- Закреплен определен видов налогов за определен бюджетами
- Установлен нормативов от абсолютной суммы поступлен налогов или от ставок налога
- Разграничен путем трансфертов. Трансферты — платежи из различн бюджетов в нижестоящ бюджеты. В частности выделен ср-в из фонда финансов поддержки.
- Региональн финансы и их особ-ти
Региональные бюджеты — центральное звено территориальн бюджетов. Предназн для финансов обеспечен задач, возлож на гос органы управлен субъекта РФ.
Через региональн бюджеты гос-во проводит экономич полит. На основе предоставлен регионал органам власти ср-в для увеличен их бюджетов осуществл финансирован промышл-ти, с/х, строит-ва и содерж дорог, охраны окружающ среды.
С помощью региональн бюджетов гос-во осуществл выравнивание уровней экономич и соц развития территорий, котор отстали в своем экономич и соц развитии от др районов страны. Для этого разрабатыв региональн проги, финансир из региональн бюджетов.
Доходы региональн бюджетов РФ формир за счет собствен и регулирующ доходов.
Собственные доходы включают: Налог на имущ-во предприят, налог на недвижим, дорожн налог, транспортн налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, доходы от имущ-ва находящ в собственности субъектов РФ, доходы от платных услуг, оказываем бюджетн учреждениями, находящ в ведении органов гос. власти субъекта РФ.
Регулирующ доходы включ отчислен от федеральн налогов и сборов, распределяем к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определен федеральным законом о федеральн бюджете.
Основные направления использования средств региональных бюджетов: — обеспечение функционирован органов законодат и исполнит власти субъекта РФ; — обслуживание и погашение госдолга субъекта РФ; — проведение выборов и референдумов субъекта РФ; — обеспечение реализации региональных целевых программ; — формирование гос.собственности субъектов РФ; — осуществление международных и внешнеэкономич связей субъектов РФ; — содержан и развит предприятий, учрежден, организац, находящ в ведении органов гос.власти субъекта РФ; — обеспечение деятельн СМИ субъектов РФ; — оказание финансовой помощи местным бюджетам; — обеспечен осуществлен отдельн гос. полномоч, передаваем на муниципальн уровень; — компенсац дополнит расходов, возникш в рез-те решен, принят органами гос.власти субъекта РФ, приводящих к увеличен бюджетных расходов или уменьшен бюджетн доходов местных бюджетов.
Шпора+по+финансам — Стр 3
- Местные финансы и их особ-ти
Местные бюджеты — один из главн каналов доведения до населения конечных результатов произв-ва. Через них общественные фонды потребления распределяются м/у отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производствен сферы, местной и пищевой промышлен, коммунальн хоз-ва, объем продукции и услуги котор явл важным компонентом обеспечения жизнедеятельн населения.
Функции местн бюдж:
- формирован денежн фондов, являющ финансовым обеспечен деятельн местных органов власти;
- распределен и использован этих фондов м/у отраслями народного хоз-ва;
- контроль за финансово-хозяйствен деятельн предприят, организац и учрежден, подведомственных этим органам власти.
Большое значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударствен экономич и соц задач — в распределении гос ср-в на содержан и развит соц инфраструктуры общ-ва.
В основе распределения общегосударствен денежн ресурсов м/у звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их гос финансовой поддержки. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующ источников доходов. Собственные доходы не явл основн источник формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы, доходы от приватизации, средства обязат медицинск страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
К регулирующим доходам местных бюджетов относят отчисления: от акцизов; от налога на прибыль предприят; от подоходного налога с физич лиц.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ из местных бюджетов финансируются виды расходов: содержание органов местного самоуправлен; формирован муниципальн собствен и управлен ею; организация, содержан и развит учрежден образования, здравоохранен, культуры и т.д.
- Внебюджетн фонды. Хар-ка действующ в России федеральн социальн внебюджетн фондов гос-ва
Внебюджетн фонды — совокупн денежн распределительн и перерераспределительн отношен, в результ котор формир фонды финансов ресурсов вне бюджета для целевого назначения.
Гос внебюджетн фонды это фонды денежн ср-в, образуем вне федеральн бюджета и бюджетов субъектов федерации, котор предназнач для реализац конституцион прав граждан на пенсион обеспечен, на соц страхован, на соц обеспечен в случае безработицы и охраны здоровья и мед помощь.
Материальн источн внебюдж фондов явл национальн доход. Глав методом мобилизац национальн дохода при формирован фондов выступ: ЕСН (един соц налог); Ср-ва из бюджета и займы.
Все внебюджетн фонды в 90-х годах имели следующ особен:
- Строго целевое назначение.
- Не включались в бюджеты, являлись автономными
- Гл источн их формиров явл в наст время ЕСН.
- Регулируются бюджетным кодексом.
- При профицитах внебюджетных фондов ср-ва использ для финансирован инвестицион прог.
- Соц внебюджетн фонды предназн для реализац конституц прав граждан и из них выдел ср-ва в форме трансфертн платежей.
Правит-во приняло решен о включен внебюджетн фондов в бюджет для усилен контроля за расходован ср-в. Было оставле 4 внебюджетн соц фонда — пенсион, фонд соц страхован, гос фонд занят и фонды обязательн мед страхован. В наст время внебюджетн фонды классифицир на централизован и децентрализован. Децентрализованные — фонды субъектов федерации. Они касаются экономич вопросов.
Задачи социальн внебюджетных фондов:
- Защита социальн интересов населен.
- Повышение жизнен уровня населения.
- Сохранность и улучшен здоровья населен
- Поддержка безработных
- Обеспечение дополнительн соц-бытовых услуг.
Источники формирования внебюджетных соц фондов:
- ЕСН, ставки кот устанавл налогов кодексом.
- Добровольн взносы юридич и физич лиц
- Средства бюджета.
- Прибыль от коммерч деятельн, осуществл фондами как ЮЛ.
- Займы, получен фондом ЦБ или коммерч банков.
- Расходы на социальн цели и источн их финансирован
Включ затраты на образован, здравоохран и физ культуру, соц обеспеч, соц помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, инвестиционные программы в соц сфере (строит-во жилья, создан соц инфраструктуры). Наибольш суммы направл на финансиров образован. Крупн расходы на оборону.
Основн цель введения института внебюджетн фондов – предотвращен традицион для планов эконом ситуации, при котор в случае недостатка ср-в для исполнения “приоритетных ” расходн статей, необходим ресурсы снимались прежде всего из бюджетных статей соц направленности.
Базовые принципы организации и функционирования внебюджетных фондов
•организационно -хоз самостоятельн;
•недопустимость перераспределен мобилизованных финансов ресурсов м/у внебюджетн фондами и использов ср-в этих фондов для финансиров др гос нужд;
•возможность увеличен финансов ресурсов, находящ в распоряжен фондов за счет осуществляем ими операций на фондовом рынке
Основные внебюджетные фонды соц назначения, формируемые в РФ :
•Пенсионный фонд ;
•Фонд соц страхования;
•Гос фонд занятости населения;
•Фонд обязательн мед страхования .
Источники формирования фондов соц назначения :
•обязательные отчисления с работодателей (в % от средств, направляем на з/п);
•обязательные страхов взносы с заработка работников;
•средства бюджетов Федерации и ее субъектов, а также местных бюджетов.
- Бюджетно-налогов полит. Ее особ-ти на современн этапе
- Особ-ти финансов страхов компаний
- Сущность и роль бюджетн отнош в современн услов
Финансов отношен, складывающ у гос-ва с предприят, организац, учрежден и населением, назыв бюджетными. Специфика этих отношений сост в том, что они, во-первых, возник в распределительн процессе, непремен участником котор явл гос-во и, во-вторых, связаны с формирован и использован централизован фонда денежн ср-в, предназнач для удовлетворен общегосударств потребностей. Бюджетн отношен характер большим многообразием, поскольку опосредуют разные направлен распределительн процесса (между секторами экономики, сферами обществ деят-ти, отраслями народн хоз-ва) и охватыв все уровни хозяйствован (федеральн, республиканск, местный). Бюджетным отношен присущ объективн характер. Он обусловлен тем, что в руках гос-ва ежегодно должна концентрир-ся определен доля национальн дохода, необходим для удовлетворен соц-культурн потребно граждан, решен оборон задач, покрытия общих издержек гос управления. Конкретн велич бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развит эконом; методов хозяйствован на предприят, в организациях, учреждениях; решаем общ-вом экономич соц задач и т.п.
- Неналоговые доходы бюджетн сист
Неналогов доходы бюджета — по законодат-ву РФ –
- доходы от использован имущества, находящ в гос или муниципальн собств;
- доходы от продажи или иного возмездн отчужден имущ-ва, находящ в гос и муницип собств;
- доходы от платн услуг, оказыв соответств органами гос власти, органами местн самоуправл, а также бюджетн учрежд, находящ в ведении соответственно федеральн органов исполнит власти, органов исполнит власти субъектов РФ, органов местн самоуправлен;
- ср-ва, получ в рез-те применен мер гражданско-правовой, административн и уголовн ответствен, и иные суммы принудительн изъятия;
- доходы в виде финансов помощи и бюджетн ссуд, получ от бюджетов др уровней бюджетн сист РФ;
- иные неналоговые доходы.
К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Централизованного фонда социального развития).
- Пенсион фонд РФ и его роль в финанс сист страны.
Фонд образован в соответствии с постановлением Верховного совета РСФСР от 22.12.1990г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющ свою деятельность по закону в целях управления пенсионным обеспечением.
Средства ПРФ формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов работающих; ассигнований из федерального бюджета; доходов от вложений в гос ценные бумаги. Страховые взносы установлены в % от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Платежи в ПФР осуществля плательщиками в первоочередн порядке 1 раз в месяц платежными поручениями одновременно с чеком на получение наличных на з/п.
Плательщиками налога не явл: общественн организаци инвалидов, а также предприят, принадлежащ им на правах собственн; воинские формирован РФ — по денежн довольствии военнослужащ, лиц рядового и начальствующ состава органов внутрен и дел и федеральн органов налогов полиции.
Средства ПФР использ на выплаты гос пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионер, пособий для детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадав от аварии на Чернобыльской АЭС.
- Финансы в сист денежн отнош
Финансы это денежн отношен, с помощью котор происход образован и использован денежн фондов для обеспечен расширен воспроизводства.
Финансы возник в связи с перераспределен доходов в пользу одного из 3-х субъектов. Финансы обеспечив выполнен гос-вом его ф-ий (полит, эконом, социальн). Отлич особен финансов явл безэквивалентный обмен на основе долгов обязат-в в услов рыночн отношен.
Различ финансы государств, децентрализованн (финансы предприят и домохоз-ва). Финансы — это историческ, экономическ и денежн категории.
Историч категор явл потому, что возник на определ ступени развит общ-ва.
Экономической категорией явля как отношен по поводу производства, распределен и потреблен ВВП и национальн дохода. ВВП это совокупная стоимость конечн товаров и услуг, котор созда внутри страны и оценив в рыночн ценах. ВНП учитыв товары и услуги, котор идут из-за границы. Часть совокупн валов продукта носит название национальн доход. Национальн доход это з/п и прибыль.
В результате распределен созд первичн доходы — прибыль и з/п. В процесс распределен и перераспределен вмеш гос-во.
Денежн отношен превращ в финансов, когда в рез-те распределен и перераспределен стоимости ВВП созд денежн фонды.
Отличие финансов и денежн отношений:
- Денежн отношени возник раньше финансов.
- Денежн отношен явл более общей экономич категорией, котор охватыв весь процесс произв-ва, т.е. деньги присутств и в самом процессе произв-ва, и в процессе распределен и в процессе использован. А финансов отношен возник только в процессе распределен.
- У каждого типа отношен есть определен ф-ии. Деньги выполн 5 ф-ий: Мера стоим; Ср-во обращен; Ср-во платежа; Ср-ва накоплен;Миров деньги
- У финансов 3 ф-ии — стимулирующ, регулирующ и контрольн.
Не все денежн отношен явл финансов отношен. Покупка товара это денежн отношен, но не финансов, т.к. это отношен эквивалентные.
- Бюджетн планирование
Бюджетное планирование — важнейш составн часть финансов планирован, котор подчинена требован финансов полит гос-ва. Экономич сущность бюджетн планирован сост в централизован распределен и перераспределен ВВП и национальн дохода м/у звеньями финансов сист на основе общенацион соц-экономич проги развит страны.
В ходе бюджетн планир финансы активно воздейств на основн экон и качеств показат гос прог развит страны.
Бюджетное планирование включает:
- Бюджетн процесс, как порядок составлен и исполнен бюджетов разного уровня.
- Его нормативно-правовую базу и организацион основу
- Вопросы теории и методологии составл бюджетов страны.
Основы бюджетного планирован определ конституц, бюджетн кодексом и др законодат актами.
Бюджетн процесс как главн форма бюджетн планирован предст собой регламентирован нормами права деятельн органов гос власти, местн самоуправлен и участников бюджетн процесса по составлен и рассмотрен проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюджетных фондов, утвержден и исполнен бюджетов и бюджетов гос внебюджетн фондов, а также контролю за их исполнен.