Содержание
В В Е Д Е Н И Е3
1.Определение ценовой дискриминации5
2.Предпосылки возникновения и условия существования ценовой дискриминации6
3.Типы ценовой дискриминации по доходу8
3.1 Ценовая дискриминация первой степени9
3.2 Ценовая дискриминация второй степени.13
3.3 Ценовая дискриминация третьей степени17
4. Ценовая дискриминация по времени19
5. Пространственная ценовая дискриминация21
6. Ценовая дискриминация и существование отрасли24
7.Экономическое благосостояние и ценовая дискриминация25
7.1 Распределение доходов при ценовой дискриминации26
7.2 Экономическая эффективность и ценовая дискриминация27
7.3 Воздействие на интенсивность конкуренции29
8. Примеры ценовой дискриминации третьей степени31
З А К Л Ю Ч Е Н И Е34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК35
Выдержка из текста работы
Цена существует как традиционный элемент конкурентной политики и оказывает значительное влияние на прибыль компании. Поэтому, можно сказать, что формирование ценовой политики — это очень важная часть деятельности компании.
Над решением проблемы ценообразования работают многие ученые. Это, в первую очередь, экономисты, а так же маркетологи, бухгалтера, финансисты и другие.
Конечно, компания сама устанавливает цену на выпущенную ею продукцию. Существует два подхода к образованию цен на рынке: установление индивидуальных, либо единых цен. Первый подход реализуется на договорной основе, то есть как результат переговоров между продавцом и покупателем. Второй подход характерен тем, что все покупатели приобретают продукцию по равной цене.
Поэтому, каждая фирма всегда будет стараться максимизировать свою прибыль. Если фирма в какой-то степени является монополистом, то одним из способов увеличения дохода может быть осуществление ценовой дискриминации, то есть продажа одинаковых товаров и услуг по разным ценам различным группам покупателей, и при этом разница в цене не затрагивает затраты на производство и доставку благ на рынок.
Исходя из этого, тему ценовой дискриминации можно назвать актуальной. Ведь в нашей жизни мы сталкиваемся с данным явлением. Это и покупка авиабилетов, и тарифы на электроэнергию, и плата за коммунальные услуги, и прочее.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов ценовой дискриминации и изучение применения данного понятия на практике в российской экономике.
Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи: рассмотреть сущность данного понятия и историю его возникновения, изучить типы ценовой дискриминации, проанализировать ситуацию в данный момент в России, показать пути решения проблемы ценовой дискриминации.
В первой главе планируется изучить теоретическую сущность понятия ценовая дискриминация. Будут рассмотрены условия осуществления данного явления. А также показаны различные типы существования ценовой дискриминации.
Во второй главе, на нескольких примерах ценовой дискриминации в разных сферах нашей жизнедеятельности, будет проанализирована ситуация в современной экономике Российской Федерации.
В третьей главе будет уделено внимание развивающимся тенденциям развития ценовой дискриминации. А также будет сделана попытка определить методы борьбы с ней.
1. Теоретические аспекты понятия «Ценовая дискриминация»
1.1. Сущность понятия и условия осуществления «Ценовой дискриминации»
Для начала, нужно дать определение нашему понятию. Ценовая дискриминация — это продажа блага определенного качества при определенных затратах по различным ценам разным группам покупателей, осуществляемая фирмой-монополией. Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии (или фирмы, приближенные в условиях рынка к монополиям), так как они самостоятельно устанавливают и контролируют цены. При совершенной конкуренции для товара устанавливается единая цена, которую фирма не в силах контролировать и ей приходится осуществлять торговлю по данной цене. Поэтому ценовая дискриминация, в данных условиях, не возникает.
Монополии осуществляют ценовую дискриминацию только в том случае, если она увеличивает прибыль фирмы. Цены при данной дискриминации могут использоваться по разному, например, для расширения производства (ведь «лишние» вырученные средства могут пойти на разнообразные нужды по развитию фирмы и её производства).
Можно сказать, что в сфере услуг осуществление ценовой дискриминации наиболее выгодно, так как произведенные услуги, в основном, не могут перепродаваться. [6, с. 192]
В экономике необходимы определённые условия, для того, чтобы фирма могла использовать ценовую дискриминацию в своей торговой политике:
1. фирма должна полностью контролировать цену на данный продукт, то есть обладать монополией производства и продажи на данный продукт;
2. иметь возможности и условия для того, чтобы разделять своих покупателей на несколько групп, для дальнейшего использования ценовой дискриминации;
3. покупатель не должен иметь возможности перепродать приобретенное им благо. [7, с. 167]
Последствия дискриминации неоднозначны. Во-первых, она, конечно, приносит пользу монополисту, в виде наибольшей выручки за максимально большое проданное количество товаров, но с другой стороны, она также полезна и покупателю, так как позволяет ему приобретать товар по нужной цене, и что больше, наиболее полно удовлетворить его потребности. При быстром падении цен, издержки производства не могут быть покрыты. По-идее, это должно приводить к повышению цены и уменьшению потребления этого продукта группами населения, имеющих низкий доход. Но в условиях ценовой дискриминации этого может и не произойти, так как у производителя есть, так называемый, запасной ход: он может поднять цены для одной группы покупателей и за счет этого покрыть все издержки производства. Из этого следует, что существует возможность продавать товар по разным ценам разным группам потребителей. [7, с. 168 ]
1.2. История понятия «Ценовой дискриминации»
Понятие ценовой дискриминации сложилось не сразу. К развитию данного термина приложили руку несколько экономистов, а именно Ж. Дюпюи, Д. Ларднер, А. Пигу.
Стоит начать с Ж. Дюпюи. Он был первооткрывателем, ценовой дискриминации и пытался выяснить в чем состоит смысл возникновения данного факта. Свои рассуждения он разместил в своей работе: «О мере полезности гражданских сооружений // Теория потребительского поведения и спроса». В основе своего подхода он использует концепцию полезности.
Понятие Ж. Дюпюи считается приоритетным, так как данное определение практически без каких-либо изменений вошло в экономическую литературу. В нем определена самая суть, а именно: «Один и тот же товар, представленный в разных магазинах, в разных формах, очень часто продается по разным ценам богатым, зажиточным и беднякам». То есть различия в цене не зависят от производства данного товара (средств, затраченных для его производства), а зависит только от группы потребителя, которая приобретает данный товар. [27]
Помимо этого Ж. Дюпюи частично освещает условия, которые необходимы для ее осуществления, объясняя, что торговец, одновременно являющийся владельцем производства, может вести такую продажу только тогда, когда он защищен от конкуренции, то есть, по-сути, является монополистом. Данное условие необходимо для полного контроля над ценой. Но этого условия не совсем достаточно, так как непонятно, почему происходит установление нескольких цен на один и тот же товар, при ничтожно маленьких затратах на его производство, что ими можно пренебречь, либо их вообще нет.
Установление цен зависит также и от того, как оценивают товар сами покупатели. Для разных групп покупателей одна вещь может иметь разную полезность. Из этого и получаются разные цены на одно и тоже. И поскольку существуют разные группы покупателей, то монополист, должен уметь понять, как данная группа относится к приобретаемому и учесть то, что они готовы платить разные деньги за одинаковые блага. Сам того не понимая, Ж. Дюпюи натолкнулся на отделения одной группы от другой, то есть ……..
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 17.07. 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] — Режим доступа: 180687/
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» (26.07.2006 г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа: document/cons_doc_LAW_163965/
3. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 02.02.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (22 марта 1991 г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа: document/cons_doc_LAW_58244/
4. Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21.04.94 № ВБ/2053 «По выявлению монопольных цен» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.referent.ru/1/4254
5. Тарасевич Л. С., Гальперин В. М., Игнатьев С. М. 50 лекций по микроэкономике. — М.: Экономическая школа, 2010. — 860 с.
6. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика. Учебник для вузов. Для бакалавров и специалистов. 4-е издание. — М.: Питер, 2012. — 464 с.
7. Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник. — М.: Дашков и К, 2013. — 327 с.
8. Журавлёва Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2: Учебник. — М.: Дашков и К, 2012. — 934 с.
9. Новости. Статистика. Аналитика. Технологии Мобильной индустрии [Электронный ресурс] — Режим доступа: blog/monopolija_na_primere_operatorov_svjazi_cenovaja_diskriminacija/2014-07-28-8
10. Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс] — Режим доступа:
11. Информационный сайт «Студопедия.Орг. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
12. Официальный сайт Федеральной Службы по Тарифам. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
13. «ЦП». Крупнейший в рунете сайт посвященный интернет-бизнесу. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
14. «RT». Информационный телеканал. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
15. Официальный сайт Ассоциации Компаний Розничной Торговли. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
16. Официальный сайт юридической фирмы «VEGAS LEX» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
17. Официальный сайт международной информационной группы «ИНТЕРФАКС» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
18. Официальный сайт телекомпании «НТВ» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
19. Официальный сайт информационного агентства «REGNUM» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
20. Экономический портал «Финансовый путь» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
21. Научно-популярный портал «Буквы!» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
22. Новостной портал «LENTA.RU» [Электронный ресурс] — Режим доступа: ?id=372413
23. Онлайн расчет расстояний между населенными пунктами [Электронный ресурс] — Режим доступа:
24. Официальный сайт Компании «Аэрофлот» [Электронный ресурс] — Режим доступа: cms/
25. Агентство недвижимости в Омске. Недвижимость в Омске [Электронный ресурс] — Режим доступа: articles.php?num=13302
26. Официальный сайт администрации города Владивосток [Электронный ресурс] — Режим доступа: city.htm
27. Жюль Дюпюи: «О мере полезностей гражданских сооружений» [Электронный ресурс] — Режим доступа: cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/dupuit/works/dupuit_w1.txt&img=works.jpg&name=dupuit