Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА4
1.1 Особенности ценообразования на лекарственные препараты в условиях формирования рыночных отношений4
1.2 Государственное регулирование цен на лекарственные препараты10
1.3 Особенности современного ценообразования на лекарственные препараты в 2009-2010гг.25
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ В МОСКВЕ30
2.1 Особенности формирования торговых надбавок в Московской области30
2.2 Современный порядок внутриаптечного ценообразования на лекарственные средства.35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ40
ЛИТЕРАТУРА43
Выдержка из текста работы
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование рыночной экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Контроль цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (далее Положение №782).
Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства.
«Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства» (пункт 2 Положение №782).
Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства предусматривает представление производителем или иным юридическим лицом по поручению производителя документов, указанных в пункте 5 Положения №782, согласование и регистрацию предельной отпускной цены, внесение ее в Государственный реестр цен на лекарственные средства, выдачу производителю или иному юридическому лицу по поручению производителя выписки из приказа о регистрации цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 4 Положения №782).
В соответствии с пунктом 5 Положения №782:
«для государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития следующие документы, которые предоставляются в 2 экземплярах:
а) заявление о регистрации предельной отпускной цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
б) копия документа, подтверждающего наличие лицензии на производство лекарственных средств;
в) копия регистрационного удостоверения на лекарственное средство;
г) данные о международном непатентованном и присваиваемом производителем при государственной регистрации в установленном порядке наименовании лекарственного средства, коде лекарственного средства в соответствии с действующей в Российской Федерации классификацией, форме выпуска, дозировке, количестве в потребительской упаковке и штрих-коде по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
д) обоснование российским производителем предельной отпускной цены на лекарственное средство в рублях за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях «франко-склад предприятия», содержащее отчетные показатели об объемах реализации продукции за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию, и прогнозируемые на последующее полугодие данные по объемам ее реализации (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимости и прибыли, по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
е) обоснование иностранным производителем предельной отпускной цены на лекарственное средство в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату регистрации цены за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях «поставка без оплаты пошлины» с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), с указанием объемов реализации лекарственного средства на территории Российской Федерации за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию (в натуральном и стоимостном выражении в иностранной валюте), объемов продажи данного лекарственного средства в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него и сбора за таможенное оформление по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам».
Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство.
Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.
Кроме того, на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки. Их размеры утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в Приказе от 22 октября 2003 года №493 «Об утверждении формы для предоставления данных о размерах установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» утвердило форму для представления данных о размерах установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя обязан передать аптечному учреждению накладные и протокол согласования цен, который необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства. В протоколе указываются:
отпускная цена производителя;
цена государственной регистрации.
На основании этих цен аптечное учреждение и определяет продажную стоимость лекарственного средства.
В каждом регионе установлены свои правила формирования цен на лекарства, которые отпускаются бесплатно или с 50-процентной скидкой. Например, в городе Москве стоимость таких препаратов (за исключением наркотических) не может превышать 20% от зарегистрированной предельной отпускной цены лекарства. Это установлено Постановлением Правительства города Москвы от 23 апреля 2002 года №303-ПП «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
Также в Московской области, стоимость средств, которые отпускаются по льготным рецептам, не зависит напрямую от зарегистрированной предельной отпускной цены. Согласно Постановлению Правительства Московской области от 29 декабря 2001 года №457/49 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», в данном регионе предельная розничная надбавка на такие лекарства не может превышать 20%.
Рассчитывая продажную цену лекарства, аптеки прибавляют к его оптовой цене предельную розничную надбавку. Как правило, она зависит от покупной цены лекарства без НДС. Аптеки, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, НДС не платят. Поэтому таким аптекам разрешено исчислять надбавку с учетом НДС.
Реализуя лекарственные средства по бесплатному рецепту, аптечное учреждение фактически продает их не больному, а местному органу здравоохранения.
Бухгалтерский учет ведется с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с территориальным органом управления здравоохранения».
При продаже лекарств с 50-процентной скидкой в бухгалтерском учете аптечного учреждения нужно показать выручку от продажи лекарственных средств, при которой одна половина приходится на покупателя, другая — на территориальный орган управления здравоохранения.
Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (ред. от 15.08.2014) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вместе с «Правилами государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», «Правилами ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», «Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации»)
В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации;
изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
2. Предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Постановления, подлежат включению в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
3. Зарегистрированные до 26 октября 2010 г.:
предельные отпускные цены иностранных производителей в иностранной валюте на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат пересчету до 1 декабря 2010 г. в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на 1 ноября 2010 г. (без представления заявления производителей о пересчете цены) с внесением соответствующих изменений в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
предельные отпускные цены российских производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат индексации с 1 ноября 2010 г. исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного на 2011 год Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», с внесением соответствующих изменений в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
4. Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ежегодно, не позднее 15 октября, представлять в Правительство Российской Федерации проект перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам до 1 апреля 2011 г. разработать и утвердить порядок ведения российскими производителями учета доходов и расходов по производству лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, раздельно от учета доходов и расходов в отношении других лекарственных препаратов.
6. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 47, ст. 4448);
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 619 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 43, ст. 4400);
пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 г. N 441 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2869);
пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1116 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 179).
2. Газообразные лекарственные формы. Аэрозоли, вспомогательные вещества, применение аэрозолей в ветеринарной практике.
Лекарственные формы – лекарственные средства, обладающие определенными физико-химическими свойствами и обеспечивающие оптимальное лечебное действие.
Классификация лекарственных форм по агрегатному состоянию.
1.Твердые.
2.Мягкие.
3.Жидкие.
4.Газообразные.
Газообразные лекарственные формы.
Аэрозоль – лекарственная форма в специальной упаковке, в которой твердые или жидкие лекарственные средства находятся в газе или газообразном веществе.
Аэрозоли представляют собой аэродисперсные системы с газообразной дисперсионной средой и свободными твердыми или редкими частицами дисперсной фазы. Классическими примерами аэрозолей служат туман, дым, пыль.
С древних времен аэрозоли использовались в медицине в виде ингаляций для профилактики и лечения заболеваний дыхательных путей. Сначала они имели вид обычных паров и дыма, которые образуются при сжигании разных лекарственных растительных материалов. Потом стали применяться ингаляции естественных летучих веществ. В середине XIX столетия для получения аэрозолей начали использовать диспергирующие агенты: сжатый воздух, водный пар, а со временем центрифугирование и ультразвук.
Термин «Аэрозоль» относится к всем аэродисперсным системам независимо от размера частиц дисперсной фазы. В медицинской практике находят применение не только высокодисперсные аэрозоли (0,1-0,5 мкм), но и низко (25-100 мкм) и грубодисперсные (250-400 мкм).
Химический термин «Аэрозоль» иногда неправильно используется для обозначения специального вида упаковки, в которой находится сжатый и сжиженный газ, используемый для распыления (вытеснения, эвакуации) продукта, который помещается в этой упаковке.
С фармацевтической точки зрения «Аэрозоль» представляет собой форму выпуска готового лечебного средства, если одно или несколько лекарственных веществ в растворенном, суспендированном ли эмульгированном состоянии помещается в вытесняющем газе, в специальном баллоне, закрытом клапано-распыляющим устройством.
Первые сведения о применении стеклянных и металлических сосудов с клапанами, наполненных сжиженным газом (метил- ли этилхлоридом), относятся до 1889 г.
Лекарственные средства в аэрозольной упаковке удобны в применении, портативны, компактны. Упаковка предохраняет лекарственное вещество от разрушающего действия влаги, света и кислорода воздуха, исключает загрязнение препарата и механическое раздражение при нанесении на пораженный участок кожи, позволяет долгосрочно сохранять его.
Промышленное производство аэрозолей началось после второй мировой войны в США. В нашей стране организовано в 1960 г. на исследовательском заводе ХНИХФИ выпуском «Ингалипта».
В данное время Аэродисперсные системы с лекарственными веществами широко применяют не только для лечения органов дыхания, но и для нанесения лечебного состава на кожу, слизистые оболочки, раны, ожоги.
Преимущества и недостатки аэрозолей.
Преимущества аэрозольной лекарственной формы:
·Применение аэрозолей удобно, эстетично, гигиенично.
·Обеспечивается точная дозировка лекарства при использовании дозирующих устройств.
·Приводит к быстрому терапевтическому эффекту при сравнительно малых затратах лекарственных веществ.
·Аэрозольный баллон герметически закрыт, что исключает загрязнение лекарственного препарата извне.
·Аэрозольный баллон защищает препарат от высыхания, действия света и влаги.
·На протяжении всего срока годности аэрозоли сохраняют стерильность.
·При большом числе манипуляций сокращается количество обслуживающего персонала.
Аэрозолям присущи некоторые недостатки:
·сравнительно высокая стоимость;
·возможность взрыва баллона при ударе или действии высокой температуры;
·загрязнение воздуха помещения лекарственными препаратами и пропеллентами при манипуляциях.
Однако несмотря на недостатки, применение аэрозолей в медицинской практике считается прогрессивным.
Характеристика и классификация аэрозолей
Исходными веществами для приготовления аэрозольных лекарств служат различные препараты и вспомогательные вещества, позволяющие выдавать их из упаковки в различных формах, в соответствии с их назначением (на кожу, внутрь, ректально, вагинально). В связи с этим Г. С. Башура и Я. И. Хаджай дали четкое определение аэрозолям как лекарственной форме, разработали единую терминологию и классификацию всех видов аэрозолей и методов их применения в медицинской практике.
Лекарственные аэрозоли подразделяются на фармацевтические и медицинские.
Фармацевтические аэрозоли — готовая лекарственная форма, состоящая из баллона, клапанно-распылительной системы и содержимого различной консистенции, способного с помощью пропеллента выводиться из баллона. В состав аэрозоля входят лекарственные, вспомогательные вещества и один или несколько пропеллентов.
По назначению фармацевтические аэрозоли классифицируют на ингаляционные, отоларингологические, дерматологические, стоматологические, проктологические, гинекологические, офтальмологические, специального назначения (диагностические, перевязочные, кровоостанавливающие и др.).
Медицинские аэрозоли — аэрозоли одного или нескольких лекарственных препаратов в виде твердых или жидких частиц, полученные с помощью специальных стационарных установок и предназначенные, главным образом, для ингаляционного введения.
Для создания аэрозолей используется большое количество самых разнообразных химических веществ. Все они могут быть разделены на пять основных групп: активнодействующие, растворители, отдушки, вспомогательные вещества и пропелленты.
Активнодействующие ингредиенты являются главной частью любой аэрозольной рецептуры. Все остальные ингредиенты — вспомогательные и служат для их выдачи в необходимой форме.
Для приготовления разнообразных аэрозольных препаратов широко применяются различные органические растворители и вода, которые служат для получения раствора активного вещества и обеспечивают с помощью пропеллента распределение небольшого его количества в большом объеме воздуха. Для придания приятного и маскировки неприятного запаха в аэрозольные составы могут входить душистые вещества (отдушки). Тип отдушки (аромат) должен соответствовать природе продукта, для которого она предназначена. В качестве отдушек могут использоваться бензальдегид, различные эссенции, эфирные масла и др.
К группе вспомогательных веществ относят поверхностно-активные вещества (эмульгаторы, солюбилизаторы), консерванты, консистентные вещества и другие. Они предназначены для обеспечения надлежащего качества аэрозоля, создание необходимой формы выгрузки упаковки и его более эффективное использование.
Важное значение для выдачи аэрозольного продукта имеют рассеивающие или эвакуирующие газы, с помощью которых внутри сосудов создается давление. Эти газы называются пропеллентами.
В аэрозолях в качестве вспомогательных веществ используют ПАВы (поверхностно-активные вещества), а именно: минеральные и растительные масла, подвергшиеся сульфации; производные ланолина; глицериновые эфиры, миристаты триэтаноламина и др. Пленкообразователи — производные целлюлозы, производные акриловой кислоты. Корригенты — сахар, сорбит, лимонная кислота, эфирные масла, ментол. Консерванты — сорбиновая и бензойная кислоты, нипагин. Антиоксиданты — лимонная кислота, витамин Е и др.
Пропелленты
Пропеллент – газообразующий компонент аэрозоля, на потенциальной энергии которого основан принцип вытеснения содержимого баллона и его диспергирования. Он должен отвечать следующим требованиям:
1. Быть негорючим и невзрывоопасным;
2. Быть биологически безвредным;
3. Не оказывать раздражающего действия на кожу и слизистые оболочки;
4. Обладать химической совместимостью с лекарственными веществами;
5. Быть химически стойким и не подвергаться гидролизу;
6. Быть химически индифферентным к упаковке — аэрозольному баллону;
7. Не иметь запаха, вкуса и цвета;
8. Легко превращаться в жидкость при небольшом избыточном давлении (если его предполагается использовать в сжиженном виде).
Классификация пропеллентов
Пропелленты классифицируют по химической природе и агрегатному состоянию при температуре 20°С и атмосферном давлении:
1. Сжиженные газы.
Фреоны (хладоны) — фторхлорпроизводные метана, этана, пропана, которые при небольшом избыточном давлении и невысокой температуре окружающей среды из газообразного состояния переходят в жидкое. Применение хладонов удобно тем, что внутреннее давление в баллоне остается постоянным до тех пор, пока в нем находится хотя бы капля сжиженного газа. По мере расходования препарата из аэрозольной упаковки они переходят в газообразную фазу и поддерживают стабильное внутреннее давление, а также участвуют в диспергировании препаратов.
Длительное и чрезвычайно широкое применение фреонов привело к значительным экологическим проблемам – возникновению озоновых дыр и «парниковому» эффекту, ведущим к повышению солнечной инсоляции, нарушению регуляции морских экосистем, увеличению риска развития рака кожи, катаракты, снижению иммунной защиты. В целях предотвращения экологической катастрофы международным сообществом было выработано соглашение (Венская Конвенция 1985 г.), а в 1987 г. был принят Монреальский протокол (Montreal Protocol on Substance that deplete the Ozone Layer), призывающий ограничить производство и использование фреона. Согласно Монреальскому протоколу в развитых странах производство и потребление фреонов должно было прекратиться с 1 января 1996 г. Временное исключение было сделано для жизненно важных препаратов, необходимых для поддержания здоровья и безопасности общества, при отсутствии технически и экономически доступных альтернатив, приемлемых с позиций охраны окружающей среды и здоровья.
Bilet — Стр 2
Насыщенные углеводороды парафинового ряда (пропан, бутан, изобутан) значительно дешевле хладонов, неполярны, растворяются в спиртах, хлороформе, не гидролизуются в воде, легче её, малотоксичны, но горючи и огнеопасны.
Углеводороды парафинового ряда стабильны в водных средах и легче воды, поэтому употребляются главным образом в водных растворах. В связи с горючестью их не используют в составах, где присутствуют органические растворители или другие огнеопасные вещества. Из насыщенных парафиновых углеводородов в производстве аэрозольных упаковок применяются пропан, бутан, изобутан, пентан, изопентан, гептан и др. Наиболее употребительны их смеси с фреонами, которые при определенных соотношениях компонентов не дают вспышки.
Хлорзамешенные углеводороды (винилхлорид, метилхлорид, этилхлорид, метиленхлорид и метил-хлороформ) применяют для получения аэрозольных составов как растворителя, так и сорастворителя, так как они имеют низкое давление паров. Они употребляются не в отдельности, а только в смеси с фреонами для снижения давления насыщенных паров основных пропеллентов. Применение хлорпроизводных пропеллентов оказалось выгодно экономически, но они разрушают пластмассовые и резиновые упаковки, склонны к гидролизу, причем с повышением температуры скорость гидролиза быстро растет. Перечисленные выше отрицательные качества явились причиной того, что хлорзамещенные углеводороды не нашли широкого применения в производстве фармацевтических аэрозолей.
2. Сжатые газы (трудносжижаемые).
Они нетоксичны, химически инертны, негорючи и не оказывают агрессивного воздействия на металлы и полимерные материалы. Давление, оказываемое ими на содержимое в баллоне, почти не меняется под действием температуры, но постепенно уменьшается по мере расходования, что приводит к неполному использованию содержимого баллона. Кроме того, вследствие падения давления изменяется характеристика струи (ее интенсивность, влажность, степень дисперсности). Газ закачивается в баллон под давлением 5-6 атм и заполняет его на 2/3, что приводит к увеличению объема и веса баллона.
Азот наиболее часто используют в качестве пропеллента, при этом требуется специальное распылительное устройство, с помощью которого осуществляется механическое дробление струи распыляемой жидкости, так как азот не взаимодействует с растворителями и водой. Количество сжатого газа, необходимое для выдачи содержимого упаковки, незначительно. Поэтому упаковка очень чувствительна к утечке пропеллента, вызванной либо недостаточной герметичностью, либо неосторожным обращением.
Азота закись — известна как анестезирующее средство, хорошо растворяется в газообразном состоянии в жидкостях. Представляет собой газ, растворимый в воде, имеющий склонность к реакциям окисления и восстановления. Закись азота не взрывается, не взаимодействует с резиновыми и пластмассовыми деталями упаковок. Однако при использовании закиси азота в качестве пропеллента следует обратить внимание на то, что в присутствии достаточно сильных окислителей (перманганат калия и т. п.) она может разлагаться и окисляться с образованием двуокиси азота. Кроме того, имеются сведения, что закись азота может принимать участие в процессах коррозии.
Углерода диоксид — хорошо растворяется в воде, не токсичный и не раздражающий дыхательные пути газ, используется как пропеллент для косметических, фармацевтических и пищевых продуктов.
3. Легколетучие органические растворители (диметиловый, метилэтиловый и диэтиловый эфиры).
Их отрицательные свойства – огнеопасность, взрывоопасность, наркотическое и раздражающее действия на дыхательные пути.
По величине давления насыщенных паров пропелленты подразделяют на основные и вспомогательные. Индивидуальные вещества, которые при 20 °С образуют избыточное внутреннее давление в упаковке (не ниже 2 атм), называют основными пропеллентами. Для снижения давления основные пропелленты комбинируют со вспомогательными, которые имеют низкое давление насыщенных паров (около 1 атм). Вспомогательные пропелленты не могут служить выталкивающими агентами и добавляются к основным для получения смеси с требуемым давлением насыщенных паров.
В ветеринарной практике аэрозоли дезинфицирующих веществ и инсектицидов применяют для дезинфекции и дезинсекции животноводческих помещений, обработки животных против эктопаразитов, Аэрозоли лекарственных веществ — для ингаляционной химиотерапии при многих болезнях животных, Аэрозоли вакцин — для аэрогенной вакцинации. Используют аэрозоли, содержащие жидкую (р-ры, суспензии или эмульсии дезинфектантов, инсектоакарицидов, антибиотиков, химиотерапевтич. препаратов, вакцин и др.) или твёрдую (порошкообразные инсектоакарициды, дератизационные средства; сухие вакцины и т. д.) дисперсную фазу. Для получения аэрозолей жидких препаратов применяют различного рода пневматические распылители (форсунки), центробежные дисковые распылители, ультразвуковые и термомеханические аэрозольные генераторы. Сухие Аэрозоли получают главным образом различными пневматическими порошкораспылителями. Большое распространение имеют Аэрозоли ветеринарных препаратов, получаемые с помощью аэрозольных баллонов. Вредные Аэрозоли при попадании в организм способны вызвать пневмокониозы, бронхиты, болезни глаз, кожи. При усиленном дыхании, кашле, отфыркивании больных животных в воздух могут поступать болезнетворные бактерии и вирусы, образуя т. н. инфекционные Аэрозоли. При ветре и большой концентрации в воздухе инфекционные Аэрозоли могут переноситься на большое расстояние.
В шестидесятые годы в ветеринарной практике успешно использовались аэрозольные генераторы АГ-Л-6, АГ-УД-2, ОАН-П “Ракета”, ААП-0,5 “Микрон” [247]. Но из многих моделей аэрозольных генераторов, выпускаемых в то время промышленностью (САГ-1, САГ-2, ДАГ-1, ДАГ-2, ДАГ-10), наиболее удобными в условиях животноводческих хозяйств были и остаются струйные аэрозольные генераторы типа САГ, создающие аэрозоль с оптимальным размером частиц [8]. Существуют механические аэрозольные генераторы АГ-УД-2 и ГА-2, которые используют для получения направленных аэрозолей и аэрозольный агрегат ГРД-2М для получения мелкодисперсных аэрозолей дезинфицирующих средств, который по производительности заменяет 15 дезустановок ДУК-1. В настоящее время разработан агрегат аэрозольный прицепной (ААП-10) с переносным типом аэрозольных распылителей; продуктивность одного распылителя составляет 250-500 мл/мин.
На Украине разработаны и успешно применяются аэрозольные устройства для иммунизации животных и дезинфекции помещений.
Для получения аэрозолей необходимы компрессоры, создающие давление воздуха 3-5 атмосфер и расход воздуха до 100 л/мин и шланги высокого давления. Наиболее удобным принято считать передвижной компрессор СО-7Б. Используются также в этих целях компрессоры ПП-1, ПП-5, ВУ-3/8, СО-7А, О-38М, М-1136, ПКС-3, ПКС-5 и компрессор, установленный на автомобиле ДУК – дезустановка Комарова
Аэрозольную терапию животных осуществляют в специальных камерах, герметизированных и снабженных вытяжной вентиляцией и канализацией. Под аэрозольную камеру может быть переоборудован любой отсек помещения животноводческой фермы, телятника, родильного отделения. Можно строить отдельные камеры, выдерживая при этом объем помещения 6; 8; 10; 15; 30; 50 м3
Список литературы.
- Барсуков Н. А. Аэрозольная терапия // Вет. энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – С. 447-448.
- Грядунова Г.П. Лекарственные средства в аэрозольной упаковке / Г.П. Грядунова, Г.С. Башура, В.Я. Лебеденко. — М.: 1 ММИ,1980. — 32 c.
- Гуревич Д. Вопросы ценообразования: здоровые цены или цена здоровья // Фармацевтический вестник, 2005, №26
- Статьи 5 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации,
- Холодов Л.Г. “ Вопросы государственного регулирования экономики“.
- Ярных В. С. Аэрозоли в ветеринарии. – М.: Колос, 1972. – 352 с.