Содержание
Введение… 3
1 Теоретические проблемы ценообразования на конкурентном предпри-ятии. 5
1.1 Ценообразование сущность и понятие 5
1.2 Классификация методов ценообразования. 6
1.3 Факторы, влияющие на процесс ценообразования10
2 Современное состояние ценообразования на ОАО «Отрадноемежрай-газ» 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.. 13
2.2 Основные показатели работы предприятия .. 14
3 Пути совершенствования ценообразования в газовой
промышленности 19
3.1 Влияние ценообразования в газовой промышленности на инфля-цию 19
3.2 Анализ сложившейся ценовой ситуации в газовой
промышленности… 21
3.3 Программа поэтапного совершенствования цен на газ… 23
Заключение 26
Список использованных источников. 28
Выдержка из текста работы
Когда зарождалась экономика цены, устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели — ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей идея сравнительно новая.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Основой любой рыночной системы является механизм ценообразования.
Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономической практике;
2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия в условиях как развитой рыночной, так и переходной экономики;
3) исследовать процесс ценообразования на предприятии.
В работе использованы сведения из различных теоретических трудов, посвященных проблемам ценообразования.
Произвести расчёты основных финансово-экономических показателей, показателей ликвидности и сделать выводы.
1. Теоретическая часть
1.1.Классификация цен и принципы ценообразования
Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.
Цена — фундаментальная экономическая категория, в которой пересекаются и взаимосвязаны практически все основные элементы экономики, проблемы развития общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, оказанию услуг, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.
Существуют две основные точки зрения на теорию цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, за которую продавец согласен продать, а покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара, такое же определение дается в ГОСТ Р 51303-99. Другие экономисты более конкретизируют вторую точку зрения, что цена (англ. Price, Cost, Value) есть денежное выражение ценности продукта, товара, услуги, фактора производства в процессе обмена. В свою очередь, ценность — это значимость (польза, полезность) товара как продукта потребления для покупателя (потребителя). Некоторые экономисты определяют, что для покупателя цена является «экономической жертвой». Покупатель при принятии решения о приобретении товара постоянно сравнивает эту «жертву» со своим представлением о ценности. Из ряда альтернативных товаров решение принимается в пользу того товара, соотношение ценности которого и его цены не ниже, чем соотношение ценности этого товара с предполагаемо возможной ценой покупателя и ценой последующего потребления. Другими словами, при выборе покупатель определяет эффективное для себя соотношение ценности блага (качества, полезности и т.д.) и цены (массу денег или других эквивалентов, которую нужно отдать взамен, чтобы получить и эффективно эксплуатировать желаемое благо). Для продавца цена представляет собой вознаграждение за результат труда и возмещение понесенных расходов на создание (производство, транспортировка, реклама и т.д.) приобретаемого покупателем товара.
Теории полезности и ценности благ (товара) уделено большое внимание зарубежными и отечественными экономистами. Они используют различные подходы к оценке полезности благ. Но в любом случае измерение ценности товара основывается на субъективных ощущениях покупателя, что особенно характерно для потребительских товаров населению. В меньшей степени измерение ценности товара базируется на каких-либо технических и объективно обоснованных показателях, что характерно для промышленного потребления. В практике теория полезности, а именно соотношение ценности товара и цены, учитывается в параметрических методах ценообразования. Например, метод удельной цены, балловый метод, метод регрессионного анализа.
С юридической точки зрения понятие цены характеризуется как денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
В отличие от цены Ценообразование (Pricing
Price formation (setting)) — это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен. Представляется, что в силу многогранности ценообразования и влияния на него многих составляющих, целесообразно рассматривать данный процесс в совокупности, другими словами предметом дальнейшего изучения должен стать механизм ценообразования, целью которого и основополагающим предметом исследования является цена, а объектом — товар.
Товар — это благо, которое может быть выражено продуктом, материалом, полуфабрикатом, фактором производства и тому подобное, на каждой стадии смены своего пользователя, за исключением его изготовителя — первого продавца данного благо. Например, это и детали для производства телевизора, и телевизор в розничном магазине. Продавец — это хозяйствующий субъект или физическое лицо, целью хозяйствования которого как минимум является полное возмещение понесенных расходов при реализации своего товара с целью дальнейшего воспроизводства, то есть тот, кто продает товар и устанавливает цену с доходом не ниже понесенных расходов в стратегическом аспекте своего хозяйствования. Покупатель — это хозяйствующий субъект или физическое лицо, которые приобретают товар у продавца.
При принятии решения об установлении той или иной цены продавец должен проанализировать массу различных показателей, учитывать спрос покупателей (предложение конкурентов) и разработать не противоречащий действующему законодательству механизм ценообразования, посредством реализации которого он (продавец) получит желаемый результат в соответствии со своими целями и задачами (Рисунок 1).
Рисунок 1 — Взаимосвязь субъектов, объекта и предмета механизма ценообразования
В центре внимания всех субъектов механизма ценообразования всегда остается цена. Полное понимание сущности и важности такой сложной фундаментальной экономической категории как цена является основополагающим при разработке механизма ценообразования. Внешним проявлением внутреннего содержания цены являются ее функции. Они отражают сущность цены, ее роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями. Из толкового словаря: «Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений». И это действительно так. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.
В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Продавец может одновременно выступать с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим — на высококонкурентном рынке. Результаты анализа основных признаков различных типов рынков в зависимости от степени свободы конкуренции и особенности механизма ценообразования в этих условиях представлены в таблице 1. Анализ структуры рынка конкуренции необходим для выявления закономерности ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения:
Таблица 1 — Сравнительная характеристика структуры рынка
Тип рынка Рынок свободной конкуренции Рынок монополистической конкуренции
Признаки · Наличие большого числа продавцов, доля каждого на рынке незначительна. · Однородность и взаимозаменяемость товаров и услуг. · Покупатели и продавцы относятся индифферентно друг к другу. · Информированнос……..
Список используемых источников
1. Баздникин А. С. Цены и ценообразование; Юрайт, Высшее образование — Москва, 2010. — 384 c.
2. Баздникин А. С. Цены и ценообразование; Юрайт — Москва, 2012. — 384 c.
3. Борисова О. В. Ценообразование в коммерческой деятельности; Академия — Москва, 2012. — 176 c.
4. Герасименко В. В. Ценообразование; Инфра-М — , 2011. — 422 c.
5. Герасимов Б. И., Воронкова О. В. Цены и ценообразование; Форум — Москва, 2011. — 208 c.
6. Липсиц И. В. Ценообразование; Юрайт — Москва, 2014. — 376 c.
7. Ценообразование в сфере государственных закупок; Инфра-М , 2010. — 320 c.
8. Ценообразование. Учебник и практикум; Юрайт — Москва, 2014. — 464 c.
9. Шуляк П. Н. Ценообразование; Дашков и Ко — Москва, 2011. — 196 c.
10. Пунин, Е.Н.; Рычков, С.Б. Ценообразование и рынок. Перевод с английского; М.: Прогресс — Москва,2011. — 320 c.